Урок физики в 7 классе «Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел»

0
0
Материал опубликован 23 November 2021

Урок физики в 7 классе

ТЕМА: Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: раскрыть сущность понятия «Агрегатные состояния вещества», расширить знания о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества.

Задачи урока: обеспечить усвоение знаний о физических особенностях отдельных агрегатных состояниях веществ; формировать умение решать задачи с применением знаний об агрегатных состояниях вещества.

Планируемые результаты

Предметные: научиться доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов; приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях вещества.

Метапредметные: формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника, использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формирование умения генерализовать идеи и определить средства, необходимые для их реализации, развивать умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, использовать различные источники для получения информации.

Личностные: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории, формирование интереса к физике при анализе физических явлений.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, компьютер, проектор, экран, воздушные шары, медицинский шприц, набор твердых тел, мензурки.


ХОД УРОКА


I. Организационная часть (приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим открывать страницы в познании окружающего нас мира. Впереди нас ждут интересные открытия. Готовы? Да! Тогда приступим…

Эпиграфом урока является слова философа Н. Бердяева «Познать сущее нельзя извне, можно только изнутри»

II. Целеполагание и мотивация

Человек издавна пытался объяснить явления, происходящие в природе, познать не только слышимое, но и неслышимое, не только видимое, но и не видимое.


Откройте тетради и запишите число и классную работу.


На какие три группы можно разделить следующие вещества:

вода, камень, воздух, олово, спирт, сахар, природный газ, лед, кислород, растительное масло, молоко, азот

Проверка по слайду.

Вы разделили вещества на три группы: твердые, жидкие и газообразные.


Отгадайте загадку:

Я и туча, и туман И летаю, и бегу,

И ручей, и океан И стеклянной быть могу.


Да, это вода. В природе вещества встречаются в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. Многие из них мы привыкли видеть в каком-либо одном состоянии. Однако есть и такие, которые в нашей жизни встречаются сразу в трех состояниях, например, вода: твердое состояние воды – лед, жидкое – вода, газообразное – водяной пар.

Как вы думаете - какая тема урока сегодня?...................

Тема нашего сегодняшнего урока

«Агрегатное состояние вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел».-запись в тетради

Как вы думаете, какая цель будет стоять перед нами на этом уроке?


Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: выяснить какими свойствами обладают твёрдые тела, жидкости и газы, объяснить эти свойства на основе знаний о различиях в расположении, движении и притяжении молекул.


Свойства твердых, жидких и газообразных тел

Расположение молекул в твердых, жидких и газообразных телах


III. Первичное усвоение новых знаний


- Как Вы считаете строение твердых тел, жидкостей и газов одинаково?

Нам сегодня и предстоит сравнить свойства твердых тел, жидкостей и газов и сделать выводы о различии в их строении. Результаты нашей работы мы занесем в таблицу, которую вы видите на экране (такая же таблица у учащихся).

Состояние вещества

Свойства вещества

Твердое


Жидкое


Газообразное



Презентация.

Газы. Так как газы заполняют весь предоставленный объём, не имеют формы и легко сжимаются, то следует предположить, что расстояние между молекулами во много раз больше самих молекул, они почти не притягиваются и свободно движутся. Это доказывает и диффузия, которая в газах происходит быстрее, чем в жидкостях и твёрдых телах.


Задание 1: «Исследование свойств газов».

Оборудование: воздушный шарик, медицинский шприц

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

1. Надуйте шарик. Какую часть шарика заполняет воздух? Какова форма газа? Развяжите нить. Что произошло?

2. Сожмите шарик рукой (измените его форму). Сохранился ли объём воздуха? Сохранилась ли его форма?

3. Легко ли сжать газ, которым заполнен шприц?


Выполнение работы

1.Выясним, какими свойствами обладают газы. Опыт с резиновым шариком: перевязывают шарик посредине ниткой, надувают одну половину воздухом, затем разрезают нить. Воздух занимает весь шарик.

Итак, газы занимают весь предоставленный объем. Теперь пробуем сжать шарик. Это нам легко удалось.

2.Заполните шприц воздухом, вытягивая поршень. Закройте отверстие пальцем и попробуйте его сжать. Легко ли сжать газ?

Что можем сказать о свойствах газов?

Вывод: Газ занимает весь предоставленный ему объем и легко сжимаем. (Запись вывода в таблицу) Не сохраняют форму и объём


Презентация.

Жидкости. Жидкости не сохраняют форму, они могут течь, их легко перелить. Но сжать их трудно. Это можно объяснить только тем, что при любом сближении молекул между ними возникает отталкивание, т.к. молекулы расположены близко друг к другу, расстояние между ними сравнимо с размером молекул. Они скачками меняют свое место – “прыгают”.


Задание 2: «Исследование свойств жидкостей».

Оборудование: стакан с водой, мензурка, медицинский шприц.

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

1. Наберите небольшой объём жидкости с помощью шприца .Что происходит с формой жидкости?

2. Перелейте воду в мензурку. Какую часть сосуда заполняет жидкость? Сохраняет ли жидкость свою форму?

3. Измерьте объём жидкости при помощи мензурки. Изменился ли её объём?

4. Заполните шприц водой. Легко ли сжать жидкость?


Выполнение работы

Теперь определим свойства жидкостей

1. Наберите небольшой объём жидкости с помощью шприца. Что происходит с формой жидкости? (она меняется)

2. Перелейте воду в мензурку. Какую часть сосуда заполняет жидкость? Сохраняет ли жидкость свою форму? (принимает форму сосуда)

3. Вновь измерьте объём жидкости при помощи мензурки. Изменился ли её объём? (нет)

4. Заполните шприц водой. Закройте отверстие пальцем и попробуйте её сжать. Легко ли сжать жидкость?

Вывод: жидкость легко меняет форму, но сохраняет объем. Эти свойства жидкости применяют при изготовлении изделий из стекла.

(Запись вывода в таблицу). Сохраняют объём, но легко меняют свою форму




Презентация.

Твердые тела. Твердые тела сохраняют форму и объем. Это значит, что молекулы расположены на расстояниях, сравнимых с размером молекул. Молекулы расположены упорядоченно, образуя кристаллическую решётку, при этом они совершают колебания около определенной точки.

Задание 3: «Исследование свойств твердых тел».

Оборудование: твердые тела

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

1. Имеют ли твердые тела свою форму?

2. Сохраняют ли они свой объём?

3. Попробуйте сдавить тело рукой. Легко ли его сжать?


Выполнение работы

Рассмотрим несколько твердых тел.

Имеют ли твердые тела свою форму? (да имеют). Какую форму они имеют? (цилиндра, шара)

Попробуем изменить их форму: сжать или растянуть. Легко это сделать? (Нет.)

Вывод: Твердые тела сохраняют форму и имеют объем. (Запись вывода в таблицу). Сохраняют форму и объём



IV. Этап обобщения и закрепления нового материала

Работа с учебником. ответы на вопросы параграфа (стр.35)


(работа в парах): «Отгадай кроссворд».


1






2







3























4









































5

























6




















7


































8










По горизонтали:

1. Состояние, в котором вещество, сохраняет свой объём, но принимает форму сосуда, в котором находится.

4.Мельчайшая частица вещества.

5.Первый советский космонавт.

6.Состояние вещества, характеризующееся отсутствием своего объёма и формы.

7.Самопроизвольное перемешивание веществ.

8.Частица, входящая в состав молекулы.

По вертикали:

2. Физическая величина, от которой зависит быстрота протекания диффузии.

3. Растекание жидкости по поверхности твердого тела.



и

д

к

о

с

ь













е







м








о

л

е

к

у

л

а








п







ч








е







и




а

г

а

р

и

н





в








а






а

з







т







н




и

ф

ф

у

з

и

я




и








р







е








т

о

м







VII. Д/з П. 12 стр.30-31, прочитать, ответить на вопросы, выучить особенности молекулярного строения веществ.













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации