Публикация «Аксиологический комментарий как приём аналитической работы над мифами в профильных гуманитарных классах»
Ермакова Юлия Дмитриевна
Аксиологический комментарий как прием аналитической работы над мифами в профильных гуманитарных классах (на примере изучения творчества Н.А. Некрасова, С.А. Есенина)
На этапе современного образовательного процесса особое место стала занимать философия. Исключительную важность представляет собой одна из отраслей данной науки – аксиология. Как уже было отмечено выше, аксиология является важным аспектом при изучении, анализе и интерпретации художественного произведения. Рассматривающая разного рода ценности, принципы и человеческую деятельность, аксиология выносит новую технологию, которую следует применять в своей практике современному учителю-словеснику на уроках литературы – аксиологический комментарий.
Аксиология в совокупности с аксиологическим комментарием открывают перед учителем большие образовательные возможности: поиск в художественных произведениях и героях истины, идеалов добра, совести, чести, гуманности, красоты души и т.д. Литература является видом искусства, поэтому учителю, начиная на уроке разговор об аксиологии и аксиологическом комментировании, следует донести до учащихся информацию о том, что есть аксиология и ценность.
Использование на уроках литературы аксиологического комментария является главным залогом формирования читательских ориентиров современных учащихся. Существует некая вариативность аксиологического комментирования, которая объясняется тем, что можно выделить разного рода ценности, о которых уже было написано выше (ценность человеческой жизни, гражданственности, природы и т.д.). Важно донести до учащихся мысль о том, что каждая ценность по-разному воспринимается отдельными людьми и даже сообществами, но все-таки все они складывались и изменялись исторически и несут в себе огромный аксиологический потенциал.
Так, одновременно с изучением мифов в профильных классах нами активно применялся при рассмотрении литературных произведений аксиологический комментарий – разного рода пояснения мифологического материала как определенной ценности (образов, идей, мотивов и сюжетов) в авторских текстах.
По наблюдениям О. А. Вдовиной, особенности восприятия учащихся заключаются в их готовности понять явление в динамике, а не статично. Давая аксиологическое пояснение мифологическим именам в произведениях Ломоносова, Державина, ученики отмечают, что мифонимы используются классицистами как условно-поэтические обозначения отвлеченных понятий. Наблюдение над стилем романтиков приводит учеников к выводу о том, что они не только сохраняют традицию употребления мифонимов в символическом значении, но и пытаются создать художественную мифологию, противопоставляя ее жизненной реальности. Сопоставление традиционного и новаторского в использовании мифологических имен A. C. Пушкиным позволяет не только разнообразить лексическую работу на уроке, но и превратить ее в увлекательное наблюдение над индивидуальным стилем поэта. «В процессе анализа стихотворений Пушкина ученики указывают новаторские приемы использования мифологического материала поэтом: «пересоздание» мифологического сюжета («Прозерпина», «Торжество Вакха»), замена мифонимов перифразами, подбор эпитетов к мифологическому имени, включение мифонимов в метафоры» [10, с. 15].
Поскольку отечественные писатели и поэты чаще обращались к славянской мифологии, представляющей один из истоков нашей культуры, то аксиологический комментарий стал как раз тем продуктивным способом изучения мифологии древних славян, в отличие от греческой, практически обойденной вниманием со стороны современных школьных общеобразовательных программ по предмету.
Так, аксиологический комментарий параллельно с мифологическим может быть включен в работу на любом этапе школьного обучения (в рамках работы над произведениями, так или иначе, затрагивающими мифологию) Так, при изучении еще в 8 классе А. С. Пушкина может быть осуществлено обращение к аксиологическому и мифологическому комментариям, что положит основу дальнейшему применению указанных технологий.
При изучении зимне-дорожного цикла стихов А. С. Пушкина, в который входит стихотворение «Бесы», аксиологический и мифологический комментарии продуктивно влияют на аналитическую работу с лирическим текстом.
На этапе эвристической беседы вводится сначала мифологический комментарий посредством ориентировочных вопросов:
– Давайте подумаем, почему именно в ответе ямщика появился бес? (Это обычный мужик, верящий во всякую нечисть).
– Вы познакомились со слово «бес». Так кем же он является? Какие образы ассоциируются у вас с этим существом? (Злым духом. Бес напоминает козла, черный, с рогами, хвостом, на ногах копыта).
– Познакомимся с одним из славянских мифов о бесе. (Заранее подготовленное выступление ученика).
– Подумайте, Александр Сергеевич Пушкин использует народное представление о бесах, когда рисует портрет беса? (Да, бес играет людьми, притворяется верстовым столбом, сверкает искрой).
– Почему в стихотворении ощущение присутствия беса так ощутимо? Каким приемом пользуется Александр Сергеевич? (Олицетворение).
– Так ли случаен пейзаж, изображенный в стихотворении? (Нет, он повторяется. Мрачный, пугающий пейзаж, усиливающий беспокойство).
–А теперь давайте прочтем последние строки глазами (про себя). Вы чем-то удивлены? (Безысходностью поражают. Сердце поэта ноет, болит. Грустно).
Далее целесообразно включение аксиологического комментария, позволяющего рассмотреть стихотворение А.С. Пушкина, как весьма значимое произведение в системе русской классики, изучаемой в школе.
– Согласитесь, удивительное стихотворение. Пушкин, используя образы народной фантазии, передает переживания человека, заблудившегося в буране.
В конце урока предложили ответить на несколько вопросов по теории мифов:
‒ Что представляет собой миф?
‒ Мифы каких народов мы изучали? Приведите примеры.
‒ Мифы каждого народа уникальны, неповторимы и не имеют между собой ничего общего или в них могут встречаться похожие черты: идеи, мотивы, образы?
‒ Выделите общие и различные черты между мифом и волшебной сказкой.
Таким образом, использование на уроках литературы в V-VIII классах аксиологического и мифологического комментариев может идти параллельно с изучением различных мифов учащимися (античных, славянских), расширяя таким образом представления об их семантике и позволяя более глубоко «погрузиться» в анализируемый авторский текст, понять его замысел, проблему, идею. Непосредственное же введение мифологического комментария осуществляется либо посредством самостоятельной поисковой работы учащихся с мифологическими словарями и энциклопедиями, либо в ходе подготовки / прослушивания индивидуальных сообщений учащихся с комментариями учителя.
В профильной школе введение аксиологического комментария тоже весьма продуктивно. Работа с данной технологией формирует у учащихся ценностное отношение к мифам и к литературе в целом, позволяя выявить такие ценностные ориентиры, как доблесть, честь, мужество, отвага, доброта, отзывчивость и т.д.
Заимствованные образы и мотивы включали в свои художественные произведения многие русские классики. В X классе профильной школы можно построить систему уроков по изучению мифов, мифологических образов, сюжетов и мотивов на основе творчества Николая Некрасова и его поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Первый урок целесообразнее построить как ознакомительный этап. Следует дать определение жанру произведения, провести работу с литературоведческим словарем, поговорить о композиции поэмы, создать необходимый эмоциональный настрой, постараться донести до учащихся социальную трагедию крестьянского народа, чем, соответственно, пробудить интерес к чтению поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
К данному уроку учащиеся уже должны прочитать «Пролог», чтобы участвовать в беседе.
В качестве домашнего задания следует дать пересказ записанного на уроке конспекта и страниц учебника, а также обязательное прочтение первой части поэмы.
На втором и третьем уроках уже целесообразно будет использование аксиологического комментария, поиск мифологических сюжетов, образов и мотивов, имеющихся на страницах поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Аксиологический комментарий может быть включен на этапе эвристической беседы с учащимися с предварительной аналитической работой с текстом. Предложив школьникам составить синквейны на тему: «Герои поэмы», можно вспомнить об истоках появления подобных сильных и мужественных богатырей, обратившись, соответственно, к фольклору и мифологии.
В конце урока, подводя итоги, следует отметить, что образ крестьянина как будто бы изображен самой землей, нашей матерью, кормилицей. От нее же и исходит мощь Якима Нагого. Этим-то и похож простой, но мудрый пахарь и известных мифических богатыре.
Такое построение урока литературы должно помочь ученикам сформулировать вывод о том, что поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является очень ценным литературным произведением, уникальным хранителем народной мудрости, поэтичности, а весь материал поэмы был кропотливо, собран и обработан большим количеством исследователей, изучающих мифологию и фольклор. Нельзя не отметить и заслугу самого Н.А. Некрасова, сумевшего правильно использовать это богатство, написав известную народную поэму «Кому на Руси жить хорошо».
Обращение к мифам можно проследить и в лирике С.А. Есенина, чьи произведения затрагивают самые разные проблемы и ценности, поэтому включение аксиологического комментария при изучении творчества поэта в профильной школе также несет большой образовательный потенциал.
Так, при изучении поэтико-философском трактата поэта «Ключи Марии» следует обратиться к славянской мифологии, в которой присутствует хорошо известный символический образ дерева, обозначающий семью.
На вводном уроке по изучению творчества Сергея Есенина целесообразен рассказ учителя о семье поэта: «Семья Есенина была старообрядческой. Старообрядцы придавали большое значение вселенной и земному миру как единому целому. Для Есенина уподобление человека дереву больше, чем «религия мысли»: он не просто веровал в существование узловой связи человека с миром природы, он сам чувствовал себя частью этой природы. Есенинский мотив «древесного романа», выделенный М. Эпштейном, восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе. Опираясь на традиционный троп «человек-растение», Есенин создает «древесный роман», герои которого – клён, берёзы, ивы…»
Дерево – в какой-то степени олицетворение космоса, символическое представление человека (по внешнему сходству – ветви-руки, ствол-тело, корни-ноги – и по сходству жизненных циклов: произрастает из семени, взрослеет, обретает зрелость, увядает и умирает), символ жизни и смерти (умирает зимой и оживает весной). В дереве может жить и душа человека.
В своем стихотворении «Ветры, ветры, о снежные ветры» С. Есенин говорит:
«Я хотел бы стоять, как дерево,
При дороге на одной ноге».
В данном случае о дерева может трактоваться как символ единения с землей, слияния с ней, чтобы почувствовать её силу, взять эту силу из земли-матушки, тут же возникает ассоциация со странником (дорога), не только земным, но и небесным:
Подымайте вы, лунные лапы,
Мою грусть в небеса ведром.
Следует также обратить внимание и на образ сада, анализируя стихотворение «Вот оно, глупое счастье…». Сад – символ свободы духа. В разное время и у разных народов образ сада – понятие многозначное.
Сад Гесперид, Эдем, сад камней, Гефсиманский сад.
Сад выражает порядок, гармонию. Дикий сад – свободу.
На заключительном уроке по изучению лирики поэта правильным будет анализ образа березы. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, функции березы в обрядах, роль ее в мифологических произведениях сравнивается с мировым древом, а также Вселенной, которая словно соединяет разные миры. Народные поверья гласят, что дерево береза обладает волшебной силой: это объясняется тем, что листья на ветках березы начинает зеленеть раньше всего, поэтому в мифологии это дерево имело две стороны: дерево, которое дарит человеку силы, здоровье, любовь, и вместе с тем опасное, которое связано с умершими, нечистью.
Мотив превращения человека в дерево распространен в балладах, легендах, сказках и повествует о том, что погубленная девушка превращается в березу. Береза относится к так называемым женским деревьям и символизирует женское начало. Использование березы как предмета определенного ритуала объясняется тем, что это дерево всегда имело отношение к женским и девичьим обрядам. В стихотворениях восточных славян береза была чем-то вроде символа красоты юной девушки. В славянской традиции берёза – оберег от нечистой силы, её специально сажают рядом с домом, чтобы защитить последний от нечисти. Берёза часто служила «майским деревом», символом весны. На Троицу березу «завивали», а по окончании Троицкой недели – «развивали», иногда ее заламывали. В некоторых областях это дерево наделяли человеческими чертами (приплетали косы, украшали лентами бусами, накладывали платок, наряжали). Может быть, и поэтому самый яркий, самый четкий портрет в есенинской лирике имеет береза: «стан, бедра, косы, грудь, ножка, подол». В некоторых своих произведениях Есенин «рисует» образ озорной девушки-берёзки, например, в стихотворении «Зелёная прическа».
Закончить изучение мифологических мотивов в творчестве Есенина целесообразно творческим заданием для учащихся (в виде сочинения), которое может предполагать анализ одного из изученных стихотворений, в которых сливаются поэтическое интуитивно-художественное мышление и мифологическое, а антропоморфизируемые смыслообразы, через которые осмысливается логика мифа, являются преобладающими в поэтике Есенина.
Список использованных источников
Вирясова, Н. Н. Образ мирового дерева в мифологии мордвы и народов Поволжья [Электронный ресурс] / Н. Н. Вирясова // Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные проблемы теории и практики образования». ‒ Режим доступа : http://econf.rae.ru/article/6409 (дата обращения: 15.04.2016).
Габидуллина, Т. С. Урок литературы по теме «Мифология древних славян» (5-й класс) [Электронный ресурс] / Т. С. Габидуллина // Образовательный портал «Фестиваль педагогических идей». – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/572356/.
Грабарь-Пасек, М. В. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе / М. В. Грабарь-Пасек. – М. : Наука, 1966. – 319 с.
Грушко, Е. А. Словарь славянской мифологии / Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев. – Н. Новгород, 2013. – 368 с.
Дербенцева, Лариса Вениаминовна Изучение драматических сказок XIX и XX веков в 7-8 классах средней школы : на примере пьес-сказок А. Н. Островского «Снегурочка» и Е. Л. Шварца «Дракон» : автореф. дис… канд. пед. наук / Дербенцева Лариса Вениаминовна. – Н. Новгород, 2002. – 20 с.
Дергунова, Т. А. Изучение мифов на уроках литературы в начальных классах [Электронный ресурс] / Т. А. Дергунова, Н. Х. Латыпова. – Режим доступа : http://www.scienceforum.ru/2014/503/2315.
Дмитриева, О. В. Урок литературы по теме «Мифология древних славян» (5-й класс) [Электронный ресурс] / О. В. Дмитриева // Образовательный портал «Фестиваль педагогических идей». – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/572356/.
Еремина, О. А. Уроки литературы в 6 классе : книга для учителя / О. А. Еремина. – М. : Просвещение, 2008. – 320 с.
Ершова, М. С. «Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии» (6-й класс) [Электронный ресурс] / М. С. Ершова // Образовательный портал «Фестиваль педагогических идей». – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/645146/.
Легоцкая Вера Сергеевна