«Активные методы обучения родного языка как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС»

0
0
Материал опубликован Вчера в 15:16

В связи с переходом на новую ступень образования и принятия новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра своей педагогической деятельности, как учителя – предметника.

Знания, которые мы даём, используя традиционные методы обучения, не готовят наших выпускников к практической жизни. Поэтому необходимы изменения. Все эти проблемы явились причиной изучения именно данной темы.

В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика. Непосредственное вовлечение обучаемых в учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих методов, получивших обобщенное название методов активного обучения.

Активные методы обучения – это методы, включающие учащихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют: стимулировать мыслительную деятельность учащихся; раскрыть свои способности; приобрести уверенность в себе; совершенствовать свои коммуникативные навыки; возможность формировать у учащихся творческое мышление, развивать речь учащихся, формировать опыт взаимодействия в коллективе, увеличивают развивающий эффект обучения.

Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов, однако в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей урока.

Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей.

Обобщение ранее изученного материала (групповая дискуссия, мозговой штурм);

эффектное предъявление большого по объему теоретического материала (мозговой штурм, деловая игра);

развитие способностей к самообучению (деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций);

повышение учебной мотивации (деловая игра, ролевая игра); отработка изучаемого материала (тренинги);

применение знаний, умений и навыков (баскет – метод - метод обучения на основе имитации ситуаций);

использование опыта учащихся при предъявлении нового материала (групповая дискуссия);

обучение навыкам межличностного общения (ролевая игра);

эффективное создание реального объекта, творческого продукта (метод проектов);

развитие навыков работы в группе (метод проектов);

выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции (баскет – метод);

развитие навыков принятия решений (анализ практических ситуаций, баскет-метод);

развитие навыков активного слушания (групповая дискуссия).

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я стараюсь использовать нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.

Подробнее остановлюсь на некоторых из них:

1. Технология опорных конспектов

Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках 5–9-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации.

Например, при изучении темы “Семья” использую опорный конспект в виде схемы, с помощью которой учащиеся объясняют, какие группы процессов формируют рельеф. А также данный метод помогает при работе со слабыми учениками.

2. Дидактические игры:

«Найди половинку», «Составь слово», «Словарные диктанты», «Заморочки из бочки», «По лесам и рекам», «Угадай», «Домашние животные», «Семья», «Дикие животные» и т.д.

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок.

3. Творческие работы

Сам замысел творческой работы, процессе выполнения, ее результат – все требует от ученика максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, сообщения, доклады, презентации и т.д.

4. Ребусы

Учащиеся с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах.

5.Проектная деятельность учащихся на уроках родного языка.

Метод проектов является одним из методов проблемного обучения. Учитель переходит от задачи «дать новое знание» к задаче «создать условия для получения новых знаний».

По одной из типологий выделяют возможные типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные, и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляется непосредственно на уроке, до длительных – продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.

В своей работе я бы хотела выделить главную задачу учителя, она заключается в том, что нужно развивать познавательную деятельность учащихся на уроках. Лучше всего это удается сделать через применение активных методов обучения. Уроки с применением активных форм обучения проходят живо, интересно, нет скучающих и безразличных.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации