Адаптированная программа для детей школьного возраста с нарушениями интеллекта по предмету «Речевая практика» (2 класс)

3
0
Материал опубликован 28 June 2022 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


«РАССМОТРЕНО»                  «СОГЛАСОВАНО»                      «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО                  Зам. директора по УВР             Директор школы

Руководитель                        ________ / Э.О.Плодухина      ______/ Е.В.Агапова

_______/ А.Л.Сивцова          «30» августа 2021 года            Приказ по школе № 01-18-36/6

Протокол № 1 от                                                                  от «30» августа 2021 г.

«27» августа 2021 года






Адаптированная

рабочая программа

для детей школьного возраста

с нарушениями интеллекта (вариант первый)

по учебному предмету «Речевая практика»

для 2 класса

на 2021-2022 учебный год




Составитель программы:

                                                                                                     учитель Ухтинская Е.Г.






с. Зыково, 2021 г.



 Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» для учащейся, обучающейся на индивидуальном обучении на дому, по адаптированной основной  общеобразовательной программе для УО во 2  классе составлена  в соответствии с нормативно - правовыми документами:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 42,55,59,79);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85; изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72; изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).

Письма «О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения № 27/2643-6 »;

Письма Минобразования России от 30.03. 2001 года № 29/ 1470 - 6 «Об организации образовательных учреждений надомного обучения   (школ надомного обучения)»;

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ «Зыковская СОШ».

Рабочая программа ориентирована на учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – С.В.Комарова "Устная речь" М.: Просвещение, 2021.

Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.

Основная цель курса « Речевая практика» в начальных классах – развитие речевой коммуникации учащихся как способности использовать вербальные невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях; - заложить основы интеллектуального, эмоционального, речевого, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устной и письменной речью.

Задачи курса «Речевая практика»: - развитие звукопроизносительной и смысловой стороны речи (обогащение, закрепление, активизация словаря) - совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной ( диалогической) и контекстной ( монологической) форм речи; - профилактика и коррекция нарушений чтения и письма. - расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соот­ветствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. - создание условий у учащихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в процессе беседы; - расширить представления детей о правилах поведения в обществе; - развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценирования сказки; - обогащать лексический запас учащихся словами; - научить строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план; - научить составлять рассказы из личного опыта.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты Минимальный уровень: - формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; - участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; - восприятие на слух сказок и рассказов; - ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; - выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя; - участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; - ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач. Достаточный уровень:

- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;

- ответы на вопросы;

- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

Личностные результаты

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Содержание учебного предмета

Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».

Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Организация речевого общения.

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

Примерные темы речевых ситуаций

«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей).

«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии).

«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)

«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) 100

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

Моделирование речевой ситуации.

Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.



Тема

Количество часов

1

Добро пожаловать.

3

2

Истории о лете.

3

3

Сказка "Три поросенка"

3

4

Расскажи мне о школе.

3

5

Алло! Алло!

3

6

С днем рождения!

3

7

Дежурство.

3

8

У меня есть щенок.

3

9

Сказка "Красная Шапочка".

3

10

Я записался в кружок.

3

11

Играем во дворе

3

12

Повторение

1


Итого

34



Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Речевая практика»



Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Добро пожаловать (3ч.)

1

«Добро пожаловать». Выявление представлений детей по теме ситуации.

1

7.09



2

«Добро пожаловать». Практическое использование в речевых ситуациях тона голоса.

1

14.09



3

«Добро пожаловать». Коллективное составление рассказа.

1

21.09



Истории о лете (3ч.)

4

«Истории о лете». Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал.

1

28.09



5

«Истории о лете». Называние предметов и различных действий с ними.

1

5.10



6

«Истории о лете». Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответном диалоге.

1

12.10



Три поросенка (3ч.)

7

«Три поросенка». Просмотр сказки.

1

19.10


8

«Три поросенка». Характеристика признаков предметов: величина, цвет, форма.

1



26.10


9

«Три поросенка». Выбор роли и атрибутов к ней.

1

9.11


Расскажи мне о школе (3ч.)

10

«Расскажи мне о школе».

Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал.

1



16.11


11

«Расскажи мне о школе».

Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя.

1



23.11


12

«Расскажи мне о школе».

Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений.

1

30.11



Алло! Алло! (3ч.)

13

«Алло! Алло!».

Выявление представлений детей по теме ситуации. Характеристика признаков предметов

1

7.12



14

«Алло! Алло!» Совершенствование умения участвовать в диалогах.

1

14.12



15

«Алло! Алло!» Использование новых слов и предложений в ролевой игре.

1

21.12



С днем рождения! (3ч.)

16

«С днем рождения!». Выявление представлений детей по теме ситуации.

1



28.12


17

«С днем рождения!». Практическое использование в речевых ситуациях тона голоса.

1

11.01


18

«С днем рождения!» Коллективное составление рассказа. Выражение лица.

1

18.01


Дежурство (3ч.)

19

«Дежурство». Совершенствование умения участвовать в диалогах.

1

25.01



20

«Дежурство». Использование новых слов и предложений в ролевой игре.

1

1.02


21

«Дежурство». Коллективное составление рассказа.

1

8.02


У меня есть щенок (3ч.)

22

«У меня есть щенок». Составление предложений по теме.

1



15.02


23

«У меня есть щенок». Характеристика признаков предметов. Коллективное составление рассказа.

1

22.02


24

«У меня есть щенок». Совершенствование умения участвовать в диалогах.

1

1.03


Сказка «Красная Шапочка» (3ч.)

25

Сказка «Красная Шапочка».

Прослушивание сказки.

1

15.03


26

«Красная шапочка». Коллективное рассказывание сказки.

1

22.03


27

«Красная шапочка». Выбор роли и атрибутов к ней.

1

5.04


Я записался в кружок (3ч.)

28

«Я записался в кружок». Совершенствование умения участвовать в диалогах.

1



12.04


29

«Я записался в кружок». Совершенствование умения участвовать в диалогах.

1

19.04


30

«Я записался в кружок». Коллективное составление рассказа.

1

26.04


Играем во дворе (3ч.)

31

«Играем во дворе». Составление предложений по теме.

1

3.05



32

«Играем во дворе». Называние предметов и действий с ними.

1

10.05


33

«Играем во дворе». Коллективное составление рассказа.

1

17.05


Повторение (1ч.)

34

Повторение

1

24.05




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации