Роль методической работы в совершенствовании обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования
Роль методической работы в совершенствовании обучения и воспитания
в учреждении дополнительного образования
Большакова Л.Н., методист
МБУ «Темп», г.Амурск
Педагог – ключевая фигура в системе развития современного образования, к которой общество предъявляет новые требования. Реализация образовательной деятельности невозможна без внедрения инноваций, новых технологий и методов работы. В связи с этим необходимо подчеркнуть важность профессиональной компетентности, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагога. В настоящее время возросла потребность в педагогах, способных обновлять содержание своей деятельности через критическое, творческое ее освоение, применение достижений науки, актуального педагогического опыта.
Одним из доминирующих направлений методической работы является формирование мотивационной, содержательной и технологической компетентности педагогов. Педагог должен не только уметь передать свои знания, умения и навыки обучающимся, но поделиться своими наработками, педагогическими «секретами» с коллегами.
Мы должны помнить, что все, «старое», традиционное в образовании, когда-то было инновационным. И, тем не менее, не стремясь внедрять инновации, мы не получим тех традиций, которые в дальнейшем будут олицетворять все самое лучшее, накопленное нами за многие годы.
Работа методической службы центра творчества «Темп» организована в соответствии с нормативными документами, регламентирующими образовательную деятельность учреждений дополнительного образования детей, Уставом и локальными актами учреждения.
Планирование работы методической службы основывается на результатах мониторинга профессиональной подготовленности педагогов, знаний, умений, навыков обучающихся, экспертизы программно-методического обеспечения, анализа образовательно-воспитательного процесса и осуществляется по направлениям:
- информационно-методическая деятельность;
- совершенствование профессионального мастерства;
- работа по изучению, обобщению и диссеминации эффективного педагогического опыта;
- реализация внешней функции методической деятельности;
- организационно-педагогические мероприятия;
- информационно-издательская деятельность.
Инновационная педагогическая деятельность – один из существенных компонентов образовательной деятельности нашего учреждения. Это реально способствует личностному развитию профессионализма каждого педагога, его творческого потенциала. Сложившаяся система методической работы направлена на развитие и совершенствование деятельностных компетенций всех участников образовательного процесса.
Одним из приоритетных направлений в методической работе, профессиональном саморазвитии педагогов является инновационная деятельность педагога, которая организуется через:
- знакомство педагогов с достижениями педагогической науки и практики, оказание помощи педагогам в овладении педагогическими технологиями, разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
- использование коллективных (работа в творческих группах, семинар, методическое объединение т.д.) и индивидуальных (индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой) форм работы с педагогами;
- систему мер по повышению социальной и профессиональной активности педагогов (содействие в выдвижении на профессиональные конкурсы, участие в методических мероприятиях различного уровня, обобщение опыта работы, публикации в СМИ).
В прошедшем учебном году опыт работы учреждения по теме «Организация работы по робототехнике»внесен в муниципальную картотеку авторских методических материалов Амурского муниципального района
В конкурсе проектов в рамках реализации проекта "Служба сопровождения гражданских инициатив" Точка роста" при поддержке ФОНДА президентских грантов успешно представлен проект «Сказания Амура».
В рамках реализации информационно-медийного направления Российского движения школьников реализован проект «Муниципальная школа телевизионных новостей «Пилотный выпуск».
Эффективность организации методической работы учреждения зависит от творческого настроя педагогов, включенности каждого в инновационную деятельность. Результатом работы становится получение обучающимися современного качественного дополнительного образования, успешная самореализация в современном обществе. А для педагогов – повышения эффективности образовательной деятельности, совершенствование учебно-методического комплекса, повышение профессионального мастерства и признание эффективного педагогического опыта.
В учреждении работает высококвалифицированный педагогический коллектив, способный обеспечить высокий уровень обучения, создать условия для индивидуального развития обучающихся:
- имеют высшее образование -17 чел. (89%);
- имеют высшую и первую квалификационные категории - 12 чел.(63%);
- имеют соответствие занимаемой должности – 5 чел. (26%).
Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности педагогов), являются характеристики самого методического процесса: в первую очередь – системность – соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы.
В основу методической работы с педагогическим коллективом положены мероприятия, помогающие решать задачи, направленные на дальнейшее совершенствование качества и эффективности образовательной деятельности. С учётом целей и задач методической работы, организуются формы работы с педагогами:
- Открытый просмотр занятий. Проведены следующие открытые просмотры: «Использование ИКТ в образовательном процессе при реализации дополнительной общеобразовательной программы», «Организация проектной деятельности обучающихся»; «Событийность в организации образовательной деятельности».
- Семинары, семинары-практикумы, мастер-классы. Тематика семинаров связана с задачами плана работы, с целями программы развития учреждения, образовательной программы.
- Конкурс, смотр-конкурс, фестиваль: Смотр-конкурс «Лучшее портфолио обучающегося», Фестиваль педагогических идей «Темповский Олимп», «Лучшее объединение центра творчества «Темп»».
- Деловые игры, коллективное обсуждение теоретических вопросов, тренинги, решение педагогических задач и др.
- Издательская деятельность. Педагогами учреждения разработаны и изданы различные виды методической продукции:
- дидактическое пособие ««Лингвострановедческая игра по станциям для обучающихся 5-х классов по английскому языку «ENJOY STATIONS», методическая разработка мастер-класса «Если хочешь стать переводчиком»;
- методическая разработка мастер-класса «Три секрета эстрадного вокала»;
- занимательная викторина для обучающихся «Голубой экран», интерактивная игра «Стоп! Снято!»;
- Сборник материалов «Муниципальная школа телевизионных молодежных новостей «Пилотный выпуск»;
- занимательная викторина для обучающихся «Творчество – это загадка»;
- методическое пособие «Использование дидактических игр на занятиях по декоративно-прикладному творчеству»;
- занимательная викторина по робототехнике.
Особое место в развитии мотивации повышения квалификации педагогов занимает работа по изучению, обобщению и диссеминации педагогического опыта, которая осуществляется через различные формы:
- продолжена систематизация материалов картотеки педагогического опыта педагогов центра, в банк данных учреждения внесены материалы пяти педагогов;
- опыт работы трех педагогов учреждения: «Методический кейс ДООП «Веселый лоскуток»»; «Методический кейс ДООП «Аккорд»; «Дидактическое пособие «Лингвострановедческая игра по станциям для обучающихся 5-х классов по английскому языку «ENJOY STATIONS» внесен в муниципальную картотеку авторских методических материалов Амурского муниципального района;
- опыт работы четырех педагогов представлен на всероссийском сайте «Академия таланта»:
- «Муниципальная школа молодежных новостей «Пилотный выпуск»;
- «Песня как элемент драматизации во внеурочной деятельности при обучении английскому языку»;
- «Декламация как форма вовлечение детей в театрализованную деятельность»,
- «Организация образовательной деятельности по робототехнике»);
- два педагога стали авторами и ведущими Всероссийской занимательной викторины;
- в СМИ различного уровня размещены публикаций пятнадцати педагогов учреждения.
Методическая деятельность МБУ «Темп» направлена на повышение профессионального мастерства педагогов, совершенствование их деятельности, обновление содержания обучения и воспитания обучающихся. Результатом систематической методической работы в учреждении стало обновление содержания образования и улучшение качества образовательной деятельности.
Фотоматериал – из архива автора.