Конспект урока истории в 7 классе на тему «Новгородское вече»
Новгородское вече
PPTX / 31.01 Мб
карточки
DOCX / 188.67 Кб
карточки к уроку
DOCX / 16.93 Кб
открытый урок
DOC / 75.5 Кб
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Уренская коррекционная школа-интернат»
Уренского муниципального района Нижегородской области
Тема урока: «Новгородское вече»
Подготовила: учитель истории
Смирнова Наталья Николаевна
Урень, 2019
Цель:
Формирование представлений о политической жизни Новгорода.
Задачи:
Образовательные: познакомить с вечевым строем республики, разъяснить следующие понятия: «республика», «вече», «посадник», «тысяцкий»,
«архиепископ».
Коррекционно-развивающие: способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала; закреплять умения самостоятельно работать с текстом учебника и тетрадью.
Воспитательные: воспитывать у учащихся уважение к труду новгородцев.
Оборудование и материалы: карта «Раздробленность Киевской Руси"
Дополнительное оборудование: мультимедиа-проектор, экран (компьютер)
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность уч-ся |
|||||||||||||||||||||||||
I. Оргмомент Эмоциональный настрой
|
Урок истории сейчас, Гостей немало здесь у нас, Давайте дружно пожелаем всем Внимания, настроения и здоровья на весь день! – Я желаю вам на уроке активно работать, быть дружными, помогать друг другу, внимательно слушать учителя, тогда у вас всё получится и будут только хорошие оценки. |
|
|||||||||||||||||||||||||
II. Повторение пройденного материала Работа с картой.
Взаимопроверка |
1)- Покажите Новгородскую землю на карте. - С какими русскими княжествами она граничила? - Какой город был столицей Новгородской республики?
2) представьте, что вы новгородские купцы: из перечисленных товаров один ученик подчёркивает, те товары, которые вы будете покупать за границей, а другой – те, которые вы будете продавать.
|
Один ученик у доски.
Два уч-ка у доски по желанию, остальные работают по карточкам
|
|||||||||||||||||||||||||
III. Актуализация знаний, сообщение темы урока
|
- Богат и знаменит был Новгород. Славился он не только своей торговлей и ремёслами, но и управление здесь шло по особенному. Киевская Русь распалась на отдельные княжества. - Кто стоял во главе каждого княжества?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с системой управления в Новгороде |
Ответ детей |
|||||||||||||||||||||||||
IV. Изучение нового материала Рассказ учителя
Словарная работа
Показ уч. Фильма «Новгород ское вече»
Работа со схемой
Работа с учебником, с. 214, 3 абзац
Проблемный вопрос
Учебник, с. 217, 2 абзац
Вывод
Словарная работа
Физкультминутка Слайд 5
|
1слайд Тема сегодняшнего урока «Новгородское вече» - Новгородом правил не князь, как это было в других землях. Важные вопросы решали на общем собрании всех жителей Новгорода, а называлось такое собрание - ВЕЧЕ
Вече – народное собрание
- В вече имели право участвовать все мужчины, жители Новгорода, а именно бояре, богатые горожане, купцы и чёрные люди. Вспомните, кто такие чёрные люди?
- На городской площади стояла башня, на которой находился большой колокол. Его в городе называли вечевым. Звон этого колокола знали все горожане. Звонили в вечевой колокол только тогда, когда хотели созвать вече. В основе решений вече лежал принцип единогласия. Для принятия решения требовалось согласие подавляющего большинства присутствующих. Кто был согласен с решением того или иного вопроса, те кричали «ЛЮБО», кто не согласен – «НЕ ЛЮБО». При равном распределении голосов, зачастую происходила физическая борьба и повторение собраний, пока не будет достигнуто соглашения. Когда наконец вече принимало решение, писали грамоту. В этой грамоте записывали принятое решение, а посадник ставил свою подпись и печать. - Давайте посмотрим как это происходило. 2 слайд - Так, кто мог принимать участие на вече?
- На вече избирались посадник, тысяцкий и архиепископ – это правители Новгорода. Правителей избирали из бояр и знатных горожан Слайд 3 НОВГОРОДСКОЕ ВЕЧЕ
ПОСАДНИК АРХИЕПИСКОП ТЫСЯЦКИЙ
- Слайд3 (фото) Послушаем сообщение Крячко М. о посаднике. Спасибо. - Так чем занимался посадник? Давайте составим и запишем краткую запись. (Управлял всеми гос. делами, принимал послов, заключал договора)
- Значит посадник важные вопросы самостоятельно не решал, а кто же выдвигал решение?
- Посмотрите на нашу схему, кто ещё относился к правителям Новгорода? Слайд 3( фото) - Давайте прочитаем, чем же он занимался? - Как вы думаете, почему тысяцкий? (тысяцкий— начальника «тысячи» новгородского ополчения.) - Чем занимался тысяцкий? (управлял всеми черными людьми, руководил городским ополчением в случае войны)
- Кто из правителей у нас остался?
- Слайд 3 (фото) Правильно, чем занимался архиепископ нам расскажет Лебедева Алёна.
(ведвал всеми церковными делами, хранил новгородскую казну) - Новгородская земля была республикой, а как вы думаете почему не княжеством? Но несмотря на это все же новгородцы приглашали и князя. У князя даже не было своего дома и двора в Новгороде. Жить в городе он не имел права. Слайд 4. - Как вы думаетезачем же новгородцы приглашали князя?
- А правильно ли вы ответили на мой вопрос, вы узнаете, когда почитаете текст учебника. - Так зачем же новгородцы приглашали князя? - А как же он защищал город от врагов?
-Вот так сообща, вместе новгородцы решали все важные вопросы своей жизни, и такая система управления называется республика.
- Так что такое республика? РЕСПУБЛИКА – форма управления государством.
Новгородский люд проснулся, Встал, умылся, потянулся, Осмотрел свои владенья, Принял верное решенье: Богатырским шагом дружно Выйти в поле, если нужно, Поклониться земле низко, Предстоит нам путь неблизкий. Маршируем строем в ногу, Отправляемся в дорогу.
|
Запись в словарь
Ремесленники.
Ответы детей (Бояре, богатые горожане, купцы и чёрные люди.)
Запись на доске+ работа с тетрадью
Сообщение Крячко М., в схеме записываем, чем занимался посадник
(это делало вече)
тысяцкий
заполняем схему
Архиепископ
Сообщение Лебедевой А., заполняем схему.
Ответы детей
(ответы детей)
Ответы детей
Запись в словарь
Дети выполняют движения
|
|||||||||||||||||||||||||
V. Первичное закрепление материала Ролевая игра «Выборы князя»
|
Слайд 6 ЗАДАНИЕ (слова на слайде, у детей карточки) Новгородское вече Республика Княжество Половцы Тысяцкий Посадник Чёрные люди - Из данных слов выбрать слова, которые относятся к теме сегодняшнего урока. - Докажите, что эти слова относятся к теме сегодняшнего урока. - Почему вы не взяли слова «Княжество», «Половцы»?
- Как новгородцы узнавали, что надо идти на вече? Слайд 7 - Сейчас я вам предлагаю отправиться в Древний Новгород и стать участником новгородского вече. На вече надо выбрать князя. Будут рассмотрены 2 кандидатуры – это Илья Муромец и Варяжский князь. -Кто является участниками вече прошу выйти к доске. ПОСАДНИК: Сейчас перед новгородцами выступят сторонники от каждого князя. Прошу сделать сообщение об Илье Муромце. Сторонник Ильи: Илья Муромец – это человек, ставящий интересы родины выше личных, достоин уважения. Этот богатырь очень добрый и справедливый, борется со злом и стоит горой за правду. Смелость и решительность, справедливость и упорство, честность и верность. Всё эти черты свойственны Илье Муромцу. Именно благодаря им он всегда достигал поставленной цели, не трусил перед лицом опасности. Илья горячо любит Русь и русский люд. - Спасибо. Для представления Варяжского князя приглашается его сторонник. Сторонник варяжского князя: Варяжский князь обращается к вам с такими словами: «Ты должен дать нам дом и всей нашей дружине, и сделать так, чтобы у нас не было недостатка ни в каких ваших лучших припасах, какие нам нужны . Ты должен платить каждому нашему воину серебро. Мы будем брать это бобрами и соболями и другими вещами, которые легко добыть в вашей стране. И если будет какая-нибудь военная добыча, вы нам выплатите эти деньги… ПОСАДНИК: Прошу народ выразить свое мнение криками «ЛЮБО», если вас устраивает этот князь или «НЕ ЛЮБО», если по каким-то причинам этот князь вас не устраивает. - Итак, народ, как вы относитесь к Илье Муромцу? - К Варяжскому князю? - Выборы Новгородского князя состоялись. Единогласно был выбран Илья Муромец. - Какая роль отводилась князю? Слайд 8, проверка 9 ЗАДАНИЕ «Выберите правильное утверждение»
|
Отмечают на карточке слова, объясняют, почему выбрали именно эти слова
Звонили в вечевой колокол
Сообщение Золотарева Максима
Сообщение Строганова А.
Крики детей
Крики детей
Ставят крестики, меняются таблицами, взаимо- проверка |
|||||||||||||||||||||||||
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия
Рефлексия |
« Оцени себя на уроке» Слайд 10. Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. Урок Я на уроке Итог 1. интересно 1. работал 1. понял материал 2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял
Оценки за работу на уроке.
|
Ученики комментируют свою работу на уроке.
|
|||||||||||||||||||||||||
VII. Домашнее задание
|
Сообщение домашнего задания. Слайд 11. Игра «Дерево мудрости». Дома нарисовать в тетради «Дерево мудрости», П.7, с. 214-217 прочитать и составить по 3 , вопроса разной сложности, 2 уровень (Москалёв Радж, Лебедева Алена Н.) – 2 вопроса, 3 уровень (Мурзин И, Вершинин А.) по 1 вопросу.
Вопросы оформить в виде «яблок» (красные – на 5, желтые – на 4, зеленые – на 3). На следующих уроках ученики «срывают» плод и отвечать на вопросы. |
Записывают домашнее задание |