Адаптированная рабочая программа по химии для детей с ОВЗ (ЗПР) 9 класс
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением математики»
|
Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с задержкой психического развития
«Химия», 9 класс
/УМК под ред. Габриелян О.С/
Составитель: Кожевникова Ольга Александровна, учитель химии МАОУСОШ №8
Г. Старая Русса
2020
Программа адаптирована для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития, находящимися на индивидуальном обучении.
Рабочая программа составлена на основе
ФЗ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317- ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373"Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО" с изменениями и дополнениями от:26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2012 г. N 413 с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.);
ООП НОО МАОУСОШ №8;
АОП НОО МАОУСОШ №8;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа курса химии для основной школы разрабатывалась с учетом первоначальных представлений, полученных обучающимися в начальной школе при изучении окружающего мира, в 5-7 классах на уроках биологии, географии, физики.
Учебное содержание курса химии включает:
Химия. 9 класс. 34 часа.
Для реализации адаптированной рабочей программы в учебном плане МАОУСОШ № 8 г. Старая Русса выделен 1 час в неделю.
Авторская учебная программа О.С. Габриеляна «Программа основного общего образования. Химия. 8-9 классы». М.: Дрофа, 2017. (ФГОС);
Учебник О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс»
Программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников. Программа спланирована в соответствии с основными положениями системно – деятельностного подхода в обучении химии, конкретизирует содержание тем Стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа рассчитана на обучающихся, имеющих ЗПР, влекущее за собой быструю утомляемость, низкую работоспособность, повышенную отвлекаемость, а что, в свою очередь, ведет к нарушению внимания, восприятия, абстрактного мышления. У таких детей отмечаются периодические колебания внимания, недостаточная концентрация на объекте, малый объём памяти. Учет особенностей таких обучающихся требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся. Для эффективного усвоения учащимися ЗПР учебного материала по химии для изучения нового материала используются готовые опорные конспекты, индивидуальные дидактические материалы и тесты на печатной основе.
Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. УМК по химии для 9 - х классов позволяет строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей школьников ООО, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения.
Практическая потребность и необходимость разработки адаптированной образовательной программы для учащихся с ЗПР очевидна. Значимость её заключается в том, что она позволит в лучшей степени обеспечить социализацию детей этой категории, где каждый ребенок сможет развиваться в своем собственном режиме и получит доступное качественное образование с учетом индивидуальных потребностей и собственных возможностей в условиях инклюзивного образования.
Основная цель - построение образовательного процесса для ребенка с ЗПР в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей. Индивидуальная образовательная программа— документ, описывающий
специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей детей с ЗПР в процесс обучения и воспитания на определенной ступени образования.
Коррекционно – развивающие задачи курса «Химия»
коррекция недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их возможностей;
формирование личностных качеств ученика независимо от его возможностей здоровья и развития;
выстроить образовательную среду, которая позволит каждому ученику добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе;
предоставить каждому ребёнку с ЗПР возможность включения в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства;
развитие у обучающихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
развитие общеучебных умений и навыков.
При составлении рабочей программы учитывались следующие особенности детей:
неустойчивое внимание, малый объем памяти,
затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения,
плохо развиты навыки чтения, устной и письменной речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно–развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников, связь изучаемого материала с реальной жизнью. Часть материала, не включенного в «Требования к уровню подготовки выпускников», изучается в ознакомительном виде, а некоторые, наиболее сложные вопросы, исключены из рассмотрения.
В ходе преподавания химии по адаптированной программе, работы над формированием у учащихся универсальных учебных действий следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных алгоритмов;
решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
ясного изложения своих мыслей в устной и письменной форме;
поиска информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Общая характеристика учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования обучающиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, обучающиеся должны овладеть приемами, связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать. Следовательно, при изучении химии в основной школе обучающиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов. Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Поэтому в программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:
«вещество» — знание о составе и строении веществ, их свойствах и биологическом значении;
«химическая реакция» — знание о превращениях одних веществ в другие, условиях протекания таких превращений и способах управления реакциями;
«применение веществ» — знание и опыт безопасного обращения с веществами, материалами и процессами, необходимыми в быту и на производстве;
«язык химии» — оперирование системой важнейших химических понятий, знание химической номенклатуры, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), владение химической символикой (химическими знаками, формулами, уравнениями), а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.
Поскольку основные содержательные линии школьного курса химии тесно переплетены, в программе содержание представлено не по линиям, а по разделам: «Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества», «Многообразие химических реакций», «Многообразие веществ».
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту, который позволяет сформировать у обучающихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, научить их безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры курса химии в основной школе определяются спецификой химии как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которому у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения химии, проявляются:
в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
в ценности химических методов исследования живой и неживой природы
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматриваться как формирование:
уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
понимания необходимости здорового образа жизни;
потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у обучащихся:
правильного использования химической терминологии и символики;
потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Учебный предмет «Химия», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет не только формировать у учащихся целостную картину мира, но и пробуждать у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создавать условия для формирования системы ценностей, определяющей готовность: выбирать определенную направленность действий; действовать определенным образом; оценивать свои действия и действия других людей по определенным ценностным критериям.
Таким образом, содержание курса химии основной школы позволяет сформировать у обучающихся не только познавательные ценности, но и другие компоненты системы ценностей: труда и быта, коммуникативные, нравственные, эстетические.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
При изучении химии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной сфере— умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, -применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения химической информации.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
В познавательной сфере:
давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
-наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
В ценностно-ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
В трудовой сфере:
проводить химический эксперимент.
В сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах, порезах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием
Содержание курса «Химия. 9 класс»
Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Химическая организация живой и неживой природы. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы.
Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.
Демонстрации. Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1—-го периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»).
Лабораторные опыты
№1. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств.
№2. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II)
№3. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих в-в на примере взаимодействия кислот с металлами.
№4. Зависимость скорости хим. реакции от концентрации реагирующих в-в, на примере цинка и соляной кислоты различной концентрации.
№5. Зависимость скорости хим. реакции от площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ
№6. Зависимость скорости хим. реакции от температуры на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры.
Тема 1. Металлы
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов.
Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов —оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.
Практическая работа №1 «Получение и свойства соединений металлов»
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. Взаимодействие железа с соляной кислотой. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.
Лабораторные опыты
№7. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами
№8. Ознакомление с рудами железа.
№9.Ознакомление с образцами сплавов
Тема 2. Неметаллы
Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «не металличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».
Водород. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Вода. Строение молекулы. Физические свойства воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Практическая работа №2 «Получение, собирание, распознавание газов»
Практическая работа №3 «Распознавание минеральных удобрений»
Демонстрации. Получение и распознавание водорода. Качественная реакция на галогенид-ионы. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Лабораторные опыты.
№10. Получение и распознавание водорода.
№11 Изготовление гипсового отпечатка.
№12. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров.
№13. Получение и распознавание кислорода.
№14 Свойства разбавленной серной кислоты.
№15. Изучение свойств аммиака.
№16 Распознавание солей аммония.
№17. Горение угля в кислороде.
№18. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств.
Тема 3. Основные сведения об органических соединениях.
Углеводороды. Неорганические и органические вещества. Метан, этан, пропан как предельные углеводороды. Этилен и ацетилен как непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Горение углеводородов.
Кислородсодержащие органические соединения. Этиловый спирт, его получение, применение и физиологическое действие. Трехатомный спирт глицерин. Эфиры.
Уксусная, стеариновая и олеиновая кислоты — представители класса карбоновых кислот. Жиры. Мыла Углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза). Азотсодержащие органические соединения. Аминокислоты. Аминоуксусная кислота. Белки (протеины), их функции в живых организмах. Нуклеиновые кислоты.
Демонстрации. Модели молекул метана, этана, пропана, этилена и ацетилена, этанола, ДНК. Горение этанола. Общие химические свойства органических кислот на примере уксусной кислоты. Качественные реакции на белки, крахмал.
Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона.
Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.
Тематическое планирование уроков по химии с определением основных видов учебной деятельности для обучающихся 9 класса с ОВЗ
Учебник, автор, издательство, год: Габриелян О.С. Химия 9: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений - М.; Дрофа, 2018 г.
Рассчитано на 34 часа (1 ч. в неделю).
Контрольных работ – 4
Практических работ – 3
Тема I. Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | ||
Вводный инструктаж. Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева | Дает характеристику химического элемента по его положение в ПСХЭ, пользуясь составленным планом. | |
Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева | Систематизирует полученные знания, работая со схемой опорного конспекта, | |
Строение атома | Соотносит знаковую информацию таблицы со знаниями о строении атома | |
Контрольная работа №1 по теме «Общая характеристика химического элемента» | Выполняет разноуровневые задания на свой выбор | |
Тема 2. Металлы | ||
Положение металлов в ПСХЭ и строение их атомов | Осуществляет поиск химической информации, необходимой для создания выбранного информационного продукта по химии металлов | |
Физические свойства металлов. Сплавы. | Анализирует информацию из разных источников, выполняет работу на соответствие свойств и применении металлов и сплавов. | |
Химические свойства металлов | Заполняет пробелы в предложенной таблице, с использованием учебника, ИКТ | |
Получение металлов | Осуществляет поиск химической информации в параграфе учебника, отвечает на предложенные вопросы. | |
Коррозия металлов | Делает выводы о причинах коррозии и ее последствиях на основе просмотренного фильма, выполняет тестовую работу. Способы борьбы с коррозией. | |
Щелочные металлы | Наблюдает и описывает реакции между веществами с помощью русского языка и языка химии. Работает над составлением опорного конспекта | |
Щелочноземельные металлы | Наблюдает и описывает реакции между веществами с помощью русского языка и языка химии. Работает над составлением опорного конспекта | |
Алюминий | Анализирует информацию из разных источников, выполняет работу на соответствие свойств алюминия, текстовую и знаковую. Объясняет двойственный характер химических свойств оксида и гидроксида алюминия. | |
Железо | Учится устанавливать зависимость областей применения железа и его сплавов от свойств. | |
Контрольная работа №2 по теме: «Металлы» | Выполняет разноуровневые задания на свой выбор | |
Практическая работа №1 «Получение и св-ва соединений металлов» | Выполняет практическую работу, с соблюдением алгоритма и правил техники безопасности, оформляет отчет по наблюдаемым признакам, делает вывод. Записывает уравнения проделанных химических процессов | |
Тема 3. Неметаллы | ||
Неметаллы. Кислород. Озон. Воздух. | Характеризует химические элементы-неметаллы и простые вещества-неметаллы: строение, физические свойства неметаллов, способность к аллотропии. На основании демонстрации делает выводы о свойствах неметаллов, сопоставляет полученную информацию с материалом учебника | |
Химические элементы в клетках живых организмов | На основании рассказа учителя делает выводы о химическом составе живых организмов, сопоставляет полученную информацию с материалом учебника, составляет таблицу. | |
Водород. | Делает выводы о водороде на основе просмотренного фильма, выполняет задания учебника. Сопоставляет свойства и применение, технику безопасности при работе с водородом | |
Галогены | На основании фильма делает выводы о свойствах галогенов, сопоставляет полученную информацию с материалом учебника, работает с матрицей опорного конспекта. Называет соединения галогенов по формуле и составляет формулы по их названию, собирает информацию о практическом применении соединений | |
Кислород | Собирает информацию для выполнения проекта «Кислород» | |
Сера и её соединения | Делает выводы о сере на основе просмотренного фильма, выполняет задания учебника. На основании демонстрации делает выводы о свойствах соединений серы, сопоставляет полученную информацию с материалом учебника | |
Азот и его соединения | Называет соединения азота по формуле и составляет формулы по их названию. Анализирует информацию о действии соединений азота на организм человека, выполняет мини проект «Азотные удобрения» | |
Фосфор и его соединения | | |
Углерод и его соединения | Разрабатывает правила техники безопасности при использовании печного отопления, сопоставляя знания по биологии и химии, делает выводы о роли углекислого газа в природе | |
Кремний и его соединения | Устанавливает причинно-следственные связи между строением атома, видом химической связи, типом кристаллической решетки кремния, его физическими и химическими свойствами. | |
Контрольная работа №3 по теме: «Неметаллы» | | |
Практическая работа №2 «Получение, собирание, распознавание газов» | Выполняет практическую работу, с соблюдением алгоритма и правил техники безопасности, оформляет отчет по наблюдаемым признакам, делает вывод. Записывает уравнения проделанных химических процессов | |
Практическая работа №3 «распознавание минеральных удобрений» | Выполняет практическую работу, с соблюдением алгоритма и правил техники безопасности, оформляет отчет по наблюдаемым признакам, делает вывод. Записывает уравнения проделанных химических процессов | |
Тема 4. Краткие сведения об органических соединениях | ||
Предмет органической химии | Указывает основные отличия неорганических и органических веществ | |
Предельные и непредельные углеводороды | Называет и записывает формулы (молекулярные и структурные) важнейших представителей углеводородов. Выполняет моделирование молекул. | |
Кислородсодержащие органические соединения. Спирты. Эфиры. Карбоновые кислоты. Жиры. У глеводы | Называет представителей кислородсодержащих соединений и записывает их формулы. Указывает влияние этанола на организм человека, биологическое значение представителей | |
Азотсодержащие органические соединения. Аминокислоты .Белки. Нуклеиновые кислоты ДНК и РНК | Называет представителей азотсодержащих соединений и называет их нахождение в природе и биологическое значение. | |
Контрольная работа № 4 по теме: «Органическая химия» | Проверка знаний по теме в виде ответов на вопросы, тестовых заданий. | |
Повторительно-обобщающий урок (по изученному курсу химии 9 класса) | Представляет информацию по теме в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. |
Учебно – методическое обеспечение
1.Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень); 2.Авторская программа О.С. Габриеляна, соответствующая Федеральному Государственному образовательному стандарту основного общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С. Габриелян Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2017 г.). 3.Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2010 г. 4.Химия. 9 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2009 5.Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 к л.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2009 г. 6.Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2009г.
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет химии оснащён комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования по химии для основной школы. В кабинете химии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с обучающимися. Оснащение соответствует Перечню оборудования кабинета химии и включает различные типы средств обучения. Большую часть оборудования составляют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, наглядные коллекции. В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, мультимедиа проектор, выход в Интернет.
Для обеспечения безопасного труда в кабинете химии имеется:
противопожарный инвентарь
аптечка с набором медикаментов и перевязочных средств;
инструкции по правилам безопасности труда для обучающихся;
журнал регистрации инструктажа по правилам техники безопасности.