12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Диляра Искандеровна103
Россия, Татарстан респ., Казань
1

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК » 1 класс, 1 вар У. О.


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанская школа-интернат №1 для детей с ограниченными возможностями здоровья»



УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ РАССМОТРЕНО

Директор школы-интерната №1 Зам. директора по УВР на заседании МО

_______________ С. Б. Портнова ____________ И. Н. Пичугова от __ августа 2016г.




АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК »







Халилуллиной Диляры Искандаровны

1 класс

Казань, 2017-2018 учебный год

РУССКИЙ ЯЗЫК



    Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………4

    Общая характеристика учебного предмета………………………………………………………………………8

    Описание места учебного предмета в учебном плане…………………………………………………………12

    Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета…………………………………………13

    Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета ……………………………………….14

    Программа формирования базовых учебных действий………………………………………………………..16

    Содержание учебного предмета………………………………………………………………………………….18

    Критерии оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования………………………………………………………………………………………………………...23

    Описание материально-технического обеспечения …………………………………………………………….24

10.Приложение к программе
















Пояснительная записка


Адаптированная основная общеобразовательная программа по предмету «Русский язык» разработана в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации (далее – РФ) от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Республики Татарстан (далее – РТ) от 22.07.2013 №68- ЗРТ, Законом РФ от 25.10.1991 №1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов РФ», Законом РТ от 08.07.1992г. №1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», согласно СанПиНу 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ», порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утверждённому приказом МОиН РФ от 30.08.2013г. №1015, на основе ФГОС обучающихся с ОВЗ (далее – Стандарт), утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ (далее – МОиН РФ) от 19.12.2014г. №1598; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП) ГБОУ «Казанская школа- интернат № 1 для детей с ОВЗ», Устава ГБОУ «Казанская школа- интернат № 1 для детей с ОВЗ».

Программа по русскому языку составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Программа построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.

Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области языка.

Задачи обучения русскому языку умственно отсталых школьников:
      *научить учеников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
     *выработать элементарные навыки грамотного письма;
      *повысить уровень общего и речевого развития обучающихся;
      *научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
      *формировать нравственные качества.

Основные направления коррекционной работы:

*развитие слухового восприятия и речевого слуха;

*развитие зрительного и пространственного восприятия;

*развитие пространственной ориентировки;

*развитие координации движений кисти руки и пальцев.

*коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

*развитие устной речи и обогащение словаря;

*коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Педагогическая характеристика класса

В первом классе обучаются дети с различной степенью интеллектуальной недостаточностью. Они имеют различную подготовку. Одни поступают в первый класс из массовой школы после безуспешного обучения в ней. Другие приходят из массового детского сада, где было замечено их резкое отставание от сверстников. Третьи поступают в школу прямо из семьи и обычно бывают неподготовленными к обучению.

Дети с интеллектуальным недоразвитием имеют значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки. Нарушение деятельности анализаторов и психических процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования письменной речи. Поэтому первоклассники испытывают затруднения при овладении всеми операциями и действиями, которые входят в процесс письма.

Наибольшие трудности при овладении навыками письма связаны с нарушением фонематического слуха и звукового анализа, и синтеза. Первоклассники с трудом дифференцируют акустические сходные фонемы и поэтому плохо запоминают буквы, т.к. каждый раз соотносят букву с разными звуками.

Неполноценность зрительного восприятия препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графическому образу буквы, ее дифференциации от сходных графем, установлению соответствия печатного и письменного, прописного и строчного вариантов каждой буквы.

В развитии первоначальных навыков письма важную роль играет сформированность двигательных операций. Отсутствие общей моторной координации действий у детей с интеллектуальным недоразвитием, проявляющаяся особенно в движениях мелких мышц руки, служит еще одним препятствием в формировании письма. Мышечная напряженность кисти руки, сопутствующие движения шеи, головы, усиливающийся тремор быстро истощают нервные и физические силы детей, приводят к снижению внимания и появлению ошибок в начертании букв, в соединении одной графемы с другой. Трудности вызывает и выработка навыков каллиграфии у первоклассников.

В специальной (коррекционной) школе встречаются дети с тяжелыми нарушениями речи; с более сложными недостатками зрительно-пространственной ориентировки, из-за чего в течении длительного времени они не усваивают конфигурацию букв или зеркально передают на письме изображения графем; со стойким снижением работоспособности, низким уровнем мыслительной деятельности. Все это создает дополнительные трудности в усвоении таким первоклассникам навыков письма.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник Аксёнова А.К., «Букварь». Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова 3-е издание, Москва, Просвещение, 2017 г.-189 с.



Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.

Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.

Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:

*различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый);

*конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, лесенка и т.д.);

*развитие и координация движений кисти пальцев и рук (лепка, складывание, резание и т.д.);

*рисование мелом на доске и карандашом в тетради прямых линий в различном направлении;

*написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях;

*написание строчных и прописных букв;

*списывание с букваря и классной доски букв, слов, предложений.



Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Обучающиеся приобретают начальные сведения о фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, ударных и безударных гласных, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких и т. д. Обучающиеся получают понятие о предложении, узнают, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; обучающиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составлении предложения из слов.

Эффективность обучения детей с умственной отсталостью зависит от решения коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач.

В начальном обучении русскому языку детей с умственной отсталостью предусматриваются:

*максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза;

*уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;

*развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно;
*воспитание интереса к родному языку;

*формирование навыков учебной работы;

*развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.

Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.
      
Обучение русскому языку с умственными отсталыми обучающимися следует организовывать в соответ­ствии со следующими общими требованиями:

-преподносить новый материал предельно развернуто;

-отводить значительное место практической деятельности обу­чающихся: работе со схемами, таблицами, разрезной азбукой и т.д.;

-систематически повторять пройденный материал для закреп­ления изученного и полноценного усвоения нового;

-уточнять и расширять словарный запас на основе ознакомления с окружающим миром;

-предварять выполнение письменных заданий анализом язы­кового материала с целью предупреждения ошибок;

-уделять должное внимание формированию культуры общения;

-находить любой повод, чтобы вовремя и обоснованно похвалить ученика (школьник должен понимать, какие конкретные действия и умения вызвали одобрение учителя).

-составление домашнего задания в сторону малого объёма;

-для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика позотоническая или для глаз;

-систематическая работа над развитием психических процессов;

-материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением;

-увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы.

Все эти требования необходимо сочетать с индивидуальным подходом к детям: учитывать уровень их подготовленности, осо­бенности личности обучающегося, его работоспособности, внимания, целенаправленности при выполнении заданий.

Контроль за уровнем достижений обучающихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, тестовых заданий.



Специфика программы для 1 класса

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Добукварный период. В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

На уроках письма и развития речи значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.

Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определённой последовательности и заданном направлении (слева на право, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.

На уроках русского языка проводится работа по подготовке обучающихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.

Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв). Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху, овал, полуовал.

К концу букварного периода обучающиеся должны владеть графическими навыками.

В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.

Букварный период. В этот период у обучающихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчётливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.

При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составлении слогов, слов из букв разрезной азбуки.






Описание места учебного предмета в учебном плане


Предмет «Русский язык» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Рабочая программа рассчитана в 1 классе на 64 ч, 2 ч. в неделю

Учебный

предмет

Часов в

неделю

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Часов в год

Русский язык

2

3

16

2ч в неделю;

21

*3 ч. в неделю;

29

24

90

*приказ № 237 от 17.10.2017 г. «Об изменении учебного плана на 2017-2018 уч. год».












Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения

к правам, свободам и обязанностям человека

*любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему городу, народу, России;

*элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;

*положительное отношение к своему национальному языку и культуре;

*интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОО.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

*представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

*уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

*установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

*бережное, гуманное отношение ко всему живому;

*знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого,

невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).


Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни

*первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;

*уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;


Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

*различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;

*формирование элементарных представлений о красоте;

*формирование умения видеть красоту природы и человека;

*представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета


Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных и предметных результатов.

Личностные результаты:

    осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

    формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    принятие и освоение социальной роли обучающегося, воспитанника формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

    развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты освоения рабочей программы включают освоенные обучающимися, воспитанниками знания и умения, специфичные для образовательной области «Русский язык», готовность к их применению.


Освоение данной программы, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися двух видов личностных и предметных результатов: минимальный и достаточный.


Личностные результаты

минимальный

достаточный

принимать образа «ученика»;


принимать образа «хорошего ученика»

научить нести ответственность за свои поступки

уметь самостоятельно отвечать за свои поступки

выполнять правила личной гигиены

самостоятельно выполнять правила личной гигиены

уметь адаптироваться в окружающем мире

уметь самостоятельно адаптироваться в окружающем мире


развить способность обучающихся к саморазвитию


Предметные результаты

минимальный

достаточный

составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;


анализировать слова по звуковому составу;


самостоятельно анализировать слова по звуковому составу;

различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;


определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова на письме


списывать текст целыми словами после предварительного разбора;

списывать текст целыми словами;







Программа формирования базовых учебных действий

Познавательные УУД:

целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;

понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).



Регулятивные УУД:

принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;

понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.



Коммуникативные УУД:

слушать собеседника и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

принимать участие в диалоге;

задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

принимать участие в работе парами и группами;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.











Содержание учебного предмета

Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.
      Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
      
Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. В тех случаях, когда класс скомплектован из детей с более низким уровнем развития, этот срок может быть увеличен до полутора-двух месяцев (соответственно период обучения грамоте заканчивается во 2 классе).
      Основные задачи добукварного периода: подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
      В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
      На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.
      Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.
      Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Дети, у которых обнаруживается грубое нарушение произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом.
      Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д. Обучающиеся практически знакомятся с понятиями
слово, часть слова (слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
      Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.
      Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определенной последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.
      На уроках русского языка проводится работа по подготовке обучающихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв. Большую помощь в подготовке учащихся к обучению грамоте, коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития может оказать использование леготехнологии (ЛЕГО ДУПЛО).
      К концу добукварного периода обучающиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки
а, у, мв начале слов, владеть графическими навыками.
      В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития обучающихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.
      
Букварный период. В этот период у обучающихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
      В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида несколько изменен (по сравнению с общеобразовательной школой) порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, так как учитывает особенности их аналитико-синтетической деятельности.
      Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
      Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (
ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.
      Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
      При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Обучение грамоте в 1 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.

Обучение грамоте

 1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
      2. Привитие обучающимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
      3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
      4. Развитие устной речи обучающихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
      Специальная работа с обучающимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) и расстройства движений рук (совместно с врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта.
      5. Уточнение и развитие слухового восприятия обучающихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
      Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.
      Выработка у обучающихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).
      Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (
у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).
      6. Уточнение и развитие зрительного восприятия обучающихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).
      Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).
      Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).
      Выработка у обучающихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
      7. Специальная подготовка к обучению письму.
      Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.
      Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.
      Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).
      Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал


Критерии оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования

В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Во время обучения в первом подготовительном и I-м классах, а также в течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.



















Описание материально-технического обеспечения


    Аксёнова А.К. Букварь 1 класс: Учеб. для ощеобразоват. Организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 /А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова- М. : Просвещение, 2017.

    Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя/ А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 1991.

    Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб.для студентов дефектол. фак. педвузов/ А.К.Аксёнова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

    С. В. Лесина Коррекционное обучение школьников с нарушением чтения и письма. Москва, АРКТИ, 2005.

    Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Дидактический материал, система занятий, конспекты/ авт.-сост. О.М. Ельцова. .- Волгоград: Учитель, 2009.

    Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах. Диагностика, рекомендации, разработки уроков и внеклассных занятий /авт.-сост.Т.Н.Гордеюк.- Волгоград: Учитель, 2009.

    «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы», под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2014.

    Формирование связной речи для детей 4-5 лет: планирование, конспекты занятий, лексический материал/ авт.-сост.Л.Н.Сластья.- Волгоград: Учитель, 2010








Приложение к программе

Контрольные работы

1.Спиши текст.

В лесу.

Зимой тихо в лесу. Вот дуб. А это старый пень. Он весь в снегу. Подул ветер. Упал снежный ком.

2. Сосчитай сколько букв и звуков в словах:

Осень (___б., ____зв.), яма (___б., ____зв.), ива (___б., ___зв.),

улитка (___б., ___зв.).

3.Обведи  буквы обозначающие гласные звуки , которые обозначают  мягкость предшествующего согласного зеленым цветом, твердость синим.

А    И    О    Е    Ё   Ы    Э     Ю    Я    У

4.Обведи буквы, обозначающие только твердый согласный звук:

Л      Ш     М     Р     Ж    К     Ц

5.Обведи буквы, обозначающие только мягкий согласный звук:

Ч     Б     С      Д     Щ     В      Й

6.Поставь ударение в словах:

Сетка,  воробей,   дятел,  зайка, санки.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.