Актуальность профессиональных компетенций педагога в условиях реализации ФГОС

2
0
Материал опубликован 13 November 2020 в группе
Актуальность профессиональных компетенций педагога в условиях реализации ФГОС

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

К.Д. Ушинский

Развитие современного общества диктует особые условия организации школьного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. Происходят стремительные обновления во всех областях профессиональной деятельности; предъявляются новые, более высокие требования к профессиональному развитию специалистов. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Компетенции педагога в современном образовательном контексте следует понимать, как способность учителя создать учебно-воспитательные условия, гарантирующие образовательный успех каждому обучающемуся через развитие его личностных, интеллектуальных и творческих способностей.

Проблема профессиональной компетентности учителя рассматривается как одна из центральных. Современная наука располагает определенным объемом знаний, использование которых в педагогической деятельности является важным условием становления профессионально компетентного педагога, способного совершать учебно-воспитательный процесс, направлять его на решение задач личностного становления и развития как учащихся, так и самого педагога. Развитие профессиональной компетентности учителей, создание условий для становления творчески мыслящей личности учащегося - проблема оказывающая непосредственное влияние на успешное функционирование школы. Создание благоприятных условий для педагогического роста и стимулирование внутренней мотивации педагогов является очень важным фактором. Требования сегодняшнего дня заставляют по–новому взглянуть на деятельность педагога как ключевую фигуру образовательного процесса. Актуальное значение приобретает развитие профессионального мастерства педагога, его творческих способностей, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность в изменяющихся педагогических условиях и применительно к различным ситуациям. Педагогическое мастерство рассматривается не только как степень овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, а как соответствие определенной совокупности требований, предлагаемых педагогу конкретной системой образования.

Важным условием введения ФГОС в общеобразовательную школу является подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

Система повышения квалификации.

2. Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.

3. Самообразование педагогов

4. Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов. Востребованными формами методической работы являются теоретические и научно-практические конференции, слеты, съезды учителей.

5. Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.

6. Овладение информационно-коммуникационными технологиями.

7. Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.

8. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта,

создание публикаций.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

В заключении хочется сказать, что решение основных задач общего образования в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагогических работников – главных исполнителей требований ФГОС. Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно реализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» входят не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие компетентности работников образования, но и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки, в целостности, дающие качественные образовательные результаты. Поэтому проблема профессиональные компетенции педагога никогда не потеряют своей актуальности.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации