Адаптированная рабочая программа предмета «Обществознание» (5–9 классы)

3
1
Материал опубликован 17 December 2019


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шлиссельбургская средняя общеобразовательная школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов»



Согласована Принята Утверждена

Школьным МО учителей педагогическим советом школы директором школы

социальных наук протокол от «_____»______2019 ___________/Черненко С.И./

Председатель МО Смирнова Г.Ю. №_______ приказ от «_____»______2019

Протокол от «_____»____2019 №___ №________


Адаптированная рабочая программа

Предмета «Обществознание»

5-9 класс. ФГОС.

на 2019-2024 учебный год.


Составитель:

Смирнова Галина Юрьевна

учитель истории первой

квалификационной категории.




Шлиссельбург

2019 г



Рабочая программа разработана на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897

КОНЦЕПЦИИ преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»

Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

Основной образовательной программы основного общего образования ОБОУ «Суджанская школа – интернат»

Программы курса «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций» (М.: Просвещение, 2013)

УМК:

Обществознание 5 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2017

Обществознание 6 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2017

Обществознание, 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2018

Обществознание, 8 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой. М: Просвещение, 2018

Обществознание, 9 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, А.И. Матвеева. М: Просвещение, 2017


Цели адаптированной образовательной программы


Преподавание обществоведческого курса для детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний.

Предмет призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с ОВЗ.

Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами. Формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.

Для достижения целей ставятся следующие задачи:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на еѐ совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;

содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.


Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»


Отбор содержания курса обществознания производится с учетом психологических и социально-возрастных потребностей детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированным образовательным программам. Упрощены наиболее сложные для понимания темы, сокращен объем изучаемого материала и снижены требования к знаниям и умениям учащихся.

Особенности психического развития детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, прежде всего, недостаточная сформированность мыслительных операций. Все это обуславливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие познавательной активности обучающихся, на создание условий для осмысления выполняемой работы. Логика и структура курса при этом остаются неизменными. Последовательность изучения разделов и тем остается прежней, переработано только их содержание.

Таким образом, курс обществознания способствует формированию нравственных черт личности учащихся с ОВЗ. Это приобретает особую актуальность в условиях нравственной деградации современного российского общества при отсутствии государственной системы ценностей в воспитательном процессе. При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся основного звена позволяет сформировать целостную картину развития нашей страны на современном этапе развития.

Адаптированная образовательная программа направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Количество учебных часов

Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 170 часов. Общая недельная нагрузка в каждом классе составляет 1 час, в году – 34 часа. В каждом классе выделяется время на проведение контрольных работ:


Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса в преподавании обществознания для детей с ОВЗ

Учет особенностей детей с ОВЗ требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение:

а) подробное объяснение нового материала;

б) беглое повторение с выделением главных определений и понятий;

в) осуществление обратной связи — ответы учеников на вопросы, работа по плану и т. п.

Для эффективного усвоения учащимися с ОВЗ учебного материала по обществознанию в программу общеобразовательной школы внесены следующие изменения: ряд вопросов излагаются в виде обзора с акцентом на наиболее значимых выводах (требования к знаниям учащихся в данном случае могут быть ограниченны); часть материала изучается в ознакомительном плане (знания по такому учебному материалу не включаются в контрольные работы); некоторые наиболее сложные вопросы исключены из рассмотрения. В последнем случае учитель может проводить отбор материала самостоятельно в зависимости от уровня подготовки класса; некоторые сложные вопросы могут быть вынесены на факультативные занятия.

Требования к организации обучения школьников с ОВЗ:

- ученик должен знать программный материал;

- темп урока должен соответствовать возможностям ученика;

- чѐтко обобщать каждый этап урока;

- новый учебный материал объяснять по частям;

- вопросы формулировать четко и ясно;

- больше опираться на конкретный опыт ученика;

- повторять изученное;

- проводить физкультпаузы и игровые моменты через 25 минут от начала урока;

- на каждом уроке обязательна словарная работа с понятиями и терминами;

- переключать с одного вида деятельности на другой;

- включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

- использовать дополнительный материал, наглядность, игровые моменты;

- использование возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии;

- создавать проблемные ситуации с привлечением жизненного опыта.


Коррекционные методы на уроках:

-Создание алгоритмов при изучении материала.

-Комментированное управление.

- Поэтапное формирование умственных действий.

- Подробное объяснение нового материала; опережающее консультирование по трудным темам.

- Беглое повторение с выделением главных определений и понятий.

- Осуществление обратной связи — ответы учеников на вопросы, работа по плану и т.

- Безусловное принятие ребѐнка (да, он такой, какой есть).

- Игнорирование некоторых негативных проступков.

Формы организации контроля знаний у детей с ОВЗ

- фронтальный опрос;

- индивидуальная работа над творческими заданиями;

- проверка домашней работы;

- самостоятельная работа;

- тестовая работа; - терминологический диктант; - практическая работа; - контрольная работа.

Занятия проводятся в классно-урочной форме.

Типы уроков:

- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);

- Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);

- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

- Комбинированный урок;

- Применяются ИКТ: фрагменты кино (видео, DVD), мультимедиа, презентации.

- Для контроля ЗУНов учащихся применяются тестовые работы, переработано только их содержание.


Планируемые результаты освоения адаптированной программы:

Обучающиеся с ЗПР получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограниченийздоровья, при условиях создания специальных условий и предоставления специальныхобразовательных услуг, учитывающих общие и дифференцированные особыеобразовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития. Требованияк уровню образования обучающихся данной категории соотносятся со стандартом ФГОС основного общего образования.

Требования к личностным результатам освоения адаптированной образовательной программы:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к прошлому и настоящему Отечества; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения и мотивации к учению: интереса к познанию, приобретению новых знаний и умений, любознательности, готовности и способности обучающихся к саморазвитию (целенаправленной познавательной деятельности, умению планировать желаемый результат, осуществлять самоконтроль в процессе познания, сопоставлять полученный результат с запланированным), определения собственных профессиональных предпочтений с учетом ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, основываясь на уважительном отношении к труду и опыте участия в социально значимом труде;

3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, религии, традициям, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем: овладение умениями понимать вербальное и невербальное поведение партнеров по общению, умениями строить межличностные взаимодействия на основе эмпатии, использовать паралингвистические и лингвистические средства межличностного взаимодействия;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении: желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать своих партнеров по общению, нацеленность на результативность общения;

6) формирование у обучающихся с ЗПР осознания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение ими правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дорогах;

7) формирование основ экологической культуры: развитие опыта экологически ориентированной деятельности в практических ситуациях;

8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношение к членам своей семьи;

9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, формирование основ практической деятельности эстетического характера.


Требования к метапредметным результатам освоения адаптированной образовательной программы.

Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования предполагают овладение обучающимися с ЗПР межпредметными понятиями и универсальными учебными действиями:

1) регулятивными:

- действиями планирования (осознавать учебную задачу; ставить цель освоения раздела учебной дисциплины; определять возможные и выбирать наиболее рациональные способы выполнения учебных действий, строить алгоритмы реализации учебных действий);

- действиями по организации учебной деятельности (организовывать свое рабочее место; планировать и соблюдать режим работы; выполнять и контролировать подготовку домашних заданий);

2) познавательными:

- конспектировать заданный учебный материал;

- подбирать необходимый справочный материал из доступных источников;

- проводить наблюдение, на основе задания педагога;

- использовать разнообразные мнестические приемы для запоминания учебной информации;

- выделять сущностные характеристики в изучаемом учебном материале;

- проводить классификацию учебного материала по заданным педагогом параметрам;

- устанавливать аналогии на изученном материале; адекватно использовать усвоенные понятия для описания и формулирования значимых характеристик различных явлений);

3) коммуникативными:

- аргументировать свою точку зрения; организовывать межличностное взаимодействие с целью реализации учебно-воспитательных задач; понимать учебную информацию, содержащую освоенные термины и понятия);

4) практическими:

- способностью к использованию приобретенных знаний и навыков в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,

- владение навыками проектной деятельности (самостоятельно выполнять задания педагога с целью более глубокого освоения учебного материала с использованием учебной и дополнительной литературы; выполнять практические задания по составленному совместно с педагогом плану действий).


ФГОС предоставляет возможность дифференцированного подхода к освоению содержательного и деятельностного компонентов учебных программ, распределяя планируемые результаты освоения учебных программ по блокам «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», должны быть освоены всеми обучающимися, в том числе и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Дифференцирующий потенциал проявляется здесь в том, что освоение программы предусмотрено «как минимум на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность».

Человек. Деятельность человека

Выпускник научится:

использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

приводить примеры основных видов деятельности человека;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Общество

Выпускник научится:

демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Социальные нормы

Выпускник научится:

раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

различать отдельные виды социальных норм;

характеризовать основные нормы морали;

критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

характеризовать специфику норм права;

сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

раскрывать сущность процесса социализации личности;

объяснять причины отклоняющегося поведения;

описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.


Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

описывать явления духовной культуры;

объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

оценивать роль образования в современном обществе;

различать уровни общего образования в России;

находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

раскрывать роль религии в современном обществе;

характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.


Социальная сфера

Выпускник научится:

описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

описывать основные социальные роли подростка;

конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

раскрывать основные роли членов семьи;

характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.


Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

объяснять роль политики в жизни общества;

различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.


Гражданин и государство

Выпускник научится:

характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

раскрывать достижения российского народа;

объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

характеризовать систему российского законодательства;

раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

характеризовать гражданские правоотношения;

раскрывать смысл права на труд;

объяснять роль трудового договора;

разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.


Экономика

Выпускник научится:

объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

называть и конкретизировать примерами виды налогов;

характеризовать функции денег и их роль в экономике;

раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.


Содержание учебного курса обществознания на ступени основного общего образования


Особенности адаптации рабочей программы по обществознанию

Обучение детей с задержкой психического развития требует адаптации содержания учебного предмета и методических подходов к образовательным возможностям обучающихся. Учебный предмет «Обществознание» для детей с задержкой психического развития имеет важное социализирующее значение, способствует формированию личностных качеств ребенка. Изучение обществознания вызывает интерес у детей, знания полученные на уроке, соотносятся с уже имеющимся у них социальным опытом. Учитывая, что очень часто у детей с задержкой психического развития наблюдается недостаточный уровень развития мыслительных операций: анализа, сравнения, классификации, учителю целесообразно работать с такими детьми в рамках базового уровня усвоения содержания и использовать задания, проверяющие усвоение на базовом уровне.

Задания для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются по категориям знать, понимать, применять, где знать – это припоминание информации, понимать – понимание поставленной задачи, условий ее выполнения, применять – использование полученных знаний для решения задач.

Знать:

- запоминать и воспроизводить употребляемые термины;

- знать конкретные факты;

- знать основные понятия;

- знать правила и принципы.

Понимать:

- факты, правила и принципы;

- интерпретировать словесный материал, схемы, графики, диаграммы;

- преобразовывать словесный материал в математические выражения;

- предположительно описывать будущие последствия, вытекающие из имеющихся

данных.

Применять:

- понятия и принципы в новых ситуациях;

- законы, теории в конкретных практических ситуациях;

- правильно владеть методом или процедурой.

Для разработки практических задач предусмотрено использовать ключевые слова:

- знать: называть, узнавать, воспроизводить, перечислять, находить определять, запоминать, показывать, записывать;

- понимать: рассказывать, приводить примеры, объяснять, формулировать, обсуждать;

- применять: использовать, воссоздавать, иллюстрировать, решать, проверять.

При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возрастает роль методической составляющей обучения: устное изложение материала учителем, работа силлюстративным материалом, использование средств ИКТ и информационно-образовательныхресурсов, организация уроков в игровой форме, что значительноактивизирует работу обучающихся и повышает мотивационную составляющую учебнойдеятельности.

Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.

Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.

Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.


СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

I. Человек в социальном измерении

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются социальныенормы. Социальные «параметрыличности».

Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Возраст человека и социальные отношения. Особенностиподросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает отрождения.


II. Ближайшее социальное окружение

Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.

Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.


СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

III. Общество — большой «дом» человечества

Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.

Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.

Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.

Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью. Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.


IV. Общество, в котором мы живём

Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.

Российское общество в начале XXI в. Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.

Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государствмира.


СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ


V. Регулирование поведения людей в обществе

Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законыи правила нравственности. Моральные нормы и моральныйвыбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральныхустоевна развитиеобществаи человека.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.

Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.

Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества— долг и обязанность.


VI. Основы российского законодательства

Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителейи детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.


ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ


VII. Мир экономики

Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.

Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.

Типы экономических систем. Собственность и её формы. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике. Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Особенности экономического развития России.


VIII. Человек в экономических отношениях

Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.

Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.

Предприниматель. Этика предпринимательства. Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. Права потребителя.


IX. Мир социальных отношений

Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе. Изменения социальной структуры общества с переходомв постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство».Средний класс и его место в современном обществе.

Основные социальные группы современного российскогообщества. Социальная политика Российского государства.

Нации и межнациональные отношения. Характеристикамежнациональных отношений в современной России. Понятиетолерантности.


ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА

X. Политическая жизнь общества

Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства. Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации. Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.

Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

Глобализация и её противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.


XI. Культурно-информационная среда общественной жизни

Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет. Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.

Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.


XII. Человек в меняющемся обществе

Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.

Тематическое планирование

5 класс


Тема

Количество часов

Планируемые результаты (характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся)


Вводный урок

1

Познакомиться с новым учебным предметом, содержанием курса, требованиям к результатам обучения. Характеризоватьсистему организации работы на уроках и при подготовке

домашнего задания. Под руководством учителя формулировать и обнаруживать учебную задачу.

Глава I. Человек (5 ч)

Загадка человека

2

Объяснять значение понятий: человек, наследственность, инстинкты. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Сравнивать свойства человека и животного.

Отрочество – особая пора жизни

2

Описывать отрочество как особую пору жизни. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости.

Практикум по теме «Человек»

1

Выполнять задания учебника и учителя. Анализировать собственные поступки.

Глава II. Семья (6 ч)

Семья и семейные отношения

1

Давать определение понятий семья. Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи. Характеризовать семейные отношения и ценности. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье.Выражать свою точку зрения о значение семьи в жизни человека.

Семейное хозяйство

2

Давать определения понятий: семейное хозяйство, семейный бюджет. Характеризовать совместный труд членов семьи. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства. Учиться как хозяйствовать по правилам.

Свободное время

1

Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни.

Практикум по теме «Семья»

2

Выполнять задания учебника и учителя. Способствовать развитию умения анализировать простейшие ситуации, связанные с семейными отношениями, мерами государственной поддержки семьи, семейным хозяйством и с семейным досугом. Благоприятствовать созданию условий для осмысления семейных ценностей, рефлексии собственного вклада в семейный уют, здоровый образ жизни семьи. Развивать следующие универсальные учебные действия: умение учитывать разные мненияи стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию, умение работать в группе.

Глава III. Школа (5 ч)

Образование в жизни человека

2

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования.


Образование и самообразование

1

Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.

Одноклассники, сверстники, друзья

1

Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями.

Практикум по теме «Школа»

1

Выполнять задания учебника и учителя. Способствовать развитию рефлексии при оценке собственного умения учиться, умения общаться в процессе обучения со сверстниками

Глава IV. Труд (5 ч)

Труд – основа жизни

1

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Различать материальную и моральную оценку труда.Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде.

Труд и творчество

2

Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров.

Практикум по теме «Труд»

2

Выполнять задания учебника и учителя. Способствовать воспитанию уважения к людям, проявляющим трудолюбие. Совершенствовать универсальные учебные действия, выраженные в умении работать в группе: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Глава V. «Родина» (9 ч)

Наша Родина – Россия

2

Объяснять смысл понятия «субъект РФ». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Приводить примеры проявления патриотизма.

Государственные символы России

2

Описывать основные государственные символы РФ. Описывать символы Курской области. Знать гимн РФ.

Гражданин России

1

Объяснять смысл понятия «гражданин». Называть основные права иосновные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.

Мы – многонациональный народ

2

Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей.

Практикум по теме «Родина»

2

Выполнять задания. Систематизировать знания учащихся по теме «Родина». Способствовать осознанию на практике значения уважительного отношения к людям различных национальностей,существующихв обществеправил толерантного поведения.

Воспитывать уважение к государственным символам России, её государственному языку.

Итоговый модуль (3 ч)

Человек. Семья. Школа. Труд. Родина.

Личностный опыт – социальный опыт. Защита проектов.

3

Знать основные понятия тем и уметь их использовать в представленных ситуациях.Уметь аргументировать свою точку зрения. Способствовать совершенствованию умений вести диалог, монолог, представлять и защищать проекты.

Общее количество часов

34




6 класс


Тема


Кол-во часов


Планируемыерезультаты (характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся)


Вводный урок

1

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.

Познакомиться с основным содержанием курса 6 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования крезультатам обучения и критерии успешной работы учащихся

Глава I. Человеквсоциальномизмерении(12ч)


Человек — личность

2

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Планировать определять критерии успешной реализации цели. Сопоставлять информацию текста и иллюстраций, делать выводы на основе двух и более источников. Решать проблемные задачи при работе в парах.

Человек познаёт мир

2

Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. Приводить примеры проявления различных способностей людей.

Человек и его деятельность.

2

Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Работать с понятиями: структурные

Элементы (мотивы, потребности, действие, результат). На основе текста учебника и дополнительной информации (адаптированный текст энциклопедии для школьников) составлять схему "Структура деятельности". Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности.

Потребности человека.

2

Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств.

На пути к жизненному успеху.

2

Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успехов жизни.

Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха.

Показывать на примерах влияния взаимопомощи в труде на его результаты.

Практикум по теме «Человеквсоциальномизмерении»

2

Осознавать себя членом общества. Характеризовать основные положения темы.

Глава II. Человек среди людей (10 ч)

Межличностные отношения.

2

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявление сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения.

Человек в группе.

2

Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы.

Общение.

2

Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей.

Сравнивать и сопоставлять различные стили общения.

Конфликты в межличностных отношениях.

2

Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов.

Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях.

Объяснить, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта.

Практикум по теме «Человек среди людей»

2

Актуализировать и обобщать знания по теме. Выполнять различные виды заданий разного

уровня сложности по теме.

Глава III. Нравственные основы жизни (7 ч)

Человек славен добрыми делами.

2

Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали.

Будь смелым.

2

На конкретных примерах дать оценку проявления мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлением зла.

Человек и человечность.

1

Раскрывать на примерах смысл, понятия «человечность».

Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей.

На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нем.

Практикум по теме «Нравственные основы жизни»

2

Обобщить полученные при изучении темызнания о добре, человечности, смелости как добродетелях. Создать условия для расширения и рефлексии собственного опыта проявления внимания к нуждающимся в нём людям.

Итоговый модуль (4 ч)

Человек в системе общественных отношений. Защита проектов.

2

С помощью учителя выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приёмы решения поставленных задач. Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и общество»

2

Провести диагностику результатов обучения

в 6 классе.Подвести итоги учебной работы за год.

Наметить перспективы обучения в 7 классе.

Итого

34



7 класс


Тема


Кол-во часов


Планируемые результаты (характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся)


Вводный урок

1

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.

Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся

Глава I Регулирование поведения людей в обществе (13 ч)

Что значит жить по правилам

1

Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни

Права и обязанности граждан

2

Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Называть права ребёнка и характеризовать способы их защиты.

Почему важно соблюдать законы

2

Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости

Защита Отечества

2

Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанностьгражданина РФ. Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга

Для чего нужна дисциплина

1

Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать различные виды дисциплины. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины

Виновен — отвечай

2

Характеризовать ответственность за нарушение законов. Определять черты законопослушного поведения. Давать оценку практическим ситуациям, связанных с последствиями противозаконного поведения.

Кто стоит на страже закона

2

Называть правоохранительные органы Российского государства. Различать сферу деятельности полиции, правоохранительных органов. Иметь практические представления с какими вопросами можно обращаться в правоохранительные органы.


Практикум по теме «Регулирование

поведения людей в обществе»

1

Систематизировать знания.Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников

Человеквэкономическихотношениях (12 ч)

Экономика и её основные участники

2

Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике. Приводить примеры их деятельности. Описыватьразличные формы организации хозяйственной жизни.

Мастерство работника

1

Описывать составляющие квалификации работника. Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы. Объяснять взаимосвязь качества и количества труда.

Производство: затраты, выручка, прибыль.

2

Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества.

Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда.

Объяснять значение труда в развитии производства.

Виды и формы бизнеса.

2

Знать основные понятия темы. Характеризовать особенности предпринимательской деятельности.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе.

Выражать собственное отношение к бизнесу с морально – этической позиции.

Обмен, торговля, реклама.

1

Объяснятьзначение обмена, торговли и рекламы в экономике.Характеризовать торговлю и её формы как особый вид экономической деятельности. Раскрывать роль рекламы в развитии торговли.

Выражать собственное отношение к рекламной информации.

Деньги, их функции

1

Описывать виды денег. Ответить на вопрос: зачем нужны деньги?

Экономика семьи.

2

Приводить примеры различных источников доходов семьи. Различать обязательные и произвольные расходы. Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов.

Практикум по теме «Человеквэкономических отношениях»


1

Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме.

Человекиприрода (5 ч)

Человек — часть природы

1

Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества. Характеризовать отношение людей к неисчерпаемым ресурсам. Объяснять опасность загрязнения воды, почвы , атмосферы.

Охранять природу — значит охранять жизнь

1

Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы. Характеризовать смысл экологической морали.

Закон на страже природы

1

Характеризовать деятельность государства по охране природы. Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе. Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы.

Практикум по теме «Человек и

природа»


2

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов дляшкольников

Итоговый модуль (3 ч)



Обобщение и систематизация знаний по курсу. Защита проектов

3

Провести диагностику результатов обучения в 7 классе. Подвести итоги работы.

Итого

34



8 класс


Тема


Кол-во часов


Планируемые результаты (характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся)


Вводный урок

1

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.

Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессеучебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся

Личностьиобщество (6 ч)

Что делает человека человеком?

1

Выявлять отличия человека отживотных. Объяснять человеческие качества. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. Объяснить понятие «самореализация». Приводить примеры основных видов деятельности человека.

Человек, общество, природа

1

Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку. Характеризовать возможности человеческого разума. Раскрывать значение моральных норм. Анализировать и оценивать текст с заданных позиций.

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни.

Развитие общества

1

Выявлять изменения социальной структуры, связанные в постиндустриальное общество.

Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития). Характеризовать глобальные проблемы.

Как сталь личностью

1

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность. Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры.


Практикум по теме «Личность и

общество»

1

Систематизироватьзнания по теме. Выявлять затруднения и пути из решения.

Сферадуховнойкультуры (8 ч)

Сфера духовной жизни

1

Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и описывать явления духовной культуры. Характеризовать духовные ценности российского народа.Выражать своё отношение к тенденциям в культурном развитии.

Мораль

1

Объяснять роли морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали. Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека.

Долг и совесть

1

Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей. Приводить примеры из произведений художественной литературы и личного опыта проявления долга и совести.

Моральный выбор – это ответственность

1

Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей.

Образование

1

Оценивать значение образования в информационном обществе. Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ. Обосновать своё отношение к непрерывному образованию.

Наука в современном обществе

1

Характеризовать науку как особую систему знаний.

Объяснять возрастание роли науки в современном обществе

Религия как одна из форм культуры

1

Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимость. Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать своё отношение к религии и атеизму.

Практикум по теме «Сфера духовной

культуры»

1

Систематизировать знания по теме. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметь применять нравственные нормы к анализу и оценке социальных ситуаций. Выделять нравственный аспект поведения. Соотносить поступки и события с принятымиэтическими принципами. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Социальнаясфера (5 ч)

Социальная структура общества

1

Выявлять и различать разные социальные общности игруппы. Раскрывать причины социального неравенства. Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи; показывать пути ихразрешения.

Социальные статусы и роли

1

Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанный и достигаемый статусы. Объяснять причины ролевых различий по тендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях. Описывать основные социальные роли старших подростков. Характеризовать межпоколенческие отношения в современном обществе. Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями

Нации и межнациональные отношения

1

Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизироватьпримерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа.

Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснять причины возникновениямежнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения

Отклоняющееся поведение

1

Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека иобщества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни

Практикум по теме «Социальная

сфера»

1

Систематизировать знания по теме. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников


Экономика (13 ч)

Экономика и её роль в жизни общества

1

Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические блага.

Главные вопросы экономики

1

Описывать решения основных вопросов участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах

Собственность

1

Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и конкретизировать примерами формысобственности. Называть основания для приобретения права собственности. Анализировать несложные практические ситуации,связанные с реализацией и защитой прав собственности

Рыночная экономика

1

Характеризовать рыночное хозяйство как один из способоворганизации экономической жизни. Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы. Описывать

действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги.

Производство — основа экономики

1

Различать товары и услуги как результат производства. Называть и иллюстрировать примерами факторы производства. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства

Предпринимательская деятельность

1

Сравнивать различные организационно-правовыеформы предпринимательской деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражатьсобственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве. Оценивать возможности

своего участия в предпринимательской деятельности

Роль государства в экономике

1

Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет». Анализировать примеры государственной политики регулирования доходов и расходов

Распределение доходов

1

Называть основные источники доходов граждан. Раскрывать причины неравенства доходов населения. Объяснятьнеобходимость перераспределения доходов. Анализировать примеры государственных мер социальной поддержки населения

Потребление

1

Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Раскрывать на

примерах меры защиты прав потребителей

Инфляция и семейная экономика

1

Различать номинальные и реальные доходы граждан. Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать примерами формысбережений граждан.Оценивать способыиспользования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности. Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения

Безработица, её причины и

последствия


1

Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Называть и описывать причиныбезработицы. Различать экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечениизанятости. Оценивать собственные возможности на рынке труда

Мировое хозяйство и международная

торговля

1

Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений. Характеризовать причины формирования мирового хозяйства. Объяснять и конкретизировать примерами направлениявнешнеторговой политики государства. Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс»

Практикум по теме «Экономика»

1

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников


Повторительно-обобщающее занятие

по теме «Человек и общество»


1

Провести диагностику результатов обучения в 8 классе.


Итого

34



9 класс



Тема

Кол-во часов


Планируемые результаты (характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся)


Вводный урок

1

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.

Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся


Политика (10 ч)

Политика и власть

1

Характеризовать власть и политику как социальные явления.

Государство

1

Различать формы правления и государственного устройства. Раскрывать признаки суверенитета.

Политические режимы

1

Сопоставлять различные типы политические режимов.

Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства.

Правовое государство

1

Раскрывать принципы правового государства.

Гражданское общество и государство

1

Раскрывать сущность гражданского общества.

Характеризовать местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни

1

Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни.

Обосновывать ценность и значимость гражданской активности.

Приводить примеры гражданственности.

Политические партии и движения

2

Называть признаки политической партии их на примере одной из партий РФ. Характеризовать проявления многопартийности.

Практикум по главе «Политика»

2

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия. Анализировать реальные социальные ситуации. Выбирать адекватные способы деятельности. Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.

Право (20 ч)

Роль права в жизни общества и государства

1

Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять позитивное и естественное право.

Правоотношения и субъекты права

1

Раскрывать смысл понятия «правоотношение», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений». Раскрывать смысл понятий «дееспособность» и «правоспособность». Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц. Объяснять причины этих различий.

Правонарушения и юридическая ответственность

1

Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности.

Правоохранительные органы

1

Называть основные правоохранительные органы РФ. Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов.

Конституция Российской Федерации. Основы Конституционного строя РФ

2

Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу. Называть главные задачи Конституции. Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина.

Права и свободы человека и гражданина


2

Объяснять смысл понятия «права человека».Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав)

Гражданские правоотношения

1

Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров.Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних.

Находить информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей.

Право на труд. Трудовые правоотношения

1

Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений. Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями. Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Семейные правоотношения

1

Объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей. Находить информацию о семейных правоотношениях и извлекать её из адаптированных источников различного типа.

Административные правоотношения

2

Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом.

Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний.

Уголовно-правовые отношения

2

Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений. Перечислять важнейшие признаки преступления. Отличать необходимую оборону от самосуда. Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних.

Социальные права

1

Называть основные социальные права человека. Раскрывать понятие «социальное государство». На конкретных примерах иллюстрировать основные направления социальной политики нашего государства.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1

Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения. Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены. Оценивать необходимость и значение международно-правовой защиты жертв войны.

Объяснять значение международного гуманитарного права.Раскрывать смысл понятия «военное преступление».

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

Объяснить смысл понятия «право на образование». Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе. Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование.

Практикум по главе «Право»

2

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Формировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли какрешающих регуляторов жизни человека и общества. Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальныхситуаций. Осознанно строить высказывания, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении


Итоговый модуль

3


Повторительно-обобщающее занятие

по теме «Человек и общество»

3

Характеризовать основные тенденции развития общества.

Оценивать различные варианты социальных прогнозов и общественные перспективы.

Итого

34





Возможные темы проектов. Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п.

1. Социальный портрет моего сверстника.

2. Знай свои права (пособие для подростка).

3. Защита правопорядка.

4. Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).

5. Бизнес (иллюстрированный словарь).

6. Как работает современный рынок.

7. Здоровый образ жизни.

8. Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность.

9. Мой город — город для всех.

10. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.

11. Образовательная карта моего города (Куда пойти учиться?).

12. Человек долга — кто он, каков он?

13. Свободное время школьника.


Учебно-методическое обеспечение рабочей программы

Учебники:

Обществознание 5 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2017

Обществознание 6 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2017

Обществознание, 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2017

Обществознание, 8 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой. М: Просвещение, 2018

Обществознание, 9 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, А.И. Матвеева. М: Просвещение, 2017

 

Методические пособия для учителя по курсу "Обществознание":

1. Л.Ф. Иванова. «Обществознание. Поурочные разработки». 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.

2. - Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, Т.Е. Лискова «Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2017.

 

КИМ для осуществления различных видов контроля и оценки достижения планируемых результатов обучения:

1. КИМы. Обществознание: 6 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2011.

2. КИМы. Обществознание: 7 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2011.

3. КИМы. Обществознание: 8 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2011.

4. КИМы. Обществознание. 9 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2013.


Электронные пособия:

1. Электронное приложение к учебнику «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. 5 класс.

2. Электронное приложение к учебнику «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. 6 класс.

3. Электронное приложение к учебнику «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. 7 класс.


Литература для учителя обществознания (основная школа):

 

1. Маленкова, Л. И. Человековедение: программа и методические материалы для школьного педагога. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

2. Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: книга для учителя: в 2 т. - М.: Реал-А, 2000. - Т. 1. - 18ВЫ 5-93444-010-1.

3. Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин -М., 2008.

5. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.

6. Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. -- СПб., 2001.

7. Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тишков. - М., 2010.

9. Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002.

10. Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - М., 2004.

12. Социальная психология: учеб, для вузов / Г. М. Андреева. - М., 2004.

13. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.2005.

14. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб, пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская - М., 2003.

16. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб, пособие / Б. А. Исаев. - СПб. 2008.

18. Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / А. И. Кравченко. - М., 2008.

19. Латышева В. В. Основы социологии: учеб, для ссузов / В. В. Латышева. - М., 2004.

20. Миголапгьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миголатьев, В. В. Огнева. - М., 2005.

21. Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. - М., 2005.

22. Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов и др. -М., 2008.

23. Липсиц И. В. Экономика: учеб, для вузов. - М., 2007.

24. Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб, для ссузов / А. Н. Михайлушкин, М., 2003.

25. Носова С. С. Основы экономики: учеб, для студентов образоват. учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. - М., 2002.

26. Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005.

27. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. - М., 2005.

Дополнительная литература

1.Книга для учащихся "Я - гражданин России. 5-7 кл." А.Иоффе, Н.Ф.Крицкая, Л.В.Мостяева, М., Просвещение. 2009 г.

2. Книга для учителя к пособию "Я - гражданин России"А.Иоффе, Н.Ф.Крицкая, Л.В.Мостяева, М., Просвещение. 2009 г.

3. Учебно-методическое пособие "Рабочая программа по обществознанию. 5 класс. К УМК Л.Н. Боголюбова" Сорокина Е. Н., М., ВАКО, 2014 г.

4. "Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. 5 класс." И.Ю. Буйволова, Волгоград, Учитель, 2013 г.

 

Цифровые образовательные ресурсы:

http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер орга­нов государственной власти Российской Федерации).

http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.

http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание зако­нодательства Российской Федерации.

http://www.socionet.ru — Соционет: информационное про­странство по общественным наукам.

http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ре­сурсы Интернета — обществознание.http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social -Обществознание в школе (дистанционное обучение).

http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни. http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социо­логические исследования).

 http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Ме­неджмент. Федеральный образовательный портал.

http://www.50.economicus.ru— 50 лекций по микроэкономике.

http://www.gallery.economicus.ru— Галерея экономистов.

 http://www.be.economicus.ru— Основы экономики. Вводный курс. hup://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю. 

http://www.hpo.opg— Права человека в России. 

http://www.uznay-prezidenta.ru— Президент России — граж­данам школьного возраста. 

http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.

 http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по пра­вам человека в Российской Федерации: официальный сайт.

http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm— Де­кларация прав школьника. nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/— Права и дети в Интернете.

 http://www.chelt.ru— журнал «Человек и труд».

http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духов­ная жизнь общества.

http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по куль­турологии. 

http://www.russianculture.ru/— Культура России. 

http://www.ecolife.ru/index.shtml— Экология и жизнь. Меж­дународный экологический портал. 

http://www.ecosysterna.ru/— Экологический центр «Экоси­стема».

http://www.priroda.ru/— Национальный портал «Природа России». 

http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семей­ная политика).

http: //www.glossary.ru/— Глоссарий по социальным наукам. 

http://www.ihtik.libru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличная работа!!! Думаю, обязательно пригодится коллегам!

17 December 2019