12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Артеменко Елена Николаевна42396
Работаю в ГКОУ РО Красносулинской школе-интернате № 1, педагогический стаж 24 года, учитель начальных классов, учитель рисования, воспитатель,имею высшую квалификационную категорию, руководитель МО начальных классов.
Россия, Ростовская обл., г.Красный Сулин
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Ростовской области « Красносулинская специальная школа-интернат № 1»

 

Рассмотрено на заседании

МО учителей начальных классов

«___» ___________ 2016г.

Протокол № _____

____________________

Согласовано на методсовете

«___» ___________ 2016г.

Протокол № _____

зам. дир. по УР

Ветохина И.В.

Утверждена педсоветом школы-интерната № 1

«___» ___________ 2016г.

Протокол № _____

Утверждена директором школы-интерната № 1

«___» ___________ 2016г.

Приказ № _____

Маликова Н.А.

 

 


 


 


 

 

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮ

1 КЛАСС

на 2016 – 2017 учебный год.


 

Учитель: Рябокобыленко Е.Н.


 

Пояснительная записка

Рабочая программа по чтению в 1 классе составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В.Воронковой, Москва., «Просвещение», 2009г. Рабочая программа ориентирована на учебник "Букварь" под редакцией В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина, Москва "Просвещение" 2016г.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Добукварный период составляет 20 часов.

В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию звукопроизношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук.

Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассникам учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных и т.д. Учащиеся знакомятся с понятиями слово, часть слова(слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.

Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, упражняются в составлении комбинаций из полосок, геометрических фигур, расположении их в определённой последовательности и заданном направлении(слева направо, сверху вниз). Упражнения осуществляются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.

В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.

Букварный период (106 часов). В этот период у учащихся формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения чтением.

В коррекционных образовательных учреждениях 8 вида изменён порядок изучения звуков, букв и слоговых структур.

Усвоение звука предполагает выделение его, из речи, правильное и отчётливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания пир обучении слитному чтению, и после них слоги со стечением согласных.

Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания прочитанного.

Нормативная база:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г

Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Основная образовательная программа начального общего образования.

Учебный план образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год, принятый педагогическим советом.

Место учебного предмета в базисном учебном плане:

1 класс - 126 часов (4 часа в неделю)

Методы обучения грамоте: звуковой аналитико-синтетический, словесный, наглядный, практический .

Рабочая программа реализует следующие цели и задачи:

- приобретение практических навыков устной речи;

- знакомство с русским алфавитом;

- совершенствование навыков чтения;

- воспитание интереса к родному языку.

С учетом уровня обучение воспитанников данного класса основными задачами являются:

- совершенствовать произношения и пространственной ориентировки;

- учить правильному произношению звуков, ;

- делать звукобуквенный анализ;

- повысить уровень общего речевого развития;

- формировать нравственные качества.

Содержание

Тема

Кол-во часов

1

Добукварный период.

20

2

Букварный период.

106

Добукварный период

подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками письма;

привить интерес к обучению;

выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.

В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

На уроках письма и развития речи в добукварный период учащиеся практически знакомятся с понятием слово, часть слова (слог), звук. Учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами.

На уроках письма и развития речи проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой учатся рисовать и раскрашивать по трафарету, геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.

К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.

Букварный период.

формировать звукобуквенный анализ и синтез;

заложить основы овладения письмом.

Учащиеся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчетливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение буквы и звука.

При обучении письму дети учатся правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Предварительно выполнять звукобуквенный анализ, составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки.

Для проведения занятий по обучению грамоте в 1 классе коррекционной образовательной школы VIII вида используется следующая наглядность: настенная касса для букв разрезной азбуки, наборное полотно, касса слогов, слоговые таблицы, индивидуальные кассы с набором букв и слогов.

Формы организации урока:

коллективная;

фронтальная;

групповая;

индивидуальная работа;

работа в парах.

Личностные и предметные результаты освоения определяются в соответствии с требованиями ФГОС

Личностные результаты

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

    Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

    Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты

Ученик научится: - дифференцировать цвета, правильно называть их

- выкладывать изображения предметов из геометрических фигур по образцу;

- различать звуки на слух и в собственном произношении;

- читать по слогам слова , предложения и короткие тексты;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 3 – 4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.

Минимальный уровень:

- читать по слогам слова из 2-3 слоговых структур; - различать слова, сходные по звучанию и звуковому составу;

делить слова на слоги;

слушать сказки, загадки, рассказы;

отвечать на вопросы по прочитанному;

правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;

 

Достаточный уровень:

плавно читать целыми словами предложения и короткие тексты;

отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

заучивать наизусть небольшие стихотворения;

читать по ролям;

выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам;

пересказывать текст с опорой на вопросы учителя;

 

учебно - методическая литература:

Учебники:

1.В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение»,2016.

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой Москва, «Просвещение» 2009

2. Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Книга для учителя. М., « Просвещение» 1991г.

3. Рудченко Л.И. Обучение чтению в специальных коррекционных классах. Изд. «Учитель», Волгоград 2007г.

4. Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. – М., Омега, 1996г.

Методические пособия:

- картотека дидактических игр и упражнений по чтению для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;

- картинная азбука;

- карточки для индивидуальной работы;

- настенная касса для букв разрезной азбуки;

- наборное полотно;

- касса слогов;

- слоговые таблицы;

- индивидуальные кассы с набором букв и слогов;

- веер букв;

- таблицы, плакаты.

 

 

Календарно - тематическое планирование

тема

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Мониторинг

Предметные

Личностные

 

1 четверть

 

34

       

1

Добукварный период.

Первый день в школе. Беседа "Здравствуй, школа!"

 

1

Знать режим дня школьника.

формирование чувств гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Работают с картинкой в учебнике, составляют предложения.

 

2

Ориентировка учащихся в ближайшем окружении (дом, адрес, члены семьи).

 

1

Знать свой адрес, знать и называть всех членов своей семьи.

овладение начальными навыками адаптации в динамичном изменяющемся и развивающемся мире;

Рассказывают свой домашний адрес, называют всех членов своей семьи.

 

3

Школьные вещи. Понятие "слово". Условно-графическая запись слов.

 

1

Знать и называть школьные вещи.

формирование эстетических чувств;

Называют школьные вещи; знакомятся с понятие "слово".

 

4-5

Моя семья. Обобщающее название "Игрушки".

 

2

Игрушки, членов семьи.

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Рассказывают о своей семье.

 

6

Закрепление обобщающих понятий "Учебные вещи", "Игрушки". Работа над словом.

 

1

Знать учебные вещи, игрушки.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Дифференцируют учебные вещи и игрушки.

 

7

Предложение. Составление и анализ предложений.

 

1

Составлять и анализировать предложения.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Учатся составлять предложения из двух слов.

 

8

Беседа "Утро школьника". Составление предложений.

 

1

Составлять предложения по картинкам.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Составляют рассказ "Утро школьника".

 

9

Составление и анализ предложений из 2-х слов.

 

1

Составлять предложения.

 

Составляют и анализируют предложения.

 

10

Составление и анализ предложений. Дифференциация сходных по звучанию слов.

 

1

Знать из чего состоит предложение.

 

Дифференцируют сходные по звучанию слова.

 

11

Различение слов сходных по звучанию.

 

1

Различать слова сходные по звучанию.

 

Различают слова сходные по звучанию.

 

12

Беседа на тему: "Сад". Понятие "слог", "часть слова".

 

1

Знать названия фруктов.

 

Учатся делить слова на слоги.

 

13

Беседа "Огород". Деление слов на слоги.

 

1

Знать названия овощей.

 

Составляют рассказ "Огород"

 

14

Деление слов на слоги и составление слов из отдельных слогов.

 

1

Делить слова на слоги.

 

Делят слова на слоги.

 

15

Понятие "звук". Выделение их слова звука а.

 

1

Выделять звук "а" в словах.

 

Выделяют звук "а" в словах.

 

16

Выделение звука у.

 

1

Выделение звука "у" в словах.

 

Выделяют звук "у" в словах.

 

17

Беседа "В лесу". Выделение из слова звука м.

 

1

Составление предложений по картинке.

 

Составляют рассказ "В лесу".

 

18

Повторение звука [а], [у].

 

1

   

Выделение звуков "а", "у" в словах.

 

19

Сказка "Колобок"

 

1

Знать содержание сказки.

 

Пересказывают сказку по сюжетным картинкам.

 

20

Сказка "Репка"

 

1

Знать содержание сказки.

 

Пересказывают сказку по сюжетным картинкам.

 

21

Букварный период.

Звук и буква Аа.

 

1

   

Знакомятся с буквой "а".

 

22

23

Звук и буква Уу. Выделение звука и знакомство с буквой у. Слова, начинающиеся на "у".

 

2

Чтение слогов с изученными буквами.

 

Знакомятся с буквой "у".

 

24

25

Слова "ау-уа". Звукобуквенный анализ слов.

 

2

Делать звукобуквенный анализ.

 

Читают слова с изученными буквами.

 

26

Звук и буква Мм. Слова, начинающиеся со звуком [м]. Выделение звука [м] в словах.

 

1

Образование слогов.

 

Знакомятся со звуком и буквой "м".

 

27

Обратные слоги ам, ум. Звукобуквенный анализ слов.

 

1

Звуковой анализ.

 

Читают слоги с изученными буквами.

 

28

Составление и чтение прямых открытых слогов ма-му. Сравнительный звукобуквенный анализ ум-му, ам-ма.

 

1

Чтение прямых слогов.

 

Составляют и читают слоги с изученными буквами.

 

29

Звук и буква Оо.

 

1

Образование слогов

 

Знакомятся со звуком и буквой "о".

 

30

Составление и чтение слогов ом-мо. Сравнительный звукобуквенный анализ.

 

1

Звукобуквенный анализ.

 

Составляют и читают слоги с изученными буквами.

 

31

Упражнение в составлении и чтении слогов ам-ма, ум-му, ом-мо.

 

1

Образование слов и слогов.

 

Составляют и читают слоги с изученными буквами.

 

32

Звук и буква Сс.

 

1

   

Знакомятся со звуком и буквой "с".

 

33

Составление и чтение обратных слогов ас, ос, ус; прямых открытых слогов са, со, су .

 

1

Звукобуквенный анализ слов.

     

34

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (са-ма, ма-ма, о-са). Предложения с этими словами.

 

1

Из чего состоит предложение.

     
 

2четверть

 

28

       

1

Звук и буква Хх.

 

1

       

2

Составление и чтение слогов со звуком х.

 

1

       

3

Закрепление пройденного материала.

 

1

       

4

Повторение пройденных звуков и букв.

 

1

       

5-6

Составление из букв азбуки слогов, слов и предложений.

 

2

       

7

Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.

 

1

       

8

Звук и буква Шш.

 

1

       

9

10

Слова со звуком и буквой ш. Предложения с данными словами.

 

2

       

11

Дифференциация звуков с-ш.

 

1

       

12

Звук и буква Лл.

 

1

       

13

Составление и чтение слов, состоящих из одного закрытого слога: сам, сом, мал, лом.

 

1

       

14

15

Составление и чтение слов, составление из усвоенных слогов, структур, предложений.

 

2

       

16

Звук и буква ы.

 

1

       

17

18

Предложения со словами, содержащие звук и букву ы.

 

2

       

19

Звук и буква Нн.

 

1

       

20

21

Слова и предложения со звуком и буквой н.

 

2

       

22

Звук и буква Рр.

 

1

       

23

24

Закрепление изученных звуков и букв, слоговых структур.

 

2

       

25

Различение звуков р-л. Упражнения в чтении слогов и слов с р-л.

 

1

       

26

Чтение слов с усвоенными слогами и предложений с этими словами.

 

1

       

27

28

Звук и буква Кк. Слоги и слова со звуком и буквой к.

 

2

       
 

3 четверть

 

36

       

1

2

Составление и чтение слов со звуком и буквой к. Предложения с этими словами.

 

2

       

3

4

Закрепление изученных звуков и букв.

 

2

       

5

Звук и буква Пп.

 

1

       

6

Составление и чтение слогов, слов и предложений со звуком и буквой п.

 

1

       

7

8

Упражнения в чтении усвоенных слогов, слов и предложений, состоящих из этих слов.

 

2

       

9

Чтение небольшого текста.

 

1

       

10

Звук и буква Тт.

 

1

       

11

12

Слова, состоящие из 2-3 усвоенных слогов со звуком и буквой т.

 

2

       

13

Буква Ии. Слова и слоги с буквой и.

 

1

       

14

15

Составление и чтение 2-3 сложных слогов.

 

2

       

16

17

Слог ши. Чтение слогов, слов. Чтение текста.

 

2

       

18

Звук и буква Зз.

 

1

       

19

Слова и предложения со словами с буквой з.

 

1

       

20

Звук и буква Вв.

 

1

       

21

Слова и предложения со словами с буквой в.

 

1

       

22

Текст "Наши повара" и слова к этому тексту.

 

1

       

23

Звук и буква Жж.

 

1

       

24

25

"Жи" - правило (ши) и слова с этими слогами.

 

2

       

26

Звук и буква Бб . Слоги и слова.

 

1

       

27

Слова и предложения со словами с буквой "б".

 

1

       

28

Различие б-п.

 

1

       

29

Звук и буква Гг.

 

1

       

30

Слова и слоги с буквой "г". Различие звуков и букв г-к.

 

1

       

31

Звук и буква Дд. Звукобуквенный анализ слов.

 

1

       

32

Различие звуков и букв д-т.

 

1

       

33-36

Повторение изученного в 3 четверти.

 

3

       
 

4 четверть

 

32

       

1

Звук и буква Йй.

 

1

       

2-3

Чтение слов с и-й после звукобуквенного анализа слов.

 

2

       

4

Буква Ь в конце слова. Обозначение мягкости согласного.

 

1

       

5

Различие на слух, в произношении и чтении слов с твердым и мягким согласным на конце.

 

1

       

6

Сравнительный звукобуквенный анализ слов с "ь" на конце слова.

 

1

       

7

Звук и буква Ее.

 

1

       

8

Буква "е" - показатель мягкости согласного.

 

1

       

9

Звук и буква Ёё.

 

1

       

10

Слова со стечением согласных в начале слова. Буква ё - показатель мягкости согласного.

 

1

       

11

Звук и буква Яя.

 

1

       

12-13

Сравнительный звукобуквенный анализ слов с твердыми и мягкими согласными.

 

2

       

14

Звук и буква Юю.

 

1

       

15

Буква "ю"- показатель мягкости согласного.

 

1

       

16

Звук и буква Цц.

 

1

       

17

Чтение слогов, слов, предложений с буквой "ц".

 

1

       

18

Звук и буква Чч.

 

1

       

19

Чтение предложений и текста. Сочетание ча-чу.

 

1

       

20

Звук и буква Щщ.

 

1

       

21-22

Чтение слов, предложений и текста. Сочетание ща-щу. Правило: ча-ща; чу-щу.

 

2

       

23

Звук и буква Фф.

 

1

       

24

Составление и чтение предложений и текста со словами с буквой "ф".

 

1

       

25

Звук и буква Ээ.

 

1

       

26

Составление и чтение предложений и текста, содержащих слова с буквой "э".

 

1

       

27

Буква Ъ.

 

1

       

28

Составление предложений. Чтение текста со словами, содержащими "ъ".

 

1

       

29-32

Повторение и закрепление изученного.

 

4

       
Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.