Адаптированная рабочая программа по информатике для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости (1 вариант)
Рабочая программа учебного курса «Основы информатики» 7 класса для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (1 вариант) составлена на основе:
АООП образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ-СОШ №2 им. А. И. Герцена
Учебного плана МБОУ-СОШ №2 им. А. И. Герцена
Программы факультатива “Информационная культура школьников в коррекционных классах VIII вида” Петровой И.Е.
Программы по основам информатики для 5-9 коррекционных классов VIII вида Никандровой М.В.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП:
Личностные
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей средствами литературных произведений;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- наличие мотивации к труду, работе на результат;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов средствами литературных произведений.
Предметные (АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный; минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся).
Минимальный уровень:
- представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
- выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
- выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
- пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.).
Достаточный уровень:
- представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
- выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной
системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
- выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
-пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами;
-пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации;
- запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ.
Содержание учебного предмета, курса.
Информация и информационные процессы. Происхождение термина «информатика». Слово «информация» в обыденной речи. Информация, как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация, как сведения, предназначенные для восприятия человеком. Термин «информация» (данные) в курсе информатики.
Символ. Алфавит — конечное множество символов. Текст — конечная последовательность символов данного алфавита. Расширенный алфавит русского языка. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите. Разнообразие языков и алфавитов. Литературные и научные тексты.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование. Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова (8, 16, 32). Примеры. Код ASCII. Юникод. Кодировки кириллицы. Знакомство с двоичной системой счисления. Двоичная запись целых чисел в пределах от 0 до 256. Системы счисления с основаниями 8, 16. Десятичная и другие позиционные системы счисления. Измерение и дискретизация. Возможность цифрового представления аудиовизуальных данных. Тезис: все данные в компьютере представляются как тексты в двоичном алфавите. Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, производные от них единицы.
Устройство компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода. Роль программ в использовании компьютера. Носители информации, используемые в ИКТ, их история и перспективы развития. Представление об объёмах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей. История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров, физические ограничения на значения характеристик. Суперкомпьютеры. Параллельные вычисления.
Математические модели; их общие черты и различия с натурными моделями и словесными описаниями. Использование компьютеров при математическом моделировании. Понятие о моделировании (в широком смысле) при восприятии мира человеком.
Графы, деревья и списки, их применения при описании природных и общественных явлений, примеры задач.
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией. Исполнители; состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический язык; программа — запись алгоритма на алгоритмическом языке. Компьютер — автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды.
Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель; компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.
Линейные программы. Их ограниченность: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Логические значения. Получение логических значений путём сравнения чисел. Логические операции «и», «или», «не».
Простые и составные условия (утверждения). Соблюдение и несоблюдение условия (истинность и ложность утверждения). Запись составных условий (логических выражений).
Конструкции ветвления (условный оператор) и повторения (операторы цикла в форме «пока» и «для каждого»).
Имя алгоритма и тело алгоритма. Использование в теле алгоритма имен других алгоритмов. Вспомогательные алгоритмы.
Величина (переменная): имя и значение. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Знакомство с табличными величинами (массивами). Представление о структурах данных.
Примеры задач управления исполнителями, в том числе — обработки числовых и строковых данных; реализация алгоритмов решения в выбранной среде программирования. Сортировка и поиск: постановка задач.
Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объёма данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку большого объёма данных.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных.
Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.
Обработка графической информации. Программные компоненты современного компьютера: операционная система, файловые менеджеры, редакторы текстов и др. Интернет-сервисы: почтовая служба; справочные службы (карты, расписания и т.п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них.
Файл. Характерные размеры файлов (примеры: тексты, видео, результаты наблюдений и моделирования). Файловая система. Каталог (директория). Файловые менеджеры. Операции с файлами. Оперирование файлами и каталогами в наглядно-графической форме. Архивирование и разархивирование.
Создание и обработка текстов; систематизация знаний о приемах и умений работы над текстом с помощью текстовых редакторов (поиск и замена, проверка правописания, одновременная работа с несколькими текстами, работа нескольких авторов над одним текстом и др.).
Обработка текстовой информации. Динамические (электронные) таблицы, построение таблиц, использование формул. Сортировка (упорядочение) в таблице. Построение графиков и диаграмм. Примеры использования при описании природных и общественных явлений.
Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства и методика поиска информации, построение запросов, браузеры. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие справочные системы.
Мультимедиа. Передача информации. Источник и приёмник информации. Основные понятия, связанные с передачей информации (канал связи, скорость передачи информации по каналу связи, пропускная способность канала связи). Постановка вопроса о количестве информации, содержащейся в сообщении. Размер (длина) текста как мера количества информации. Подход А.Н.Колмогорова к определению количества информации.
Роль ИКТ при передаче и обработке информации. Компьютерные сети. Интернет. Сетевое хранение данных. Виды деятельности в Интернете. Приемы, повышающие безопасность работы в Интернете. Проблема подлинности полученной информации. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в Интернете.
Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере информатики и ИКТ. Примеры стандартов докомпьютерной и компьютерной эры.
Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты их использования. Личная информация, средства ее защиты. Организация личного информационного пространства.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Информация и информационные процессы | 9 | 6 | 3 |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 | 4 | 3 |
3 | Обработка графической информации | 4 | 2 | 2 |
4 | Обработка текстовой информации | 9 | 3 | 6 |
5 | Мультимедиа | 4 | 1 | 3 |
Календарно-тематическое планирование 7 класс (35 часов)
Номер урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1. | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | | |
Тема Информация и информационные процессы | | | ||
2. | Информация и её свойства | 1 | | |
3. | Информационные процессы. Обработка информации | 1 | | |
4. | Информационные процессы. Хранение и передача информации | 1 | | |
5. | Всемирная паутина как информационное хранилище | 1 | | |
6. | Представление информации | 1 | | |
7. | Дискретная форма представления информации | 1 | | |
8. | Единицы измерения информации | 1 | | |
9. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа | 1 | | |
Тема Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией | | | ||
10. | Основные компоненты компьютера и их функции | 1 | | |
11. | Персональный компьютер. | 1 | | |
12. | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | 1 | | |
13. | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | 1 | | |
14. | Файлы и файловые структуры | 1 | | |
15. | Пользовательский интерфейс | 1 | | |
16. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа | 1 | | |
Тема Обработка графической информации | | | ||
17. | Формирование изображения на экране компьютера | 1 | | |
18. | Компьютерная графика | 1 | | |
19. | Создание графических изображений | 1 | | |
20. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа | 1 | | |
Тема Обработка текстовой информации | | | ||
21. | Текстовые документы и технологии их создания | 1 | | |
22. | Создание текстовых документов на компьютере | 1 | | |
23. | Прямое форматирование | 1 | | |
24. | Стилевое форматирование | 1 | | |
25. | Визуализация информации в текстовых документах | 1 | | |
26. | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | 1 | | |
27. | Оценка количественных параметров текстовых документов | 1 | | |
28. | Оформление реферата История вычислительной техники | 1 | | |
29. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа. | 1 | | |
Тема Мультимедиа | | | ||
30. | Технология мультимедиа. | 1 | | |
31. | Компьютерные презентации | 1 | | |
32. | Создание мультимедийной презентации | 1 | | |
33. | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа | 1 | | |
Итоговое повторение | | | ||
34. | Промежуточная аттестация. | 1 | | |
35. | Итоговый урок | 1 | | |