12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Парфёнова Галина Николаевна171
Россия, Забайкальский край, Чита
0

Статья «Развитие связной письменной речи по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с задержкой психического развития (из опыта работы)»

Парфёнова Галина Николаевна

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

МОУ сош с.Новая Кука

Забайкальский край Читинский район

Развитие связной письменной речи по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с задержкой психического развития

(из опыта работы)

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Основная задача работы по развитию связной речи у детей задержкой психического развития состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Развивать связную письменную речь учащихся – это значит прививать им ряд конкретных умений: осмысливать тему; собирать материал; располагать материал; пользоваться средствами языка; исправлять, совершенствовать, улучшать написанное. Но учить всем умениям сразу невозможно. Учащиеся должны овладеть этими знаниями и умениями, последовательно продвигаясь от простого к сложному, устанавливая связи между ними.

Работа по развитию речи учащихся начинается с первых уроков обучения грамоте и систематически проводится на уроках литературного чтения, окружающего мира и русского языка. К концу 1 класса обучающиеся должны уметь устно составлять текст из 3-5 предложений на определённую тему.

Во 2 классе значительное место занимают аналитические упражнения по работе над предложением: выделение признаков предложения; постановка учащимися вопросов к предложению; распространение предложения по вопросам и без вопросов; составление предложений по картинкам, по наблюдениям за погодой или природой; составление предложений на тему; соединение двух-трёх простых предложений в одно сложное; переработка данных предложений с заменой одних слов другими; восстановление деформированного предложения; составление словосочетаний разного типа и включение в предложения. У четвероклассников предложение – более 6 слов.

Постепенно во 2-3 классе формируются умения в построении связного текста. Сначала преобладают устные упражнения по работе над готовым текстом: деление сплошного текста на отдельные предложения; деление сплошного текста на абзацы; составление связного текста из данных абзацев; составление связного текста из данных предложений; составление связного текста из деформированных предложений; составление краткого рассказа; составление рассказа с элементами описания.

Затем переходим к письменным упражнениям: выборочное выписывание из текста по заданию; письменные ответы на вопросы; замена в тексте лица рассказчика; творческие диктанты: распространить текст, исключить лишние слова; составление текста по опорным словам; составление по данному началу или концу; свободные диктанты.

Задача обучения связной речи в 4 классе – это дальнейшее формирование умений сознательно и самостоятельно понимать и строить устные и письменные высказывания разных типов. Решение этой задачи осуществляется через систему коррекционных занятий «Чтение и развитие речи», которые проводятся один раз в неделю.

Программа коррекционного занятия в 4 классе предусматривает преимущественно письменные упражнения типа изложений и сочинений. Сначала даются упражнения, позволяющие создать тексты по образцу -изложения: восстановление деформированного текста; восстановление текста с пропущенными словами; изложение текста по вопросам к каждому предложению; изложение по опорным словам; по коллективно составленному плану; подробное изложение по вопросам с творческим заданием; выборочное изложение по рассказу; изложение повествовательного текста с использованием памятки по рассказу; текст описание; текст рассуждения; повествовательный текст с элементами описания. Затем собственные тексты на основе прочитанного, увиденного, услышанного - сочинения: сочинения по наблюдениям с элементами описания; сочинения по рисунку и данному началу; по картине; по серии картинок; творческая работа; сочинение с элементами рассуждения; сочинение на основе личного опыта.

На занятиях дети выполняют различные виды работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания детей: нужно требовать от ученика рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую им картину, почувствовали бы его отношение к высказанному.

При выборе тем занятия и подборе текстов учитывается доступность, интересы детей, их жизненный характер, близость опыту. Темы рассчитаны на конкретные наблюдения и впечатления детей. Работа по теме должна быть выполнена на занятии, прочитана учащимся и проанализирована учителем.

При анализе необходимо постоянно обращать внимание детей к порядку слов в предложении, на то, как в тексте связаны между собой соседние предложения (с помощью союзов, специальных слов); донесена ли главная мысль, есть ли нарушения логической последовательности.

Все виды работ носят обучающий характер, поэтому на этапе анализа дается словесная оценка работы учащегося.

Список литературы

Андрюхова Л.Л. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе. Ростов-на Дону, Феникс 2003.

Андрюхова Л.Л Уроки развития речи в начальной школе. Ростов-на Дону, Феникс 2003.

Бокарева Л.Д. Сюжетные картинки по развитию речи. М.: Просвещение, 1990.

Максимук Н.Н. Сборник изложений по русскому языку 2-4 классы. Минс «Асар» 1995.

Политаева Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов М. « Просвещение» 1983.

Тикунова Л.И. Диктанты и творческие работы по русскому языку, М.: Дрофа, 2007.

 

Дата проведения: с 8 марта по 17 марта
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.