Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития по родной (русской) литературе

2
0
Материал опубликован 21 June 2022

Министерство образования Тульской области

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области

«Новомосковский областной центр образования»



П Р И Н Я Т О

Педагогическим советом государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Новомосковский областной центр образования»

Протокол № 1

от «____» августа 2021 г.

У Т В Е Р Ж Д Е Н О

д и р е к т о р о м государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Новомосковский областной центр образования»

Приложение № 1 к приказу № _____

от «___» августа 2021 г.





Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся

с задержкой психического развития

по родной (русской) литературе


9 КЛАСС


на основе

Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)





составитель:

учитель Молоствова О.С.







г. Новомосковск

2021 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по родной (русской) литературе составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897) на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования 5-9 классы, разработанной и утверждённой ГОУ ТО «Новомосковский центр» (Пр.№ 87-Д от 01.09.2015 г.).

Рабочая программа учебного предмета «Родная (русская) литература» разработана для ГОУ ТО «Новомосковский центр», реализующего наряду с обязательным курсом литературы изучение литературы как родной (русской) литературы обучающихся.

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательной для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Цели программы:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Достижение поставленных целей предусматривает решение основных задач:

- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС; в основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества, способной решать задачи построения российского гражданского общества;

- ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения УУД, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности;

- учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значение видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса.

Рабочая адаптированная программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» предназначена для обучения детей 9 класса с задержкой психического развития и предусматривает обязательное изучение родной (русской) литературы на этапе основного общего образования в объёме 16 ч. (исходя из календарного учебного графика ГОУ ТО «Новомосковский центр» обучение осуществляется по триместрам, что составляет 31 учебная неделя в 9 классе).

Программа адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ЗПР. Представленная программа предусматривает коррекционную направленность обучения. Коррекционные возможности состоят в формировании обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Процесс обучения имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для обучающихся уровне.

Изучение наиболее трудных тем сопровождается предварительным накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего учебного курса.

Ввиду психологических особенностей обучающихся с задержкой психического развития, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционная работа на уроках построена таким образом, что учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.

Особое внимание уделяется способности учащихся с ЗПР организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Методы и приёмы обучения:

В преподавании данного курса будут использованы такие методы обучения, как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, проблемный, исследовательский, метод работы под руководством учителя, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся, метод контроля и самоконтроля.

Развитие связной речи у детей с ЗПР является процессом, требующим использования как традиционных методов обучения:

объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,  проблемное изложение и частично-поисковый (эвристический).

  Формы и виды работы по формированию связной речи.      

 Работа по созданию текстов-описаний делится на три этапа:  вводный, основной и итоговый.

 Вводный этап посвящен знакомству с правилами речевого сообщения. Содержание этапа включает в себя сбор и систематизацию материала для будущего сочинения; специальную работу по предупреждению речевых ошибок.

На основном этапе ведется работа по развитию связного говорения по правилам смысловой и языковой организации, а также формируются речевые умения по созданию текстовых сообщений описательного характера.

Задача итогового этапа состоит в том, чтобы привлечь самих школьников к исправлению допущенных ошибок. Совершенствование культуры речи школьников предполагает формирование у них умений и навыков редактирования письменных текстов.

Развитию правильной речи помогают упражнения в составлении предложений по предложенной схеме.

 - обобщающая беседа по изученному материалу, индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос;

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя.

Планируемые результаты обучения достигаются при использовании современных образовательных технологий: ИКТ, технология проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, ориентации на компетентностный подход в обучении, технологии критического мышления.





Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1) понимание русского языка и литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка и литературы; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

владение разными видами чтения;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных

языковых средств;

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также

оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

владение разными видами монолога и диалога;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного

русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».



Содержание учебного предмета


Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет родная литература (русская литература). Курс данного предмета в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, русских традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами литературного языка.

Главная цель изучения родной литературы (русской литературы) в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской народной, классической и современной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко - культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения родной литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении; в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Курс учебного предмета «Родная (русская) литература» строится с опорой на текстуальное изучение русских художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.


Содержание тем учебного предмета


ВВОДНЫЙ УРОК

Слово как средство создания образа. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Прогноз развития литературных традиций в XXI веке.

Фольклорные традиции в русской литературе

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Жанровое богатство древнерусской литературы. Традиции древнерусской литературы. Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Гнездо орла».

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Традиции литературы XIX века Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья» (на выбор). Изображение пороков, недостатков, ума и глупости, хитрости, невежества, самонадеянности. Основные темы басен. Басни В. Майкова, И. Хемницера (на выбор).

Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная...». Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н.

Творчество поэтов и писателей XIX века. Национальные черты в образах героев баллад В.А. Жуковского.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр. Горький А.М. «Макар Чудра». Герои неоромантизма.

«Живое и мѐртвое в рассказе Куприна А.И. «Гамбринус».

Аверченко А.Т. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьѐзном - с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.

Нагибин Ю.М. Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.

Васильев Б.П. «Завтра была война».

Быков В. «Обелиск».

Лихачев Д.С. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодѐжи . Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.

Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.





Тематическое планирование учебного предмета


п/п

Название раздела, тема урока

Характеристика основных видов деятельности

Кол-во часов

Примечание

Своеобразие родной литературы (1 ч)

1

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально - культурная ценность народа.

Чтение статей о значимости чтения и литературы для развития человека, обсуждение статей, ответ на проблемный вопрос.

1


Русский фольклор (1 ч)

2

Фольклорные традиции в русской литературе.

Изучение своеобразия фольклора, определение фольклорных традиций в русской литературе, наблюдение за языком фольклора.

1


Древнерусская литература (1 ч)

3

Традиции древнерусской литературы.

Изучение осо­бенностей древнерусской литературы, чтение произведений древнерусской литературы, наблюдение за языком.

1


Литература XIX века (2 ч)

4

Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина.

Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная...».

Выразительное чтение с элементами анализа текста, прослушивание аудиозаписей, работа по вопросам и заданиям учебника, словарная работа.

1


5

Национальные черты в образах героев баллад В.А. Жуковского (на выбор).

Выразительное чтение баллады, анализ прочитанного, отработка интонации при чтении, развитие навыков пересказа.

1


Русская литература XX века (11 ч)

6

Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр. Горький А. М. «Макар Чудра». Герои неоромантизма.

Знакомство с традициями литературы ХХ века, составление схемы. Знакомство с понятием неормантизма. Беседа по содержанию рассказа, составление плана.



1


7

«Живое и мертвое» в рассказе Куприна А.И.» Гамбринус».

Чтение рассказа (в сокращении), наблюдение, беседа о проблематике рассказа.

1


8-9

Образы подростков в произведениях о Великой Отечественной войне. Повесть В. Быкова «Обелиск».

Чтение повести, определение сюжета, композиции, средств выражения авторской позиции

2


10-11

Лихачев Д.С. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Чтение глав из книги, составление ответа на проблемный вопрос,

анализ отдельных глав (по выбору).


2


12-13

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.

Чтение и анализ произведения, определение языковых средств философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.

2


14-15

Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия.

Чтение и анализ произведения, знакомство с проблемой любви и целомудрия

2


16

Книга как духовное завещание одного поколения другому. Прогноз развития литературных традиций в XXI веке.

Определяют традиции русской классической прозы в ХХI веке, анализируют одно из изученных произведений (по выбору).

1




Учебно-методическое оснащение рабочей программы

УМК учителя:



Золотарёва И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. К учебникам-хрестоматиям В. Я. Коровиной и др. 6-9 класс. - Москва «ВАКО»,2004.

Коровина В.Я., Журавлёв В.П.. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. - М., «Просвещение»,2011.

Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе. К учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература.7, 8 класс» Изд-во «Экзамен», М., 2014.

Мещерякова Марина. Литература в таблицах и схемах.11-е изд.М.: Айрис Пресс, 2012.





УМК учащихся:

Учебник. Коровина В. Я. и др. Литература. Учебник-хрестоматия для 9 класса: в 2-ух частях. - М.: Просвещение, 2018









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации