12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Назарова Марина Евгеньевна334
Россия, Московская обл., Дубна

МБОУ Гимназия №8 им. академика Н.Н. Боголюбова
г. Дубны Московской области



 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Зеленкова И.Е.

Приказ № от

Подпись

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по

обществознанию

изучаемого на базовом уровне

в 5-9-х классах

Учитель: Назарова Марина Евгеньевна



 

Дубна 2018-2019

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом и на основе авторской программы Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2014.

На изучение «Обществознания» в 5-9 классах отводится по 1 часу в неделю (35 часа в год, 175 часов за пять лет, из них 12 часов резервное время.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. Обществознание. Учебник. 5 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой, М.: Просвещение. 3-е изд. 2013. — 127 с.

Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание. Учебник. 6 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - 6 изд. М.: Просвещение, 2016. - 111 с.

Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание. Учебник. 7 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - 4 изд. М.: Просвещение, 2016. - 159 с.

Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание. Учебник. 8 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 2014. - 255 с.

Боголюбов Л. Н., Матвеев А. И., Жильцова Е. И. и др. Обществознание. Учебник. 9 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 2014. - 207 с.

Выпускник на базовом уровне научится:

Человек. Деятельность человека: использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

приводить примеры основных видов деятельности человека;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов;

Общество: демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Социальные нормы: раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

различать отдельные виды социальных норм;

характеризовать основные нормы морали;

критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

характеризовать специфику норм права;

сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

раскрывать сущность процесса социализации личности;

объяснять причины отклоняющегося поведения;

описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Сфера духовной культуры: характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

описывать явления духовной культуры;

объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

оценивать роль образования в современном обществе;

различать уровни общего образования в России;

находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

раскрывать роль религии в современном обществе;

характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Социальная сфера: описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

описывать основные социальные роли подростка;

конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

раскрывать основные роли членов семьи;

характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Политическая сфера жизни общества: объяснять роль политики в жизни общества;

различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Гражданин и государство: характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

раскрывать достижения российского народа;

объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Основы российского законодательства: характеризовать систему российского законодательства;

раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

характеризовать гражданские правоотношения;

раскрывать смысл права на труд;

объяснять роль трудового договора;

разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Экономика: объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

называть и конкретизировать примерами виды налогов;

характеризовать функции денег и их роль в экономике;

раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

Человек. Деятельность человека: выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы;

Общество: наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;

осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы: использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры: описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера: раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества: осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство: аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства: на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

Экономика: анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Метапредметными результатами изучения обществознания являются:

- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций, а также рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

В результате освоения предметного содержания курса обществознание у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных):

Регулятивные:

умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели;

умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках;

умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата;

умение использовать различные средства самоконтроля.

Познавательные:

умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности;

умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий  и объектов с реальной действительностью;

умение создавать информационные модели объектов, явлений, процессов из разных областей знаний на естественном, формализованном и формальном языках;

умение выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

формирование системного мышления;

формирование объектно-ориентированного мышления;

формирование формального мышления – способность применять логику при решении информационных задач;

формирование критического мышления – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным.

Коммуникативные:

умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи;

умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива;

умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации;

формирование умений выбора, построения и использования адекватной информационной модели для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

умение использовать информацию с учётом этических и правовых норм;

формирование умений использования иронии, самоиронии и юмора в процессе общения.

Личностными результатами изучения обществознания являются:

мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

осознание необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку,
его правам и свободам как высшей ценности;

стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства;

признание равноправия народов, единства разнообразных культур;

убеждённость в важности для общества семьи и семейных традиций;

осознание своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
 

Предметными результатами являются:

- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках;

- адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

- преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила
к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

- понимание значения коммуникации в межличностном общении;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

- знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании
необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

 

Содержание курса

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

I. Человек в социальном измерении. Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Гражданско-правовое положение личности в обществе.
Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

II. Ближайшее социальное окружение. Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа
сверстников. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

III. Общество — большой «дом» человечества. Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика. Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы. Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью. Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
IV. Общество, в котором мы живём. Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу. Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

V. Регулирование поведения людей в обществе. Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы
и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция Российской Федерации — Основной закон
государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.

VI. Основы российского законодательства. Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система.

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

VII. Мир экономики. Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития. Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы. Типы экономических систем. Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике. Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Особенности экономического развития России.
VIII. Человек в экономических отношениях Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики. Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства. Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. Права потребителя.

IX. Мир социальных отношений. Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе. Изменения социальной структуры общества с переходом
в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место
в современном обществе. Основные социальные группы современного российского
общества. Социальная политика Российского государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.

ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА

X. Политическая жизнь общества. Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства. Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Верховенство права. Разделение
властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Глобализация и её противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.

XI. Культурно-информационная среда общественной жизни. Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет. Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.

XII. Человек в меняющемся обществе. Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.

Содержание курса по классам

5 класс

Человек (5 часов)

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека.
Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.

Отрочество — особая пора жизни. Особенности под росткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости.

Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и с младшими по возрасту партнёрами.

Семья (5 часов)

Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства.
Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и
компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни .

Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство.
Семейный досуг и здоровый образ жизни.

Школа (6 часов)

Роль образования в жизни человека. Значение образования для
общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование.
Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка
с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Труд(6 часов)

Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата.
Труд — условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

Родина (10 часов)

Россия — федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва — столица России. Гражданин — Отечества достойный сын. Права граж дан России. Обязанности граждан РФ. Гражданственность. Россия — многонациональное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

6 класс

Человек в социальном измерении (12 часов)

Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность
человека. Качества сильной личности. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.

Деятельность человека, её основные формы (труд, иг ра, учение).
Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.

Потребности человека — биологические, социальные, духовные.
Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

Человек среди людей (10 часов)

Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими
и младшими.

Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт .

Нравственные основы жизни (8 часов)

Человек славен добрыми делами. Доброе — значит, хорошее. Мораль.
Золотое правило морали. Учимся делать добро. Смелость. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание
к тем, кто нуждается в поддержке.

7 класс

Регулирование поведения людей в обществе (11 часов)

Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Защита прав и интересов
детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная
служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга.

Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних .

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебные органы Российской
Федерации. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Человек в экономических отношениях (13 часов)

Экономика и её основные участники. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители. Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. взаимосвязь количества и качества труда.

Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на
производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и
прибыль производителя.

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики.
Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя.

Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике.

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные
виды денег.

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам .

Человек и природа (5 часов)

Человек — часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды. Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

Законы Российской Федерации, направленные на охра ну окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.

8 класс

Личность и общество (6 часов)

Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к
творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.

Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека
и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек и
Вселенная. Человек.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции
развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность
человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры .

Сфера духовной культуры (8 часов)

Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль .

Значимость образования в условиях информационного общества.
Непрерывность образования. Самообразование.

Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном
развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Социальная сфера (5 часов)

Социальная неоднородность общества: причины и проявления.
Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной
структуры с переходом в постиндустриальное общество.

Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит.
Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к
историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Экономика (13 часов)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское
хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами .

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов.
Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги,
предоставляемые гражданам. Формы сбережений граждан. Потребительский кредит .
Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда .

Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы
валют. Внешнеторговая политика.

9 класс

Политика (9 часов)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные
направления политики. Государство, его отличительные
признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления
правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное
самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие в вы борах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в
РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Право (18 часов)

Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Понятие
нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Сущность и особенности правоотношений, различия и возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного, субъекты правоотношений, правоспособность и дееспособность, физические и юридические лица, юридические действия,
правомерные и противоправные юридические действия, события.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений.
Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы. Главные задачи Конституции. Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса
человека и гражданина. Основные принципы конституционного строя.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение
прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя.

Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Семейные правоотношения. Семейный кодекс РФ. Сущность и
особенность семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей.

Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона.

Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов.

Законодательство в сфере образования. Получение образования — и право, и обязанность.




 




 



 




 


 


 



 



 


 







 

Тематическое планирование

п/п

Название темы (раздела)

Кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

5 класс (34 часа)

1

Введение

1

Познакомиться с новым учебным предметом,
содержанием курса, требованиями к результатам
обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним. Характеризовать систему организации работы на уроках и при подготовке домашнего задания.

2

Человек

5

Раскрывать на конкретных примерах цели и
ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и животных
О
писывать основные черты отрочества как
особого возраста перехода от детства к взрослости.
Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости.
Обобщить и закрепить знания о связи социального в человеке с общением, обменом информацией и другими результатами психической деятельности. Способствовать развитию коммуникативных умений, создать условия для реализации и расширения позитивного опыта общения. Проиллюстрировать особенности общения подростков, способствовать развитию рефлексивных способностей подростков.

3

Семья

5

Показывать на конкретных примерах меры
государственной поддержки семьи.

Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов.
Выражать собственную точку зрения на значение семь.

Характеризовать совместный труд членов семьи.
Сравнивать домашнее хозяйство городского и
сельского жителя.
Описывать свои обязанности в ведении семейного хозяйства
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени.
Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.
Характеризовать значимость здорового образа жизни.

Систематизировать и обобщить знания по
теме «Семья».

Способствовать развитию умения анализировать простейшие ситуации, связанные с семейными отношениями, мерами государственной
поддержки семьи, семейным хозяйством и семейным досугом.
Расширять опыт решения познавательных и
практических задач по изучаемой теме.

Содействовать развитию умения выполнять
различные проектные работы.

Благоприятствовать созданию условий для осмысления семейных ценностей, рефлексии собственного вклада в семейный уют, здоровый образ жизни семьи.

Развивать следующие универсальные учебные действия: умение учитывать разные мнения
и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности; умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции
своей деятельности; умение работать в группе.

4

Школа

6

Исследовать несложные ситуации из жизни
человека и общества, раскрывающие значимость
образования в наше время и в прошлом.
Описывать ступени школьного образования.
Описывать систему общего школьного образования в нашей стране.
Характеризовать учёбу как основной труд
школьника.
Выявлять позитивные результаты учения,
опираясь на примеры из художественных произведений.
Характеризовать значение самообразования
для человека с опорой на конкретные примеры.
Оценивать собственное умение учиться и
возможности его развития.
Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний.

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных
связей младшего подростка с одноклассниками,
сверстниками, друзьями.
Иллюстрировать примерами значимость поддержки сверстников для человека. Оценивать
собственное умение общаться с одноклассниками
и друзьями.

Систематизировать полученную в процессе
изучения темы содержательную информацию о
роли образования и самообразования в жизни
человека, значении образования для общества,
ступенях школьного образования, отношениях
младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.
Совершенствовать предусмотренные ФГОС
умения: а) характеризовать учёбу как основной труд школьника; б) опираясь на конкретные
примеры, характеризовать значение школьного
учения и самообразования, выявлять позитивные результаты учения; в) выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний; г) использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями; д) иллюстрировать примерами значимость дружеской поддержки сверстников для человека.
Способствовать развитию рефлексии при оценке собственного умения учиться, умения общаться в процессе обучения со сверстниками.

 

5

Труд

6

Объяснять значение трудовой деятельности
для личности и для общества.

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.

Различать материальную и моральную оценку
труда.
Приводить примеры благотворительности и
меценатства.
Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде.

Различать творчество и ремесло. Раскрывать
признаки мастерства на примерах творений известных мастеров
Систематизировать знания учащихся о различных видах труда, его творческой природе, значении труда в жизни общества.
Способствовать воспитанию уважения к людям, проявляющим трудолюбие, стимулировать интерес к труду подлинных мастеров.
Развивать умение работы с различными адаптированными источниками информации, решать с помощью информационных источников творческие задачи.

Совершенствовать такие универсальные учебные действия, выраженные в умении работать в группе: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности .

6

Родина

10

Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации».
Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа.
Характеризовать особенности России как
многонационального государства.
Раскрывать функции русского языка как государственного
писывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна
РФ.
Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых государственным символам России.
Составлять собственные информационные
материалы о Москве — столице России

Объяснять и конкретизировать примерами
смысл понятия «гражданин».
Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.
Называть основные обязанности граждан РФ.
Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.
Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в
СМИ
Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.
Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей
Систематизировать знания учащихся по теме
«Родина», расширить представления о федеративном характере многонационального Российского государства, основных правах и обязанностях
российских граждан.
Способствовать осознанию на практике значения уважительного отношения к людям различных национальностей, существующих в обществе
правил толерантного поведения.
Воспитывать уважение к государственным
символам России, её государственному языку.
Создавать условия для развития универсальных учебных действий: умения взаимодействовать
в группе, умения работать с различными информационными источниками, умения осуществлять
поиск информации в Интернете, умения презентовать свои работы по определённой теме

7

Заключительные уроки

1

Обобщить и закрепить полученные знания и
умения.
Проанализировать результаты работы класса,
отдельных учащихся за прошедший учебный год.
Развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке.
Наметить перспективы работы в следующем
учебном году

6 класс (34 часа)

1

Введение

1

Вспомнить основные итоги прошлого года
обучения. Познакомиться с основным содержанием
курса 6 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.
Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся

2

Человек в социальном измерении

12

Раскрывать на конкретных примерах смысл
понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.

Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику.
Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами. Приводить примеры проявления различных
способностей людей.

Характеризовать деятельность человека, её
отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами
различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности.

Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с
ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств.

Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты.
Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни, из адаптированных источников различного типа.

Систематизировать знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности.
Создать условия для отработки умений характеризовать сущность понятий «личность», «индивидуальность», «деятельность»; иллюстрировать конкретными примерами разнообразие видов деятельности человека, его потребности, внутренний мир и понимание жизненного успеха.
Способствовать осознанию практической значимости изученного материала и возможности опоры на полученные знания и умения в собственной деятельности.

2

Человек среди людей

10

Описывать межличностные отношения и их
отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.
Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание.

Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.
Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлений лидерства.

Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками,
старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться.

Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации.

Обобщить знания учащихся о специфике, видах, проявлениях межличностных отношений, многообразии малых групп, в которые входит личность, групповых нормах и санкциях, роли
лидера в группе, значении, формах и средствах
общения, причинах, стадиях межличностных конфликтов и возможности их конструктивного разрешения. Способствовать осмыслению личного опыта участия в различных видах межличностных отношений, продуктивного общения со сверстниками и людьми других возрастов, использования различных стратегий разрешения конфликтов в малых группах.
Создавать условия для осознания необходимости толерантного, уважительного отношения к другим людям, практического освоения конструктивных форм общения, повышения конфликтной компетентности. Совершенствовать личностные, коммуникационные универсальные учебные действия.

3

Нравственные основы жизни

8

Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали.

На конкретных примерах давать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла.

Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность».
Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать
проявление внимания к нуждающимся в нём.

Обобщить полученные при изучении темы знания о добре, человечности, смелости как добродетелях. Развивать умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей. Создать условия для расширения и рефлексии собственного опыта проявления внимания к нуждающимся в нём людям.

4

Заключительные уроки

1

Провести диагностику результатов обучения
в 6 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 7 классе.

7 класс (34 часов)

1

Введение

1

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся.

2

Регулирование поведения людей в обществе

11

Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни. Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Называть права ребёнка и характеризовать способы их защиты. Приводить примеры защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних.

Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости .

Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. Приводить примеры важности подготовки к
исполнению воинского долга.

Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать различные виды дисциплины. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения
общеобязательной и специальной дисциплины.

Характеризовать ответственность за нарушение законов.
Определять черты законопослушного поведения.
Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения. Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних.

Называть правоохранительные органы Российского государства. Различать сферу деятельности полиции, правоохранительных органов. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов.

3

Человек в экономических отношениях

13

Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике. Приводить примеры их деятельности. Описывать различные формы организации хозяйственной жизни. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя.

Описывать составляющие квалификации работника. Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы. Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда.

Описывать составляющие квалификации работника.
Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы. Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда.

Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на
производительность труда. Объяснять значение разделения труда в развитии производства. Различать общие, постоянные и переменные затраты производства.

Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны.
Характеризовать особенности предпринимательской деятельности.
Сравнивать формы организации бизнеса. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Выражать собственное отношение к бизнесу
с морально-этических позиций.

Объяснять условия осуществления обмена в
экономике. Характеризовать торговлю и её формы как
особый вид экономической деятельности. Раскрывать роль рекламы в развитии торговли. Выражать собственное отношение к рекламной информации. Оценивать своё поведение с точки зрения рационального покупателя.

Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег.

Раскрывать понятие «семейный бюджет».
Приводить примеры различных источников
доходов семьи. Различать обязательные и произвольные расходы. Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от
доходов.

Обобщить знания и расширить опыт решения
познавательных и практических задач по изучаемой теме.
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или
иных вопросов для школьников.

4

Человек и природа

5

Объяснять значение природных ресурсов в
жизни общества. Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам. Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли. Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы. Различать ответственное и безответственное
отношение к природе. Определять собственное отношение к природе.

Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы. Характеризовать смысл экологической морали.

Характеризовать деятельность государства по охране природы.
Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе. Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы.

5

Заключительные уроки

1

Провести диагностику результатов обучения
в 7 классе. Подвести итоги учебной работы за год.
Наметить перспективы обучения в 8 классе .

8 класс (34 часа)

1

Введение

1

Вспомнить основные итоги прошлого года
обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся.

2

Личность и общество

6

Выявлять отличия человека от животных.
Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. Определять своё отношение к различным качествам человека. Выявлять связь между мышлением и речью.
Объяснять понятие «самореализация». Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Приводить примеры основных видов деятельности.

Раскрывать смысл понятия «ноосфера». Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку.
Характеризовать возможности человеческого разума. Раскрывать значение моральных норм. Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей.
Анализировать и оценивать текст с заданных позиций.
Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы.

Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни.

Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития). Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем.

Раскрывать на конкретных примерах смысл
понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность. Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность. Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры.

3

Сфера духовной культуры

8

Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности российского народа. Выражать своё отношение к тенденциям в культурном развитии.

Объяснять роль морали в жизни общества.
Характеризовать основные принципы морали.
Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций.
Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния
моральных устоев на развитие общества и человека

Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей
Приводить примеры морального выбора.
Давать нравственные оценки собственным
поступкам, по ведению других людей
Оценивать значение образования в информационном обществе.
Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников.
Характеризовать с опорой на примеры современную обра зовательную политику РФ.
Обосновывать своё отношение к непрерывному образованию
Характеризовать науку как особую систему знаний.
Объяснять возрастание роли науки в современном обще стве
Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни.
Объяснять сущность и значение веротерпимости.
Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать своё отношение к религии и атеизму
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или
иных вопросов для школьников.
Уметь применять нравственные нормы к анализу и оценке социальных ситуаций. Выделять
нравственный аспект поведения.
Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном обсуждении

 

4

Социальная сфера
 

5

Выявлять и различать разные социальные
общности и группы.

Раскрывать причины социального неравенства.
Приводить примеры различных видов социальной мобиль ности.
Характеризовать причины социальных конфликтов, исполь зуя межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения.
Находить и извлекать социальную информацию о структу ре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников различного типа.

Называть позиции, определяющие статус
личности.
Различать предписанный и достигаемый статусы.

Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности.

Объяснять причины ролевых различий по
тендерному признаку, показывать их проявление
в различных социальных ситуациях.

Описывать основные социальные роли старших подростков.
Характеризовать межпоколенческие отношения в современ ном обществе. Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями.

Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность».

Конкретизировать примерами из прошлого
и современности значение общего исторического
прошлого, традиций в сплочении народа.

Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире.

Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или
иных вопросов для школьников.

5

Экономика
 

13 ч

Раскрывать роль экономики в жизни общества.
Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов.
Различать свободные и экономические блага.
Приводить примеры принятия решения на
основе экономического выбора.

Описывать и иллюстрировать примерами
решения основ ных вопросов участниками экономики.
Различать и сопоставлять основные типы
экономических систем.

Характеризовать способы координации хозяйственной жиз ни в различных экономических системах.

Объяснять смысл понятия «собственность».
Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности.
Называть основания для приобретения права
собственности.
Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности.

Характеризовать рыночное хозяйство как
один из способов организации экономической жизни.

Характеризовать условия функционирования
рыночной экономической системы.

Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги.


Формулировать собственное мнение о роли
рыночного механизма регулирования экономики
в жизни общества.

Объяснять решающую роль производства как
источника экономических благ.

Различать товары и услуги как результат производства.
Называть и иллюстрировать примерами факторы производства.

Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства
Описывать социально-экономическую роль и
функции предпринимательства.

Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса.
Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве.

Оценивать возможности своего участия в
предпринимательской деятельности.

Характеризовать экономические функции государства.
Описывать различные формы вмешательства
государства в рыночные отношения.

Различать прямые и косвенные налоги.
Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет».

Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов.

Называть основные источники доходов граждан.
Раскрывать причины неравенства доходов населения.

Объяснять необходимость перераспределения
доходов.
Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения.

Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от
доходов.
Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам.
Раскрывать на примерах меры защиты прав
потребителей.

Различать номинальные и реальные доходы
граждан.
Показывать влияние инфляции на реальные
доходы и уро вень жизни населения.
Называть и иллюстрировать примерами
формы сбереже ний граждан.
Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране.

Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности.

Характеризовать роль банков в сохранении и
приумножении доходов населения.

Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики.

Называть и описывать причины безработицы.
Различать экономические и социальные последствия без работицы.
Объяснять роль государства в обеспечении
занятости.
Оценивать собственные возможности на рынке труда.

Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений.

Характеризовать причины формирования
мирового хозяйства.

Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства.

Объяснять и конкретизировать примерами
направления внешнеторговой политики государства.
Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс».

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или
иных вопросов для школьников.

6

Заключитель-ный урок
 

1

Провести диагностику результатов обучения
в 8 классе.

Подвести итоги учебной работы за год.

Наметить перспективы обучения в 9 классе.

       

9 класс (34 ч)
 

1

Введение
 

1

Вспомнить основные итоги прошлого года
обучения.

Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса.
Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.

Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся.

2

Политика
 

9

Характеризовать власть и политику как социальные явления.

Раскрывать признаки суверенитета.

Различать формы правления и государственного устройства.

Сопоставлять различные типы политических
режимов.
Называть и раскрывать основные принципы
демократического устройства

Раскрывать принципы правового государства.
Характеризовать разделение властей.

Раскрывать сущность гражданского общества.
Характеризовать местное самоуправление.

Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей.
Проиллюстрировать основные идеи темы на
примерах из истории, современных событий, личного социального опыта.
Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни.
Обосновывать ценность и значимость гражданской активности.
Приводить примеры гражданственности.

Назвать признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ.

Характеризовать проявления многопартийности.

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или
иных вопросов для школьников.
Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные
понятия.
Находить нужную социальную информацию,
адекватно её воспринимать, применяя основные
обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей.

Анализировать реальные социальные ситуации.
Выбирать адекватные способы деятельности.
Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.

3

Право
 

18

Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы.

Сопоставлять позитивное и естественное
право.
Характеризовать основные элементы системы российского законодательства.

Раскрывать смысл понятия «правоотношения», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений.
Раскрывать смысл понятий «субъективные
юридические права» и «юридические обязанности
участников правоотношений».
Объяснять причины субъективности прав и
юридического закрепления обязанностей участников правоотношений.
Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц. Объяснять причины этих различий.

Называть основания возникновения правоотношений.

Различать правонарушение и правомерное поведение.
Называть основные виды и признаки правонарушений.
Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения.

Объяснять смысл презумпции невиновности.

Называть основные правоохранительные органы РФ.
Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы.

Приводить примеры деятельности правоохранительных органов.

Характеризовать Конституцию РФ как закон
высшей юридической силы.

Приводить конкретные примеры с опорой на
текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу.

Называть главные задачи Конституции.

Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ.

Характеризовать принципы федерального устройства РФ.

Проводить различия между статусом человека
и статусом гражданина.

Объяснять смысл понятия «права человека».
Объяснять, почему Всеобщая декларация
прав человека не является юридическим документом.
Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав).

Характеризовать особенности гражданских
правовых отношений.
Называть виды и приводить примеры гражданских договоров.
Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних.
Находить и извлекать информацию о правах
потребителя, предусмотренных законом РФ.
Раскрывать на примерах меры защиты прав
потребителей.

Называть основные юридические гарантии
права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений.

Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями.

Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Объяснять условия заключения и расторжения брака.
Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей.
Находить и извлекать информацию о семейных правоотношениях из адаптированных источников различного типа.


Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом.

Характеризовать субъектов административных
правоотношений. Указывать основные признаки
административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний.

Характеризовать особенности уголовного
права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений.

Перечислять важнейшие признаки преступления.
Отличать необходимую оборону от самосуда.

Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних.

Называть основные социальные права человека.
Раскрывать понятие «социальное государство».
На конкретных примерах конкретизировать основные направления социальной политики нашего государства.

Объяснять сущность гуманитарного права.
Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения.

Указывать методы и средства ведения войны,
которые запрещены.
Объяснять значение международного гуманитарного права.
Раскрывать смысл понятия «военное преступление».

Объяснять смысл понятия «право на образование».
Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе.
Объяснять взаимосвязь права на образование
и обязанности получить образование.

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или
иных вопросов для школьников.
Определять собственное отношение к реалиям социально-правовой деятельности. Формировать знания о ключевых правовых понятиях,
нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества.

Уметь применять эти знания к анализу и
оценке реальных социальных ситуаций. Осознанно строить высказывания, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

4

Заключитель-ный урок
 

1

Провести диагностику результатов обучения
в 9 классе.

Подвести итоги учебной работы за год.

5

Резерв

5

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.