Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ по географии для 6 класса

3
0
Материал опубликован 28 November 2022 в группе

Пояснительная записка

Актуальность развития инклюзивного образования в России многократно подтверждена изменившимся социальным запросом на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители детей с особыми потребностями в развитии все чаще отказываются обучать своих детей в специальных учреждениях и стремятся воспитывать их в общеобразовательных учреждениях, обучать в среде сверстников, которая в дальнейшем даст возможность детям быстрее адаптироваться в окружающей среде и приносить пользу обществу.

Инклюзивное образование только недавно получило в России нормативные основания и лишь сейчас становится практикой, получающей широкое применение. Принятый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ регулирует право на получение образования детьми с ОВЗ и является основанием для создания региональных моделей инклюзивной практики обучения. По согласованию с Министерством образования Иркутской области и Службой по контролю и надзору в сфере образования был разработан Мегапроект «Развитие инновационного потенциала субъектов региональной образовательной деятельности как условие достижения нового качества образования» от 19.10.2012 № 1217-мр, в рамках которого кафедрой коррекционно-развивающего обучения ИПК ПРО осуществляется работа по обеспечению доступности качественного образования для детей с ОВЗ.

МБОУ «СОШ №6», как участнику Мегапроекта, присвоен статус инновационного образовательного учреждения, который дает больше свободы для разработки проектов в этом направлении.

Как базовое образовательное учреждение в г. Ангарске Иркутской области школа реализует муниципальную целевую программу «Интеграция больных детей с ДЦП в образовательное пространство школы». Для реабилитации, развития, социализации этих детей в школе создаются оптимальные условия для обеспечения образовательного процесса. Однако образовательные услуги могут быть востребованными только в том случае, когда они будут более гибкими и адаптируемыми.

У детей с ДЦП, обучающихся в МБОУ «СОШ № 6», помимо основного диагноза имеется ряд сопутствующих хронических заболеваний, заболеваний органов зрения. Ослабленный иммунитет у 50% детей вызывает частые простудные заболевания.

К особенностям развития, свойственным детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, относятся:

-недостатки в развитии мелкой моторики;

-недостатки в развитии общей моторики (у детей с ДЦП нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния);

-явление апраксии (неумение выполнять целенаправленные практические движения);

-узость зрительного восприятия;

-представления о предметах окружающего мира бедны, неточны, искажены.

Выше перечисленные особенности в развитии влияют на темп учебной деятельности (низкий) и заставляют учителя тщательно продумывать каждый урок.

Новизна данной программы состоит в том, что созданные организационно-педагогические условия для образования в школе не позволяют обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей VI вида, т.к. они нуждаются не только в адаптационной образовательной программе, но и в дополнительной комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем не только дифференцированную, но и индивидуализированную.

Отсутствие специальных образовательных стандартов, программ, УМК, методик предъявления учебных заданий, а также педагогических, психологических, социальных услуг затрудняют освоение образовательных программ с ОВЗ обусловило создание программы по географии.

Методологическое обоснование программы

Анализ имеющихся концепций реализации прав детей с ОВЗ на образование обращает внимание на то, что каждая из них ориентируется на различные цели и может рассматриваться как особая модель включения таких детей в образовательный процесс. Сегодня выделяют три основных модели: модель интеграции (в основе концепция нормализации); модель инклюзии, базирующейся на социальной модели; культурологический подход, направленный на решение задач интеграции детей с ОВЗ в культуру и общество.

Выбранная МБОУ «СОШ № 6» модель интеграции (автор Шеманов А.Ю.) ориентирована на включение ребенка с ДЦП в обычные образовательные программы наравне с детьми, не имеющими ограничений здоровья, посредством создания образовательных условий для включаемого ребенка исходя из его особенностей. При этом обычно не предполагается сколько-нибудь существенное изменение программ обучения. Ставится задача создания условий для приспособления ребенка с особенностями здоровья к нормальной, стандартной образовательной среде на основе индивидуальной помощи.

Такому пониманию задач отвечает концепция нормализации условий, т.е. обеспечение каждого ребенка средствами, помогающими ему присоединиться к общим программа обучения.

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) задаются спецификой двигательных нарушений и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные все обучающимся с нарушениями ОДА:

обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметной области, так и в процессе индивидуальной работы;

требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;

необходимо использование специальных методик, приемов и средств обучения, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребенка;

наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

специальное обучение «переносу» сформированных знаний, умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;

коррекция произносительной стороны речи, освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.);

следует обеспечить особую пространственную и временную образовательную среду.

Выше перечисленные особые образовательные потребности были учтены при разработке программы по географии для обучающихся 6 «Г» класса.

Адаптированная рабочая программа по географии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования. Рабочая программа по учебному предмету «География» разработана на основе следующих нормативно-методических материалов:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);

- Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (требования к планируемым результатам и содержанию), основная образовательная программа МБОУ «СОШ № 6», локальные акты школы: «Положение о рабочей программе», «Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО».

- Письма Минобрнауки России от 28.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

- Примерной программы среднего (полного) общего образования и Программы среднего (полного) общего образования по географии для 6 классов. Рабочие программы по географии 5-9 класс / сост. С. В. Курчина. – М.: Дрофа, 2018 г.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География. Начальный курс. 6 класс» - авторы Т.П. Герасимова, Н. П. Неклюкова, «Дрофа» 2019-2021 г.г.

Федеральный базисный план отводит 34 часа для образовательного изучения географии в 6 классе из расчёта 1 часа в неделю.

В соответствии с этим реализуется география в объеме 34 часов.

Для реализации содержания программы используется организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал и др.), компьютерная технология для работы с детьми с ДЦП. Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, развивающего и проектного обучения, исследовательского методов обучения и компьютерной технологии.

Используются специальные методы, приемы и средства обучения, воспитания, обеспечивающие реализацию «обходных путей» развития детей с ДЦП. Наглядные и практические методы используются в сочетании со словесными методами обучения. Викторины, интеллектуальные игры – разминки.

Для двигательного развития (динамические паузы) по общей моторике, артикуляционной моторике, функциональным возможностям кистей и пальцев рук проводим зарядку для кистей рук, физические минутки.

Для психического развития (методы, приемы) по познавательной активности, развитию личностных особенностей, эмоционально-волевой сферы несколько раз в течение урока меняются виды деятельности (чередуются устные и письменные работы, работа с наглядным материалом, картами, таблицами, работа с учебником).

Используются регулярно ИКТ (презентации, фрагменты уроков онлайн).

Основная программа курса видоизменена и адаптирована для обучающейся 6 г класс. Содержание обучения по географии по сравнению с традиционным пересмотрено так, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для обучающегося уровне, в связи с тем, что у этих обучающихся отмечается отставание в развитии зрительного восприятия, наблюдается низкий уровень восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы. В связи с этим в программу внесены изменения: увеличено количество заданий прикладного характера; некоторые темы по топографческому плану и географической карте, по атмосфере даны как ознакомительные; исключены ряд практических работ с выполнением заданий в контурных картах; теоретический материал преподноситься в виде схем, таблиц и выполнения заданий наглядно-практического характера.

Программа составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные авторской программой. Практические работы являются частью урока и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Структура программы позволяет скорректировать обучение детей с ограниченными возможностями, с ослабленным здоровьем через систему индивидуальных знаний с использованием возможностей Интернет на портале Дневник. ру.

Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение практических работ и защиты проектов.

Промежуточное тестирование по географии для детей с ОВЗ не предусматривается.


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты обучения

Обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

гармонично развитые социальные чувства и качества:

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Учащийся должен обладать:

- ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; основами экологической культуры.

Метапредметные результаты обучения

Регулятивные УУД:

способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

вычитывать все уровни текстовой информации;

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Учащийся должен уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников.

Предметные результаты обучения

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Содержание учебного предмета


1.Введение (1 ч.)

Открытие, изучение и преобразование Земли.

Земля – планета Солнечной системы.

2.Виды изображений поверхности Земли (9 ч.)

2.1.План местности (4 ч.)

Понятие о плане местности.

Масштаб.

Стороны горизонта. Ориентирование.

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Составление простейших планов местности.

2.2.Географическая карта (5ч.)

Форма и размеры Земли.

Географическая карта.

Градусная сеть на глобусе и картах.

Географическая широта.

Географическая долгота. Географические координаты.

Изображение на физических картах высот и глубин.

3.Строение Земли. Земные оболочки (22 ч.)

3.1.Литосфера (5 ч.)

Земля и её внутреннее строение.

Движения земной коры. Вулканизм.

Рельеф суши. Горы.

Равнины суши.

Рельеф дна Мирового океана.

3.2.Гидросфера (6 ч.)

Вода на Земле.

Части Мирового океана. Свойства вод океана.

Движение воды в океане.

Подземные воды.

Реки.

Озёра.

Ледники.

3.3.Атмосфера (6 ч.)

Атмосфера: строение, значение, изучение.

Температура воздуха.

Атмосферное давление. Ветер.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

Погода и климат.

Причины, влияющие на климат.

3.4.Биосфера. Географическая оболочка (4 ч.)

Разнообразие и распространение организмов на Земле.

Природный комплекс.

4.Население Земли (3ч.)

Население Земли


Тематическое планирование


Разделы, темы

Кол-во часов

1

Введение

.1 ч.

2

Виды изображений поверхности Земли

9 ч.

3

Строение Земли. Земные оболочки

21 ч.

4

Население Земли

3 ч


Итоги

34 ч



Календарно-тематическое планирование




Разделы, темы уроков


Кол-во часов


Дата


Коррекция


План


Факт

Введение 1 ч.


1

Открытие, изучение и преобразование Земли.

Земля – планета Солнечной системы.

1




Виды изображений поверхности Земли 9 ч. План местности (4 ч.)

2

Понятие о плане местности.

Масштаб.


1




3

Стороны горизонта. Ориентирование.

1




4

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

1




5

Составление простейших планов местности. Практическая работа № 1 Составление плана местности методом маршрутной съёмки.

1




Географическая карта (5ч.)

6

Форма и размеры Земли.

Географическая карта.

1




7

Градусная сеть на глобусе и картах.

1




8

Географическая широта.

Географическая долгота. Географические координаты. Практическая работа №2 Определение географических координат объектов.

1




9

Изображение на физических картах высот и глубин. Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

1








10

Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

1




Строение Земли. Земные оболочки 21 ч. Литосфера (5 ч.)

11

Земля и её внутреннее строение.

1




12

Движения земной коры. Вулканизм.

1




13

Рельеф суши. Горы.

1




14

Равнины суши. Практическая работа № 3 «Составление описания форм рельефа»

1




15

Рельеф дна Мирового океана.

1




Гидросфера (6 ч.)

16

Вода на Земле.

Части Мирового океана.





17

Свойства вод океана. Движение воды в океане.





18

Подземные воды. Ледники.





19

Реки.





20

Озёра. П.р. № 4 Описание внутренних вод.





21

Ледники.





Атмосфера (6 ч.)

22

Атмосфера: строение, значение, изучение. Обобщение по теме «Гидросфера».

1




23

Температура воздуха. П.р.№ 5 Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.

1




24

Атмосферное давление. Ветер. П.р. № 6 Построение розы ветров.

1




25

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. П.р.№ 7 Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

1




26

Погода

1




27

Климат. Причины, влияющие на климат.

1




Биосфера. Географическая оболочка (4 ч.)

28

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Природный комплекс. Зачет по теме «Атмосфера»

1




29

Распространение организмов в Мировом океане.

1




30

Природный комплекс. П.р.№8 Характеристика природного комплекса

1




31

Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки»

1




Население Земли ( 3ч.)

32

Население Земли. Человек и природа.

1




33

Человек и природа

1




34

Обобщение и контроль знаний по разделу «Население Земли»

1








































































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации