Адаптированная рабочая программа для детей школьного возраста с нарушениями интеллекта по предмету «Чтение» (2 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы
Руководитель ________ / Э.О.Плодухина ______/ Е.В.Агапова
_______/ А.Л.Сивцова «30» августа 2021 года Приказ по школе № 01-18-36/6
Протокол № 1 от от «30» августа 2021 г.
«27» августа 2021 года
Адаптированная
рабочая программа
для детей школьного возраста
с нарушениями интеллекта (вариант первый)
по учебному предмету «Чтение»
для 2 класса
на 2021-2022 учебный год
Составитель программы:
учитель Ухтинская Е.Г.
с. Зыково, 2021 г.
Адаптированная рабочая программа по чтению для учащейся, обучающейся на индивидуальном обучении на дому, по адаптированной основной общеобразовательной программе для УО во 2 классе составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 42,55,59,79);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85; изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72; изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
Письма «О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения № 27/2643-6 »;
Письма Минобразования России от 30.03. 2001 года № 29/ 1470 - 6 «Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)»;
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ «Зыковская СОШ».
Рабочая программа ориентирована на учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). –Ильина С.Ю., Аксенова А.К., Головкина Т.М., Шишкова М.И. Чтение. 2 класс. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2021.
Данный предмет входит в предметную область «Язык и речевая практика».
Согласно действующему учебному плану школы программа для 2 класса предусматривает обучение предмета «Чтение» в объеме 102 часа в год (3 часа в неделю).
Цель: формирование у учащихся навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Задачи:
- научить детей читать доступный их пониманию текст,
- научить детей осмысленно воспринимать прочитанное.
- научить последовательно излагать мысли в устной и письменной форме.
-корректировать недостатки эмоционально-личностного и социального развития
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета
Рабочая программа для 2 класса направлена на достижение обучающимися определенных личностных и предметных результатов, а также на формирование базовых учебных действий.
Предметные результаты
В рабочей программе 2 класса по предмету «Чтение» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью.
Предполагается, что к концу обучения во 2 классе обучающиеся будут уметь:
Минимальный уровень:
слушать небольшие по объёму тексты и отвечать на вопросы с помощью учителя или с опорой на картинку
читать по слогам короткие тексты
соотносить прочитанный текст с иллюстрацией
читать наизусть 2-3 небольших стихотворения
Достаточный уровень:
слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ
соотносить прочитанный текст с иллюстрацией
читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре
пересказывать по вопросам, картинно-символическому плану, серии картинок прочитанный или прослушанный текст
выразительно читать наизусть 3-5 коротких стихотворений перед учащимися класса.
Предметными результатами обучения являются:
Ученик научится:
- читать по слогам короткие тексты;
- слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
- по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 3-5 коротких стихотворений, отчетливо читать их перед классом
Личностные результаты
Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах:
умение вступать в контакт с педагогом,
способность работать в коллективе (ученик-ученик, ученик-учитель),
слушать и понимать инструкцию педагога,
обращаться за помощью и принимать помощь педагога.
Изучение предмета «Чтение» во 2 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
Личностные учебные действия:
осознавать себя как ученика заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга
самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договорённости
понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе
Коммуникативные учебные умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – ученик)
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
обращаться за помощью и принимать помощь
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности
Регулятивные учебные способности:
соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из–за парты и т.д.)
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов
Познавательные учебные умения:
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале
пользоваться знаками, символами, предметами – заменителями;
читать; наблюдать;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях)
Содержание учебного предмета
Техника чтения
Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.
Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.
Понимание читаемого
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.
Развитие устной речи
Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?
Примерная тематика
Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов | Количество часов |
1 | Осень пришла - в школу пора! | 11 |
2 | Почитаем – поиграем. | 7 |
3 | В гостях у сказки. | 12 |
4 | Животные рядом с нами. | 11 |
5 | Ой ты, зимушка – зима! | 13 |
6 | Что такое хорошо и что такое плохо. | 14 |
7 | Весна идёт! | 17 |
8 | Чудесное рядом. | 12 |
9 | Лето красное. | 5 |
| Итого | 102 |
Календарно – тематическое планирование учебного предмета «Чтение»
№ п/п | Название раздела и темы | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Осень пришла – в школу пора! (11ч.) | ||||
1 | День Знаний. Знакомство с учебником. По В. Голявкину «Все куда-нибудь идут». | 1 | 1.09 | |
2 | Первый урок. Мы рисуем. | 1 | 2.09 | |
3. | Я. Аким « Грибной лес». | 1 | 6.09 | |
4 | По В Дурову «Слон Бэби». Б. Заходер «Птичья школа». | 1 | 8.09 | |
5 | По Н.Сладкову «Осенние подарки». | 1 | 9.09 | |
6 | В парке. | 1 | 13.09 | |
7 | М. Ивенсен «Падают, падают листья». По М. Корабельникову «Осенний лес». | 1 | 15.09 | |
8 | По К. Ушинскому «Всякой вещи своё место». | 1 | 16.09 | |
9 | Д. Летнёва «Хозяин в доме». По В. Голявкину « Зачем дети ходят в школу?» | 1 | 20.09 | |
10 | По А. Тумбасову «Серый вечер». | 1 | 22.09 | |
11 | Обобщение по разделу: «Осень пришла – в школу пора!» | 1 | 23.09 | |
Почитаем-поиграем (7ч.) | ||||
12 | По А. Шибаеву «Одна буква». | 1 | 27.09 | |
13 | А. Усачёв « Слоги». | 1 | 29.09 | |
14 | По С. Иванову. Дразнилка. | 1 | 30.09 | |
15 | К. Чуковский «Черепаха». Дж. Ривз « Шумный Ба-Бах». | 1 | 4.10 | |
16 | Л.Яхнин «Если плачет кто-то рядом…». Загадки. | 1 | 6.10 | |
17 | Доскажи словечко. Кто квакает, кто крякает, а кто каркает. | 1 | 7.10 | |
18 | Обобщение по разделу: «Почитаем-поиграем» | 1 | 11.10 | |
В гостях у сказки (12 ч.) | ||||
19 | «Лиса и волк». (Русская народная сказка) | 1 | 13.10 | |
20 | «Гуси и лиса». (Русская народная сказка) | 1 | 14.10 | |
21 | «Лиса и козёл». (Русская народная сказка) | 1 | 18.10 | |
22 | По Л. Толстому «Мышка вышла гулять». | 1 | 20.10 | |
23 | «Волк и баран». (Литовская сказка) | 1 | 21.10 | |
24 | По С. Прокофьевой « Сказка о том, как зайцы испугали серого волка». | 1 | 25.10 | |
25 | «Рак и Ворона». (Литовская сказка). | 1 | 27.10 | |
26 | «Заяц и черепаха». (Казахская сказка). | 1 | 28.10 | |
27 | «Благодарный медведь». (Мордовская сказка). | 1 | 10.11 | |
28 | «Как белка и заяц друг друга не узнали». (Якутская сказка). | 1 | 11.11 | |
29 | «Волк и ягнёнок». (Армянская сказка). | 1 | 15.11 | |
30 | «Умей обождать!» (Русская народная сказка). Обобщение по разделу: «В гостях у сказки» | 1 | 17.11 | |
Животные рядом с нами (11 ч.) | ||||
31 | «Умная собака». (Индийская сказка). | 1 | 18.11 | |
32 | По Э. Шиму « Я домой пришла». | 1 | 22.11 | |
33 | «Лошадка». (Русская народная присказка). | 1 | 24.11 | |
34 | По Е. Чарушину « Кролики». | 1 | 25.11 | |
35 | Е.Лифшиц «Баран». | 1 | 29.11 | |
36 | По Б.Житкову « Храбрый утёнок». | 1 | 1.12 | |
37 | По Э. Шиму « Всё умеют сами». | 1 | 2.12 | |
38 | М.Бородицкая « Котёнок». | 1 | 6.12 | |
39 | По В. Сутееву « Три котёнка». | 1 | 8.12 | |
40 | По К. Ушинскому « Петушок с семьёй». Упрямые козлята. | 1 | 9.12 | |
41 | В. Лифшиц « Пёс». Обобщение по разделу: «Животные рядом с нами» | 1 | 13.12 | |
Ой ты, зимушка-зима! (13 ч.) | ||||
42 | Я. Аким «Первый снег». | 1 | 15.12 | |
43 | По Э. Киселёвой « Большой снег». | 1 | 16.12 | |
44 | По Н. Калининой « Снежный колобок». | 1 | 20.12 | |
45 | По С. Вангели « Снеговик – новосёл». | 1 | 22.12 | |
46 | По Е. Шведеру « Воробышкин домик». | 1 | 23.12 | |
47 | Г. Галина « Зимние картинки». Е Самойлова «Миша и Шура». | 1 | 27.12 | |
48 | Ш. Галиев «Купили снег». | 1 | 10.01 | |
49 | По Г. Юдину « Буратиний нос». | 1 | 12.01 | |
50 | И. Токмакова «Живи, ёлочка!» По В. Сутееву «Про ёлки». | 1 | 13.01 | |
51 | По В. Голявкину « Коньки купили не напрасно». | 1 | 17.01 | |
52 | По М. Пляцковскому « Ромашки в январе». | 1 | 19.01 | |
53 | «Мороз и заяц». (Русская народная сказка). «Вьюга» (Литовская народная песенка). | 1 | 20.01 | |
54 | По Г. Скребицкому « На лесной полянке». Обобщение по разделу: «Ой ты, зимушка-зима! » | 1 | 24.01 | |
Что такое хорошо и что такое плохо (14 ч.) | ||||
55 | По А. Митту « Коля заболел». | 1 | 26.01 | |
56 | Д. Летнёва « Подружки рассорились». По В. Голявкину « Вязальщик». | 1 | 27.01 | |
57 | Г. Ладонщиков «Самокат». По Э. Киселёвой. «Скамейка, прыгуны-гвоздики и Алик». | 1 | 31.01 | |
58 | По Е. Пермяку «Торопливый ножик». | 1 | 2.02 | |
59 | По В. Сухомлинскому « Вьюга». | 1 | 3.02 | |
60 | По И. Бутману « Трус». | 1 | 7.02 | |
61 | По В. Голявкину « Как я под партой сидел». Б. Заходер « Петя мечтает». | 1 | 9.02 | |
62 | По В. Витка « Мёд в кармане». | 1 | 10.02 | |
63 | По В. Донниковой « Канавка». | 1 | 14.02 | |
64 | «Назло Солнцу». (Узбекская сказка). | 1 | 16.02 | |
65 | А.Барто. Мостки. | 1 | 17.02 | |
66 | По М. Дружининой. Песенка обо всём. | 1 | 21.02 | |
67 | Л. Квитко. Лемеле хозяйничает. | 1 | 24.02 | |
68 | По И.Туричину. Неряха. Обобщение по разделу: «Что такое хорошо и что такое плохо» | 1 | 28.02 | |
Весна идёт! (17 ч.) | ||||
69 | Я.Аким « Март». | 1 | 2.03 | |
70 | По Ю.Ковалю « Невидимка». | 1 | 3.03 | |
71 | В. Берестов « Праздник мам». | 1 | 7.03 | |
72 | «Подарок к празднику». (По рассказу В. Драгунского «Рыцари»). | 1 | 9.03 | |
73 | «Снег и заяц». (Бурятская сказка). | 1 | 10.03 | |
74 | Г.Ладонщиков « Помощники весны». По М. Пришвину « Лягушонок». | 1 | 14.03 | |
75 | Г Ладонщиков « Весна». По Е. Чарушину «Барсук». | 1 | 16.03 | |
76 | С. Маршак « Весенняя песенка». | 1 | 17.03 | |
77 | По И. Соколову-Микитову « На краю леса». | 1 | 21.03 | |
78 | По В.Голявкину « Подходящая вещь». | 1 | 23.03 | |
79 | М.Пляцковский «Деньки стоят погожие…» | 1 | 24.03 | |
80 | По С. Козлову «Ручей и камень». | 1 | 4.04 | |
81 | «Как птицы лису проучили». (Русская народная сказка). | 1 | 6.04 | |
82 | По Т. Шарыгиной « Вкусный урок». | 1 | 7.04 | |
83 | С. Косенко « Почему скворец весёлый?» | 1 | 11.04 | |
84 | Э. Шим « Храбрый птенец». | 1 | 13.04 | |
85 | По М. Быкову « Кому пригодилась старая Митина шапка». Обобщение по разделу: «Весна идёт» | 1 | 14.04 | |
Чудесное рядом (12 ч.) | ||||
86 | По Цыферову «Лосёнок». О Дриз «Игра». | 1 | 18.04 | |
87 | Г. Цыферов « Удивление первое». | 1 | 20.04 | |
88 | По Г.Снегирёву « Осьминожек». | 1 | 21.04 | |
89 | По С. Козлову « Друзья». | 1 | 25.04 | |
90 | По С. Козлову « Необыкновенная весна». | 1 | 27.04 | |
91 | Э. Мошковская « Не понимаю». | 1 | 28.04 | |
92 | По Г.Скребицкому « Кот Иваныч». | 1 | 2.05 | |
93 | По М.Пришвину « Золотой луг». | 1 | 4.05 | |
94 | По А. Бианки «Неродной сын». | 1 | 5.05 | |
95 | Ю. Кушак «Подарок». | 1 | 11.05 | |
96 | Я. Тайц « Всё здесь». | 1 | 12.05 | |
97 | По В. Бианки « Небесный слон». Обобщение по разделу: «Чудесное рядом» | 1 | 16.05 | |
Лето красное (5 ч.) | ||||
98 | По И. Соколову-Микитову « Светляки». | 1 | 18.05 | |
99 | По Г. Цыферову « Петушок и солнышко». | 1 | 19.05 | |
100 | И. Гамазкова « Прошлым летом». С. Махотин. «Поход». | 1 | 23.05 | |
101 | По Е. Пермяку « Раки». | 1 | 25.05 | |
102 | В. Викторов « В гости к лету». И. Мазнин «Отчего так много света?» Обобщение по разделу: «Лето красное» | 1 | 26.05 | |
При оценке устных ответов принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускаются единичные ошибки, которые сам же исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик даст ответ, в целом соответствующий оценке «5», но допускает неточности в подтверждение правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировании правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя
Оценка «1» в 1-4 классах за устные ответы не ставится.