Рабочая программа по чтению (4 класс, УМК под ред. В. В. Воронковой)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2012. Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник С.Ю. Ильиной, Л.В. Матвеевой «Чтение». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. изд-ва «Просвещение», 2018.
Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
Учить самостоятельно работать с книгой.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие артикуляционной моторики;
формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
развитие высших психических функций;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи, владение техникой речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Для чтения подбираются и произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные понимаю статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
В процессе обучения чтению уделяется особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Программа по чтению и развитию речи состоит из следующих разделов: техника чтения, понимание читаемого, развитие устной речи, внеклассное чтение, примерная тематика. В 4 классе учащиеся должны перейти на правильное чтение вслух целыми словами, чтение про себя.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т.е. плавное в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Понимание прочитанного
Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
Внеклассное чтение
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, её автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
Примерная тематика
Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей. Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны. Общественно полезные дела школьников. Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи. Содержание чтения: произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, игровые песни. Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи, содержащие практические советы на темы, связанные с трудом, школой, семьей, природой.
Техника чтения
Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре.
Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что [што], чтобы [штóбы], кого [кавó], чего [ч’евó], вода [вадá], олень [ал’éн’] и тд. Чтение про себя после анализа текста для подготовки к более быстрому темпу чтения.
Выразительное чтение
Соблюдение знаков препинания: короткая пауза на запятой, длинная – на точке. Интонация законченности повествовательного предложения, вопросительная и восклицательная интонация. Передача тоном голоса эмоционального содержания читаемого (грустно, весело, восхищенно) и характера персонажа (ласковый, вежливый, злой, хитрый, трусливый). Выделение ремарок автора, чтение текста в соответствии с ними по образцу учителя или самостоятельно (сказал грубо, произнес медленно и др.). Выразительное чтение по ролям коротких отрывков с прямой речью после работы над текстом. Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений с опорой на чтение учителя.
Сознательное чтение
Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с иллюстрацией. Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязей событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов учителя, с опорой на собственный опыт. Создание условий для общения детей, для обмена мнениями в связи с оценкой действий персонажей. Развитие умения прогнозировать содержание произведения до его чтения по заглавию («Как вы думаете, о чем или о ком будет идти речь в рассказе?»); оценка правильности или ошибочности прогноза. Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал после разбора его учителем. Выделение учащимися непонятных для них слов. Обращение за разъяснением к товарищу или учителю. Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов учителя. Деление текста на части с опорой на серию картинок.
Развитие речи
Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинный план или без него. Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.
Межпредметные связи
Математика. Название чисел в пределах 200. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Базовый | Минимальный |
Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию; Читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова); Активно участвовать в анализе произведения; Пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план; Высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения; Выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений; | Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы информационного плана («Как зовут героя рассказа?», «Куда он пошел?», «Что делал?»); Правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом часто встречающихся двусложных слов; Соотносить иллюстрацию с определенным отрывком текста; Пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или по картинно-символическому плану к каждому предложению; Выразительно читать наизусть 3-4 небольших стихотворения. |
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу пли комбинированного опроса.
С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3—4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка — мотивированной.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 35-40 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Рабочая программа по чтению и развитию речи рассчитана на 140 часов, 4 часа в неделю.
Тематическое планирование
Тема раздела | Кол. часов | Коррекционные задачи | Обязательный минимум ЗУН |
Листья пожелтелые по ветру летят.
| 5 | Коррекция и развитие произносительной и содержательной стороны речи, речемыслительных способностей детей. Развитие и формирование фонематического слуха. Расширение словарного запаса. Развитие внимания и памяти посредством упражнений на основе анализа и синтеза Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки)
| Уметь осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя; трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам; отвечать на вопросы по прочитанному; высказывать своё отношение к поступку героя, событию; пересказывать содержание прочитанного; устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся. Уметь словесно иллюстрировать отрывок, читать по ролям Учащиеся должны знать наизусть 2 стихотворения. |
Раз, два – начинается игра!
| 15
| Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения. Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений (ответы на вопросы – прямые, наводящие, уточняющие – одним словом, заучивание стереотипных ответов, вопросов, дидактические игры по типу «маленький учитель», использование стихов, потешек, сказок, считалок). | Уметь выражать свои мысли, сравнивать и находить различия между предметами и явлениями. Уметь анализировать заголовок произведения, находить в тексте предложения на заданную тему. Уметь объяснять значение слов, употребляемых в произведениях. Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение. Знать значение считалок в организации игр, наизусть 2-3 считалки. Уметь пользоваться выборочным видом чтения. Уметь соотносить отрывки произведений с иллюстрациями в учебнике. |
Будем делать хорошо и не будем – плохо.
| 15 | Активизация познавательной деятельности. Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей) Коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной), слухового восприятия. Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умения планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям). | Знать особенности сказок, басен. Знать пословицы и поговорки о дружбе. Знать правила вежливости, правила поведения в театре. Уметь выделять главных действующих лиц, выразить к ним своё отношение. Уметь пересказывать текст по картинкам. Уметь осуществлять выборочное чтение, строить монологические высказывания по заданному вопросу. Уметь обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы, находить в учебнике заданные тексты. Знать наизусть 1 басню. |
Зимние узоры.
| 15 | Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности).
| Знать признаки зимы, особенности сказок. Знать особенности, образ жизни, повадки зимующих птиц. Уметь выборочно пересказывать прочитанное, описывать героев и явления. Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение. Уметь оценивать себя и других. Уметь подбирать заголовки к частям рассказа. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному, пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя, вслух и комментированным. Знать наизусть 2-3 стихотворения. |
Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!
| 20 | Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. Развитие зрительного восприятия и узнавания. Развитие словесно - логического мышления. Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства). Коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами). | Знать особенности сказок, значение новых слов. Уметь пересказывать части рассказа по плану. Уметь осуществлять выборочное чтение. Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение. Уметь выражать своё отношение к поступку героя, событию. Знать наизусть 1-2 стихотворения. |
В окно повеяло весною…
| 10 | Коррекция и развитие произносительной и содержательной стороны речи, речемыслительных способностей детей. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Развитие и формирование фонематического слуха. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям). | Знать наизусть одно из стихотворений. Знать особенности ласточек, их повадки, образ жизни, признаки весны. Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение. Уметь делить текст на части, озаглавливать каждую часть. Уметь осуществлять выборочное чтение, описывать природные явления. Уметь классифицировать, ценивать ответы товарищей.Уметь описывать природные явления. Уметь подбирать к словам-предметам слова-признаки и слова-действия. |
На пользу и славу Отечества.
| 15 | Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения. Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции. Развитие и формирование фонематического слуха. Коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной), слухового восприятия. | Уметь пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение, отвечать на вопросы по прочитанному, самостоятельно подготавливаться к выразительному чтению проанализированного произведения. Уметь осуществлять выборочное чтение, анализировать название рассказа. |
Видно, люди не напрасно называют лето красным.
| 25 | Активизация познавательной деятельности. Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей). Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений (ответы на вопросы – прямые, наводящие, уточняющие – одним словом, заучивание стереотипных ответов, вопросов, дидактические игры по типу «маленький учитель». | Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение, работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами, заданиями к тексту. Уметь выделять главных действующих героев, характеризовать их. Уметь отвечать на вопросы. Уметь выразительно читать стихотворение. Знать признаки лета, об особенностях подсолнуха, об особенностях, повадках, образе жизни стрижей. |
Внеклассное чтение | 20 |
|
|
ИТОГО | 140 |
|
|
Календарно-тематическое планирование
I четверть.
№ | Название раздела Тема урока | Кол. часов | Дата | Словарная работа. |
| Раздел: «Листья пожелтелые по ветру летят». А.Плещеев «Осень наступила, высохли цветы…» | 1 |
| Уныло, озимь, кроет, моросит |
| Ф.Тютчев «Листья». | 1 |
| Тощая, ввек, докучный |
| По Г.Граубину «Как наступает листопад». | 1 |
| Черешок, укоротившиеся |
| А.Гонтарь «Осень в лесу». | 1 |
| Внезапно, прохудилась, позолоченная, спохватился |
| С.Прокофьева «Подарки Осени» | 1 |
| Бронзовые, легонький |
| По М. Пришвину «Старый гриб» (отрывок в 2х частях) | 3 |
| Паркий день, дочиста выберешь, до смерти пить захотелось |
| Внеклассное чтение С.Я.Маршак «Стихи о школе, о детях». | 1 |
|
|
| Е.Носов «Хитрюга». | 1 |
| Крона, лещина, почуял, взъерошенная |
| Н.Сладков «Осень». | 1 |
| Оседлые, нудный, откликнулись, спрячемся, нисколечко |
| Г.Снегирёв «Бурундук». | 1 |
| Юркнул, бурундук, шелушит, скрытный. |
| Пословицы и поговорки, загадки, кроссворды по теме: «Времена года. Осень» | 1 |
|
|
| Обобщающий урок по теме: «Листья пожелтелые по ветру летят». Тестирование по теме. | 1 |
|
|
| Внеклассное чтение «Короткие рассказы про осень». И. Соколов-Микитов, Тургенев И. С., Бунин И. А. | 1 |
|
|
| Раздел: «Раз, два – начинается игра!» «Считалки» | 1 |
|
|
| М. Бородицкая «Щи – талочка». | 1 |
| Кочан – кочешок |
| Л. Пантелеев «Карусели». | 1 |
| Баранка, шибче, подстегивайте, проткните |
| Д. Хармс «Игра» (отрывок). | 1 |
| Сторонитесь, стал на якорь, навстречу, воскликнуть |
| Н. Носов «Затейники». | 1 |
| Затеваем, подкрались на цыпочках |
| Внеклассное чтение К.И.Чуковский «Стихотворения, загадки, сказки» | 1 |
|
|
| В. Левин «Чудеса в авоське». | 1 |
| Авоська, пуд,чудо-юдо |
| Пословицы, поговорки, загадки, кроссворды про игры, игрушки, забавы. | 1 |
|
|
| Обобщающий урок по теме: «Раз, два – начинается игра!» Тестирование по теме. | 1 |
|
|
| Раздел «Будем делать хорошо и не будем – плохо» «Не мое дело!» (Китайская сказка) | 1 |
| Выгода, взвалил |
| И. Крылов «Чиж и Голубь». | 1 |
| Силок |
| Л. Толстой «Два товарища». | 1 |
| Упал наземь |
| Внеклассное чтение В.Г. Сутеева «Палочка-выручалочка» | 1 |
|
|
| Л. Пантелеев «Трус». | 1 |
| Сдвинуться, спрыгнул |
| Э. Киселева «Про то, как Миша стал храбрым». | 1 |
| Вздрагивает, наткнешься |
| В. Сафронов «Подвиг». Ю. Ермолаев «Силач». | 1 |
| Арка, невредимы, мчащейся Ухмыльнулся, взлететь |
| Внеклассное чтение Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок» | 1 |
| 32 |
II четверть.
№ | Название раздела Тема урока | Кол. часов | Дата | Словарная работа. |
| По В.Осеевой «Самое страшное». | 1 |
| Взрослым, страшно, страшного |
| К. Киршина «Вот какая история». | 1 |
| Распоследнее, откровенно, привечали, пуще, расквашенный |
| Внеклассное чтение Б.С.Житков «Помощь идет» | 1 |
|
|
| По Я. Длуголенскому «Как подружились Вова и Боря». | 3 |
| Наставлял, непременно, поспешно |
| А. Барто «В театре». | 1 |
| Фея, оркестр, вздрогнули |
| Пословицы, поговорки, загадки, кроссворды про добро и зло. | 1 |
|
|
| Обобщающий урок по теме: «Будем делать хорошо и не будем – плохо» Тестирование по теме. | 1 |
|
|
| Раздел «Зимние узоры» Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка) | 4 |
| Одолею, пан, не пронял, донимать, пуще, взвился, обух, ковыляет, проберу тебя до костей, одеревенели, не мудрено. |
| Внеклассное чтение Короткие рассказы про зиму. (К.В. Лукашевич, Толстой А.Н. и др.) | 1 |
|
|
| По А.Н. Толстому «Ёлка» (Отрывок из повести «Детство Никиты»). | 3 |
| Веяло, вороха, сочельник, наспех, суматоха, слонялись, переливаясь |
| Саша Черный «Снежная баба». | 1 |
| Копна, мохнатая |
| С. Прокофьева «Подарки зимы». | 1 |
| Нахлобучила, спозаранку |
| Г. Харлампьев «Жадная сорока». | 3 |
| Пробуравил, выговаривает, расплавляться |
| По В. Коржикову « В пограничном наряде». | 1 |
| Едва, ефрейтор, наряд, опешил, сопка, застава |
| Внеклассное чтение Е. Чарушин «Томкины сны». | 1 |
|
|
| З. Александрова «До свидания, зима!» | 1 |
| Припек, щебетанье |
| Н. Толоконников «Зимний дождь», «Зима». | 1 |
|
|
| Внеклассное чтение А.Платонов «Умная внучка» | 1 |
|
|
| Пословицы, поговорки, загадки, кроссворды про зиму. | 1 |
|
|
| Внеклассное чтение Стихи о празднике Новый год. | 1 |
|
|
| Пословицы, поговорки, загадки, кроссворды про зиму. | 1 |
|
|
| Обобщающий урок по теме: «Зимние узоры». Тестирование по теме. | 2 |
| 32 |
III четверть.
№ | Название раздела Тема урока | Кол. часов | Дата | Словарная работа. |
| Раздел «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!» Заработанный рубль (грузинская сказка). | 3 |
| Сыскать, медяк, чует, в поте лица, подсобит |
| Е. Шварц «Сказка о Василисе – Работнице». | 1 |
| Славно и ладно, прибаутка |
| Внеклассное чтение Сказки А.Н.Толстого. | 1 |
|
|
| Г. Сапгир «Рабочие руки». | 1 |
| Охочий |
| М. Миршакар «Мудрый дед». | 1 |
| Заложил сад, плодовый, саженец |
| В. Хомченко «Михаськин сад». | 1 |
| Прижилась, трепетали |
| Н. Носов «Заплатка». | 3 |
| Защитный, досада, лоскуток, наново, любо |
| А. Барто «Я лишний». | 1 |
|
|
| Внеклассное чтение Рассказы Н.Н.Носова | 1 |
|
|
| С. Погореловский «Маленькое и большое». | 1 |
| Потрудилась с душой |
| Г. Виеру «Хлеб с росою». | 1 |
| Брынза, капризничал |
| К. Киршина «Просто сочинение». | 1 |
| За глаза хватит, засучила рукава, отхватила |
| Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка». | 1 |
| Прочитать залпом, добрейший, затеять |
| Э.Киселева «Волшебный котелок». | 1 |
| Вздрогнула, ленивица |
| Пословицы, поговорки, загадки, кроссворды про труд и работу. | 1 |
|
|
| Внеклассное чтение Сказки Г.Х.Андерсена. | 1 |
|
|
| Обобщающий урок по теме: «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!» Тестирование по теме. | 2 |
|
|
| Раздел «На пользу и славу Отечества» Как Илья из Мурома богатырем стал (Былина) | 5 |
| Умом светел, былина, нехожалые, недержалые |
| Л. Толстой «Как боролся русский богатырь». | 4 |
| Печенеги, воловья |
| Внеклассное чтение Рассказы о защитниках Отечества. | 1 |
|
|
| По О. Орлову «К неведомым берегам». | 3 |
| Никто не чинил помехи, почтительно, устье, командор |
| По Г. Черненко «Русский «паровой дилижанец». | 2 |
| Распутица, доходить самим, дилижанец |
| Пословицы, поговорки, загадки, кроссворды о мире и войне. | 1 |
|
|
| Внеклассное чтение Русские народные сказки. | 1 |
|
|
| Обобщающий урок по теме: «На пользу и славу Отечества» Тестирование по теме. | 1 |
| 40 |
IV четверть.
№ | Название раздела Тема урока | Кол. часов | Дата | Словарная работа. |
| Раздел «В окно повеяло весною…» Народная песенка | 1 |
| Сошенька, боронушка, клочки, отомкнул красну зорю |
| А. Плещеев «Весна». | 1 |
| Небесная лазурь, обновленье |
| А. Майков «Ласточка примчалась» | 1 |
|
|
| К. Ушинский «Ласточка». | 1 |
| Ил, сновали |
| А.Н. Толстой «Весенние ручьи». | 1 |
| Рябившие лужи, выдранные |
| Внеклассное чтение Короткие рассказы о весне, о маме. | 1 |
|
|
| По Б. Житкову «Наводнение». | 1 |
| Буксирный пароход, баржа |
| С. Прокофьева «Подарки весны». | 1 |
| салки |
| В. Берестов «Праздник мам». | 1 |
|
|
| Н. Сладков «Ивовый пир». | 1 |
| Мельтешат, крылья расплас-тали, шершень, слюдяные |
| В. Сафронова «Весна». | 1 |
| Невпроворот, изумруд, бархат |
| Внеклассное чтение А.Платонов «Умная внучка» | 1 |
|
|
| По В. Воскобойникову «Боец бытового отряда». | 1 |
| Карточка на хлеб, неравнодушная |
| Пословицы, поговорки, загадки, кроссворды о весне. | 1 |
|
|
| Обобщающий урок по теме «В окно повеяло весною…» Тестирование по теме. | 1 |
|
|
| Внеклассное чтение А. Чехов «Весною» | 1 |
|
|
| Раздел «Видно, люди не напрасно называют лето красным» Н. Греков «Летом». | 1 |
| Налилась, нива, свод, зной, раскаленный, |
| С. Прокофьева «Подарки лета» | 1 |
| Крынка, городки, вперегонки |
| По Э. Шиму «Кто сажает подсолнухи». | 1 |
| Солома, поворачиваются |
| По А.Смирнову «Малина». | 1 |
| Невзрачные, нектар, полакомиться, ароматные |
| По С. Иванову «Позвольте вас пригласить на танец». | 4 |
| Милосердие, гречишный |
| Внеклассное чтение Короткие рассказы про лето, каникулы. | 1 |
|
|
| Чтение на время и проверка техники чтения. | 1 |
|
|
| По В. Астафьеву «Стрижонок Скрип» (отрывок). | 6 |
| Стрижонок, пронзительный, отвадить |
| Вс. Рождественский «Одуванчик». | 1 |
| Буйная, сквозные |
| Пословицы, поговорки, загадки, кроссворды о лете. | 1 |
| сума |
| Обобщающий урок по теме: «Видно, люди не напрасно называют лето красным» Тестирование по теме. | 1 |
|
|
| Внеклассное чтение В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 1 |
| 36 |
Перечень учебно-методического обеспечения.
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного и 1-4 классов. Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2012. – 191с.
- С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева. Чтение. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. СПб.: филиал изд-ва Просвещение, 2018.
В. И. Горовая, Н. И. Дробот, Л. И. Кулагина, Т. К. Лаврентьева. Конспекты уроков по внеклассному чтению 1-4 классы - (Библиотека учителя начальной школы). – М.: Владос, 2005. - 208 с.
Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
Интернет – ресурсы: http://www.books.kostyor.ru/, http://www.razumniki.ru/razvitie_rechi_detey.html