Конспект урока истории в 7 классе на тему «Новгородское вече»

3
0
Материал опубликован 1 October 2019 в группе

Новгородское вече
PPTX / 31.01 Мб

карточки
DOCX / 188.67 Кб

карточки к уроку
DOCX / 16.93 Кб

открытый урок
DOC / 75.5 Кб

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Уренская коррекционная школа-интернат»

Уренского муниципального района Нижегородской области

 

Тема урока:  «Новгородское вече»

                                                                                         

 

Подготовила:                     учитель истории

Смирнова Наталья Николаевна

 

Урень, 2019

Цель:

Формирование представлений о политической жизни Новгорода.

Задачи:

Образовательные: познакомить с вечевым строем республики, разъяснить следующие понятия: «республика», «вече», «посадник», «тысяцкий»,

«архиепископ».

Коррекционно-развивающие: способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала; закреплять умения самостоятельно работать с текстом учебника и тетрадью.

Воспитательные: воспитывать у учащихся уважение к труду новгородцев.

Оборудование и материалы: карта «Раздробленность Киевской Руси"

Дополнительное оборудование: мультимедиа-проектор, экран (компьютер)

  Тип урока: комбинированный         

Ход урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

 

I.  Оргмомент

Эмоциональный настрой

 

 

Урок истории сейчас,

Гостей немало здесь у нас,

Давайте дружно пожелаем всем

Внимания, настроения и здоровья на весь день!

– Я желаю вам на уроке активно работать, быть дружными, помогать друг другу, внимательно слушать учителя,  тогда у вас всё получится и  будут только хорошие оценки.

 

II. Повторение пройденного материала

Работа с картой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка

1)- Покажите Новгородскую землю на карте.

- С какими русскими княжествами она граничила?                                                                                          

- Какой город был столицей Новгородской республики?

 

2) представьте, что вы новгородские купцы: из перечисленных товаров один ученик подчёркивает, те товары, которые вы будете покупать за границей, а другой – те, которые вы будете продавать.

 

 

ПРОДАВАЛИ

 

 

Дорогие ткани,

Меха,

Вина,

Мёд,

воск,

украшения,

хлеб,

оружие,

лён,

конопля,

изделия из стекла,

сало,

соль,

полотна,

изделия ремесленников

 

ПОКУПАЛИ

 

 

Один ученик у доски.

 

 

 

 

Два уч-ка у доски по желанию, остальные работают по карточкам

 

 

 

 

 

 

 

III. Актуализация знаний, сообщение темы урока

 

- Богат и знаменит был Новгород. Славился он не только своей торговлей и ремёслами, но и управление здесь шло по особенному. Киевская Русь распалась на отдельные княжества.

- Кто стоял во главе каждого княжества?

 

 - Сегодня на уроке мы познакомимся с системой управления в Новгороде

 

 

 

 

Ответ детей

IV. Изучение нового материала

Рассказ учителя

 

Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ уч. Фильма «Новгород

ское вече»

 

 

 

Работа со схемой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником, с. 214, 3 абзац

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемный вопрос

 

 

 

 

 

 

Учебник, с. 217, 2 абзац

 

 

 

Вывод

 

 

 

Словарная работа

 

 

Физкультминутка Слайд 5

 

1слайд Тема сегодняшнего урока «Новгородское вече»

- Новгородом правил не князь, как это было в других землях. Важные вопросы решали на общем собрании всех жителей Новгорода, а называлось такое собрание  - ВЕЧЕ

 

Вече – народное собрание

 

- В вече имели право участвовать все мужчины, жители Новгорода, а именно бояре, богатые горожане, купцы и чёрные люди. Вспомните, кто такие чёрные люди?

 

- На городской площади стояла башня, на которой находился большой колокол. Его в городе называли вечевым. Звон этого колокола знали все горожане. Звонили в вечевой колокол только тогда, когда хотели созвать вече.

В основе решений вече лежал принцип единогласия. Для принятия решения требовалось согласие подавляющего большинства присутствующих.

Кто был согласен с решением того или иного вопроса, те кричали «ЛЮБО», кто не согласен – «НЕ ЛЮБО».

При равном распределении голосов, зачастую происходила физическая борьба и повторение собраний, пока не будет достигнуто соглашения. Когда наконец вече принимало решение, писали грамоту. В этой грамоте записывали принятое решение, а посадник ставил свою подпись и печать.

- Давайте посмотрим как это происходило.

2 слайд

- Так, кто мог принимать участие на вече?

 

- На вече избирались посадник, тысяцкий и архиепископ – это правители Новгорода. Правителей избирали из бояр и знатных горожан

Слайд 3

НОВГОРОДСКОЕ ВЕЧЕ

                                       

ПОСАДНИК                                 АРХИЕПИСКОП

                                 ТЫСЯЦКИЙ

 

 

- Слайд3 (фото) Послушаем сообщение Крячко М. о посаднике. Спасибо.

 - Так чем занимался посадник? Давайте составим и запишем краткую запись.

(Управлял всеми гос. делами, принимал послов, заключал договора)

 

- Значит посадник важные вопросы самостоятельно не решал, а кто же выдвигал решение?

 

- Посмотрите на нашу схему, кто ещё относился к правителям Новгорода? Слайд 3( фото)

- Давайте прочитаем, чем же он занимался?

- Как вы думаете, почему тысяцкий? (тысяцкий— начальника «тысячи» новго­родского ополчения.)

- Чем занимался тысяцкий?

(управлял всеми черными людьми, руководил городским ополчением в случае войны)

 

- Кто из правителей у нас остался?

 

- Слайд 3 (фото) Правильно, чем занимался архиепископ нам расскажет Лебедева Алёна.

 

(ведвал всеми церковными делами, хранил новгородскую казну)

- Новгородская земля была республикой, а как вы думаете почему не княжеством?

Но несмотря на это все же новгородцы приглашали и князя. У князя даже не было своего дома и двора в Новгороде. Жить в городе он не имел права. Слайд 4.

 - Как вы думаетезачем же новгородцы приглашали князя?

 

- А правильно ли вы ответили на мой вопрос, вы узнаете, когда почитаете текст учебника.

- Так зачем же новгородцы приглашали князя?

- А как же он защищал город от врагов?

 

-Вот так сообща, вместе новгородцы решали все важные вопросы своей жизни, и такая система управления называется республика.

 

- Так что такое республика?

РЕСПУБЛИКА – форма управления государством.

 

Новгородский люд проснулся,

Встал, умылся, потянулся,

Осмотрел свои владенья,

Принял верное решенье:

Богатырским шагом дружно

Выйти в поле, если нужно,

Поклониться земле низко,

Предстоит нам путь неблизкий.

Маршируем строем в ногу,

Отправляемся в дорогу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в словарь

 

 

Ремесленники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей (Бояре, богатые горожане, купцы и чёрные люди.)

 

Запись на доске+ работа с тетрадью

 

 

 

 

Сообщение Крячко М., в схеме записываем, чем занимался посадник

 

(это делало вече)

 

 

 

тысяцкий

 

 

 

 

 

заполняем схему

 

Архиепископ

 

Сообщение Лебедевой А., заполняем схему.

 

 

Ответы детей

 

 

 

(ответы детей)

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

Запись в словарь

 

 

Дети выполняют движения

 

 

 

 

 

V. Первичное закрепление материала

Ролевая игра «Выборы князя»

 

Слайд 6

ЗАДАНИЕ (слова на слайде, у детей карточки)

Новгородское вече

Республика

Княжество

Половцы

Тысяцкий

Посадник

 Чёрные люди

 - Из данных слов выбрать слова, которые относятся к теме сегодняшнего урока.

 - Докажите, что эти слова относятся к теме сегодняшнего урока.

 - Почему вы не взяли слова «Княжество», «Половцы»?

 

- Как новгородцы узнавали, что надо идти на вече? Слайд 7

 - Сейчас я вам предлагаю отправиться в Древний Новгород и стать участником новгородского вече. На вече надо выбрать князя. Будут рассмотрены 2 кандидатуры – это Илья Муромец и Варяжский князь.

-Кто является участниками вече прошу выйти к доске.

ПОСАДНИК: Сейчас перед новгородцами выступят сторонники от каждого князя. Прошу сделать сообщение об Илье Муромце.

Сторонник Ильи: Илья Муромец – это человек, ставящий интересы родины выше личных, достоин уважения. Этот богатырь очень добрый и справедливый, борется со злом и стоит горой за правду. Смелость и решительность, справедливость и упорство, честность и верность. Всё эти черты свойственны Илье Муромцу. Именно благодаря им он всегда достигал поставленной цели, не трусил перед лицом опасности. Илья горячо любит Русь и русский люд.

 - Спасибо. Для представления Варяжского князя приглашается его сторонник.

Сторонник варяжского князя:

Варяжский князь обращается к вам с такими словами:                  

«Ты должен дать нам дом и всей нашей дружине, и сделать так, чтобы у нас не было недостатка ни в каких ваших лучших припасах, какие нам нужны . Ты должен платить каждому нашему воину серебро. Мы будем брать это бобрами и соболями и другими вещами, которые легко добыть в вашей стране. И если будет какая-нибудь военная добыча, вы нам выплатите эти деньги…

ПОСАДНИК: Прошу народ выразить свое мнение криками «ЛЮБО», если вас устраивает этот князь или «НЕ ЛЮБО»,  если по каким-то причинам этот князь вас не устраивает.

- Итак, народ, как вы относитесь к Илье Муромцу?

  - К  Варяжскому князю?

 - Выборы Новгородского князя состоялись. Единогласно был выбран Илья Муромец.

 - Какая роль отводилась князю?

Слайд 8, проверка 9

ЗАДАНИЕ «Выберите правильное утверждение»

 

Князь

Посадник

Тысяцкий

Архиепископ

Главный правитель Новгорода

 

 

 

 

Глава городского ополчения.

 

 

 

 

Управлял всеми церковными делами

 

 

 

 

Военачальник, руководил дружиной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отмечают на карточке слова, объясняют, почему выбрали именно эти слова

 

 

 

 

Звонили в вечевой колокол

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение Золотарева Максима

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение Строганова А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крики детей

 

Крики детей

 

 

 

 

 

Ставят крестики, меняются таблицами, взаимо-

проверка

VI.

Подведение итогов урока.

Рефлексия

 

Рефлексия

« Оцени себя на уроке» Слайд 10.

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок Я на уроке Итог

1. интересно 1. работал 1. понял материал

2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал

3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял

 

Оценки за работу на уроке.

 

Ученики

комментируют свою работу на уроке.

 

VII. Домашнее задание

 

Сообщение домашнего задания. Слайд 11.

Игра «Дерево мудрости».

Дома нарисовать в тетради «Дерево мудрости»,

П.7, с. 214-217 прочитать и составить по 3 , вопроса разной сложности, 2 уровень (Москалёв Радж, Лебедева Алена Н.) – 2 вопроса,  3 уровень (Мурзин И, Вершинин А.) по 1 вопросу.

 

Вопросы оформить в виде «яблок» (красные – на 5, желтые – на 4, зеленые – на 3). На следующих уроках ученики «срывают» плод и отвечать на вопросы.

 

 

Записывают домашнее задание

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.