Адаптированная рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
п..Айхал, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)
Согласовано:
Зам.директора _____________
« » сентября 2018 года
Обсуждено
На методсовете
Протокол №1
От « « » сентября 2018 года
Утверждаю
_____________ Плотникова Н.А
Директор МБОУ «СОШ №5»
« » сентября 2018 года
Адаптированная рабочая программа
по истории 5 класс
для учащегося с ОВЗ
Соловьёва Германа
Учитель: Абдрахманова Гульсум Абдулловна2018-2019 учебный год.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по истории для 5 класса разработана на основе государственного образовательного стандарта, примерной образовательной программы под редакцией Л. Н. Алексашкиной «Всеобщая история. Древний мир», 2014. рекомендаций КЭК, Программы психолого-педагогического сопровождения МОУ «СОШ№5» и является индивидуальным учебным планом учащегося 5 класса Соловьева Германа.
Данная программа является документом, содержание которого выстраивается с учетом характера течения заболевания обучающегося, возрастных и индивидуальных особенностей, соматического и нервно-психологического здоровья. Индивидуальный учебный план позволяет создать специальные педагогические условия для реализации индивидуального образовательного маршрута, отражающего возможности и потребности учащегося, его интеллектуальные способности.
Цель обучения по индивидуальному учебному плану – освоение обучающимся с ограниченными возможностями образовательного стандарта в рамках учебной программы по истории согласно учебному плану, обеспечение его социальной интеграции на основе инклюзивного, личностно-ориентированного, компетентностного и толерантного подходов.
Данная программа ставит следующие цели:
изучение исторического материала;
овладение знаниями и умениями;
коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика с ОВЗ;
формирование личностных качеств гражданина;
подготовка подростка с ОВЗ к жизни,
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ №1897 от 17.12.2010 года Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта»
3. Сан Пин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011, регистрационный номер 19993)
4.Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта. Всеобщая история 5-9 классы;
5. Приказ №253 от 31.03.14. Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федеральных рекомендуемых перечней учебников к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
6.Учебный план МБОУ «СОШ№5», Положение о рабочей программе учителя, работающего по ФГОС МБОУ «СОШ№5» п. Айхал.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной программой по истории для 5 – 9х классов.
Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).
Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая.
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. - М. "Просвещение"
Данные линии учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрены РАО и РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень (приказ от 08.06.2015 №576): Рабочая программа адаптирована к работе с детьми с ОВЗ.
Курс рассчитан на реализацию в объеме 68 часов, по 2 урока в неделю, 34 учебные недели.
Особенностями обучающихся с задержкой психического развития являются:
отставание психического развития от паспортного возраста, что проявляется преимущественно в эмоционально-волевой сфере при относительно сохранной познавательной деятельности;
преобладание эмоциональной мотивации поведения, немотивированно повышенного фона настроения; повышенная внушаемость.
Склонен выполнять лишь то, что непосредственно связано с его интересами;
из-за незрелости предпосылок интеллектуального развития у детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас сведений и представлений об окружающей действительности;
задержка эмоционального развития в виде соматического инфантилизма с невротическими наслоениями; эмоциональной отгороженности в сочетании со вседозволенностью;
недостаточно развиваются самостоятельность, воля, желание трудиться, преодолевать трудности;
неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия;
недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ;
затруднения при выполнении заданий, связанных со зрительным восприятием материала;
наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала;
недостатки тактильно-двигательного восприятия;
слабо сформированы пространственные представления, ориентировка в направлениях пространства осуществляется обычно на уровне
практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации;
особенности внимания детей с задержкой психического развития проявляются в его неустойчивости; повышенной отвлекаемости; трудностях переключения; слабой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок;
недостаточность развития памяти проявляется в: снижении продуктивности запоминания и его неустойчивости; большей сохранности
непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; недостаточном объеме и точности, низкой скорости запоминания; преобладании
механического запоминания над словесно-логическим; выраженном преобладании наглядной памяти над словесной; низком уровне самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, а также неумении самостоятельно организовывать свою работу по запоминанию;
недостаточной познавательной активности и целенаправленности при запоминании и воспроизведении; слабом умении использовать
рациональные приемы запоминания; низком уровне опосредствованного запоминания;
мышление остается преимущественно конкретным, поверхностным, существенного развития словесно-логического мышления не отмечается;
недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления;
колебания уровня работоспособности и активности, смена настроений.
Основными задачами обучения предмету «История» в 5-9 классах являются:
дидактические:
привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового
материала, нестандартные уроки контроля знаний;
создавать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;
обеспечить усвоение обучающимися знаний основ исторической науки: важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки,
доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом исторического образования;
воспитательные:
развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно
вести записи в тетради и делать рисунки;
воспитание интереса к истории, осознания важности знания истории в условиях современного общества, уважительного отношения к
прошлому других народов;
коррекционные:
Развитие зрительного восприятия и узнавания, памяти и внимания;
Формирование обобщенного представления о свойствах предметов и явлений;
Развитие пространственного представления и ориентации;
Развитие навыков соотносительного анализа;
Развитие навыка группировки и классификации;
Умение работать со словесными и письменными алгоритмами и инструкцией;
Умение планировать свою деятельность;
Развитие комбинаторных способностей
формирование адекватных навыков общения;
нормализация эмоционально-волевой сферы;
формирование у обучающихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности;
развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим
условиям;
воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
Общая характеристика учебного предмета
«История Древнего мира» − учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания об историческом процессе, роли и влиянии человека в обществе и истории, логической связи событий, культурных, политических и геополитических процессах. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса вспомогательных исторических дисциплин (историческая хронология, археология, геральдика, картография, нумизматика и проч.). Такая комплексная научная база учебного предмета «История Древнего мира», широкий спектр научных методов изучения истории расширяют кругозор обучающихся, формируют умение смотреть на изучаемый предмет с нескольких точек зрения. «История Древнего мира» как учебный предмет формирует у обучающихся представление о разнообразии мировых культур; даёт понимание линейной концепции времени и связи прошлого и современности, месте России в историческом процессе.
Предмет «История Древнего мира» основан на фактологическом материале, аналитической работе и объективной оценке событий. Знание истории не только помогает обучающимся понимать истории человеческих цивилизаций и характерные особенности исторического пути других народов мира, но и определять своё место в мире, формировать познавательное отношение к основополагающим ценностям и историческому опыту мировой цивилизации, этнической, религиозной, культурной общности народов мира.
Цели и задачи, решаемые при реализации учебной программы Значение предмета для обучения обучающихся с задержкой психического развития.
Данная программа для детей с ЗПР и ТНР откорректирована в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не допускается ниже государственного уровня обязательных требований. В авторскую программу внесены изменения Программа, сохраняя обязательный минимум содержания, отличается своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения. Большинство вопросов тем трактуются с точки зрения практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов и направлены главным образом на овладение обучающимися знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.
Особенности реализации рабочей программы при обучении детей с ОВЗ:
Имея одинаковое содержание и задачи обучения, рабочая программа по истории для детей с ОВЗ, тем не менее, отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в:
методических приёмах, используемых на уроках:
при использовании классной доски все записи учителем и учениками сопровождаются словесными комментариями;
при рассматривании рисунков и графиков учителем используется специальный алгоритм подетального рассматривания, который постепенно усваивается обучающимися и для самостоятельной работы с графическими объектами;
оказывается, индивидуальная помощь обучающимся;
при решении текстовых задач подбираются разнообразные сюжеты, которые используются для формирования и уточнения представлений об окружающей действительности, расширения кругозора обучающихся.
коррекционной направленности каждого урока;
отборе материала для урока и домашних заданий: уменьшение объёма аналогичных заданий и подбор разноплановых заданий;
в использовании большого количества индивидуальных раздаточных материалов.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.
Методы обучения
Темп изучения материала для детей с ЗПР и ТНР должен быть небыстрый. Достаточно много времени отводится на отработку основных умений и навыков, отвечающих обязательным требованиям, на повторение, в том числе коррекцию знаний. Задания должны быть разнообразны по форме и содержанию, включать игровые моменты. Только доступность и понимание помогут вызвать у таких учащихся интерес к учению. Немаловажным фактором в обучении таких детей является доброжелательная, спокойная атмосфера, атмосфера доброты и понимания.
Особенностью организации учебного процесса является выбор разнообразных видов деятельности с учетом психофизических особенностей обучающихся, использование занимательного материала, включение в урок игровых ситуаций, направленных на снятие напряжения, переключение внимания детей с одного задания на другое и.т.п. Особое внимание уделяется индивидуализации обучения и дифференцированному подходу в проведении занятий.
Основные виды деятельности обучающихся:
участие во фронтальной беседе;
выполнение устных упражнений;
решение текстовых задач;
выполнение практической работы;
самостоятельная работа;
работа с текстом учебника или иного учебного пособия;
воспроизведение учебного материала по памяти
работа с таблицами;
работа со справочными материалами; работа с различными источниками информации;
конспектирование;
анализ фактов и проблемных ситуаций, ошибок;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
составление плана и последовательности действий;
исследовательская и творческая работа (подготовка докладов, рефератов, презентаций);
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
работа с раздаточным материалом;
работа в парах, группах.
Средства изучения Истории Древнего мира позволяют эффективно вести целенаправленную работу по развитию внимания, памяти и мышления – основных составляющих познавательной деятельности, так как познавательная деятельность у обучающихся с ОВЗ имеет свои особенности и тоже нуждается в коррекции. Также при изучении Истории Древнего мира у обучающихся развивается пространственно-временное воображение и умение ориентироваться во временных промежутках; развивается зрительное восприятие и мелкая моторика, совершенствуются коммуникативные навыки.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты :
У выпускника будут сформированы:
1. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
2. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
3. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
4. Способность к самооценке своей учебной деятельности;
5. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
6. Ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
7. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
8. Установка на здоровый образ жизни;
9. Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
10. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
11. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
12.Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
13.Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
1. Принимать и сохранять учебную задачу;
2. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
3. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
4. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
5. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
6. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
7. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
8. Различать способ и результат действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится: 1.
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;
2. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
3. Осуществлять синтез как составление целого из частей;
4. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
5. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
6. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
7. Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
8. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
9. Устанавливать аналогии;
10. Строить сообщения в устной и письменной форме;
11. Основам смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
12. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
1. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ;
2. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения (в том числе не совпадающих с его собственной) и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
3. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
4. Формулировать собственное мнение и позицию;
5. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
6. Задавать вопросы;
7. Контролировать действия партнёра;
8. Использовать речь для регуляции своего действия;
9. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
10. Строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
Чтение. Работа с текстом Поиск информации и понимание прочитанного :
Выпускник научится:
1. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
2. Определять тему и главную мысль текста;
3. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;
4. Понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
5. Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
6. Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
7. Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
8. Понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по описанию; выделять общий признак группы элементов).
Преобразование и интерпретация информации:
Выпускник научится:
1. Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
2. Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
3. Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
4. Пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно.
Оценка информации:
Выпускник научится:
1. Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста;
2. Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
3. На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергнуть сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером.
Выпускник научится:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;
выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку).
Планирование деятельности, управление и организация.
Выпускник научится:
планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса истории в 5 классе являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому древних цивилизаций;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
• анализ информации, содержащейся в сказаниях, мифах, правовых документах, публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древнего мира;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности людей, исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
• приобретение опыта историко-культурного, историко- антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древнего мира;
• уважение к мировой культуре, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
5. Контроль предметных результатов
Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тесты, самостоятельные работы, проверочные работы,
индивидуальная работа, групповая работа, устный опрос.
Формы проведения уроков: вводный урок, урок-лекция, комбинированный урок, урок-игра, урок – решение задач, урок – самостоятельная
работа, урок – контрольная работа, урок – практикум, повторительно-обобщающий урок, урок-зачёт.
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-
практических задач на основе изучаемого учебного материала. Видами контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест,
самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, терминологический диктант, хронологический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам, решение исторических задач, кроссвордов и т.д.
Содержание учебного курса «История Древнего мира», 5 класс
Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Счет лет в истории. Историческая хронология. Измерение времени по годам. Древний Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Индия и Китай в древности. Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Древнейшая Греция. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле. Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древний Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.
Календарно – тематическое планирование История Древнего мира (68 часов)
Темы, входящие в разделы программы | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты | ||
личностные | предметные | метапредметные | |||
Древний мир. 5 класс (68 ч.) | |||||
Зачем изучать историю | 4 | Рассказывать: об исторической науке, путях и способах изучения прошлого человечества. Характеризовать: периоды и эпохи, на которые делится история. Определять: место истории Древнего мира на ленте времени. Сопоставлять: различные виды исторических источников Демонстрировать: навык счета лет в пределах нашей эры и до нашей эры | Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; Расширение опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. | Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать, обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.); Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. |
От первобытности к цивилизации | 7 | Раскрывать: роль орудий труда, созидательной деятельности в развитии человеческого вида; понятие неолитической революции как переворота в жизни человека. Выделять: периоды первобытности; факторы, способствовавшие переходу от одного типа хозяйства к другому. Описывать: ход биологической эволюции человека. Называть: характерные, существенные признаки родовой общины. Характеризовать: периоды первобытности; понятие расовых различий; понятия присваивающего и производящего типов хозяйства. Анализировать: причины появления религиозных верований у древних людей; процесс разрушения первобытного равенства, выделение знати, военных племенных вождей | |||
Древний восток | 18 | Выделять: факторы, способствовавшие военным успехам фараонов, особому положению финикийцев в международных отношениях, возвышению и расцвету Персидской державы. Описывать: природные условия речных долин, особенности религиозных систем, образ жизни, хозяйственные и культурные достижения народов. Характеризовать: различные процессы, особенности природных условий. Анализировать: устройство общества, социальные группы, положение рабов, историческую карту с опорой на легенду. Систематизировать: информацию, наносить ее на контурную карту. | |||
Античность. | 19 | Раскрывать: понятие античной цивилизации, полиса как особой формы гос. Устройства; последствия Великой греческой цивилизации; причинно-следственный связи. Высказывать: собственные суждения. Классифицировать: факты по различным признакам, составлять хронологическую таблицу. Характеризовать: особенности природных условий, основные черты социально-экономического и политического устройства ахейских городов на основе различных источников. Анализировать: мифологические и научные сведения, причинно-следственные связи. | |||
Древний Рим. | 20 | Раскрывать: понятие гражданина, его прав и обязанностей. Составлять: хронологическую таблицу Выделять: различные факторы. Классифицировать: факты о римской мифологии по различным признакам. Характеризовать: систему функционирования римской республиканской . Анализировать: карту, причины изменения способов использования труда рабов, появление колоната. Систематизировать: информацию о различных событиях на основе различных источников. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; | Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать, обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники |