12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Самофалова Оксана Алексеевна975
Образование: КГПУ, дефектологический факультет, 2001 г. Работаю в ОКОУ "Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья" 16 лет, имею первую квалификационную категорию.
Россия, Курская обл., Курск
2

Особенности выбора направлений профориентации учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы

Особенности выбора направлений профориентации учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.

Профориентационная работа в условиях специальной школы имеет большое своеобразие в силу особенностей умственного и физического развития учащихся. Г. М. Дульнев указывал, что «…именно эти особенности не позволяют ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в массовой школе».

Наблюдения С. Л. Мирского показывают, что «…умственно отсталые учащиеся редко сами выбирают профессию. Чаще всего их профессиональные интересы складываются под влиянием трудового обучения: учащиеся выбирают те специальности, по которым осуществлялась их подготовка в школе».

Но, несмотря на то, что специальности, которым обучаются учащиеся, просты и не требуют высокого уровня общеобразовательных знаний; на то, что далеко не все школы имеют возможность распределять своих учеников, особенно девочек, по разным мастерским в зависимости от их склонностей и особенностей, необходимо, при выборе будущей профессии для учащихся специальных школ, учитывать возможности их умственного и физического развития. Эти трудности сужают диапазон возможностей по трудоустройству выпускников, и поэтому проблема профориентации учащихся коррекционной школы приобретает особое значение. При профориентационной работе с нормально развивающимися подростками большое внимание уделяется вопросу профессионального самоопределения каждого конкретного индивидуума.

Организация работы с детьми с нарушением интеллекта требует иного подхода. Учитывая своеобразие психического развития этой категории подростков, при профориентационной работе школа, семья, общество должны оказать значительную помощь, быть опорой для школьника в осуществлении его профессионального определения.

Исходя из своего опыта работы в специальном (коррекционном) учреждении отмечаю, что ученики с нарушением интеллекта действительно очень редко самостоятельно выбирают профессии. Скорее всего, этот выбор складывается под влиянием трудового обучения, целенаправленной деятельности учителя, классного руководителя, родителей.

Основными формами профориентации, которые я применяю, являются: беседы о профессиях, изучаемых в школе и профессиональных училищах; обсуждение фильмов, статей, книг соответствующего содержания; встречи с выпускниками, на которых они рассказывают об учебе в училищах, о своей профессии, о мастерах производственного обучения, заменивших им учителей трудового обучения, о работе в трудовых коллективах, делятся своим опытом со школьниками; проведением праздников труда; производственные экскурсии и экскурсии в училища, так как значительная часть школьников именно там завершают сою профессиональную подготовку. Обращаю внимание учащихся на выставку книг в библиотеке по трудовой тематике, на экспонаты для выставки работ детского творчества.

Педагогический коллектив ОКОУ “Курская школа» на протяжении длительного времени поддерживает связь со своими выпускниками и прослеживает их устройство в жизни после окончания школы. Анализ трудоустройства последних выпусков показывает, что большинство учащихся, окончивших школу, предпочитают обучение в профессиональных училищах и техникумах.

Учителя швейного дела, используя различные виды классной и внеклассной работы, готовят своих учениц к обучению в училищах и работе на производстве по профессии «швея». Эта специальность представляется интересной по нескольким причинам: во-первых, она доступна, так как небольшой набор необходимых трудовых операций можно отрабатывать на протяжении достаточно длительного времени. Это дает возможность выработки устойчивого навыка. Во-вторых, это профессия с устоявшимися традициями всего коллектива на предприятии позволяет иметь каждой швее-мотористке свое рабочее место. Это положительно действует на выпускниц коррекционных школ, что создает перспективы для профессионального и духовного роста детей с нарушением интеллекта. В-третьих, труд проходит в соответствии с техникой безопасности, материальным обеспечением, санитарно-гигиеническими условиями, что содействует скорейшей социальной адаптации выпускников школы.

Психофизические особенности школьников с проблемами в развитии таковы, что наряду со значительными дефектами у них обнаруживаются более сохранные стороны развития личности. Это положение позволяет осуществлять трудовую подготовку учащихся специальной школы по двум совершенно разным направлениям:

- коррекция развития учащихся средствами швейного дела;

- обучение непосредственно профессии, то есть выработка качественных скоростных показателей и выносливости в труде.

Для продвижения ребенка с нарушением интеллекта в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков важным является специально организованное обучение и воспитание. Специальное обучение предусматривает формирование у них высших психических процессов, особенно – мышления. Именно формирование мышления способствует продвижению детей с нарушением интеллекта в общем развитии и, тем самым, создает реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников специальной школы.

Другое направление коррекционной работы предусматривает совершенствование эмоционально-волевой сферы учеников, которая играет роль и в усвоении знаний, умений и навыков, и в установлении контактов с окружающими, и в социальной адаптации учащихся в школе и вне ее.

Опыт моей работы в школе показывает, что в каждой группе есть учащиеся расторможенные, с различной степенью снижения интеллекта. У них снижена работоспособность: они быстро утомляются, недостаточно выносливы при физической нагрузке. Есть в классе ученицы с моторной недостаточностью. Движения их скованы, неточны, в работе они медлительны.

Считаю, что пристального внимания требуют учащиеся со значительным снижением умственного развития. Их можно признать непригодными к обучению швейному делу. Однако, хочу отметить, что именно у них выделяется целый ряд положительных качеств, на которые можно опереться: исполнительность, трудолюбие, терпение, они имеют большую психическую выносливость, проявляющуюся в том, что ученица может переделывать работу до тех пор, пока добьется нужного результата.

Есть учащиеся с незначительно сниженным интеллектом и с сохранной эмоционально-волевой сферой.

Хорошо успевающих, уравновешенных учениц стараюсь не тормозить в работе. Некоторых из них уже в 5 классе я допускаю за машину с электрическим приводом, разрешаю им выполнять два задания вместо одного, например, обработать поперечные срезы на двух носовых платках вместо одного. В старших классах эти девочки работают с опережением. Для них я провожу инструктаж индивидуально с опорой на текстовую технологическую карту и на образец. Сильных учениц привлекаю также к оказанию помощи младшим. Девочки с моторными нарушениями работают в более замедленном темпе, поэтому выполняют облегченные варианты изделий.

Учитывая особенности развития школьниц, учитель определяет, какой инструктаж требуется каждому ученику: одного можно отослать к учебнику или к инструкционной карте, другому требуется объяснение учителя с опорой на предметную технологическую карту, третьему необходим показ, причем иногда неоднократный.

В целом можно сказать, что учет типологических особенностей учащихся на занятиях, адекватный подход к каждой группе создает возможность для более эффективного процесса с более высокими практическими результатами. Любой, даже незначительный успех создает положительный эмоциональный настрой на конкретную работу и профессию в целом.

Коррекционно-воспитательная работа в школе предполагает глубокое изучение состава учащихся. Профессиональная ориентация немыслима без понимания особенностей человеческой личности. Отсюда следует, что необходимо прежде всего работать над теми их сторонами, воспитание которых обеспечивает общее развитие ученика, и, следовательно, обеспечивает успешность обучения.

Особо следует отметить, что изучение профессиональных возможностей и способностей детей с нарушением интеллекта может быть осуществлено в сочетании с изучением типологических особенностей учащихся. Для выпускников коррекционных школ нет каких-то специально созданных профессий, они должны войти в жизнь настолько подготовленными, чтобы найти свое место среди нормальных тружеников, продуктивно трудиться в сфере существующих форм трудовой деятельности.

Опубликовано в группе «Особенности детей с ОВЗ и методы работы с ними»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.