Метод фокальных объектов (МФО), как один из способов развития творческих способностей
Метод фокальных объектов (МФО), как один из способов развития творческих способностей
Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923г. Э. Кунце - профессор Берлинского университета, в 1953 г. метод усовершенствовал Чарльз Вайтинг в США. Свое название он получил потому, что технический объект, который надо улучшить, берется как бы в центр внимания - в фокус.
Суть его заключается в том, что объекту или какой-либо его части придаются различные свойства или к ним присоединяются другие объекты, подобранные совершенно случайно, например, исходя из слов, наугад выбранных в словаре. Таким образом, активизируется ассоциативное мышление. Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.
Где применяется:
-для поиска модификаций известных устройств и способов,
-расширения ассортимента товаров, новых сфер применения уже известных эффектов, веществ, отходов производства,
-как метод тренировки фантазии и для школьников, и для взрослых.
Метод раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Использование случайности позволяет получать решения, которые не могут быть получены другими, логическими способами, которые на подсознательном уровне ”отсекают” кажущиеся необычными решения. Слабость метода в том, что часть сочетаний окажется уже реализованной, часть бессмысленной. Но возможны и интересные сочетания, из которых рождаются новые объекты и идеи. Метод позволяет предложить принципиально новые подходы к конструированию среды, эффективен при поиске новых форм и принципов действия проектируемого объекта. Эффективность МФО во многом определяется умением человека строить оригинальные ассоциативные цепочки.
Применение данного метода возможно по классической схеме, когда для проработки выбирается только один объект. Это целесообразно при выполнении проектов на заданную тему в дополнительном образовании.
Алгоритм работы по МФО
Пример1
Шаг 1 Выбор объекта и цели его усовершенствования.
Пример: Часы
Цель: Расширение ассортимента
Шаг 2 Выбор 3-4 произвольных (наугад из словаря) объектов( необязательно технических)
Пример: лист, катер, сетка.
Шаг З Составление списков-таблиц характерных признаков этих случайных объектов. Чем шире охват, тем лучше.
Пример: лист -широкий, узкий, плоский.
катер- самоходный, быстрый
сетка- хозяйственная, порванная
Шаг 4 Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов.
Пример: часы - широкие — присоединение одного объекта; часы широкие, самоходные - двух объектов; часы широкие, самоходные, хозяйственные — трех объектов
Шаг 5 Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций.
Пример: часы-широкие (большого размера),
самоходные (заводные),
хозяйственные (с таймером, весами)
Шаг 6 Оценка полученных идей и отбор полезных решений
Пример: часы кухонные механические, со встроенным таймером и весами.
Пример2
Шаг 1 Выбор объекта и цели его усовершенствования.
Пример: Шляпа
Цель: Усовершенствование
Шаг 2 Выбор 3-4 произвольных (наугад из словаря) объектов( необязательно технических)
Пример: лампочка, часы, цветок, птица
Шаг З Составление списков-таблиц характерных признаков этих случайных объектов. Чем шире охват, тем лучше.
Пример:
Таблица случайных признаков и объектов.
Случайные объекты | Признаки | Фокальный объект |
лампочка | яркая, разбитая, стеклянная | шляпа |
часы | настенные, с боем, заводные | шляпа |
цветок | душистый, распустившийся, увядший | шляпа |
птица | быстрая, поющая, летящая | шляпа |
Шаг 4 Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов(таблица)
Шаг 5 Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций.
Пример:
Шляпа-яркая, разборная (трансформер), со стразами
Шляпа-со встроенным будильником, на батарейках
Шляпа-ароматизированная, ретро
Шляпа-раскладывающаяся, музыкальная
Шаг 6 Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Создание эскиза объекта с новыми деталями, функциями и т.д.
Пример:
Шляпа-трансформер, с будильником, на батарейках, с музыкой
Рекомендации по применению МФО
1.Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, «живые объекты и др. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.
2. При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д.
Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет иногда.
Пример:
трактор - застрявший, ветер - завывающий, лампочка - вспыхнувшая, забор - грязный, покосившийся, кошка - голодная, цветок - дырявый.
З. При выборе фокального объекта установить цель его усовершенствования - это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.
Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект будильник, то надо выписать ВСЕ варианты - голодный будильник, покосившийся будильник и т.д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут.
При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы:
”Что ЭТО может быть?“ ”Где ЭТО можно использовать?”. Вопрос ”Кому ЭТО надо?” поможет определить целевую аудиторию: кто и зачем будет ”ЭТО” покупать.
При отборе наиболее эффективных решений обычно используют экспертов.
При использовании метода на занятиях в дополнительном образовании экспертами назначаются обучающиеся (например: художник, психолог и т. д.)
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МФО НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ
«Мастерская рукоделия»
ЗАДАНИЕ: Разработать и изготовить развивающую игрушку из текстильных материалов.
Для поиска образа игрушки применяем метод фокальных объектов.
Первый этап - поиск образа игрушки без специальных функций. Эскизирование.
Выбор объекта и цели его усовершенствования.
Пример: игрушка «Телефон»
Цель: поиск идеи игрушки с развивающими функциями
Выбор произвольных объектов.
Пример: цветок, подушка, часы, дерево, пуговица
З. Составление списков-таблиц характерных признаков этих случайных объектов.
Пример: цветок -маленький, душистый.
подушка - мягкая, круглая.
часы - электронные, наручные, музыкальные, сломанные
дерево- ветвистое, сказочное.
пуговица - квадратная, фигурная, глазастая
4.Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов.
Пример:
Наиболее удачные сочетания
ТЕЛЕФОН- мягкий, сломанный, сказочный, глазастый
5.Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций.
Пример:
ТЕЛЕФОН
сказочный(форма-домик, цветок и т.д.); сломанный(разборный);
глазастый (с большими кнопками)
6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений.
Пример: Игрушка «Телефон» в виде сказочного домика, с трубкой в виде крыши и большими цветными кнопками.
Второй этап - продумать съемные детали игрушки. Эскизирование объекта с новыми функциями и деталями.
Пример: Игрушка «Телефон» в виде сказочного домика, со съемной трубкой в виде крыши и большими съемными цветными кнопками.
Третий этап- разработка конструкции игрушки, изготовление выкройки.
Четвертый этап- выбор материалов
Пятый этап- раскрой деталей игрушки
Шестой этап-выбор технологии и изготовление игрушки.
Литература:
Уваров С.Н., Кунина М.В. Основы творческо-конструкторской деятельности. М: Академический Проект, 2005
6