Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения по русскому языку для 6 класса
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуального обучения
по русскому языку для 6 класса
Разработала:
учитель начальных классов
первой категории Львова С.А.
с. Новая Кармала
2020 г
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ СОШ им. И.Ф. Самаркина с. Новая Кармала и авторской программой под редакцией В.В.Бабайцевой, А.Ю.Купаловой, Е.И.Никитиной и др. «Русский язык. 5-9 классы» составитель: Е.И.Харитонова М.: Дрофа, 2015г. и обеспечивается следующим УМК:
В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2015г.
Г.К.Лидман-Орлова. Русский язык. Практика. 6кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2015 г.
Е.И. Никитина. Русский язык: Русская речь. 6кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2015г.
Данная рабочая программа разработана для обучающегося 6 класса, который находится на индивидуальном обучении по программе 7 вида. По результатам ПМПК ребёнок является обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью и нуждается в организации специальных образовательных условий. При обучении детей с задержкой психического развития русскому языку ставятся те же цели, что и в общеобразовательном классе.
Основные цели преподавания курса:
- воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осознание его эстетической ценности; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-эстетических норм, принятых в обществе;
--овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию, потребности в речевом самосовершенствовании;
-овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет, осуществлять информационную переработку текста и др.);
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения.
Достижение указанных целей требует решения следующих задач:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знаний на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный словарный запас, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- проводить библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет и т.д.
Данная рабочая программа ориентирована на индивидуальное обучение с учётом психологических и психофизических особенностей обучающегося:
• Концентрация внимания, объем внимания развиты не достаточно.
• Ниже возрастной нормы все виды памяти: кратковременная, долговременная и оперативная.
• Наглядно-образное мышление не соответствует возрастной норме.
• Нарушено звукопроизношение.
• Активный словарь недостаточный. Словарный запас беден.
• Мелкая моторика кисти, пальцев рук не достаточно развита.
•У ребенка нарушение устной и письменной речи.
Цель данной программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
На изучение курса «Русский язык » в 6 классе в адаптированной программе отводится 3ч в неделю. Программа рассчитана на 102ч.
Виды учебной деятельности и формы организации занятий на уроках русского языка
Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных, интегрированных уроков, уроков – исследований, уроков с дидактической и ролевой игрой, уроков развития речи.
Контроль над уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, сочинений, тестовых заданий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
3. Достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения обучающимися программы по русскому языку являются:
1. Владение всеми видами речевой деятельности:
− адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
− владение разными видами чтения;
− способность извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
− овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
− способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
− способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
− умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
2. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, иностранного языка, истории и других).
3. Коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения обучающимися программы по русскому языку являются:
Речь и речевое общение
Учащийся научится:
использовать различные виды монолога (повествование, описание,
рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки
зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения;
развивать навыки чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательную переработку прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществлять информационную переработку текста, передавать его смысл в устной и письменной форме, а также уметь характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
получит возможность научиться:
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Аудирование
Учащийся научится:
различным видам аудирования (понимание основного содержания аудиотекста, выборочное извлечение информации; передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме);
понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения научного, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную информацию, комментировать её в устной форме.
совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);
овладевать различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); получит возможность научиться: понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию научного и художественного текстов, комментировать её в устной форме.
Чтение
Учащийся научится:
понимать содержание прочитанных научных, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана;
передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
владеть навыками работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
отбирать и систематизировать материал на определённую тему в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
получит возможность научиться: понимать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах; высказывать собственную точку зрения.
Говорение
Учащийся научится:
создавать устные монологические и диалогические высказывания на актуальные нравственно-этические, бытовые, учебные темы разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения;
обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
извлекать из различных источников, систематизировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
овладевать основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретать опыт использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремиться к речевому самосовершенствованию, овладевать основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;
соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета;
получит возможность научиться: создавать устные монологические и диалогические высказывания;
выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Учащийся научится:
создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, отзыв);
излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, плана;
соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
получит возможность научиться: писать доклады, готовить сообщения;
составлять план выступления.
Текст
Учащийся научится:
анализировать и характеризовать тексты научного и художественного стилей речи; анализировать текст и распознавать основные признаки текста, уметь выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;
осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого и сложного плана; создавать связный текст;
получит возможность научиться: создавать тексты в устной и письменной форме. Функциональные разновидности языка
Учащийся научится:
владеть практическими умениями создавать тексты разговорного, научного, художественного стилей;
различать и анализировать тексты разговорного, научного, художественного стилей; оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности в соответствии с коммуникативными требованиями;
расширять свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;
использовать коммуникативно-эстетические возможности русского языка;
распознавать и характеризовать основные виды выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
использовать в речи синонимичные имена прилагательные в роли эпитетов;
обогащать активный и потенциальный словарный запас, расширять объем используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения;
использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;
пользоваться толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;
пользоваться орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;
использовать фразеологические словари для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;
использовать морфемные, словообразовательные, этимологические словари для морфемного и словообразовательного анализа слов;
использовать словари для подбора к словам синонимов, антонимов;
исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями и небольшим докладом на учебную и научную темы;
получит возможность научиться:
различать, создавать и анализировать тексты разговорного, научного и художественного стилей;
анализировать композицию текста с точки зрения достижения поставленных коммуникативных задач;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшой убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Учащийся научится:
характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире;
понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
определять различия между литературным языком и диалектами, профессиональными разновидностями языка, характеризовать эти различия;
оценивать использование основных изобразительных средств языка;
получит возможность научиться:
характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Морфология
Учащийся научится:
опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы;
анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
расширять и систематизировать научные знания о языке, его единицах и категориях; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; осваивать базовые понятия лингвистики; идентифицировать самостоятельные (знаменательные), служебные части речи и их формы по значению и основным грамматическим признакам;
распознавать существительные, прилагательные, местоимения, числительные, наречия разных разрядов и их морфологические признаки, уметь различать слова категории состояния и наречия;
проводить морфологический анализ самостоятельных частей речи;
характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки самостоятельных частей речи, определять их синтаксическую функцию;
применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач;
получит возможность научиться:
анализировать синонимические средства морфологии;
различать грамматические омонимы;
опознавать основные выразительные средства морфологии в художественной речи; извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных;
использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Язык и культура
Учащийся научится:
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни;
получит возможность научиться:
характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Коррекционно – развивающаяся работа.
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция – развитие памяти;
коррекция – развитие внимания;
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Основные формы коррекционной работы по русскому языку:
1. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений.
2. Усиление практической направленности обучения русскому языку по вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков.
3. Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов лингвистического разбора.
4. Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся (говорения, аудирования, чтения и письма): овладение нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование умений и навыков связного изложения мыслей в
устной и письменной форме.
5. Совершенствование умений и навыков каллиграфического письма.
Большое внимание на уроках русского языка уделяется не столько запоминанию грамматической теории и орфографических правил, сколько умению применять изученные грамматико – орфографические материалы в речевой практике в ее устной и письменной форме.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. ( 1 ч)
Русский язык — один из богатейших языков мира.
Повторение изученного в 5 классе. (8 ч)
Понятие о морфологии.(1 ч)
Система частей речи в русском языке. Основания и выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные части речи.(1ч)
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. (11 ч)
Понятие об имени существительном.
Нарицательные и собственные имена существительные.
Правописание собственных имён существительных (заглавная буква и кавычки).
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Род как постоянный признак имён существительных. Число имён существительных.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Система падежей в русском языке и типы склонения имён существительных.
Склонение существительных в единственном числе.
Склонение существительных во множественном числе.
Правописание ь и ов — ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц.
Разносклоняемые имена существительные.
Правописание суффикса -ен- в существительных на -мя.
Неизменяемые существительные.
Словообразование имён существительных с помощью суффиксов, приставок.
Правописание суффиксов -ик-, -ек-; -ок-, -ек-; -онък- (-онок-), -еньк- после шипящих; суффиксов -чик-,
-щик-.
Правописание не с именами существительными.
Правописание сложных имён существительных.
Глагол. (27 ч)
Понятие о глаголе.
Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению.
Правописание не с глаголами.
Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива.
Буква ь в инфинитиве.
Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов. Правописание -тся и -тъся в глаголах.
Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование.
Правописание корней -бир бер-, -мир мер-, -тир -тер- и др.
Наклонение глагола.
Изъявительное наклонение.
Формы прошедшего, настоящего и будущего времени глагола в изъявительном наклонении. Их значение.
Прошедшее время. Значение, образование и изменение глаголов прошедшего времени.
Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед -л-, в глаголах прошедшего времени.
Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени.
Настоящее и будущее время. Образование настоящего и будущего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Основа настоящего (будущего) времени.
Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени.
Лицо и число глаголов. Значение 1, 2, 3-го лица.
Буква ъ в формах глагола 2-го лица единственного числа.
Спряжение глаголов. Окончания глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы.
Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения.
Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении.
Правописание бы с глаголами в условном наклонении.
Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов в повелительном наклонении.
Правописание глаголов в повелительном наклонении.
Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом.
Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание гласных в суффиксах -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).
Имя прилагательное. (17 ч)
Понятие об имени прилагательном.
Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению.
Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности качественных имён прилагательных.
Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе. Употребление кратких имён прилагательных в роли сказуемых.
Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящую.
Склонение полных прилагательных.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих.
Имена прилагательные с суффиксом -ий. Особенности падежных окончаний этих прилагательных.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных типа лисий.
Прилагательные с суффиксами -ин- (-ын-), -ое- (-ев-).
Степени сравнения имён прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Употребление прилагательных в роли определений и сказуемых.
Словообразование имён прилагательных с помощью суффиксов, приставок и сложения основ.
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
Правописание суффиксов -к- и -ск-.
Правописание не с прилагательными.
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Особенности употребления разных форм прилагательных в разных стилях и жанрах речи.
Имя числительное (10 ч)
Понятие об имени числительном. Роль числительных в речи.
Имена числительные простые, сложные и составные.
Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные.
Правописание удвоенной согласной в числительных.
Правописание мягкого знака в числительных.
Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании.
Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление.
Порядковые числительные, их значение и изменение.
Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники.
Дробные числительные, их значение и изменение.
Правописание падежных окончаний имён числительных.
Наречие. (7 ч)
Понятие о наречии как части речи.
Роль наречий в речи.
Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.
Степени сравнения наречий.
Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов.
Правописание суффиксов –о - е после шипящих.
Правописание н и нн в наречиях на -о.
Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-.
Дефисное написание наречий с приставками по-, в- (во-), а также наречий, образованных повтором слов.
Словообразование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую.
Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Слитное и раздельное написание наречий (по списку).
Категория состояния. (4 ч)
Понятие о словах категории состояния. Признаки слов категории состояния: общее грамматическое значение состояния, неизменяемость, синтаксическая функция — сказуемое в безличных предложениях.
Группы слов категории состояния по значению. Сходство и различие наречий и слов категории состояния.
Местоимение. (13 ч)
Основание выделения местоимения как части речи: особое грамматическое значение (обозначает не называя, а указывая). Роль местоимений в речи.
Соотносительность местоимений с другими частями речи (с существительными, прилагательными, числительными, наречиями). Изменяемые и неизменяемые местоимения.
Разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам.
Личные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении.
Правописание местоимения с предлогами.
Прописная буква в формах вежливости.
Возвратное местоимение себя: значение, формы изменения, роль в предложении.
Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Вопросительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.
Относительные местоимения: значение, изменяемые и не изменяемые, роль в предложении.
Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительным местоимением.
Неопределённые местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в предложении; синонимия неопределённых местоимений.
Правописание неопределённых местоимений с морфемами кое-, -то, -либо, -нибудь.
Правописание не в неопределённых местоимениях.
Отрицательные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.
Правописание не и ни в отрицательных местоимениях.
Определительные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.
Указательные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.
Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.
Темы узкие и широкие. Простой и сложный план. Эпиграф.
Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.
Характеристика официально-делового стиля речи.
Художественное повествование. Рассказ.
Описание природы, помещения, одежды, костюма.
Построение текста-рассуждения в различных стилях речи.
Местоимение как средство связи предложений в тексте.
Приложение 1.
Календарно- тематическое планирование.
Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Дата проведения |
Вводный . (1 ч) | Русский язык- один из богатейших языков мира | 1 | Упр.1-3,5-8. ) Oвладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. | |
Повторение изученного в 5 классе. ( 8 ч) | Синтаксис и пунктуация. | 1 | Упр. 9-15. Oвладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. | |
Фонетика и орфоэпия. | 1 | Упр. 16-21. Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка. | | |
Орфография. Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | Упр.22-31. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. | | |
Морфемика. | 1 | Упр. 32-34. Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка. | | |
Лексика. | 1 | Упр. 35 – 41. Oвладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. | | |
Контрольная работа. | 1 | Диктант с грамматическим заданием. Умение планировать деятельность. | | |
Анализ контрольной работы. Р.Р. Признаки текста. Темы широкие и узкие. | 1 | Упр.42. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. | | |
Р.Р. Признаки текста. Темы широкие и узкие. Изложение с творческим заданием. | 1 | П.1,2. Упр.1 4., стр. 16. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. | | |
,Грамматика. Морфология | Части речи. | 1 | Параграф 67,68. Упр. 45-51. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. | |
Части речи. (2ч) | Слово и его формы. | 1 | П.69. Упр. 52-53. Развитие умения сравнивать, анализировать, умения выделять сходство и различие понятий, умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму. | |
Имя существительное. (11ч) | Понятие о существительном. | 1 | П.70-72. Упр.57-68. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений. | |
| Род, число, падеж, склонение существительных. | 1 | П.73-75. Упр.69-82. Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка. | |
| Три склонения имён существительных. Склонение существительных на –ий,-ие, -ия. | 1 | П.76,77. Упр. 83-97. Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка. | |
| Р.Р. Творительный сравнения. Простой и сложный план. | 1 | П.3. Упр.18. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. | |
| Разносклоняемые существительные. Неизменяемые существительные. | 1 | П.78, 79. Упр. 98-106. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. . Совершенствование движений и сенсомоторного развития. | |
| Словообразование существительных при помощи суффиксов. | 1 | П.80. Упр.107, 112, 116, 122. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений. | |
| Словообразование существительных с помощью приставок. | 1 | П.81. Упр.126,127, 130, 136. Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка. | |
| Образование сложных существительных. | 1 | П.82.упр. 137-142. Коррекция нарушений устной и письменной речи, коррекция монологической и диалогической речи. | |
| Р.Р. Простой и сложный план Сравнение. Метафора. Эпитет. | 1 | П.3. Упр.19-24. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. | |
| Повторение изученного по теме «Имя существительное». | 1 | Упр. 143, 145, 149, 150, 154. Коррекция нарушений устной и письменной речи, коррекция монологической и диалогической речи. | |
| Контрольное тестирование. Анализ ошибок. | 1 | Тест. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. Умение планировать деятельность. | |
Глагол. | Понятие о глаголе. | 1 | П.82. Упр.156, 158, 160, 166,167. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. | |
27 ч | Морфологические признаки глагола. | 1 | П.82. Упр. 168, 172, 175, 178. Формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков. | |
| Р.Р. Что такое эпиграф? | 1 | П.4. Упр.25-27. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. | |
| Инфинитив. | 1 | П.83. Упр.178-188. Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка. | |
| Возвратные глаголы. | 1 | П. 84. Упр. 189, 191, 196, 197. Формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков. | |
| Виды глаголов. | 1 | П.85. Упр. 199, 203, 206, 212,216. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. | |
| Контрольный диктант и анализ ошибок. | 1 | Диктант. Умение планировать деятельность. | |
| Наклонения глаголов. | 1 | П.86. Упр.217-221. Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка. | |
| Р.Р. Описательный оборот. | 1 | П.5. Упр.47-53. Oвладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. | |
| Времена глаголов. | 1 | П.87. Упр. 222-227. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. | |
| Прошедшее время глаголов. | 1 | П.88. Упр. 228- 230, 235,237. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. | |
| Настоящее и будущее время глаголов. | 1 | П.89. Упр. 239-244. Формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков. | |
| Р.Р. Официально-деловой стиль речи. | 1 | П.6. Упр. 55-59. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. | |
| Лицо и число глаголов. | 1 | П.90. Упр. 249-254. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. | |
| Спряжение глаголов. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. | 1 | П.91. Упр. 255,258,260,263,268. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений. | |
| Разноспрягаемые глаголы. | 1 | П.92.Упр.270-274. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | |
| Контрольный диктант. Работа над ошибками. | 1 | Диктант. Умение планировать деятельность. | |
| Условное наклонение. | 1 | П.93. Упр.275-279,284,285. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. | |
| Повелительное наклонение. | 1 | П.94. Упр.286-293. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. | |
| Образование глаголов повелительного наклонения. | 1 | П.94. Упр. 295-299. Формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков. | |
| Правописание глаголов в форме повелительного наклонения. | 1 | Упр. 300- 303. Коррекция нарушений устной и письменной речи, коррекция монологической и диалогической речи. | |
| Безличные глаголы. | 1 | П.95. Упр.304-311. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. | |
| Р.Р. Рассказ Анализ ошибок в сочинении-рассказе по личным наблюдениям. | 1 | П.7. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. | |
| Словообразование глаголов | 1 | П.96. Упр. 312-317. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | |
| Орфограммы в суффиксах глаголов. | 1 | П.97. Упр. 318-320, 325,327. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений. | |
| Повторение изученного. | 1 | Упр.328-331, 337,339. Коррекция нарушений устной и письменной речи, коррекция монологической и диалогической речи. | |
| Контрольная работа. Анализ ошибок в контрольной работе. | 1 | Диктант. Умение планировать деятельность. | |
Имя прилагательное. | Понятие о прилагательном. | 1 | П.98. Упр. 340- 346. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. | |
17 ч | Р.Р.Описание природы. Зима. | 1 | П.9. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. | |
| Разряды прилагательных по значению. | 1 | П.99. Упр. 354-361. Развитие лексико-грамматических средств языка | |
| Полные и краткие Прилагательные. | 1 | П.100. Упр.362-368. Oвладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. | |
| Склонение полных прилагательных. | 1 | П.101.Упр.369-377. Развитие различных видов мышления. | |
| Притяжательные прилагательные. | 1 | П.102, 103. Упр.378- 380, 384-386. Развитие различных видов мышления. | |
| Степени сравнения имён прилагательных. | 1 | П.104. Упр. 391-401. Развитие различных видов мышления. | |
| Контрольная работа (тестирование) Анализ к.р. | 1 | Тест. Умение планировать деятельность. | |
| Словообразование прилагательных. | 1 | П.105. Упр. 403-411. Oвладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. | |
| Р.Р. Описание помещения. | 1 | П.10. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. | |
| Буквы Н-НН в суффиксах имён прилагательных. | 1 | П.105. Упр. 412- 420. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений. | |
| Словообразование прилагательных с помощью суффиксов-К-,-СК-. | 1 | П.105. Упр. 424-427. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. | |
| Словообразование прилагательных с помощью приставок. | 1 | П.106. Упр. 428-434. Формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков. | |
| Словообразование прилагательных с помощью сложения основ. | 1 | П.107. Упр. 435-443. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. | |
| Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». | 1 | Упр. 444-455, на выбор. Развитие различных видов мышления. | |
| Контрольный диктант и анализ ошибок. | 1 | Диктант. Умение планировать деятельность. | |
| Р.Р. Описание костюма. | 1 | П.11. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. | |
Имя числительное | Понятие о числительном. | 1 | П.108. Упр. 456-462. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. | |
10 ч | Состав числительных. | 1 | П.109. Упр. 463-475. Развитие различных видов мышления. | |
| Склонение количественных числительных. | 1 | П.110,111. Упр. 476-479. Формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков. | |
| Р.Р. Рассказ на основе картины. | 1 | П.12. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. | |
| Собирательные числительные. | 1 | П.113. Упр. 489-491, 501. Развитие различных видов мышления. | |
| Порядковые Числительные. | 1 | П. 114. Упр. 502-511. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. | |
| Дробные числительные. | 1 | П.115. Упр. 512-518. Развитие лексико-грамматических средств языка. | |
| Р.Р. Описание книги (аннотация). | 1 | П.13. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. | |
| Повторение изученного. | 1 | Упр. 519-534. На выбор. Коррекция нарушений устной и письменной речи, коррекция монологической и диалогической речи. | |
| Контрольная тестовая работа. Работа над ошибками. | 1 | Диктант. Умение планировать деятельность. | |
Наречие. | Понятие о наречии. | 1 | П.116. Упр. 535-546. Развитие различных видов мышления. | |
7 ч | Степени сравнения наречий. | 1 | П.117. Упр. 547-552. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. | |
| Словообразование наречий. | 1 | П.118, 119.553, 559,565,578,580. Формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков. | |
| Орфография наречий. | 1 | Упр. 591- 596. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений. | |
| Р.Р.Рассуждение в разных стилях речи. Средства связи частей рассуждения | 1 | П.14. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. | |
| Повторение. | 1 | Упр.554-558, 560-564. Коррекция нарушений устной и письменной речи, коррекция монологической и диалогической речи. | |
| Контрольный диктант. | 1 | Диктант. Умение планировать деятельность. | |
Категория состояния | Категория состояния. | 1 | П.120. Упр. 597-605. Развитие лексико-грамматических средств языка | |
4 ч | Р.Р. Как создать киносценарий? | 1 | П.8. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. | |
| Повторение изученного. | 1 | Упр. 608-618. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений. | |
| Контрольная работа и её анализ. | 1 | Диктант. Умение планировать деятельность. | |
Местоимение. | Понятие о местоимении. | 1 | П. 121,122. Упр.622-629. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. | |
13 ч | Р.Р.Морфологические средства связи предложений в тексте. | 1 | П.15. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. | |
| Личные местоимения. | 1 | П.123. Упр.630-636. Развитие лексико-грамматических средств языка | |
| Притяжательные местоимения. | 1 | П. 125. Упр. 639-640, 645, 647. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений | |
| Возвратное местоимение. | 1 | П.124. Упр. 650-654. Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся . | |
| Вопросительные местоимения. | 1 | П.126. Упр. 665-660. Развитие лексико-грамматических средств языка. | |
| Относительные местоимения. | 1 | П.127. Упр. 661-666. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений | |
| Неопределённые местоимения. | 1 | П.128. Упр. 667- 670, 674, Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений | |
| Отрицательные местоимения. Орфограммы в отрицательных местоимениях. | 1 | П.129. Упр. 675-679, 683,684. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений. | |
| Определительные местоимения. | 1 | П. 130. Упр. 685-691. Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся. | |
| Указательные местоимения . | 1 | П.131. Упр. 692-697. Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся. | |
| Повторение изученного по теме «Местоимение». | 1 | Упр. 698-704. Развитие лексико-грамматических средств языка. | |
| Итоговая работа по русскому языку. | 1 | Диктант. Умение планировать деятельность. | |
Повторение (2 ч) | Повторение. Текст. Признаки текста. Типы речи. | 1 | Упр. 708-709, 712, 715. Развитие лексико-грамматических средств языка. | |
| Орфоэпический словник. | 1 | Упр. 720-723,734,756. Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся. | |