Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» (4 класс, вариант 1, АООП)
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 3 Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»
РАССМОТРЕНО:
На заседании МО учителей предметников
Протокол №__________________2020 года
Руководитель МО
__________________________О.А.Лебедева
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Зам. директора по УВР Директор школы:
_____________С.А Яценко ________С.В.Рублевская
_____________2020г. _____________2020г
Рабочая программа учебного предмета
«Мир природы и человека»
для обучающихся 4 класса,
вариант 1 АООП
Составитель:
Мартынова Е.В.
учитель начальных классов
I квалификационной категории
2020-2021 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. и на основании адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника и рабочей тетради Н.Б.Матвеевой «Мир природы и человека» (4 класс) для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2020 (ФГОС ОВЗ) и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Исходя из цели курс «Мир природы и человека» призван решать следующие задачи:
Образовательные:
уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе и получить новые знаний об основных её элементах;
формировать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные.
Коррекционно-развивающие:
расширять словарный запас, обеспечивающий общение детей соответственно возрасту;
развивать умение обращаться за помощью и благодарить за предоставленные услуги; корректно формулировать просьбу или отказ; описывать необходимый ему предмет.
Воспитательные:
формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе, формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
При отборе курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
полисенсорности восприятия объектов;
практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устными печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.
Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Мир природы и человека» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана.
На изучение предмета «Мир природы и человека» во 4 классе отводится по 1 часу в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34 учебных недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты АООП «Мир природы и человека» включают освоение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Предметные:
Минимальный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание требований к режиму дня школьника;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; составление повествовательного или описательного рассказа из 2-4 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.
Личностные результаты:
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Структура курса представлена следующими разделами: «Неживая природа», «Сезонные изменения», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).
Сезонные изменения в природе
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.
Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года.
Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей города и села в разное время года.
Неживая природа
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Живая природа
Растения
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.
Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана.
Парк (сквер). Создание человеком парков.
Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных.
Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц. Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни.
Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека. Насекомые-вредители.
Человек
Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
Безопасное поведение
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение
ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей. Правила обращения с электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
Рекомендуемые экскурсии, наблюдения и практические работы
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
Учебно-тематическое планирование включает в себя следующие разделы:
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1. | Сезонные изменения в природе | 10 |
2. | Неживая природа | 3 |
3. | Живая природа | 21 |
3.1. | Растения | 7 |
3.2. | Животные | 7 |
3.3 | Человек | 4 |
3.4. | Безопасное поведение | 3 |
Всего: | 34 ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приложение 1.
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (КОНТРОЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ)
Приложение 2.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебная зона кабинета, оснащённая необходимой школьной мебелью.
Зона отдыха для обучающихся в классном помещении (пуф).
Технические средства: компьютер, интерактивная школьная доска, проектор.
Дидактические материалы: раздаточные дидактические материалы по темам - карточки с индивидуальными заданиями; сигнальные карточки; натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии; карточки / пиктограммы с условными изображениями погодных условий, временами года, объектами живой и неживой природы;
Демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам, компьютерные презентации, демонстрационные таблицы, фрагменты аудио- и видеозаписей; оборудование для опытов – стакан, воронка, фильтр; изображения (пиктограммы, картинки, фотографии) животных, растений; комплект мультимедийного обучающего оборудования EduQuest.
Учебник Н.Б.Матвеевой «Мир природы и человека» (4 класс) для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - в 2 частях.- М.: Просвещение, 2020
Рабочая тетрадь Н.Б.Матвеевой «Мир природы и человека» (4 класс) для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.- М.: Просвещение, 2020
Приложение 1.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
№ п/п | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Виды работ | Основные понятия, словарная работа | Методическое обеспечение урока, оборудование | Коррекционная работа |
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ - 10 часов | ||||||
Влияние Солнца на смену времён года. Признаки осени | 1 | Отгадывание загадок о временах года. Рассматривание рисунков и показ разных времен года, расположение их по порядку. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. Работа по учебнику: чтение. Беседа по прочитанному. Выполнение заданий в тетради. Определение по схеме причин сезонных изменений (осень). Беседа о сезонных изменениях в природе. Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Просмотр сюжета о временах года – осень на мультимедийном оборудовании EduQuest (раздел «Природа»). Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение осенних месяцев. Сравнение схем осенних месяцев. Заучивание последовательности осенних месяцев. | Осень. Листопад. Похолодание, заморозки, пасмурно, облачность, туман. Сентябрь, октябрь, ноябрь. Календарь. | Учебник с.3-5, рабочая тетрадь. Пиктограммы «Времена года». Иллюстрации с изображением осени, осенних месяцев. Мультимедийное оборудование EduQuest. Календарь. | Развитие и коррекция мыслительных операций на основе упражнений в выделении некоторых существенных, общих и отличительных свойства при сезонных изменениях, осенних месяцев; внимания через наблюдение под руководством педагога за предметами и явлениями окружающей действительности; коррекция связной речи через формирование умения составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений; расширение словаря. | |
Растения и животные осенью. | 1 | Дифференциация объектов природы: птицы, растения, животные. Наблюдения за растениями осенью. Работа по учебнику: чтение. Беседа об изменениях в жизни растений в осенние месяцы: увядание трав, цветов, листопад, созревание ягод, сбор грибов. Выполнение заданий в тетради. Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Во саду ли в огороде») - «Осенние деревья». Беседа о пользе овощей, фруктов, ягод для человека. Наблюдения за животными в разное время года: насекомые, рыбы, звери, птицы. Работа по учебнику: чтение. Беседа об изменениях жизни животных в осенние месяцы: перелет птиц, впадение в спячку, смена цвета меха, заготовка пищи. Выполнение заданий в тетради. | Астра, георгин. Уборка овощей. Листопад. Пчела, бабочка, стрекоза, муравьи. Перелет птиц. Запасы. Пастбище. | Учебник с.6-13, рабочая тетрадь. Картинки с изображениями животных, растений. Мультимедийное оборудование EduQuest | Развитие и коррекция внимания на основе наблюдений за предметами и явлениями живой и неживой природы, их взаимосвязи; мыслительных операций через умение обобщать и делать выводы при наблюдениях; речи, через умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
Зима. Признаки зимы. | 1 | Выделение признаков зимы на предметных картинках. Нахождение и показ пиктограммы «Зима». Определение причин сезонных изменений по схеме. Наблюдение за погодой зимнего дня: состояние облачности, высоты солнца, осадков, температуры. Работа по учебнику: чтение, беседа по содержанию. Выполнение заданий в тетради. Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Природа») – просмотр сюжета о временах года: зима. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение зимних месяцев. Заучивание последовательности зимних месяцев. Составление рассказов о погоде зимой. Повторение правил безопасного поведения человека при наступлении морозов. | Зима. Осадки, снегопад, вьюга, метель, оттепель. Ясно, пасмурно. Декабрь, январь, февраль. | Учебник с.15-16, рабочая тетрадь. Картинки с погодными явлениями. Пиктограммы «Времена года», «Месяцы». Мультимедийное оборудование EduQuest | Развитие словесно-логического мышления через умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; коррекция зрительной памяти, внимания при работе с иллюстрациями через умение находить картинку по заданию; слухового внимания на основе умений слушать речь отвечающих и учителя; речи, умение вступать в диалог, на основе составления предложений по опорным словам, картинкам. | |
Растения и животные зимой. | 1 | Нахождение и название признаков зимы на картинке, схеме. Дифференциация объектов природы: птицы, растения, животные. Наблюдение за изменение растений в зимний период. Работа по учебнику: чтение материала. Беседа об изменениях в жизни растений в зимние месяцы. Выполнение заданий в тетради. Рассматривание животных, птиц на иллюстрации, предположение об их питании зимой. Работа по учебнику: чтение материала. Беседа об изменениях жизни животных в зимние месяцы: зимовка животных; их образ жизни, питание. Подкормка птиц: беседа о помощи птицам зимой. Выполнение заданий в тетради. Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Природа»): игра «Назови зимующую птицу». Составление рассказа о жизни растений и животных зимой. | Похолодание. Снег, сугробы. Подкормка птиц. Голубь, ворона, снегирь. | Учебник с.17-20, рабочая тетрадь. Предметные и сюжетные картинки по теме. Мультимедийное оборудование EduQuest | Развитие внимания на основе наблюдений за предметами и явлениями живой и неживой природы, их взаимосвязи; мыслительных операций через умение обобщать и делать выводы при наблюдениях; речи, через умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, на основе составления предложений по опорным словам, картинкам. | |
Труд людей осенью и зимой. Правила поведения в зимний период | 1 | Соотнесение иллюстраций занятости людей с временем года. Работа по учебнику: чтение, беседа по содержанию. Беседа о сезонных работах в саду, огороде. Выполнение заданий в тетради. Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Во саду ли в огороде») – «Что растет у нас на грядке?», «Садовые инструменты». Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в осенний и зимний период. Знакомство с правилами поведения в зимний период (снежная буря, катание на коньках). Нахождение и показ правильного поведения в различных ситуациях. | Сезонная работы. | Учебник с.13-14, 20-21, рабочая тетрадь. Предметные и сюжетные картины. Мультимедийное оборудование EduQuest | Развитие мыслительных операций на основе упражнений в выделении некоторых существенных, общих и отличительных свойства хорошо знакомых предметов; коррекция связной речи через формирование умения составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений; расширение словаря. | |
Весна. Признаки весны. | 1 | Выделение признаков весны на картинках. Нахождение и показ пиктограммы «Весна». Объяснение по схемам признаков весны. Называние объектов природы по иллюстрациям (деятельность солнца; длительность дня, таяние льда). Работа по учебнику: чтение, беседа по содержанию. Выполнение заданий в тетради. Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Природа») – просмотр сюжета о временах года: весна. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение весенних месяцев. Сравнение схем месяцев. Заучивание весенних месяцев. Выполнение заданий в тетради. Составление рассказа о правилах поведения на реке в весенний период. | Весна, оттепель, сосульки, капель, ручьи, проталины, ледоход. Март, апрель, май | Учебник с.22-24, рабочая тетрадь. Сюжетные и предметные картинки по теме. Мультимедийное оборудование. EduQuest | Развитие словесно-логического мышления через умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; коррекция зрительной памяти при работе с иллюстрациями через умение находить картинку по заданию; внимания, на основе умений слушать речь отвечающих и учителя; памяти путем заучивания названий месяцев; речи, через умение вести диалог, на основе составления предложений по опорным словам, картинкам. | |
Растения и животные весной. | 1 | Называние объектов природы по иллюстрациям, дифференциация объектов природы: растения, животные, птицы, насекомые. Дифференциация растений: деревья, кустарники, цветы. Рассматривание на картинках деревьев и кустарников весной: береза, тополь, сирень, верба. Работа по учебнику: чтение. Беседа об изменениях в природе, жизни растений в весенние месяцы: набухание почек, цветение, распускание листвы, посадка семян. Выполнение заданий в тетради. Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Природа»): игра «Узнай и назови растение». Работа по учебнику: чтение. Беседа об изменениях жизни животных в весенние месяцы: линька, размножение, образ жизни, прилет птиц. Беседа о появлении насекомых. Выполнение заданий в тетради. Отгадывание загадок о животных. | Яблоня, вишни, груши. Нарциссы, тюльпаны. Рассада, семена. Перелетные птицы: жаворонки, дрозды, соловьи. Линька, спячка, Змеи, лягушки. Потомство. Насекомые: божья коровка, муравьи. . | Учебник с.24-30, рабочая тетрадь. Картинки с изображениями животных, растений, насекомых, птиц. Мультимедийное оборудование EduQuest | Развитие внимания на основе наблюдений за предметами и явлениями живой и неживой природы, их взаимосвязи; зрительной памяти через умение находить картинку по заданию; мыслительных операций через умение обобщать и делать выводы при наблюдениях; речи, через умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
Лето. Признаки лета. | 1 | Определение признаков лета на изображениях, схемах. Нахождение и показ пиктограммы «Лето». Определение причин сезонных изменений по схеме. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Работа по учебнику: чтение, беседа по содержанию. Выполнение заданий в тетради. Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Природа») – просмотр сюжета о временах года: лето. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение летних месяцев. Сравнение схем месяцев. Определение последовательности объектов по рисунку. | Лето, июнь, июль, август. День длиннее, ночь короче. Роса. Гроза, молния, гром, ливень, радуга. | Учебник с.36-36, рабочая тетрадь. Предметные и сюжетные картины по теме. Мультимедийное оборудование EduQuest | Развитие словесно-логического мышления через умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; коррекция зрительной памяти при работе с иллюстрациями через умение находить картинку по заданию; внимания на основе умений слушать речь отвечающих и учителя; речи, на основе составления предложений по опорным словам, картинкам. | |
Растения и животные летом. | 1 | Дифференциация объектов природы по иллюстрациям (птицы, растения, животные). Работа по учебнику: чтение. Беседа об изменениях в жизни растений в летние месяцы: цветение, созревание, сбор ягод, фруктов; цветение цветов. Выполнение заданий в тетради. Отгадывание загадок о растениях. Дифференциация объектов природы по иллюстрациям: насекомые, рыбы, птицы, насекомые, звери, животные). Работа по учебнику: чтение. Беседа об изменениях жизни животных в летние месяцы: образ жизни, вскармливание детенышей. Выполнение заданий в тетради. Определение по рисунку способа питания и места проживания животных. | Полевые цветы: колокольчик, ромашка, садовые цветы: пионы, флоксы; травы, лесные ягоды, садовые ягоды. Насекомые: бабочка, оса, пчела, комар, стрекоза. Откладывание икры, мальки. Вскармливание. Детеныши. | Учебник с.36-42, рабочая тетрадь. Сюжетные картинки «Времена года». Картинки с изображениями животных, растений. Мультимедийное оборудование EduQuest | Развитие внимания на основе наблюдений за предметами и явлениями живой и неживой природы, их взаимосвязи; мыслительных операций через умение обобщать и делать выводы при наблюдениях; памяти через запоминание связной по смыслу информации; речи, через умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
Труд людей весной и летом. Проверочная работа №1 «Сезонные изменения в природе» | 1 | Беседа: сезонная одежда (почему и как следует одеваться). Работа по учебнику: «Одежда, обувь»: называние видов одежды, обуви. Беседа о занятиях людей весной и летом. Соотнесение иллюстраций занятости людей с временем года. Проверочная работа №1 «Сезонные изменения в природе» | Сезонная одежда, обувь. | Учебник с.31-32, 43-47, рабочая тетрадь. Предметные и сюжетные картины. | Развитие мыслительных операций на основе умения группировать предметы по их назначению, делать выводы; развитие самостоятельности при выполнении работы; самоконтроля. | |
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА – 3 часа | ||||||
Почва. Состав почвы. Обработка почвы. | 1 | Показ объекта природы (планета Земля) на рисунке. Знакомство с элементарными представлениями о составе и свойстве почвы. Беседа о почве, её значении в жизни растений, животных и человека; «Из чего образуется почва?». Словарная работа (перегной, верхний слой почвы - плодородный слой земли). Беседа об обработке и удобрении почвы; роли перегноя в почве. Работа по учебнику: чтение. Беседа по прочитанному. Выполнение заданий в тетради. Повторение правил обращения с садовым инструментом. Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Во саду ли в огороде») – задание «Как вырастить растение?» | Планета Земля, почва, перегной, песок, глина, камни, плодородная почва. | Учебник с.48 - 51, рабочая тетрадь. Предметные и сюжетные картины по теме. Мультимедийное оборудование EduQuest | Коррекция и развитие мышления через выделение существенных, общих и отличительных свойств предметов; зрительного и слухового восприятия, памяти при изучении учебного материала через рассказ учителя и наглядный материал, чтение текста; речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); обогащение словарного запаса. | |
Песок и глина. Камни. | 1 | Опыт: свойства песка (пропускает воду, сыпуч). Работа по учебнику: чтение. Беседа по прочитанному: песок в природе; зависимость между свойствами песка и его использованием; использование песка человеком. Выполнение заданий в тетради. Опыт: свойства глины (не пропускает воду, пластичная, можно использовать для лепки). Работа по учебнику: чтение. Беседа по прочитанному: глина в природе; зависимость между свойствами глины и его использованием; использование глины человеком. Составление рассказа о глине с использованием текста учебника. Работа с рисунками (использование глины). Знакомство с основными свойствами камня (твёрдость, не пропускают воду и воздух); драгоценные камни (виды драгоценных камней). | Песок и его свойства: рыхлый, пропускает воду, сыпуч; глина и её свойства: не пропускает воду, пластична. | Учебник с.52 - 56, рабочая тетрадь. Оборудование для опытов: стакан, воронка, фильтр, песок. Оборудование для индивидуальной работы: разделочные доски, глина. | Развитие логического мышления через умение анализировать, обобщать изучаемый материал выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; коррекция зрительного восприятия при работе с наглядным материалом; слухового восприятия через рассказ учителя, ответы учащихся; речи, на основе составления предложений по опорным словам, картинкам. | |
Рельеф. Горы, холмы, равнины, овраги. Проверочная работа №2 «Неживая природа» | 1 | Показ на рисунке объектов природы (горы, холмы, вершина). Чтение текста учебника, ответы на вопросы. Сравнение гор, холмов, нахождение сходства и различий. Знакомство с растительным миром холмов. Зарисовка в тетради гор и холмов, подпись названий. Словарная работа (равнины, овраги). Рассматривание объектов природы (равнины, овраги) на рисунках, ответы на вопросы. Значение равнин для живого мира. Образование оврагов. Зарисовка в тетради объектов природы (равнина, овраг) Проверочная работа №2 «Неживая природа» | Формы поверхности земли: равнины, низменности, холмы, горы, овраг. Вершина, рельеф. | Учебник с.56 - 59, рабочая тетрадь. | Развитие мыслительных операций на основе умения группировать предметы по их назначению, делать выводы; развитие самостоятельности при выполнении работы; самоконтроля. | |
ЖИВАЯ ПРИРОДА – 19 часов | ||||||
Растения – 7 часов | ||||||
Огород. Овощи в питании человека. | 1 | Показ объекта на рисунке (поле, огород). Перечисление инструментов для перекопки земли. Выявление и систематизация знаний об овощах. Беседа об овощах, основных признаках овощей, использовании овощей. Словарная работа (корнеплоды, овощеводы, теплица). Чтение текста учебника, нахождение ответов на вопросы в тексте. Выполнение заданий в рабочей тетради. Беседа о значении овощей в питании человека. | Растения огорода, корнеплоды, овощеводы, теплица. | Учебник с.4 - 7, рабочая тетрадь. Плакаты по теме урока. Муляжи. Сюжетные картинки с разновидностью овощей | Развитие словесно-логического мышления через умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; коррекция внимания на основе умений слушать речь отвечающих и учителя; речи, на основе составления предложений по опорным словам, картинкам. | |
Лес. Ориентировка в лесу. | 1 | Дифференциация растений по иллюстрациям (деревья, кустарник, травы). Дифференциация предметов по признаку (деревья, кустарники). Беседа о лиственных, хвойных и смешанных лесах, разновидность деревьев, строение деревьев. Основные отличительные признаки лесов. Работа по учебнику: чтение. Беседа о лиственных и хвойных деревьях. Упражнения на ориентировку в пространстве (определение право, лево, сзади, спереди). Рассматривание приборов для ориентировки в пространстве (компас). Практическое упражнение ориентирование по компасу, по природным объектам. | Растения: деревья, кусты, травы; деревья хвойные и лиственные, многолетние, однолетние, деревья, кустарники, компас. Много летние, однолетние. | Учебник с.7 - 8, рабочая тетрадь. Плакаты. Предметные картинки по теме (презентация). Мультимедийное оборудование EduQuest | Коррекция и развитие памяти через выяснение степени усвоения материала предыдущих уроков; коррекция зрительного восприятия при работе с наглядным материалом; слухового восприятия через рассказ учителя, ответы учащихся; пространственной ориентации при работе с компасом. | |
Сад. Фрукты в питании человека. | 1 | Знакомство с фруктовыми деревьями: яблоня, груша, слива, вишня; кустарниками: смородина, малина, крыжовник. Классификация растений сада, группирование их по признакам. Работа по учебнику: чтение. Беседа о растениях сада. Словарная работа (многолетние, однолетние, клумбы, цветоводы). Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Во саду ли в огороде») - «Удивительные деревья». Показ садовых инструментов на рисунках, определение их предназначения. Составление рассказа о правилах использования садового инструмента на основе рисунков и текста. Беседа о значении фруктов в питании человека. | Растения: деревья, кусты, травы; деревья хвойные и лиственные, многолетние, однолетние, деревья, кустарники, компас. Много летние, однолетние. | Учебник с.9 - 13, рабочая тетрадь. Плакаты. Предметные картинки по теме (презентация). Мультимедийное оборудование EduQuest | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения называть характерные признаки изучаемого предмета с опорой на иллюстрацию; речи, на основе составления предложений по опорным словам, картинкам, расширение словаря. | |
Растения культурные и дикорастущие. | 1 | Знакомство с культурными фруктовыми деревьями: яблоня, груша, слива, вишня; кустарниками: смородина, малина, крыжовник. Работа по учебнику: чтение. Беседа об особенностях произрастания. Словарная работа (культурные, дикорастущие, сорт). Дифференциация культурных и дикорастущий растений. Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Во саду ли в огороде») – задания «Поездка на дачу», «Как растут растения». | Культурные, дикорастущие растения, сорт, семена. Фрукты, сад, плод, ягода. | Учебник с.14 - 17, рабочая тетрадь. Предметные и сюжетные картины по теме, муляжи фруктов. Мультимедийное оборудование EduQuest | Развитие мыслительных операций на основе упражнений в нахождении и назывании сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; коррекция зрительного восприятия при работе с наглядным материалом; памяти через воспроизведение прочитанного, услышанного; коррекция речи через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); обогащение словарного запаса. | |
Лекарственные растения. Красная книга | 1 | Называние объекта (травы), дифференциация объектов: лекарственные и ядовитые растения. Знакомство с лекарственными растениями и правилами сбора лекарственных растений, чтение названия и информации на аптечной упаковке, способом их применения, сроком годности. Работа по учебнику: чтение текста, рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы. Работа в группе: нахождение в учебнике информации о пользе лекарственных растений в жизнедеятельности организма человека. Знакомство с Красной книгой. Рассматривание иллюстраций с редкими видами растений и животных, их описание по внешнему виду. Беседа о редких животных - белый медведь, амурские тигры, образе жизни и повадках, внешних признаках. Выполнение заданий в рабочей тетради. | Лекарственные растения: календула, зверобой, подорожник. Красная книга, охрана редких растений. Редкие,, исчезающие. | Учебник с.18 - 21, рабочая тетрадь. Предметные и сюжетные картины по теме, муляжи фруктов. Мультимедийное оборудование EduQuest | Развитие мыслительных операций на основе упражнений в нахождении и назывании сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; коррекция зрительного восприятия при работе с наглядным материалом; памяти через воспроизведение прочитанного, услышанного; коррекция речи через умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обогащение словарного запаса. | |
Растения полей. Поле в разное время года. | 1 | Называние объекта (травы), дифференциация объектов: культурные и дикорастущие растения. Название культурных злаков. Знакомство со строением злаковых растений корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка), зерна. Беседа о значении злаковых растений для человека, участие человека в выращивании культурных растений. Беседа о работе человека в полях, переработке зерен. Знакомство с техникой при обработке полей, ее назначением: трактора, сеялки, комбайна, зернохранилище, мельниц, мукомольных комбинатов. Словарная работа (жатва, зернохранилище, озимые, соломина, колос, метелка). Работа по учебнику: чтение текста (работа в поле в разное время года), беседа по рисункам. Сравнение двух объектов (пшеница и рожь; овес и гречиха). Выполнение заданий в рабочей тетради. | Поле, жатва, зернохранилище, озимые, соломина, колос. Метёлка, пшеница, рожь, овёс, гречиха. | Учебник с.23 - 29, рабочая тетрадь. Сюжетные предметные картинки. | Развитие мыслительных операций на основе упражнений в нахождении и назывании сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; коррекция зрительного восприятия при работе с наглядным материалом; памяти через воспроизведение прочитанного, услышанного; коррекция речи через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); обогащение словарного запаса. | |
Парки. Проверочная работа №3 «Растения» | 1 | Рассматривание иллюстраций с изображением парков. Беседа по содержанию Словарная работа (парк, аллея, сквер) Работа по учебнику: чтение текста беседа по содержанию. Описание парка (сквера). Называние известных детям парков, расположенных вблизи от местожительства. Проверочная работа №3 «Растения» | Парк, аллея, сквер. | Учебник с.23, рабочая тетрадь. Предметные и сюжетные картины по теме. Мультимедийное оборудование EduQuest | Развитие и коррекция зрительного восприятия при работе с наглядным материалом; памяти через воспроизведение прочитанного, услышанного; речи, через умения строить высказывания по условным обозначениям, наглядном материале; самостоятельности при выполнении работы; самоконтроля. | |
Животные – 7 часов | ||||||
Домашние животные: лошадь, корова. | 1 | Отгадывание загадки о животных. Работа по учебнику: чтение текста, рассматривание иллюстраций. Беседа о внешнем виде, питании, повадках, образе жизни, детенышах. Беседа о пользе домашних животных. Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Природа») – задания: «Семьи животных», «Где живут эти животные?», «Звериные дома» | Домашние животные: лошадь, корова; разведение человеком домашних животных; скакун, тяжеловоз, уход за животными. | Учебник с.30-33, рабочая тетрадь. Предметные и сюжетные картины по теме. Мультимедийное оборудование EduQuest | Развитие мыслительных операций через умение анализировать, обобщать, классифицировать на наглядном материале; коррекция внимания через способность понимать главное в воспринимаемом учебном материале; устной речи через формирование умения строить высказывания; расширение словаря. | |
Свинья, овца. Правила ухода за домашними животными | 1 | Дифференциация диких и домашних животных. Работа по учебнику: чтение текста, рассматривание иллюстраций. Беседа о внешнем виде, питании, названии детенышей, повадках, образе жизни, месте обитании. Составление рассказа об использовании овцы, свиньи человеком. Выявление необходимых условий для жизни животных. Выполнение заданий в рабочей тетради. Рассматривание предметов ухода за домашними животными. Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Природа») – «Мамы и детеныши», «Звуки животных». | Домашние животные: овца, свинья; поросёнок, ягнёнок. | Учебник с.34, рабочая тетрадь. Предметные и сюжетные картины по теме. Мультимедийное оборудование EduQuest | Развитие памяти через выяснение степени усвоения материала предыдущих уроков; логического мышления через умение анализировать, обобщать на наглядном материале; коррекция зрительного восприятия при работе с наглядным материалом; слухового восприятия через рассказ учителя, ответы учащихся; речи, на основе составления предложений по опорным словам, картинкам. | |
Птицы. Польза и вред птиц. Водоплавающие птицы. | 1 | Рассматривание картинок, название птиц. Беседа о внешнем виде, отличительных признаках, среде обитания, питании, образе жизни. Работа по учебнику: чтение текста, рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы. Сравнение птиц по внешнему виду, среде обитания. Составление рассказа по вопросам о пользе и вреде птиц. Рассматривание скворечника, кормушек, объяснение их назначения. Выполнение заданий в рабочей тетради. Зарисовка птицы. | Лебедь, яйца, перо, пух; скворечник, кормушка, водоплавающие. | Учебник с.35-39, рабочая тетрадь. Предметные и сюжетные картины по теме. | Развитие мыслительных операций на основе упражнений в нахождении и назывании сходных признаков объекта, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; зрительного восприятия при работе с наглядным материалом; памяти через воспроизведение прочитанного, услышанного; коррекция речи через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); обогащение словарного запаса. | |
Дикие птицы. | 1 | Отгадывание загадки о птицах. Дифференциация птиц: дикие, домашние. Рассматривание птиц на рисунках. Показ и называние знакомых объектов (утка, селезень). Словарная работа (утка, селезень). Работа по учебнику: чтение текста, рассматривание иллюстраций. Беседа о внешнем виде, питании, повадках, образе жизни, детенышах. Беседа о приспособлении диких животных к природным условиям. Выполнение заданий в рабочей тетради. | Дикие птицы, гусь, утка, лебедь, птицы – друзья сада; охрана птиц; повадки, забота о потомстве. | Учебник с.39-41, рабочая тетрадь. Предметные и сюжетные картины по теме. | Развитие мышление через сравнение и различение домашних и диких птиц; речи через умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
Домашние птицы. | 1 | Рассматривание картинок с изображением домашних птиц. Работа по учебнику: чтение текста, рассматривание иллюстраций. Беседа о внешнем виде, питании, повадках, образе жизни, детенышах. Выполнение заданий в рабочей тетради. Нахождение птиц на рисунках. Составление описательного рассказа. Словарная работа (курица, петух, цыплята). Определение значения курицы для человека. Сравнение диких и домашних птиц. Нахождение сходства и различий. | Домашние птицы, курица, петух, цыплята; птицы – друзья сада; охрана птиц; повадки, забота о потомстве. | Учебник с.41-45, рабочая тетрадь. Предметные и сюжетные картины по теме. | Развитие мышление через сравнение и различение домашних и диких птиц; Внимания путем переключения с одного вида деятельности на другой; речи через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное). | |
Насекомые. Пчела. Насекомые-вредители | 1 | Отгадывание загадок о насекомых. Нахождение известных насекомых на рисунках. Работа по учебнику: чтение текста, рассматривание иллюстраций. Беседа по содержанию. Составление описательного рассказа о насекомом по плану.Запись названий насекомых в тетрадь, зарисовка насекомого. Рассматривание изображения пчелы. Определение частей тела пчелы. Знакомство с повадками пчёл, разведение пчёл человеком. Определение пользы пчелы для человека. Правила поведения на пасеках. Слушание рассказа о насекомых - вредителях. Рассматривание рисунка. | Насекомые, внешний вид, образ жизни, питание; полезные и вредные насекомые; разведение и использование пчёл; пасека. | Учебник с.45-49, рабочая тетрадь. Предметные и сюжетные картины по теме. | Развитие памяти через выяснение степени усвоения материала предыдущих уроков; внимания через умение ориентироваться в задании, представленном в наглядной форме; речи, на основе составления предложений по опорным словам, картинкам. | |
Насекомые. Проверочная работа №4 «Животные» | 1 | Отгадывание загадок о насекомых. Нахождение известных насекомых на рисунках. Знакомство с образом жизни муравьёв, пользой, которую они приносят лесу. Проверочная работа №4 «Животные» | Насекомые, внешний вид, образ жизни, питание; полезные и вредные насекомые; разведение и использование пчёл; пасека. | Учебник, рабочая тетрадь. Предметные и сюжетные картины по теме | Развитие зрительного восприятия через узнавание объектов по характерным существенным признакам; памяти через воспроизведение прочитанного, услышанного; речи, через умения строить высказывания по условным обозначениям, наглядном материале; выработка навыка самостоятельной работы, самоконтроля. | |
Человек – 4 часа | ||||||
Человек. Мозг человека. Профилактика травм головного мозга. | 1 | Показ на схеме частей тела человека. Работа по учебнику: чтение текста, рассматривание иллюстраций. Беседа по содержанию. Выполнение заданий в рабочей тетради. Сравнение мозга собаки и лягушки по рисункам. Определение правил профилактики травм. Запись правил профилактики в тетрадь. Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Детки-конфетки») – задания: «Мое тело». Объяснение по рисункам правильного и неправильного поведения. Зарисовка иллюстрации правильного поведения | Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга. | Учебник с.50-54, рабочая тетрадь. Предметные и сюжетные картины по теме Мультимедийное оборудование EduQuest | Развитие памяти через повторение и запоминание изучаемого материала, воспроизведение прочитанного, услышанного; коррекция внимания через способность понимать главное в воспринимаемом учебном материале; речи, через умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; обогащение словарного запаса. | |
Режим дня. Часы. Профилактика переутомления. | 1 | Работа со схемой частей суток. Определение занятий в разное время суток. Работа по учебнику: чтение текста, рассматривание иллюстраций. Беседа по содержанию. Выделение ответов на вопросы в тексте учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради. Составление рассказа о любимом занятии вечером. Рассматривание часов. Определение предназначения часов (будильник, настенные, ручные, песочные). Практическая работа по определению времени. Составление режима дня, запись в тетрадь. Практическое разучивание физкультминутки для профилактики переутомления | Режим дня, части суток, будильник, настенные, ручные, песочные часы; предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. Физкультминутки, динамические паузы, гимнастика. | Учебник с.55-59, рабочая тетрадь. Предметные и сюжетные картины по теме | Развитие и коррекция зрительного восприятия при работе с наглядным материалом схемой режима дня; слухового восприятия через рассказ учителя, ответы учащихся; речи, на основе составления предложений по опорным словам, картинкам. | |
Загрязнение воздуха, воды, почвы. | 1 | Выявление причин загрязнения воздуха по рисункам. Определение действий человека по очистке воздуха. Чтение текста учебника, выделение ответов на вопросы. Выполнение заданий в рабочей тетради. Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих загрязнение воздуха. Выявление причин загрязнения воды по рисункам. Определение действий человека по очистке воды. Чтение текста учебника, выделение ответов на вопросы. Выполнение заданий в рабочей тетради. Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих загрязнение воды. Выявление причин загрязнения почвы по рисункам. Определение действий человека по очистке почвы. Чтение текста учебника, ответы на вопросы. Выполнение заданий в рабочей тетради. Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих загрязнение почвы, зарисовка в тетрадь. | Состояние природы и её влияние на здоровье человека; забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. | Учебник с.59-63, рабочая тетрадь. Предметные и сюжетные картины по теме | Развитие мыслительных операций на основе упражнений в анализа изучаемого материала, умении делать выводы; зрительного восприятия при работе с наглядным материалом; памяти через воспроизведение прочитанного, услышанного; коррекция речи через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); обогащение словарного запаса. | |
Заповедники. Зоопарк. | 1 | Определение понятия заповедник. Работа по учебнику: чтение текста, рассматривание иллюстраций. Беседа по содержанию. Выполнение заданий в рабочей тетради. Составление рассказа о занятиях людей, работающих в заповедниках, лесничествах. Словарная работа (заповедник, лесничество). Виртуальная экскурсия в зоопарк. Слушание рассказа учителя о животных зоопарка. Рассматривание объектов, зарисовка в тетрадь. | Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк, Заповедник. Лесничество. | Учебник с.64-68, рабочая тетрадь. Предметные и сюжетные картины по теме | Развитие и коррекция мышления через умение анализировать, группировать предметы по их назначению, делать выводы; речи, через умения строить высказывания по условным обозначениям, наглядном материале. | |
Безопасное поведение – 3 часа | ||||||
Правила поведения в быту, в школе . | 1 | Определение правильного поведения по иллюстрациям. Работа по учебнику: чтение текста, рассматривание иллюстраций. Беседа по содержанию. Выполнение заданий в рабочей тетради. Составление рассказа о безопасном поведении. Выбор правильного поведения в стихотворном тексте. Разыгрывание ситуаций по правилам поведения в школе. Составление рассказа по правилам Заучивание телефонов экстренной помощи. | Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте; телефоны экстренных служб. | Учебник с.69-72, рабочая тетрадь. Предметные и сюжетные картины по теме, презентация по теме урока. | Развитие словесно-логического мышления через умение анализировать, делать простейшие обобщения на наглядном материале; коррекция зрительной памяти, внимания при работе с иллюстрациями через умение находить картинку по заданию; слухового внимания на основе умений слушать речь отвечающих и учителя; речи через умение вступать в диалог, на основе составления предложений по опорным словам, картинкам. | |
ПДД. Дорога. Пешеходный Переход Проверочная работа №5 «Человек. Безопасное поведение» | 1 | Определение частей дорог по рисунку. Работа с опорными словами (проезжая часть, полоса движения, трамвайные пути, тротуар). Работа по учебнику: чтение текста, рассматривание иллюстраций. Беседа по содержанию. Нахождение предложения в тексте по заданию учителя. Выполнение заданий в рабочей тетради. Рассматривание иллюстраций по ПДД, разучивание правил поведения на дороге. Практическая отработка правил поведения на дороге. Чтение правил перехода по «зебре» (по очереди, по цепочке). Практическая отработка навыков перехода дороги по пешеходному переходу, светофору. Проверочная работа №5 «Человек. Безопасное поведение» | Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу): движение группой; правила нахождения ребёнка на улице. | Учебник с.73-75, рабочая тетрадь. Предметные и сюжетные картины по теме. | Развитие словесно-логического мышления через умение анализировать, делать простейшие обобщения изучаемого материала; памяти через воспроизведение прочитанного, услышанного; речи, через умения строить высказывания по условным обозначениям, наглядном материале; выработка навыка самостоятельной работы, самоконтроля. | |
Транспорт. Мы – пассажиры. | 1 | Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Мир вокруг меня») – задания: «Мир транспорта». Работа с опорными словами (пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, метро, водитель, кондуктор). Нахождение объектов на иллюстрациях. Работа по учебнику: чтение текста, рассматривание иллюстраций. Беседа по содержанию. Чтение правил поведения в общественном транспорте. Выполнение заданий в рабочей тетради. Практическая отработка правил поведения в транспорте и общественных местах. | Правила поведения в общественном транспорте. | Учебник с.76-77, рабочая тетрадь. Предметные и сюжетные картины по теме, презентация по теме урока. Мультимедийное оборудование EduQuest | Развитие словесно-логического мышления через умение анализировать, делать простейшие обобщения на наглядном материале; коррекция зрительной памяти, внимания при работе с иллюстрациями через умение находить картинку по заданию; слухового внимания на основе умений слушать речь отвечающих и учителя; речи через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); обогащение словарного запаса. |
Приложение 2.
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (КОНТРОЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ)
Контроль и проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Контроль по предмету «Мир природы и человека» позволяет отслеживать результаты эффективности освоения программы.
Оценочная деятельность учащихся осуществляется на каждом уроке как в виде индивидуального и / или фронтального устного опроса, практических заданий на учебном материале, так и в форме проверочных работ по разделу программы.
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он:
обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, может самостоятельно сформулировать ответ, выполнить практическую работу, привести необходимые примеры;
допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
даёт ответ, выполняет письменную или практическую работу в целом соответственно требованиям оценки «5», но допускает 3 неточности, недочета и исправляет их с помощью учителя;
допускает одну-две негрубые ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но владеет материалом недостаточно полно и последовательно;
допускает ряд ошибок в речи;
затрудняется самостоятельно подтвердить рассказ примерами и делает это с помощью учителя;
нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» не ставится
Контрольно-измерительные материалы к рабочей программе учебного предмета
«Мир природы и человека»
(для обучающихся 4 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы)
Контрольно-измерительные материалы учебного предмета «Мир природы и человека» составлены с учётом программного материала учебника и рабочей тетради Н.Б.Матвеевой «Мир природы и человека» (4 класс) для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2018; на основании адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Естествознание» и обеспечивают реализацию требований ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Проверочные самостоятельные работы включены в урок изучаемого раздела программы и рассчитаны на 20-25 минут в зависимости от объема работы и степени трудности темы. В 4 классе по предмету «Мир природы и человека» запланировано 5 проверочных работ в виде тестов, практических действий и т.п., которые выполняется на листе с заданиями.
Целью проверочных работ является проверка усвоения программного материала по изученным темам учебного предмета «Мир природы и человека»
Контрольные работы для обучающихся с нарушением интеллекта представлены в двух вариантах (достаточный и минимальный уровень).
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся, ориентирован на учеников, усваивающих в полном объёме образовательную программу. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составлен для учеников, испытывающих трудности при овладении знаниями, умениями и навыками по учебным предметам.
Проверочная работа №1 по теме
«Сезонные изменения в природе»
(Достаточный уровень)
Выбери правильный вариант ответа.
1. Сколько месяцев в году?
А. 4
Б. 12
В. 10
2. В каком варианте месяцы расположены в правильной последовательности?
А. Сентябрь, ноябрь, октябрь.
Б. Ноябрь, октябрь, сентябрь.
В. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
3. Солнце поднимается высоко над горизонтом, день длиннее ночи, на деревьях зелёные листья, в лесу поспевает черника – это признаки:
А. Осени
Б. Весны
В. Лета.
4. В каком варианте перечислены домашние животные:
А. Свинья, лошадь, корова.
Б. Кошка, лиса, собака.
В. Лось, лошадь, баран.
5. Какую работу выполняют люди в полях весной?
А. Уборка овощей.
Б. Посев зерна.
В. Сенокос.
(Минимальный уровень)
1. Какое время года изображено на картинке?
А. Весна.
Б. Лето.
В. Зима.
2. Лошадь, корова, свинья - это животные:
А. Домашние
Б. Дикие
3. В какое время года люди собирают урожай овощей?
А Осенью.
Б. Весной.
Проверочная работа №2 по теме
«Неживая природа»
(Достаточный уровень)
Вставь пропущенные слова:
1. Верхний слой земли называется……..
Ответ: почва
2. В состав почвы входят: песок, камни, глина и……
Ответ: перегной.
3. Если в почве много перегноя, то растения растут……
Ответ: хорошо.
4. Чтобы получить хороший урожай, почву надо……
Ответ: перекапывать, рыхлить, поливать, удобрять.
5. Из песка делают….
Ответ: стекло.
6. Пластичная, липкая, не пропускает воду и воздух….
Ответ: глина.
7. Самая высокая точка холма и горы называется….
Ответ: вершина.
(Минимальный уровень)
Вставь пропущенные слова:
1. Почва – это верхний слой ….
Ответ: земли.
2. Перегной – это перегнившие….
Ответ: растения.
3. Хорошо пропускает воду….
Ответ: песок.
4. Плохо пропускает воду…
Ответ: глина.
Проверочная работа №3 по теме
«Растения»
(Достаточный уровень)
Выбери правильный вариант ответа:
1. У свёклы, моркови, редиса человек использует в пищу:
А. Корень
Б. Листья
В. Цветы
2. Из древесины изготовлены:
А. Компьютеры
Б. Стекло
В. Книги
3. В садах люди выращивают:
А. Берёзы, липы, дубы
Б. Яблони, вишни, груши.
В. Ели, сосны.
4. Разновидность растений, которые похожи, но обладают какими-то особенными свойствами, называют:
А. Дикорастущие
Б. Культурные
В. Сорт
5. В Красную книгу занесены животные и растения:
А. Красивые
Б. Редкие и исчезающие
В. Дикие
6. Хлеб появляется на столе в такой последовательности:
А. Вспашка земли, посев зерна, жатва.
Б. Жатва, вспашка земли, посев зерна.
В. Жатва, посев зерна, вспашка земли.
(Минимальный уровень)
1. Свёкла, морковь, редис – это:
А. Овощи
Б. Фрукты
2. В лесу растут:
А. Берёзы
Б. Груши
3.Редкие растения и животные занесены в книгу, которую называют:
А. Красная
Б. Жёлтая
4. Пшеничная мука получается из:
А. Корня
Б. Зерна
Проверочная работа №4 по теме
«Животные»
(Достаточный уровень)
1. Перечисли известных тебе домашних зверей.
2. Перечисли известных тебе домашних птиц.
3. Перечисли известных тебе зимующих птиц.
4. Перечисли известных тебе перелётных птиц.
5. Перечисли известных тебе водоплавающих птиц.
6. Перечисли вредных насекомых.
7. Перечисли полезных насекомых.
(Минимальный уровень)
1. Назови 3-4 домашних животных.
2. Назови 3-4 диких животных.
3. Назови полезное насекомое.
Проверочная работа №5 по теме
«Человек. Безопасное поведение»
(Достаточный уровень)
1. Какой главный орган управляет работой всего организма человека?
А. Голова.
Б. Позвоночник
В. Головной мозг.
2. Для чего нужен режим дня?
А. Чтобы быть здоровым.
Б. Чтобы играть.
В. Чтобы делать, что хочешь.
3. Что создали люди для охраны животных и растений?
А. Торговые центры.
Б. Библиотеки.
В. Заповедники.
4. Какой единый телефон экстренной помощи ты знаешь?
А. 01
Б. 02
В. 112
5. Как называют людей, пользующихся общественным транспортом?
А. Гости
Б. Пассажиры
В. Пешеходы
(Минимальный уровень)
1. Какой главный орган управляет работой всего организма человека?
А. Голова.
Б. Руки.
В. Головной мозг.
2. Как называется прибор для измерения времени?
А. Часы.
Б. Холодильник
В. Градусник.
3. В каком месте можно переходить дорогу?
А. Там, где меньше машин.
Б. В любом.
В. Там, где установлен светофор.