Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ по географии для 6 класса
Пояснительная записка
Актуальность развития инклюзивного образования в России многократно подтверждена изменившимся социальным запросом на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители детей с особыми потребностями в развитии все чаще отказываются обучать своих детей в специальных учреждениях и стремятся воспитывать их в общеобразовательных учреждениях, обучать в среде сверстников, которая в дальнейшем даст возможность детям быстрее адаптироваться в окружающей среде и приносить пользу обществу.
Инклюзивное образование только недавно получило в России нормативные основания и лишь сейчас становится практикой, получающей широкое применение. Принятый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ регулирует право на получение образования детьми с ОВЗ и является основанием для создания региональных моделей инклюзивной практики обучения. По согласованию с Министерством образования Иркутской области и Службой по контролю и надзору в сфере образования был разработан Мегапроект «Развитие инновационного потенциала субъектов региональной образовательной деятельности как условие достижения нового качества образования» от 19.10.2012 № 1217-мр, в рамках которого кафедрой коррекционно-развивающего обучения ИПК ПРО осуществляется работа по обеспечению доступности качественного образования для детей с ОВЗ.
МБОУ «СОШ №6», как участнику Мегапроекта, присвоен статус инновационного образовательного учреждения, который дает больше свободы для разработки проектов в этом направлении.
Как базовое образовательное учреждение в г. Ангарске Иркутской области школа реализует муниципальную целевую программу «Интеграция больных детей с ДЦП в образовательное пространство школы». Для реабилитации, развития, социализации этих детей в школе создаются оптимальные условия для обеспечения образовательного процесса. Однако образовательные услуги могут быть востребованными только в том случае, когда они будут более гибкими и адаптируемыми.
У детей с ДЦП, обучающихся в МБОУ «СОШ № 6», помимо основного диагноза имеется ряд сопутствующих хронических заболеваний, заболеваний органов зрения. Ослабленный иммунитет у 50% детей вызывает частые простудные заболевания.
К особенностям развития, свойственным детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, относятся:
-недостатки в развитии мелкой моторики;
-недостатки в развитии общей моторики (у детей с ДЦП нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния);
-явление апраксии (неумение выполнять целенаправленные практические движения);
-узость зрительного восприятия;
-представления о предметах окружающего мира бедны, неточны, искажены.
Выше перечисленные особенности в развитии влияют на темп учебной деятельности (низкий) и заставляют учителя тщательно продумывать каждый урок.
Новизна данной программы состоит в том, что созданные организационно-педагогические условия для образования в школе не позволяют обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей VI вида, т.к. они нуждаются не только в адаптационной образовательной программе, но и в дополнительной комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем не только дифференцированную, но и индивидуализированную.
Отсутствие специальных образовательных стандартов, программ, УМК, методик предъявления учебных заданий, а также педагогических, психологических, социальных услуг затрудняют освоение образовательных программ с ОВЗ обусловило создание программы по географии.
Методологическое обоснование программы
Анализ имеющихся концепций реализации прав детей с ОВЗ на образование обращает внимание на то, что каждая из них ориентируется на различные цели и может рассматриваться как особая модель включения таких детей в образовательный процесс. Сегодня выделяют три основных модели: модель интеграции (в основе концепция нормализации); модель инклюзии, базирующейся на социальной модели; культурологический подход, направленный на решение задач интеграции детей с ОВЗ в культуру и общество.
Выбранная МБОУ «СОШ № 6» модель интеграции (автор Шеманов А.Ю.) ориентирована на включение ребенка с ДЦП в обычные образовательные программы наравне с детьми, не имеющими ограничений здоровья, посредством создания образовательных условий для включаемого ребенка исходя из его особенностей. При этом обычно не предполагается сколько-нибудь существенное изменение программ обучения. Ставится задача создания условий для приспособления ребенка с особенностями здоровья к нормальной, стандартной образовательной среде на основе индивидуальной помощи.
Такому пониманию задач отвечает концепция нормализации условий, т.е. обеспечение каждого ребенка средствами, помогающими ему присоединиться к общим программа обучения.
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) задаются спецификой двигательных нарушений и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные все обучающимся с нарушениями ОДА:
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметной области, так и в процессе индивидуальной работы;
требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;
необходимо использование специальных методик, приемов и средств обучения, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребенка;
наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний, умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;
коррекция произносительной стороны речи, освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.);
следует обеспечить особую пространственную и временную образовательную среду.
Выше перечисленные особые образовательные потребности были учтены при разработке программы по географии для обучающихся 6 «Г» класса.
Адаптированная рабочая программа по географии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования. Рабочая программа по учебному предмету «География» разработана на основе следующих нормативно-методических материалов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);
- Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (требования к планируемым результатам и содержанию), основная образовательная программа МБОУ «СОШ № 6», локальные акты школы: «Положение о рабочей программе», «Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО».
- Письма Минобрнауки России от 28.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
- Примерной программы среднего (полного) общего образования и Программы среднего (полного) общего образования по географии для 6 классов. Рабочие программы по географии 5-9 класс / сост. С. В. Курчина. – М.: Дрофа, 2018 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География. Начальный курс. 6 класс» - авторы Т.П. Герасимова, Н. П. Неклюкова, «Дрофа» 2019-2021 г.г.
Федеральный базисный план отводит 34 часа для образовательного изучения географии в 6 классе из расчёта 1 часа в неделю.
В соответствии с этим реализуется география в объеме 34 часов.
Для реализации содержания программы используется организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал и др.), компьютерная технология для работы с детьми с ДЦП. Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, развивающего и проектного обучения, исследовательского методов обучения и компьютерной технологии.
Используются специальные методы, приемы и средства обучения, воспитания, обеспечивающие реализацию «обходных путей» развития детей с ДЦП. Наглядные и практические методы используются в сочетании со словесными методами обучения. Викторины, интеллектуальные игры – разминки.
Для двигательного развития (динамические паузы) по общей моторике, артикуляционной моторике, функциональным возможностям кистей и пальцев рук проводим зарядку для кистей рук, физические минутки.
Для психического развития (методы, приемы) по познавательной активности, развитию личностных особенностей, эмоционально-волевой сферы несколько раз в течение урока меняются виды деятельности (чередуются устные и письменные работы, работа с наглядным материалом, картами, таблицами, работа с учебником).
Используются регулярно ИКТ (презентации, фрагменты уроков онлайн).
Основная программа курса видоизменена и адаптирована для обучающейся 6 г класс. Содержание обучения по географии по сравнению с традиционным пересмотрено так, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для обучающегося уровне, в связи с тем, что у этих обучающихся отмечается отставание в развитии зрительного восприятия, наблюдается низкий уровень восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы. В связи с этим в программу внесены изменения: увеличено количество заданий прикладного характера; некоторые темы по топографческому плану и географической карте, по атмосфере даны как ознакомительные; исключены ряд практических работ с выполнением заданий в контурных картах; теоретический материал преподноситься в виде схем, таблиц и выполнения заданий наглядно-практического характера.
Программа составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные авторской программой. Практические работы являются частью урока и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Структура программы позволяет скорректировать обучение детей с ограниченными возможностями, с ослабленным здоровьем через систему индивидуальных знаний с использованием возможностей Интернет на портале Дневник. ру.
Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение практических работ и защиты проектов.
Промежуточное тестирование по географии для детей с ОВЗ не предусматривается.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты обучения
Обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
• гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
• осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
• осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
• представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
• осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
• осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
• патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
• уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Учащийся должен обладать:
- ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; основами экологической культуры.
Метапредметные результаты обучения
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
• осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
• вычитывать все уровни текстовой информации;
• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Учащийся должен уметь:
- ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников.
Предметные результаты обучения
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Содержание учебного предмета
1.Введение (1 ч.)
Открытие, изучение и преобразование Земли.
Земля – планета Солнечной системы.
2.Виды изображений поверхности Земли (9 ч.)
2.1.План местности (4 ч.)
Понятие о плане местности.
Масштаб.
Стороны горизонта. Ориентирование.
Изображение на плане неровностей земной поверхности.
Составление простейших планов местности.
2.2.Географическая карта (5ч.)
Форма и размеры Земли.
Географическая карта.
Градусная сеть на глобусе и картах.
Географическая широта.
Географическая долгота. Географические координаты.
Изображение на физических картах высот и глубин.
3.Строение Земли. Земные оболочки (22 ч.)
3.1.Литосфера (5 ч.)
Земля и её внутреннее строение.
Движения земной коры. Вулканизм.
Рельеф суши. Горы.
Равнины суши.
Рельеф дна Мирового океана.
3.2.Гидросфера (6 ч.)
Вода на Земле.
Части Мирового океана. Свойства вод океана.
Движение воды в океане.
Подземные воды.
Реки.
Озёра.
Ледники.
3.3.Атмосфера (6 ч.)
Атмосфера: строение, значение, изучение.
Температура воздуха.
Атмосферное давление. Ветер.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.
Погода и климат.
Причины, влияющие на климат.
3.4.Биосфера. Географическая оболочка (4 ч.)
Разнообразие и распространение организмов на Земле.
Природный комплекс.
4.Население Земли (3ч.)
Население Земли
Тематическое планирование
№ | Разделы, темы | Кол-во часов |
1 | Введение | .1 ч. |
2 | Виды изображений поверхности Земли | 9 ч. |
3 | Строение Земли. Земные оболочки | 21 ч. |
4 | Население Земли | 3 ч |
Итоги | 34 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ | Разделы, темы уроков | Кол-во часов | Дата | Коррекция | ||
План | Факт | |||||
Введение 1 ч. | ||||||
1 | Открытие, изучение и преобразование Земли. | 1 | ||||
Виды изображений поверхности Земли 9 ч. План местности (4 ч.) | ||||||
2 | Понятие о плане местности. Масштаб. | 1 | ||||
3 | Стороны горизонта. Ориентирование. | 1 | ||||
4 | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | 1 | ||||
5 | Составление простейших планов местности. Практическая работа № 1 Составление плана местности методом маршрутной съёмки. | 1 | ||||
Географическая карта (5ч.) | ||||||
6 | Форма и размеры Земли. Географическая карта. | 1 | ||||
7 | Градусная сеть на глобусе и картах. | 1 | ||||
8 | Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. Практическая работа №2 Определение географических координат объектов. | 1 | ||||
9 | Изображение на физических картах высот и глубин. Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | 1 | ||||
10 | Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | 1 | ||||
Строение Земли. Земные оболочки 21 ч. Литосфера (5 ч.) | ||||||
11 | Земля и её внутреннее строение. | 1 | ||||
12 | Движения земной коры. Вулканизм. | 1 | ||||
13 | Рельеф суши. Горы. | 1 | ||||
14 | Равнины суши. Практическая работа № 3 «Составление описания форм рельефа» | 1 | ||||
15 | Рельеф дна Мирового океана. | 1 | ||||
Гидросфера (6 ч.) | ||||||
16 | Вода на Земле. Части Мирового океана. | |||||
17 | Свойства вод океана. Движение воды в океане. | |||||
18 | Подземные воды. Ледники. | |||||
19 | Реки. | |||||
20 | Озёра. П.р. № 4 Описание внутренних вод. | |||||
21 | Ледники. | |||||
Атмосфера (6 ч.) | ||||||
22 | Атмосфера: строение, значение, изучение. Обобщение по теме «Гидросфера». | 1 | ||||
23 | Температура воздуха. П.р.№ 5 Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. | 1 | ||||
24 | Атмосферное давление. Ветер. П.р. № 6 Построение розы ветров. | 1 | ||||
25 | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. П.р.№ 7 Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. | 1 | ||||
26 | Погода | 1 | ||||
27 | Климат. Причины, влияющие на климат. | 1 | ||||
Биосфера. Географическая оболочка (4 ч.) | ||||||
28 | Разнообразие и распространение организмов на Земле. Природный комплекс. Зачет по теме «Атмосфера» | 1 | ||||
29 | Распространение организмов в Мировом океане. | 1 | ||||
30 | Природный комплекс. П.р.№8 Характеристика природного комплекса | 1 | ||||
31 | Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки» | 1 | ||||
Население Земли ( 3ч.) | ||||||
32 | Население Земли. Человек и природа. | 1 | ||||
33 | Человек и природа | 1 | ||||
34 | Обобщение и контроль знаний по разделу «Население Земли» | 1 |