Корнилова Александра Владимировна


Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы.

Федеральный государственный образовательный Стандарт ориентирован на формирование личностных качеств учащихся, а родители являются субъектом образовательного процесса и играют важнейшую роль в их развитии. Ответственность за качество образования детей возложена не только на педагога, но и на семью.

Создание условий успешной самореализации ребенка, его личностного роста, сохранение психологического и физического здоровья, а также мотивации к обучению является основой взаимодействия семьи и школы, и, представляет собой процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов как семейного, так и школьного воспитания.

Вопрос сотрудничества семьи и школы на сегодняшний день является актуальным. Родители большую часть своего времени проводят на работе, мало внимания уделяют воспитанию детей, перекладывая всю ответственность на педагогов. Большинство семей прежде всего беспокоит экономическое благополучие.

Огромное количество исследований указывают на то, что добиться высокой академической успеваемости, психологической уравновешенности можно только в том случае, если родители принимают активное участие в учебе и жизни ребенка. Таким образом, в современных условиях одной из важных задач школы является развитие интереса родителей к школьной жизни детей. Именно учитель должен помочь семье взглянуть по- новому на ребенка, научить наблюдать за его развитием и понимать закономерности изменений, происходящих с ним. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания.

Педагогу необходимо объединить свои усилия с родителями и установить партнерские отношения.

Традиционно существует три группы взаимодействия школы и семьи: индивидуальная, групповая и коллективная. К ним относятся индивидуальные консультации, посещение семей, групповая «терапия». Каждая из групп направлена на решение проблем в обучении и воспитании школьника. Все формы и методы построены на принципе доверительного отношения, взаимоуважения, заинтересованности и компетентности. В основе традиционных форм лежит стремление научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка.

Кроме традиционных форм взаимодействия школы и семьи выделяют инновационные формы. Они также направлены на повышение педагогической культуры родителей, укрепление и партнерские отношения педагога и родителя. Отличие инновационных форм от традиционных в применении соответствующих технологий   условиях реального или виртуального образовательного пространства.

К ним относятся:

  • Родительский всеобуч – проводится с целью повышения психологической культуры, ответственности за воспитание детей, предупреждения или преодоления проблем в воспитании, обучении и развитии учащегося.
  • Школа для родителей – объединяет участников в группы в зависимости от проблем (школа молодых родителей, школа отцов и т.д.)
  • Ток-шоу для родителей – привлечение педагогической и родительской общественности к обсуждению или решению актуальной и общей для всех проблемы.
  • Клубы для родителей – объединение активных родителей по интересам с целью обсуждения актуальных проблем воспитания в семье, организации досуга, совместной деятельности.
  • Круглый стол – форма обсуждения актуальных проблем воспитания детей.
  • Виртуальная гостиная – форма дистанционного самообразования и взаимодействия с семьей.

Семья и школа играют важную роль в жизни ученика. Развитие школьника как личности зависит от того, как он чувствует себя в школе и семье. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с задачами становления школьника. Их союз дает возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать возможные ошибки.

Список литературы:

Антонова, Е.Б. Работа с родителями / Е.Б. Антонова // Народное образование-2005.-№2-14–25с.

Бочкова, О.С. Семья и школа / О.С. Бочкова // ИЯШ - 2005. - № 3 - 46 – 56 с.

Катович, Н. К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н. К. Катович, Т. П. Елисеева. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 208 с

Минина, М.А. Роль школы в воспитательном процессе ребёнка / М.А. Минина // Завуч - 2007. - № 2 - 34 – 40 с.

Чечет, В. В. Педагогика семьи: пособие / В. В. Чечет. – Минск : БГПУ, 2015. – 176 с.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации