Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся (вариант 2) по предмету «Изобразительная деятельность» для обучающейся 5 класса

2
0
Материал опубликован 16 February 2022 в группе

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия «Аскизская школа-интернат»





Рекомендована: Утверждена:

методическим объединением Приказом №______

коррекционно-развивающего объединения ГБОУ РХ «Аскизская

Протокол №____________ школа-интернат»

от «___»___________2020г. «___»________2020г.















Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся (вариант 2) по предмету «Изобразительная деятельность»

для обучающейся 5 классай Амалии 2008 г.р.















Составитель: учитель

высшей категории

Чебодаев Э.А.



2020

Изобразительная деятельность.

Пояснительная записка.

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств.

Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску через блопен на трафарет. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.

Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей.

Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация».

Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства.

Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов и др.

Материально-техническое оснащение учебного предмета

«Изобразительная деятельность» предусматривает: наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи; оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование; стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.; магнитная доска; расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.

Содержание

В учебном плане на предмет отведен 1 час в неделю, 34 часа в год. Далее навыки изобразительной деятельности применяются на уроках профильного труда при изготовлении изделий из керамики, полиграфической, ткацкой, швейной и другой продукции.

Аппликация.

Перечень возможных задач.

1) Знакомство с материалами.

Формирование умения узнавать и различать:

разные виды бумаги

инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации

2) Работа с материалами и инструментами.

2.1. Работа с бумагой.

Формирование умения:

сминать бумагу

отрывать бумагу заданной формы, размера

сгибать лист бумаги

скручивать лист бумаги

2.2. Работа с клеем.

Формирование умения намазывать поверхность клеем

2.3. Работа с шилом.

Формирование умения выкалывать шилом по контуру

2.4. Работа с ножницами.

Формирование умения:

разрезать бумагу ножницами

вырезать по контуру

Лепка.

Перечень возможных задач.

1)Узнавание пластичных материалов и инструментов.

Формирование умения различать:

пластичные материалы и их свойства

инструменты и приспособления, используемые в работе с пластичными материалами

2) Подготовка материала к работе.

Формирование умения:

разминать тесто, пластилин, глину

раскатывать тесто, глину скалкой

3) Деление материала на части.

Формирование умения:

отрывать кусочек материала от целого куска

откручивать кусочек материала от целого куска

отщипывать кусочек материала от целого куска

отрезать кусочек материала от целого куска

4) Размазывание материала.

Формирование умения размазывать пластилин

5) Придание формы.

Формирование умения:

катать колбаску

катать шарик

получать форму, выдавливая ее формочкой

вырезать заданную форму по шаблону

6) Видоизменение формы.

Формирование умения:

сгибать колбаску в кольцо

закручивать колбаску в жгутик

выполнять плетение из нескольких колбасок

проделывать отверстие в детали

расплющивать материал

скручивать колбаску, лепёшку, полоску

защипывать края детали

Рисование.

Перечень возможных задач.

Знакомство с материалами и инструментами для рисования.

Формирование умения различать материалы и инструменты, используемые для рисования

2) Приемы работы с карандашом и кистью.

Формирование умения:

оставлять графический след на бумаге, доске, стекле

рисовать карандашом (приемы)

соблюдать последовательность действий при работе с красками

рисовать кистью (приемы)


При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Обучающаяся Сагалакова Амалия Леонидовна 12.10.2008 г.р. по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования выявлены особенности, свойственные детям с умеренной умственной отсталостью, обусловленной болезнью Дауна, с расстройством поведения. Врожденный гипотиреоз. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.

Рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения (воспитания), образовательная программа: обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2). Разработка специальной индивидуальной программы развития.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов автор В.В. Воронкова. изд. «ВЛАДОС» 2000 г. 224 стр.

Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством. 2005. изд. «Просвещение», Москва.

Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. 2006. изд. «Просвещение», Москва.

Логвиненко Т.М. Декоративная композиция.2005. изд. «Просвещение», Москва.

Шпикалова Т.ЯИзобразительное искусство.2000. изд. «Просвещение», Москва.

Электронные демонстрационные пособия.

Тематическое планирование


Тема урока

Кол-во часов

Дата по факту

Дата по плану

содержание

Базовые учебные действия

Область жизненных компетенций

Аппликация

1

Знакомство с материалами.

2

04.09.

11.09.


Знакомство с разными видами бумаги.

Учить выбирать бумагу, из 2-х предложенных видов.

Узнавание(различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.

2

Формирование умения узнавать и различать инструменты и приспособления используемые для изготовления аппликации.

2

18.09.

25.09.


Знакомство с инструментами (ножницы, шило и др.) и приспособлениями для изготовления аппликации.

Учить сминать бумагу пальцами.

Сминание бумаги.

3

Работа с бумагой. Формирование умения сминать бумагу.

2

02.10.

09.10.


Сминание бумаги небольшого размера большим и указательными пальцами.

Учить сминать бумагу пальцами.

Сминание бумаги.

4

Формирование умения открывать бумагу заданной формы, размера.

2

16.10.

23.10.



Разрывание бумаги по кривой линии.

Учить отрывать различные по размеру кусочки бумаги по меткам.

Отрывание бумаги заданной формы (размера).

5

Формирование умения сгибать лист бумаги.

2

30.10.

13.11.


Сгибание листа в несколько раз.

Учить сгибать лист бумаги.

Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали).

6

Формирование умения скручивать лист бумаги.

2

20.11

27.11.


Загибание края листа бумаги внутрь и закручивание до конца.

Учить скручивать лист бумаги.

Скручивание листа бумаги.

7

Формирование намазывать поверхность клеем.

2

04.12.

11.12.


Намазывать поверхность клеем.

Учить работать клеевым карандашом.

Намазывание всей (части) поверхности клеем.

8

Формирование умения разрезать бумагу ножницами.

2

18.12.

25.12.


Знакомство с правилами техники безопасности. Поэтапное овладение навыками овладения разрезания бумаги ножницами.

Учить правильно держать ножницы. Раскрывать и закрывать ножницы.

Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги.

Лепка

9

Формирование умения различать материалы и их свойства.

2

15.01.

22.01.


Выделяются характерные для данного вида пластичного материала свойства.

Учить выбирать определенный пластичный материал.

Узнавание (различение)пластичных материалов: пластилин, тесто, глина.

10

Формирование умения раскатывать тесто, глину скалкой.

2

29.01.

05.02.


Катание с нажимом скалку (от себя, к себе).

Учить раскатывать глину, тесто скалкой определенной толщины.

Раскатывание теста, глины скалкой.

11

Формирование умения откручивать кусок материала от целого куска.

2

12.02.

19.02.


Одной рукой взять кусок материала. Другой захватить часть куска и отделять от целого

Учить откручивать кусочек от целого куска материала.

Откручивание кусочка материала от куска целого.

12.

Формирование умения размазывать пластилин.

2

26.02.

05.03.


Размазывание пластилина внутри контура с использованием рельефного контура.

Учить размазывать пластилин внутри контура.

Размазывание пластилина по шаблону.

13

Формирование умения катать колбаску.

2

12.03.

19.03.


Поэтапное усложнение катания колбасок.

Учить катать колбаски из куска материала любой формы.

Катание колбасок на доске (в руках).

14

Формирование умения катать шарик.

2

02.04.

09.04.


Поэтапное усложнение катания шариков.

Учить катать шарик из куска любой формы.

Катание шариков на доске (в руках).

Рисование

15

Формирование умения оставлять графический след на бумаге, стекле

2

16.04.

23.04.



Рисование красками ярких цветов.

Учить «рисовать» рукой и пальцами на вертикальной плоскости, затем на горизонтальной.

Оставление графического следа.

16

Формирование умения рисовать карандашом (приемы).

2

30.04.

07.05.


Поэтапное усложнение приемов рисования карандашом.

Учить нажимать с разной силой карандашом на лист бумаги.

Освоение приемов рисования карандашом.

17

Формирование умения соблюдать последовательность действий при работе с красками.

3

14.05.

21.05.

28.05.


Поэтапное соблюдение действий при работе с красками.

Учить соблюдать последовательность при работе с красками.

Соблюдение последовательности действий при работе с красками.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации