Актуальность профессиональных компетенций педагога в условиях реализации ФГОС

3
0
Материал опубликован 12 November 2020 в группе

Актуальность профессиональных компетенций педагога в условиях реализации ФГОС



Жизнь – как вождение велосипеда.

Чтобы сохранить равновесие,

ты постоянно должен двигаться

А.Эйнштейн



Формирование новых ФГОС стало необходимым в связи с устареванием старых систем образования, изменением жизненных приоритетов молодежи, развитием экономики и повышением количества стрессообразующих факторов в современном обществе. ФГОС направлены именно на то, чтобы ребенок смог развиваться и жить в современных условиях, обладая необходимыми для этого качествами, знаниями и способностями.

Реализация действующих стандартов образования проводится по следующим направлениям:

- планирование и организация образовательного процесса и его ресурсное обеспечение;

- проектирование и организация индивидуальной и групповой деятельности;

- мониторинг и фиксация хода и результатов образовательного процесса;

- мониторинг здоровья обучающихся;

- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки и хранения информации;

- дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.

Кроме того, ФГОС предусматривает обеспечение индивидуального подхода к образованию детей. Если раньше дети обучались по классической, общей для всех программе, то теперь есть возможность выбрать программу обучения в зависимости от способностей и желаний ребенка. Новые стандарты наибольшее внимание уделяют нравственному воспитанию, при этом отдавая должное физическому и умственному развитию.

Чтобы соответствовать требованиям и осуществлять реализацию ФГОС в учебном заведении, педагогу необходимо обладать целым набором профессиональных компетенций.

Для педагога профессиональная компетентность выражается в умении осуществлять педагогическую деятельность со стабильно высокими образовательными и воспитательными результатами учащихся.

К показателям качества образования и воспитания можно отнести не только совершенные знания в области преподаваемого предмета, но и использование преподавателем в образовательном процессе современных методов и технологий, владение навыками исследовательской деятельности, практическое владение приёмами эффективного общения, отказ от авторитарной позиции во взаимоотношении с обучающимися; предоставление обучающимся возможности проявления учебной инициативы, поощрение учебной самостоятельности учащихся.

Но ни один из перечисленных способов не будет действенным, если педагог сам не понимает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Г. Юдин заметил: «Работай над собой сам - не жди, когда этим займутся посторонние люди».

Профессионализм педагога в большей степени зависит от его личных качеств, а также от его знаний и умений. Каждый педагог - это личность. Педагогическая техника никогда не заменит личности педагога и ее влияния на подопечного.

Для того чтобы из обычных учеников выросли современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать решения, у педагога самого возникает необходимость в постоянном росте, повышении уровня собственных профессиональных качеств.

Сформированная и развитая профессиональная компетентность позволяет осуществить смену позиции педагога с ведущей на сопровождающую. Чем выше уровень самоанализа педагога, тем выше его готовность и способность к работе в условиях стремительно развивающегося и изменяющегося общества. Как писал В. А. Сухомлинский: «сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд...».

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, определены основные пути развития его профессиональной компетентности:

Система повышения квалификации.

Аттестация педагогических работников.

Самообразование педагогов.

Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.

Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.

Овладение информационно-коммуникационными технологиями.

Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.

Основным критерием оценки педагогического мастерства могут являться его ученики, которые будут отличаться образованностью, самостоятельностью, способностью к сотрудничеству, мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовностью к межкультурной коммуникации, отличающиеся чувством ответственности за будущее своего Отечества и его социально-экономическое процветание.

Смысл профессии преподавателя состоит не только в передаче знания, а в сотворении личности, становлении человека в человеке. Вместе с тем, цель педагогического образования может быть представлена как постоянное общее и профессиональное развитие педагога современного типа, которого характеризуют:

высокая гражданская ответственность и социальная активность;

любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Современному педагогу необходимо хорошо разбираться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Но этого недостаточно для того, чтобы не терять свою ценность, как специалиста. Педагогу необходимо быть постоянно в курсе новых экспериментов, открытий и гипотез, предвидеть близкие и отдаленные перспективы преподаваемой науки.

Невозможно раз и навсегда познать все секреты педагогической деятельности труда, так как образовательный процесс достаточно изменчив и динамичен. То, что безотказно работает сегодня, уже завтра может оказаться недостаточным или даже непригодным. Профессиональная компетентность позволяет педагогу постоянно развиваться, искать и находить что-то новое. Он должен не только сопровождать и передавать знания, но и обладать способностью проектирования новой, адекватной современным требованиям образовательной среды.

Общество, как и весь мир в целом не стоит на месте, а постоянно развивается: с невероятной скоростью создаются новейшие технологии, появляются новые открытия и достижения, формируются новые привычки, растут и изменяются потребности человека, его сознание и мировоззрение.

Зачастую наша молодежь во многих аспектах намного грамотнее и компетентнее, чем преподаватели, особенно это касается информационных и коммуникационных технологий.

Педагогу необходимо неумолимо двигаться вперёд, идти в ногу со временем, чтобы не отставать от молодежи, но и иметь возможность раскрывать их творческий потенциал. Для этого необходимо постоянно совершенствовать свои знания и умения в области цифровых технологий: информационной культуры и компьютерной грамотности, мобильного обучения, проектной деятельности в цифровой образовательной среде, работе с мультимедиа и гипермедиа-технологиями и др.

Можно с уверенностью сказать, что внедрение дистанционных образовательных технологий в практику образования стало еще одним толчком для повышения и развития профессионального роста педагога и формирования его информационно-коммуникационной компетентности. Плодотворное обучение всегда зависело от уровня подготовки преподавателя. Преподаватель по-прежнему остаётся ведущим звеном образовательного процесса, однако интеграция информационных технологий в образовательный процесс способствует формированию новой роли педагога – консультанта, наставника, организатора.

Недавний опыт дистанционного обучения показал: без педагога такая форма образования невозможна, потому что зачастую будет просто некому мотивировать и направлять ребенка.

Необходимо заметить, что в рамках реализации ФГОС дети могут учиться самостоятельно, педагог лишь создаёт для этого условия. Независимость учащегося возрастает к окончанию учебы.

Сегодня принимает новый статус самостоятельная деятельность учащихся, которая оказывается не просто весомой формой учебного процесса, но является результативным способом организации самообразования и самовоспитания личности.

В данных условиях у педагога происходит смена ориентиров в планировании собственной деятельности.

Выполнение учащимися самостоятельных работ любого типа должно происходить под руководством преподавателя. Он разрабатывает систему самостоятельных занятий, их организованное подключение в учебный процесс, определяет цель, задачи, содержание и объем каждого самостоятельного занятия, методики обучения различным видам самостоятельной работы. Преподаватель обучает способам самоконтроля и осуществляет наблюдение за качеством его выполнения, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной деятельности, и только после этого планирует собственные цели и задачи, определяющие профессиональный успех преподавателя через учебный успех учащегося.

Осуществлять более индивидуальный подход к ребенку педагогу позволяет проектная деятельность.

В настоящее время проектная деятельность широко развита, потому что даёт возможность нестандартно подойти к планированию урочной и внеурочной деятельности, способствуя развитию профессиональной компетентности педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учащихся.

Творческий, креативный подход педагога к проведению занятий ведет к росту мотивации и нацелен на самостоятельную деятельность учащихся. Роль педагога заключается в постоянной консультативной поддержке.

При этом на занятиях меняется психологический климат. Из компетентного источника информации преподаватель превращается в партнера творческого и исследовательского процесса, консультанта, наставника, координатора самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть истинное сотрудничество.

Так, в последние годы мы стали чаще сталкиваться с такими понятиями функционально-ролевых представлений о современной педагогической деятельности и введении таких ролей и функций преподавателя, как коуч, модератор, фасилитатор, методолог, игротехник, тьютор, ментор, консультант и др.

Все эти понятия основаны на сотрудничестве, личностно ориентированном подходе, контекстном и модульном обучения.

Высокий профессионализм педагога проявляется в стиле общения с учащимися, основанном на увлеченности совместной творческой деятельностью. Какую бы роль не занимал преподаватель в образовательном процессе, он неумолимо должен следовать принципам, направленным на признание уникальности обучающегося и его индивидуальной образовательной траектории. В современных условиях преподавания педагог и ученик выстраивают взаимоотношения на базе диалога, партнерства и сотрудничества.

Коллективное творчество является результатом не только коммуникативной деятельности педагога, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Как утверждал А. С. Макаренко: «Педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой – соучастником совместной деятельности».

Понятие о том, что компетентно - ориентированное обучение заканчивается созданием продукта, а не ответом у доски, подтверждена, в частности, многовековым опытом включенного обучения. Мастера, ученые, деятели искусства всегда готовились в рамках "школы" к научной, художественной, спортивной и т.п. деятельности, создавая при этом творческий продукт вместе со своим учителем и осваивая не только сведения и правила, но и метод, подход, стиль эффективной работы, систему ценностей, которой руководствовался данный мастер. Ученик создавал некоторый продукт, в котором воплощалось его совместное с учителем культуротворчество. При таком подходе учащийся осваивает новые виды опыта: выявляет и идентифицирует проблемы, приобретают навыки исследования и проектирования, сотрудничества, применяет известные и создает новые технологии получения продукта, оценивает качество результата и т.д. [2].

Таким образом, действующий ФГОС подразумевает деятельный подход к процессу обучения. Это такой подход, при котором учащийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Задача преподавателя состоит не только в передаче требуемого набора знаний и умений, но и развитии креативного мышления, интеллектуального и творческого потенциала, планомерном вовлечении студентов в творческую деятельность, ориентации этой деятельности на успешное освоение выбранной профессии. Ведущая роль здесь принадлежит активной жизненной позиции, непрерывному самосовершенствованию и творческой деятельности самого педагога.

Профессиональный рост дает педагогу ощущение стабильности, уверенности в будущем, не позволяет «сгореть» на работе.

Профессиональный рост человека имеет свою значимость, когда есть признание профессиональным сообществом результатов труда человека и его авторитета в том или ином виде профессиональной деятельности.

Педагогу важно постоянно анализировать себя, свою работу, поступки, сильные и слабые стороны, а также анализировать поступки и деятельность других (в первую очередь – других педагогов), сравнивать их с собой и своими успехами и достижениями. Проведенная самооценка может служить колоссальной мотивацией профессионального развития.

Ну и, конечно же, нельзя обойти вниманием еще один фактор повышения профессионального мастерства педагога – это обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Выявление и осмысление собственного педагогического опыта помогает неоднократно анализировать свою профессиональную деятельность, и в свою очередь, развивать и совершенствовать её.

Практическая деятельность педагога обладает широким спектром функциональных возможностей, главная из которых - выступать основанием для профессионального совершенствования. В связи с этим педагогу необходимо осознанно относиться к самому процессу формирования индивидуального опыта: рассматривать опыт не как стихийно возникающую «копилку» методических приёмов и техник, а как осмысленный критический анализ и отбор эффективных приемов и способов для осуществления профессиональной деятельности. Результат выражается в том, насколько успешно они разрешают преодолевать какие-либо препятствия и затруднения в работе и перейти на уровень решения более сложных профессиональных задач.

Критическое, аналитическое отношение педагога к собственному опыту, умение его анализировать и обобщать являются одним из ключевых моментов, определяющих эффективность и продуктивность личностно-профессионального развития. Сегодня изучается влияние индивидуального профессионального опыта на совершенствование педагогической деятельности учителя, выявляются обучающие и развивающие возможности опыта [6].

Профессиональная компетентность педагога включает множество альтернативных путей решения профессиональных и личностных задач, способствующих развитию личности учащихся. Квалифицированные педагоги постоянно уделяют внимание обратной связи с учащимися, тонко чувствуют реакцию, которую вызывают их действия у учащихся, и при необходимости проводят «работу над ошибками». Под влиянием таких педагогов ученик испытывает удовлетворение и радость познания в учении, у него возникает стремление учиться еще лучше.

Это накладывает на педагога большую ответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения, будущего члена общества, умеющего справляться с различными профессиональными и социальными ситуациями в реальной жизни. Таким образом, педагог – это не только человек, который транслирует знания, передает навыки и умения, но и учитель, который учит жить.

Когда общество находится в постоянном движении, то имеет ли право педагог оставаться прежним? Вряд ли подобный «властитель» детских душ будет полезен обществу. Только тот, кто нацелен на развитие в профессиональной сфере, освоение и анализ новой информации, сможет вести за собой активных и обладающих феноменальным потенциалом детей.

И в заключении позволю себе привести цитату одной индийской мудрости: «Дело стоит рядом со стоящим, идет за идущим, творит с творящим. Оно следует за нами подобно тени».


Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос.Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).

2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.  – 2003. – 10. – С. 8-14.

3. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с.

4. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. – М., 2010.

5. Сластенин В.А. и др. ПедагогикаУчеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

6. Федоров, И. В.Методические рекомендации по выявлению, обобщению и распространению эффективного педагогического опыта [Электронный ресурс] / И. В. Федоров, О. В. Сурикова. –Минск : АПО, 2018. –69 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации