Адаптированная рабочая программа по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию детей с интеллектуальными нарушениями на 2017-2018 учебный год
Государственное бюджетное учреждение
«Климовская школа-интернат»
Рассмотрена Согласовано Утверждаю
На заседании МО Зам. Директора по ВР Директор школы-интарната:
Протокол №___ __________________ ________________________
От «__» __20____г. «__» _______ ____г. Приказ № ___от
«__» _____ _20__г.
Адаптированная рабочая программа
по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию детей
с интеллектуальными нарушениями на 2017-2018 учебный год
Разработана воспитателем:
Кондрат С.Н.
Семьи № 5
Содержание
- Пояснительная записка
- Форма реализации Программы
- Содержание материала по разделам
- Структура тематического планирования
- Календарно - тематический план
- Оценка эффективности реализации Программы
- Нормативно-правовые документы
- Список литературы
- Приложение
Пояснительная записка
Данная тема по программе выбрана не случайно.
В соответствии с целями государства, развития российского общества определены основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Патриотическое и гражданское воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике. В Законе «Об образовании, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», федеральным государственном образовательном стандарте подчеркнута значимость и актуальность патриотического воспитания, определены место и роль воспитания патриотизма у российских граждан. Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами – это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 24.05.2014 №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (вместе с «Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»), ФГОС, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1599 от 19.12.2014г., Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Климовска школа-интернат».
Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самостоятельности можно достигнуть.
Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Но наличие у ребенка интеллектуальных нарушений не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Общая идейная направленность в воспитании детей с интеллектуальными нарушениями остается такой же и для массовой школы. Однако особенности развития ребенка с ОВЗ не могут не учитываться при решении школьных воспитательных задач. Уровень решения воспитательных задач в специальной (коррекционной) школе будет иным, более элементарным чем в массовой школе.
То есть, сам воспитательный процесс в специальной (коррекционной)школе, как и в массовой динамичен, подвижен, непредсказуем. Воспитание детей с интеллектуальными нарушениями представляет наибольшие трудности по сравнению с другими категориями с особыми образовательными потребностями. Но, по словам Г.М. Дульнева нарушенное развитие нервной деятельности ребенка может осложнить решение воспитательных задач, но не изменить общей социальной направленности в их решении.
Таким образом, актуальность выбранной темы определена системой обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта и его особенностями.
Работ, касающихся содержания и организации гражданско-патриотического воспитания детей с нарушениями развития сравнительно не много. Некоторые аспекты этой программы отражены в исследованиях Л.С. Выготского, А.С. Белкина, Г.М. Дульнева, Т.И. Пороцкой и других.
Следовательно, проблема исследования связана с установлением сущности и специфики гражданско-патриотического воспитания в специальных (коррекционных) школах VIII вида.
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Задачи:
- уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъектам Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательное учреждение;
- стремление активно участвовать в делах группы, класса, школы, группы, своего поселка, города;
- любовь к школе, своему городу, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
- умение отвечать за свои поступки;
- негативное отношение к нарушениям порядка в группе, классе, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Основные направления реализации программы:
- совершенствование процесса патриотического воспитания;
- использование государственных символов России в патриотическом воспитании;
-информационное обеспечение в области патриотического воспитания.
Программа основана на следующих принципах:
Принцип индивидуализации и дифференциации.
Данный принцип состоит в использовании различных форм и методов педагогического воздействия с целью достижения оптимальных результатов. В работе учитываются интересы, способности, возможности каждого ребенка.
Принцип коррекционной направленности.
Этот принцип направлен на коррекцию познавательной, эмоционально-волевой и поведенческих сфер подростков с нарушением интеллекта средствами воспитания.
Принцип научности и доступности.
Этот принцип предполагает учет возрастных и психофизических особенностей подростков в процессе привлечения их к научным знаниям. При этом доступность понимается как мера посильной трудности.
Принцип связи воспитания с жизнью.
Этот принцип способствует формированию мировоззрения подростков, повышает значимость для них воспитательной деятельности, придает этой деятельности осмысленный характер и тем самым мобилизует волевые усилия детей для учения, способствует формированию у них умения применять полученные знания на практике.
Принцип наглядности.
Этот принцип является важнейшим в воспитании детей с нарушением интеллекта. Абстрактное мышление у таких детей развито слабо и как следствие им необходимо связывать полученные в звуковой форме знания с представлением о реальной жизни в образной форме.
Принцип систематичности и последовательности.
Этот принцип является необходимым для формирования у подростков с нарушением интеллекта целостной картины мира.
Принцип деятельностного и личностного ориентированного подхода.
Деятельностный подход основывается на теоритических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру воспитания с учетом специфики развития личности воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам воспитания социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение воспитанниками знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения;
- существенное повышение мотивации и интереса к приобретению нового опыта деятельности и поведения.
При проведении занятий используются следующие методы:
- Словесные – рассказ, объяснение, беседа
- Наглядные – наблюдение, демонстрация
- Практические – упражнения
- Методы изложения новых знаний
- Методы повторения, закрепления знаний
- Методы применения знаний
- Методы контроля
Эффективность программы
Конечным результатам программы должны стать:
- Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
- Формирование стойкой патриотической позиции.
- Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
- Воспитание уважения к труду, человеку труда.
- Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка.
- Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодежи, повышение статуса участников мероприятий.
Одной из наиболее значимых составных частей социального воспитания является нравственное воспитание ребенка с нарушениями в развитии, которое направлено на формирование системы практических знаний о нормах и правилах поведения в обществе.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача педагога сверхсложная: она должна раскрыть внутренний мир воспитанника и заложить основы нравственных отношений, тем самым формируя нравственную воспитанность.
Программа создает условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». Менделеев сказал: «Знания без воспитания-это меч в руках сумасшедшего». Программа нравственного воспитания предусматривает воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же раскрывает и дает возможность проявить потенциальные творческие возможности воспитанников, несущие им и нам счастье и радость жизни. Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога и школы.
Продуманное планирование обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание
Является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Воспитание гражданина-одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения-это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.
Цель: гармоничное духовно-нравственное развитие личности воспитанника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.
Задачи:
- Формирование духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.
- Изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.
- Физическое развитие воспитанников, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
- Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений.
- Создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ребенка.
- Привитие воспитанникам любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Основные направления реализации программы:
- воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Программа основана на следующих принципах и подходах:
Принцип гуманистического воспитания
Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.
Принцип личностно-ориентированного воспитания
В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном обучающимся в частности.
Принцип природосообразности и здоровьесбережения
Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Деятельный подход
Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.
Целостный подход
Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
Принцип комплексного подхода
Позволяет воспитывать и развивать какие - либо качества обучающегося в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.
Принцип успешности
Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.
Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
При проведении занятий используются следующие методы:
- Словесные – рассказ, объяснение, беседа
- Наглядные – наблюдение, демонстрация
- Практические – упражнения
- Методы изложения новых знаний
- Методы повторения, закрепления знаний
- Методы применения знаний
- Методы контроля
Эффективность программы
Конечными результатами программы воспитанники должны:
- быть внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям.
- обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение.
- быть самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой.
- быть способны к изменению самих себя.
Формы реализации программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная работа.
Формы реализации программы:
- Индивидуальные
- Групповые
- Массовые
А – теоритические:
- беседы
- сообщения
- встречи с интересными людьми
- экскурсии
- просмотр фильмов
- информационные часы
- наблюдения
- чтение литературных произведений
Б – практические:
- конкурсы
- выставки
- соревнования
- показательные выступления
- праздники
- викторины
- инсценировки
Программа рассчитана на один учебный год, занятия проводятся 1 раз в неделю по гражданско-патриотическому воспитанию и 1 раз в неделю по нравственно-эстетическому воспитанию, программа состоит из 36 часов и рассчитана на 4 часа в месяц по гражданско-патриотическому воспитанию и на 4 часа в месяц по нравственно-эстетическому воспитанию в соответствии с базисным планом, согласно учебно-календарного графика образовательного учреждения. 1 х 36 = 36 в год (гражданско-патриотическое воспитание), 1 х 36 = 36 в год (нравственно-эстетическое воспитание).
Гражданско-патриотическое воспитание:
Четверть | Количество часов |
I | 9 часов |
II | 8 часов |
III | 11 часов |
IV | 8 часов |
Год | 36 часов |
Нравственно-эстетическое воспитание:
Четверть | Количество часов |
I | 10 часов |
II | 7 часов |
III | 11 часов |
IV | 8 часов |
Год | 36 часов |
Возможно изменение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни, отпуск, больничный. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в календарно - тематическом плане.
Остальные направления воспитательной работы школы-интерната реализуются в ходе ежедневной работы по графику работы воспитателя.
Содержание материала по разделам
- Гражданско-патриотическое воспитание
1 час в неделю - 36 часов
- «О стране и родном крае»
Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни. Символика российского государства: герб, гимн, флаг. Брянщина ее города и села. Знаменитые земляки. Прошлое и настоящее родного края.
Воспитанники должны:
- Видеть красоту своей Родины
- Бережно относиться к природе
- Любить свою малую родину
- Уметь творчески мыслить
- Гордиться своей страной
- «Я и природа»
Трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественного полезного и производительного труда на примерах различных профессий. Формированиебережного отношения к природе и ее дарам.
Воспитанники должны:
- Уметь выразительно читать стихотворения
- Добросовестно относиться к работе
- Уметь работать творчески
- Быть самостоятельны
- Уметь владеть собой
- Уважать традиции и труд взрослых
- «Нормы жизни в обществе»
Понятие права, обязанности и ответственности. Ребенок и его права. «Международная конвенция о правах ребенка», ее сущность. Права и обязанности воспитанников ГБУ «Климовская школа-интернат», Устав ГБУ «Климовская школа-интернат». Мораль и право.
Воспитанники должны:
- Быть законопослушными гражданами
- Знать права ребенка
- Уважать права других людей
- Уметь вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения
- Уметь анализировать произведение
- Бережно относиться к народному наследию
- Уметь отвечать за свои поступки и действия
- «Конституция»
Что такое Конституция. Почему важно соблюдать законы. Что такое дисциплина. Виновен – отвечай. Кто стоит на страже закона.
Воспитанники должны:
- Знать государственные символы России, основные положения Конституции РФ, основные права и обязанности граждан
- Владеть самоконтролем и самооценкой
- Знать определение «патриот», гражданин
- Бережно относиться к историческому наследию России
- Знать, что такое «Конституция»
- Знать и понимать, что такое Родина необходима человеку и что она начинается с его дома, улицы, поселка
- Уважать могущество Российской державы
- «Обычаи и традиции»
Язык и традиции. Народные обычаи и обряды. Из истории письменности. Великие лингвисты России. Словари – наши помощники.
Воспитанники должны:
- Уважать традиции и обычаи своих предков
- Развивать свои творческие способности
- Уважать историческое прошлое нашего народа
- «Патриот своей страны»
Деятельность, формирующая активную гражданскую позицию умственно отсталого ребенка, приобщая его к возможности и желанию участвовать в активной жизни школы, города, страны.
Воспитанники должны:
- Дружить между собой и внимательно относиться друг к другу и к окружающим
- Уметь самостоятельно добывать знания
- Не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение
- «Вену встречаем – семью величаем!»
Деятельность, развивающая эстетическое мировоззрение (в рамках дефекта), потребность в прекрасном, способствовать различать и видеть прекрасное (на элементарном уровне).
Воспитанники должны:
- Ценить жизнь в любых ее проявлениях
- Позитивно относиться к окружающему
- Уважать, девочку
- «Природа – наш друг!»
Защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья воспитанников.
Воспитанники должны:
- Уметь видеть прекрасное
- Бережно относиться к природе
- Знать факторы, негативно влияющие на здоровье человека
- Самостоятельно анализировать и оценивать предлагаемую информацию
- Ответственно относиться к своему здоровью
- «Мы хотим, чтоб мир спокойно жил»
Формировать нормы ролевого поведения, готовность к взаимодействию с различными социальными институтами, организациями.
Воспитанники должны:
- Выразительно, эмоционально читать поэтическое произведение
- Гордиться своей Родиной и людьми, которые спасли страну
- Отвечать полным ответом
- Нравственно – эстетическое воспитание
1 час в неделю - 36 часов
- «Ребенок и нравственность»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование у воспитанников осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
Воспитанники должны:
- Различать хорошие и плохие поступки
- Уважительно относиться к старшим, доброжелательно относиться к сверстникам и младшим
- Бережно и гуманно относиться ко всему живому
- Отрицательно относиться к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям
- «Ребенок в мире прекрасного»
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Воспитанники должны:
- Иметь представление о душевной и физической красоте человека
- Уметь видеть красоту природы, труда и творчества
- Проявлять интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам
- Проявлять интерес к занятиям художественным творчеством
- Стремиться опрятно выглядеть
- «Ребенок и школа»
Развитие познавательной деятельности, расширяющей кругозор, любознательность воспитанника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии.
Воспитанники должны:
- Обладать вежливыми качествами и хорошими манерами
- Уважительно относиться к окружающим людям
- Обладать самодисциплиной
- Обладать способностью сделать правильный нравственный выбор
- «Твори, выдумывай, пробуй»
Воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни.
Воспитанники должны:
- Уметь извлекать нужную информацию
- Самостоятельно работать с материалом
- Уметь оценивать процесс и результат деятельности
- Уметь работать в паре, группе
- «Этикет и культура общения»
Воспитывать взаимоуважение, дисциплинированность, деликатность. Расширение сведения о формах обращения к старшим, сверстникам
Воспитанники должны:
- Уметь правильно вести беседу
- Уметь правильно вести себя за столом
- Уметь управлять своим настроением
- «Ребенок, как личность»
Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных умений, навыков необходимых для успешной социализации.
Воспитанники должны:
- Самостоятельно оценивать и контролировать поведение
- Уметь давать правильную самооценку
- Иметь правильное представление о своих способностях, внешности
- «Профессиональное самоопределение»
Общее представление об основных видах рабочих профессий. Подготовить детей к правильному выбору профессий.
Воспитанники должны:
- Уважительно относиться к труду
- Стремиться к познанию и истине
- Обладать целеустремленностью, настойчивостью, бережливостью
- «Ребенок и его отношение к труду»
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Воспитанники должны:
- Уметь соблюдать порядок на рабочем месте
- Бережно относиться к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, к учебникам, к личным вещам
- Отрицательно относиться к лени и небрежности в труде и учебе
- «Ребенок и его здоровье»
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитанники должны:
- Понимать важность физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества
- Знать и выполнять санитарно-гигиенические правила, соблюдать здоровьесберегающий режим
- Проявлять интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях
Структура тематического планирования
Гражданско-патриотическое воспитание
№ | Название | Формы работы | Месяц, количество часов в неделю |
1. | «О стране и родном крае» | Час семейного чтения Конкурс чтецов (общешкольный) Беседа Участие в общешкольном концерте «День воспитателя» | Сентябрь 1 час 1 час 1 час 1 час |
2. | «Я и природа» | Ручной труд Познавательный час Игра-викторина ОПТ | Октябрь 1 час 1 час 1 час 1 час |
3. | «Нормы жизни в обществе» | Спортивный час Час семейного чтения Подготовка рисунков к конкурсу Беседа | Ноябрь 1 час 1 час 1 час 1 час |
4. | «Конституция» | Час семейного чтения Беседа Урок безопасности Украшение игровой комнаты | Декабрь 1 час 1 час 1 час 1 час |
5. | «Обычаи и традиции» | Прогулка | Январь 1 час 1 час 1 час 1 час |
6. | «Патриот своей страны» | Февраль 1 час 1 час 1 час 1 час | |
7. | «Весну встречаем-семью величаем!» | Март 1 час 1 час 1 час 1час | |
8. | «Природа-наш друг!» | Апрель 1 час 1 час 1 час 1 час | |
9. | «Мы хотим, чтоб мир спокойно жил» | Май 1 час 1 час 1 час 1 час |
Структура тематического планирования
Нравственно-эстетическое воспитание
№ | Название | Формы работы | Месяц, количество часов в неделю |
1. | «Ребенок и нравственность» | Аппликация Информационный час ОПТ Викторина | Сентябрь 1 час 1 час 1 час 1 час |
2. | «Ребенок в мире прекрасного» | Конкурс (общешкольный) Час семейного чтения Игры, викторины Развлекательная программа | Октябрь 1 час 1 час 1 час 1 час |
3. | «Ребенок и школа» | Конкурс (общешкольный) Изодеятельность Тест ОПТ | Ноябрь 1 час 1 час 1 час 1 час |
4. | «Твори, выдумывай, пробуй» | Общешкольная игровая программа Подготовка костюмов КВД Час семейного чтения | Декабрь 1 час 1 час 1 час 1 час |
5. | «Этикет и культура общения» | Общешкольное мероприятие | Январь 1 час 1 час 1 час 1 час |
6. | «Ребенок и его самосознание» | Февраль 1 час 1 час 1 час 1 час | |
7. | «Профессиональное самоопределение» | Март 1 час 1 час 1 час 1 час | |
8. | «Ребенок и его отношение к труду» | Апрель 1 час 1 час 1 час 1 час | |
9. | «Ребенок и его здоровье» | Май 1 час 1 час 1 час 1 час |
Календарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию
№ | Наименование раздела программы | Тема занятия | Дата | Тип занятия | Форма занятия | Элементы содержания | Корректировка |
1. | «О стране и родном крае» | «А.К.Толстой-200 лет со др.» «И все земное я люблю…» «Над памятью сердца не властны года…» «День воспитателя» | 03.09.2017 10.09.2017 13.09.2017 24.09.2017 | Час семейного чтения Конкурс (общешкольный) Беседа Концерт | Теоретическая Практическая Теоретическая Практическая | Необходимые художественная и документальная литература Подготовка костюма для чтеца, оказание помощи в разучивании художественного произведения Необходимые документальные материалы Фонограмма, воздушные шары | |
2. | «Я и природа» | «Осенний букет» «Редкие животные Брянской области» «Ботанический сад» «И снова в моем Брянском крае пора золотая» | 07.10.2017 11.10.2017 18.10.2017 29.10.2017 | Ручной труд Познавательный час Игра-викторина ОПТ | Практическая Теоретическая Практическая Практическая | Необходимые природные материалы Конспект занятия, необходимый дидактический материал Конспект занятия, необходимый дидактический материал Необходимый материал для уборки территории | |
3. | «Нормы жизни в обществе» | «Наш выбор-жизнь!» «Я хочу жить в чистом мире» «Запомнить нужно твердо нам – пожар не возникает сам!» «Преступление и подросток» | 04.11.2017 12.11.2017 18.11.2017 22.11.2017 | Спортивный час Час семейного чтения Подготовка рисунков к конкурсу Беседа | Практическая Теоретическая Практическая Теоретическая | Спортивный инвентарь Стихи об экологии Рисунки детей Конспект беседы, необходимый дидактический материал | |
4. | «Конституция» | «Пословицы о законе» «Конституция России-основной закон нашей страны» «Чтобы праздник был всем в радость, или О некоторых правилах поведения в новогодние праздники» «Новый год у ворот» | 03.12.2017 13.12.2017 20.12.2017 24.12.2017 | Час семейного чтения Беседа Урок безопасности Украшение игровой комнаты | Теоретическая Теоретическая Теоретическая Практическая | Пословицы о законе Конспект мероприятия Конспект мероприятия, необходимый дидактический материал Украшения для игровой комнаты | |
5. | «Обычаи и традиции» | «Зима-краса» «Пришла Коляда..» «Чистота-залог здоровья» «День памяти жертв Холокоста» | 03.01.2018 13.01.2018 21.01.2018 26.01.2018 | Прогулка в зимний лес Общешкольное мероприятие ОПТ Час семейного чтения | Практическая Практическое Практическое Теоретическое | Вопросы о зиме Заученные колядки, костюмы для выступления Инвентарь для уборки Печатный материал | |
6. | «Патриот своей страны» | «Владимир Высоцкий-80 лет со др.»«М.М. Пришвин-жизнь и творчество-145 лет со др.» «Масленница» «Стихи о героизме, героях, мужестве, посвященное 23 февраля-Дню защитника Отечества» | 02.02.2018 09.02.2018 18.02.2018 23.02.2018 | Час семейного чтения Час семейного чтения Общешкольное мероприятие Час семейного чтения | Теоретическая Теоретическая Практическая Теоретическая | Печатный материал Печатный материал Печатный материал | |
7. | «Весну встречаем-семью величаем» | «Наше творчество» «Образ женщины глазами поэтов, посвящается 8 марта» «С.В. Михалков-жизнь и творчество» «Чистота -та же красота» | 04.03.2018 09.03.2018 16.03.2018 25.03.2018 | Подготовка к общешкольным мероприятиям и конкурсам Час семейного чтения Час семейного чтения Генеральная уборка корпуса | Практическая Теоретическая Теоретическая Практическая | Необходимый материал Печатный материал, книги Печатный материал, книги Трудовой инвентарь | |
8. | «Природа-наш друг!» | «День птиц» «Удивительный космос» «Рассказы о весне» «Чернобыль» | 06.04.2018 15.04.2018 20.04.2018 27.04.2018 | Час семейного чтения Общешкольное мероприятие Час семейного чтения Час семейного чтения | Теоретическая Практическая Теоретическая Теоретическая | Печатный материал, книги Рассказы о весне Печатный материал | |
9. | «Мы хотим, чтоб мир спокойно жил» | «Произведения о Великой Отечественной войне» «Стихотворения о Великой Отечественной войне» «Пусть всегда будет мир» «Дети и война» | 04.05.2018 11.05.2018 20.05.2018 25.05.2018 | Час семейного чтения Час семейного чтения Изодеятельность Час семейного чтения | Теоретическая Теоретическая Практическая Теоретическая | Художественная литература о войне Стихотворения о войне Необходимый материал для работы Художественная литература о детях войны |
Календарно-тематическое планирование по нравственно-эстетическому воспитанию
№ | Наименование раздела программы | Тема занятия | Дата | Тип занятия | Форма занятия | Элементы содержания | Корректировка |
1. | «Ребенок и нравственность» | «Осень» «Простые правила дорожного движения» «Люблю порядок» «Пожарная безопасность» | 02.09.2017 06.09.2017 16.09.2017 23.09.2017 | Аппликация Информационный час ОПТ Викторина | Практическая Теоретическая Практическая Практическая | Необходимый материал, засушенные листья Правила дорожного движения, папка-передвижка по ПДД Инвентарь для уборки школы Конспект занятия, презентация, раздаточный материал | |
2. | «Ребенок в мире прекрасного» | «Природа родного края» «М.Цветаева-125 лет со др.» «Умники и умницы» «Осенний балл» | 01.10.2017 08.10.2017 14.10.2017 28.10.2017 | Конкурс Час семейного чтения Игры-викторины Развлекательная программа | Практическая Теоретическая Практическая Практическая | Презентация Материалы библиотеки Логические задачи, головоломки | |
3. | «Ребенок и школа» | «Я хочу жить в чистом мире» «Мои права и обязанности в школе» «Добрый ли я?» «Любимая школа» | 01.11.2017 08.11.2017 15.11.2017 25.11.2017 | Конкурс Изодеятельность Тест ОПТ | Практическая Практическая Практическая Практическая | Костюмы, оказание помощи в подготовке выступления детям Альбомный лист, карандаши, краски, фломастеры Тесты для каждого ребенка Инвентарь для уборки школы | |
4. | «Твори, выдумывай, пробуй» | «Поле чудес» «Новогодний утренник» «Новый год» «Праздник Новый год» | 10.12.2017 16.12.2017 23.12.2017 31.12.2017 | Общешкольная игровая программа Подготовка костюмов КВД Час семейного чтения | Практическая Практическая Практическая Практическая | Костюмы, элементы костюмов Необходимые атрибуты и оборудование Стихи про Новый год | |
5. | «Этикет и культура общения» | «Рождество вместе» «Творчество Шарля Перро» (390 лет со др.) «Зимние приметы, пословицы и поговорки» «Посиделки» | 07.01.2018 14.01.2018 19.01.2018 28.01.2018 | Общешкольное мероприятие Час семейного чтения Час семейного чтения Общешкольное мероприятие | Практическая Теоретическая Теоретическая Практическая | Костюмы для детей Печатный материал, кроссворды Печатный материал, книги Костюмы | |
6. | «Ребенок и его сознание» | «Чистому все чисто» «Наша мастерская» «Чистота-лучшая красота» «Веселые семейные эстафеты» | 04.02.2018 11.02.2018 12.02.2018 25.02.2018 | ОПТ Подготовка к общешкольным мероприятиям и конкурсам Санитарный час Общешкольное мероприятие | Практическая Практическая Практическая Практическая | Хозяйственный инвентарь Творческий материал Предметы личной гигиены | |
7. | «Профессиональное самоопределение» | «Вода да мыло грязь с души смыло» «Кулинарный поединок» «Стихи о профессиях» «Мисс и мистер школы-2018» | 05.03.2018 18.03.2018 23.03.2018 26.03.2018 | Бытовой час Общешкольное мероприятие Час семейного чтения Общешкольное мероприятие | Практическая Практическая Теоретическая Практическая | Предметы личной гигиены Печатный материал, книги | |
8. | «Ребенок и его отношение к труду» | «Творческая мастерская» «Чистого и огонь не обожжет» «Мир чудес» «Пестрый хоровод» | 08.04.2018 09.04.2018 22.04.2018 30.04.2018 | Подготовка к общешкольным мероприятиям и конкурсам Санитарный час Подготовка к общешкольным мероприятиям и конкурсам Общешкольное мероприятие | Практическая Практическая Практическая Практическая | Необходимый материал для работы Предметы личной гигиены Необходимый для работы материал | |
9. | «Ребенок и его здоровье» | «Наши чудеса» «Так сверкает, хоть языком лижи» «Рассказы о семье» «Хоть лыком шит, да мылом мыт» | 06.05.2018 13.05.2018 18.05.2018 21.05.2018 | Подготовка к общешкольным мероприятиям и конкурсам ОПТ Час семейного чтения Санитарный час | Практическая Практическая Теоретическая Практическая | Необходимый для работы материал Хозяйственный инвентарь Рассказы о семье Предметы личной гигиены |
Оценка эффективности реализации Программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свобода человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан.
Количественные параметры:
- включенность каждого ребенка в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции воспитанника, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоений АООП относятся:
- осознание себя как гражданина России;
- формирование чувства гордости за свою Родину;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- сформированноеть адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли воспитанника;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками вразных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП включают освоенные воспитанниками знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты воспитанников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание воспитанников, как основа личности гражданина России.
Нормативно-правовые документы
- Гражданский кодекс Российской Федерации
- Декларация прав ребёнка
- Закон «Об образовании»
- Закон «О гражданстве в РФ»
- Закон «О защите прав потребителей»
- Конвенция о правах ребёнка
- Конституция Российской Федерации
- Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"(вместе с "Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей")
- Семейный кодекс РФ
- Трудовой кодекс РФ
- Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Климовская школа-интернат»
- ФГ’ОС. утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1599 от 19.12.2014 г.
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
Список литературы
- Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики – М.: Изд. Центр «Академия», 2000.
- Волкова Т.В. Наука быть человеком Волгоград, 2008.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ Под ред. Воронковой В.В., - М. 1994.
- Выготский, Л.С. Нравственное воспитание/Л.С. Выготский Пед. психология. – М.: 1991.
- Епифанцева Т.Б., Кисиленко Т.Е. Настольная книга педагога-дефектолога, Ростов-на-дону, «Феникс», 2006.
- Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник 2: Гуманит. Изд.Центр ВЛАДОС, 2001.
- Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. М., 2001.
- Худенко Е.Д. Пособие для воспитателей и учителей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной школе-интернате, детском доме)», «Аркти», 2006.
- Шилова М.И. Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
Приложение
Викторина «Пожарная безопасность»
Цель:
Закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности.
Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.
Развивать память, сообразительность, находчивость, навыки работы в группе.
Воспитывать нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность.
Задачи:
• проанализировать основные причины возникновения пожаров в повседневной жизни;
• рассмотреть основные правила пожарной безопасности;
• изучить правила личной безопасности при пожаре в быту.
Планируемые результаты:
• предметные:
- уметь анализировать причины пожароопасных ситуаций;
- знать основные правила пожарной безопасности;
- составлять алгоритм своих действий в пожароопасных ситуациях;
• метапредметные:
- регулятивные – уметь самостоятельно ставить и формулировать задачи, оценивать успешность усвоения;
- коммуникативные – уметь организовывать сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- познавательные – уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы;
• личностные:
- уметь определять мотивы деятельности;
- соблюдать правила безопасного поведения в повседневной жизни.
Оборудование: презентация, конспект занятия, жетоны, пословицы на отдельных листах.
Ход мероприятия:
Вступительное слово воспитателя:
Огонь - одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека.
Подарил Прометей
Красный факел для людей,
Чтобы жаром всех он грел,
Чтоб в светильнике горел,
Мясо жарил и варил,
Страх на зверя наводил,
Обжигал горшки, игрушки,
Правил бронзовые пушки.
Но, к несчастью, этот дар
Вызывал не раз пожар.
Как в костре трещат дрова,
Загорелись лес, дома.
И кидалось то огнище
С адским ревом на жилище.
Легче не пожар тушить,
А его предупредить!
Затем ведущий поясняет правила и проводит викторину.
1 тур: Разминка (Игра "Подскажи словечко")
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил...?
(утюг)
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками...?
(играл)
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над...?
(газом)
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег...?
(траву)
Кто в огонь бросал при этом
Незнакомые...?
(предметы)
Дым увидел - не зевай И пожарных...
(вызывай)
Помни, каждый гражданин,
Что их номер...
(01)
2 тур: Известно ли вам?
1. Когда люди научились искусственно добывать огонь?
10 – 5 тыс. лет до н.э.
1 – 5 тыс. лет до н.э.
100 – 50 тыс. лет до н.э.
50 – 20 тыс.лет до н.э.
2. Как назывался боец, который в далёком прошлом скакал впереди пожарного обоза?
вестовой
всадник
курьер
скачок
3. Как назывался начальник пожарной команды в 19 веке?
фурман
поручик
брандмайор
брандмейстер
4. Первая пожарная команда в Москве была создана в двадцатых годах XVII столетия. Сколько пожарных было в её составе?
10
40
80
100
5. Как называется гибкий трубопровод для перекачки воды к месту пожара?
варежка
рукав
гидрант
муфта
3 тур: Ждем ответа
- Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (1 балл)
Пожарные
- Почему пожарных вызывают по телефону именно «01»? (1 балл)
«01» самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте и на ощупь.
- Почему пожарная машина красная? (1 балл)
Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет – цвет огня.
- Как одеваются пожарные? (2 балла)
Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.
- Чем опасны пожары? (1 балл)
При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди.
- Чем еще опасен пожар, кроме огня? (2 балла)
Страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать.
- Чем можно тушить начинающийся пожар? (1 балл)
Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.
- Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками? (1 балл)
Игры со спичками и зажигалками являются причиной пожара.
- От чего бывают пожары? (1 балл)
Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т.д.; если играть со спичками, шалить с огнем.
- Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (2 балла)
Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит.
- Что надо делать, если в квартире много дыма? (2 балла)
Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.
- Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем? (2 балла)
Смочить свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться выбежать из дома, если живешь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения.
- Чем опасна печь в деревенском доме? (2 балла)
В деревне или на даче детям в отсутствие взрослых нельзя подходить к печке и открывать печную дверцу. От выскочившего уголька может загореться дом.
- Почему без разрешения взрослых нельзя трогать печную заслонку? (2 балла)
Если печную заслонку закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ и можно задохнуться.
4 тур: И в сказках бывает…
Море пламенем горит,
Выбежал на море кит,
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!
К.Чуковский "Путаница”
И вдруг заголосили:
"Пожар! Горим! Горим!”
С треском, щелканьем и громом.
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
С. Маршак "Кошкин дом”
Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.
С. Михалков "Дядя Стёпа”.
”И сейчас же все, кого коснулась волшебная палочка феи, заснули… Заснули даже куропатки и фазаны, которые поджаривались на огне. Заснул вертел, на котором они вертелись. Заснул огонь, который их поджаривал.
Шарль Перро “Спящая красавица”
”Раз как-то вечером сидел солдат в своей каморке; совсем уже стемнело, а у него не было денег даже на свечку. Тут он и вспомнил про ведьмину вещицу. Достал солдат ее из кармана и стал высекать огонь. Только он по кремню, дверь распахнулась, и вбежала собака с глазами, точно чайные блюдца”
Г.Х. Андерсен, “Огниво”
“В то же мгновение вся комната наполнилась едким черным дымом, и что-то вроде бесшумного взрыва большой силы подбросило Вольку к потолку, где он и повис, зацепившись штанами за крюк, на который предполагалось повесить бабушкину люстру”
Лазарь Лагин “Старик Хоттабыч”
“Огонь под плитой разгорался все сильней, на сковородках что-то шипело и дымилось, по комнате разносился приятный, вкусный запах. Старуха металась то туда, то сюда и то и дело совала в горшок с супом свой длинный нос, чтобы посмотреть, не готово ли кушанье. Наконец в горшке что-то заклокотало и забулькало, из него повалил пар, и на огонь полилась густая пена. Тогда старуха сняла горшок с плиты, отлила из него супу в серебряную миску и поставила миску перед Яковом”
Вильгельм Гауф, “Карлик Нос”
“Сам принес воды, сам набрал веток и сосновых шишек, сам развел у входа в пещеру костер, такой шумный, что закачались ветки на высокой сосне. Сам сварил какао на воде:
- Живо! Садись завтракать. Они видели дымок костра у корней старой сосны, но им и в голову не пришло, что в этой пещере скрывались деревянные человечки, да еще зажгли костер”
А.Н.Толстой “Золотой ключик или Приключения Буратино”
5 тур: Народная мудрость
Искру туши до пожара,… - … беду отводи до удара.
Спички не тронь,… - … в спичках огонь.
Спички не игрушка,… - … огонь не забава.
Огонь - не вода, … - … схватит – не выплывешь.
Спичка – невеличка, … - … а огонь великан.
Не шути с огнём … - … можно сгореть.
Дорого при пожаре… - … и ведро воды.
ВЫВОДЫ
Правила пожарные без запинки знайте,
Правила пожарные строго соблюдайте!
Утром, вечером и днем
Осторожен будь с огнем!
Итог игры, подсчет баллов, награждение победителей.
Во время подсчета баллов можно провести опрос по тому, как дети понимают значения составленных пословиц.
СПАСИБО.