12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алексеева Елена Николаевна46
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Алексеева Е.Н.


Аннотация: В статье освещается актуальность проблемы развития профессиональной компетентности современного педагога в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта. Проанализированы основные понятия профессиональной составляющие профессиональной компетентности

Раскрывается вопрос о содержании профессиональных компетенций, представлено соотношение и взаимосвязанность понятий «компетенция» и «компетентность».

Ключевые слова: профессиональная компетентность; компетентностный подход, компетенция, компетентность, федеральный государственный образовательный стандарт.


Российская образовательная система в настоящее время, выдвигает высокие требования к системе образования учебных заведений, а её модернизация для реализации федеральных государственных образовательных стандартов устанавливает новые требования к современному педагогу. Педагог должен быть специалистом, формирующим и повышающим свою профессиональную компетентность, развиваться, рационально строить свою деятельностью и внедрять в образовательный процесс интерактивные технологии.

Таким образом, становится ясно, что в настоящее время педагогу необходимо обладать рядом профессиональных  компетенций, но появляется вопрос: какие это профессиональные компетенции и что они в себя включают? Давно ведется множество дискуссий по вопросу, что такое профессиональная компетентность учителя.

Некоторые характеризуют её как комплекс знаний, умений и способ выполнения профессиональной деятельности [3, 114], другие – как союз гуманистических убеждений, прогнозирования педагогической реальности, оперирование педагогическими технологиями, воплощение в практику индивидуального подхода и такого обучения, которое способно развивать обучающихся [2, 167], третьи – как достигнутую отметку индивидуальных умений и опыта человека, его стремление к знаниям и плодотворное отношение к делу [1, 202].

Попробуем разобраться и рассмотреть разные трактовки этого понятия, представленные в справочной литературе и трудах исследователей компетентностного подхода.

Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, В. Н. Введенский, Т. Г. Браже, Е. И. Рогов считают в компетенции педагога входит:

  • способность действовать с учетом ограничений и предписаний;
  • знания, умения, навыки, способы и приемы;
  • эффективное применения знаний и умений;
  • ценностные ориентации, мотивы, отношения;
  • знания и опыт в той или иной области;
  • осведомленность в круге вопросов;
  • уровень профессионализма, креативность;
  • качества, обеспечивающее решения задач.

Зеер, Сыманюк, трактуют компетенцию следующим образом: это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовывать на практике свою компетентность.

Следовательно, можно проследить что компетентность, выступает как компетенции в действии и находит свое подтверждение в ней.

Таким образом можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • работа в методических объединениях, творческих группах
  • исследовательская, экспериментальная деятельность
  • инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий
  • активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах
  • знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками
  • проведение открытых мероприятий по обмену опытом
  • педагогические чтения
  • деловые игры
  • обобщение собственного педагогического опыта

Следовательно, регулярное самосовершенствование личности путём приобретения, преобразования и использования полученных знаний дает педагогу высокий уровень компетентности, значит можно выделить определение профессиональной компетентности как - необходимое качество учителя, включающая в себя интегративные характеристики, такие как овладение учителем профессиональными компетенциями, умением применять профессиональные знания в образовательной практике и постоянно повышать свой профессиональный уровень. Результативность образования будет зависеть от профессиональной компетентности учителя.

Изучив мнения различных ученых, можно прийти к выводу что:

  • именно профессия определяет жизненные интересы человека; 
  • творит его по своему образу и подобию;
  • формирует общие интересы, сходства у индивидов, занимающихся одной и той же профессией.

В частности, Д. Л. Томпсон и Д. Пристли определяют профессиональную компетентность как систематизированную совокупность знаний, высоких моральных норм и профессионального кодекса.

Вывод:

Тема профессиональной компетенции в рамках реализации ФГОС актуальна на сегодняшний день, так как от профессионального уровня современного педагога идет социальное, экономическое и духовное развитие общества в целом.

Профессиональная компетентность –это характеристика, отражающая не только профессиональные знания, но и умения опираться на них в своей профессиональной деятельности, отношение учителя к обучающимся и личностные качества.


Литература

  1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. Москва: Совершенство, 1998. 608 с.
  2.  Густокашина Л.А. Профессиональная компетентность педагога как ресурс повышения качества образования в современной школе / Л.А. Густокашина // Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца: материалы международной научно-практической конференции (1–2 июня 2009 г., г. Пермь). Часть I / под ред. Л.А. Косолаповой, Н.Г. Липкиной, Г.Ф. Похмелкиной; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь: ПГПУ, 2009. С. 166–171.
  3. Зеер Э.Ф. Становление личностно ориентированного образования / Э.Ф. Зеер // Образование и наука: Изв. Уральского научно-образовательного центра РАО. 1999. №1. С. 112–122
  4. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург; Деловая книга, 2003. 336 с.
  5. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М., 1996. 308 с.
  6.  Радинова Н. Ф. Перспективы развития педагогического образования: компетентностный подход / Н. Ф. Радинова, А. П. Тряпицына // ЧиО., 2006. № 4-5. С. 7 – 14.
  7. Шамес Л. Я. Культурно-педагогические поля и пространства в современном образовании [Текст] / Л. Я. Шамес. СПб.: Астерион, 2006. 528 с.
  8. Зимняя И. А. Ключевые концепции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. № 5. с. 34–42.
  9. Рассказов Ф. Д., Косенок С. М. Современные образовательные технологии: учебно-методическое пособие. Сургут: ИЦ СурГУ, 2012.
  10. Введенский В. Н. Измерение и оценка качества повышения квалификации учителей в системе дополнительного педагогического образования / В. Н. Введенский // Стандарты и мониторинг. № 4, 2003. С. 41-44.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения).



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.