12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Акчердакова Динара Рашидовна815
Преподаватель спецдисциплин
Россия, Пензенская обл., Пенза

Актуальность профориентационной работы

Бытует мнение, что целью первого полученного образования, не зависимо, высшего или среднего профессионального образования – понять, чем ты не хочешь заниматься всю оставшуюся жизнь. И действительно можно увидеть такую тенденцию, что уже взрослые люди, поступают еще раз учиться по другой профессии, потому что поняли, что первое их образование - это не то, чего они хотели, и они сожалеют о своем первом выборе, который они выбрали не подумав. Одни говорят, что пошли на эту специальность, так как так захотели их родители, вторые, что они бы и хотели бы получить желаемую профессию, но им не хватило например балов, а платно не потянули бы родители, ну а третьи, что они пошли туда куда пошли их друзья, для того чтобы было весело и не скучно учиться. Но лишь они начинают учиться, они понимают, что совершили ошибку. Соответственно студенты перестают на подсознательном уровне готовиться к занятиям, находят множество причин, появляются прогулы, и как итог не сданная сессия и отчисление, но это один из вариантов стечения обстоятельств, но в основном они не бросают учебное заведение, а продолжают свое обучение до получения диплома. А уже после того как завершают обучение задумываются о получении, профессии. Которая им по душе. Конечно же, для это нужны средства и время. Современный мир диктует нам все более быстрый темп жизни, и свободного времени все меньше, не даром говорится «время бесценно». Поэтому вопросы, связанные с определением будущей профессии, уже давно являются одними из самых актуальных в обществе. Она все чаще становится предметом исследований ученых, представляет интерес для специалистов в различных областях. И, конечно же, большое внимание этому уделяют сами родители и ученики, которым предстоит определиться с выбором своего жизненного пути, своего будущего.

В мире много профессий, на высококонкурентном рынке труда нелегко сделать правильный выбор. С каждым годом происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и мире, и соответственно меняется рынок труда. Повышенные требования к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи. Профессиональная ориентация – это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема[2,c.85]. Актуальность и необходимость проведения качественной профориентационной работы неоднократно отмечена Президентом России В. В. Путиным. Ушли в прошлое советская система государственного планирования и управления персоналом, распределения специалистов по окончания вуза и обеспечение их социальными гарантиями. Но профессиональная ориентация в ней строилась на принципах учета возможностей человека, создания условий для реализации и совершенствования его профессиональных навыков. Она была подчинена интересам общества и государства. Молодое поколение было больше ориентировано на свое будущее, особенно на будущую профессиональную деятельность.

Главная цель профориентационной работы – это оказание помощи выпускникам с выбором будущей профессии. В пути к этой цели принимают участие многие субъекты, а именно – школы, средние профессиональные и высшие образовательные учреждения, центры психологической помощи родителям и детям, центры занятости населения и оказания содействия в трудоустройстве.

Кроме классных часов посвященных будущему выбору профессии, анкетирования, диагностики, экскурсий на предприятия, школьных олимпиад, игр, тренингов посвящённых практическому применению и закреплению теории и навыков ориентирования в мире профессий, оказать серьёзную помощь в профессиональном самоопределении и успешном выборе профессии могут такие вещи как:

Профильное обучение, направленное на выявление талантов и склонностей к тем или иным видам деятельности, принимая во внимание текущие и планируемые потребности рынка труда.

Увеличение количества практических занятий из разных сфер деятельности, как исследовательских, так и рабочих.

Формирование у детей профессиональных навыков, которые будут востребованы в любой будущей практической деятельности.

Оказание системной, полноценной помощи и сопровождения учащихся на всём пути выбора профессии и учебного профиля: от первого интереса в детстве до выбора высшего учебного заведения и программ повышения квалификации и дополнительного образования.

Проведение профориентационной работа с родителями, в ходе которой они будут повышать свой уровень знаний по психолого-педагогическим вопросам профессионального самоопределения молодежи, и учиться видеть наклонности и способности своих детей[1,с.187].

Привлечение молодежи к посещению учебных заведений, которые ежегодно проводят дни открытых дверей, также посещение районных и городских фестивалей, мастер-классов.

Привлечение самого широкого круга социальных партнёров-представителей профессий для создания интересной и разнообразной среды для получения образования. Это могут быть различные кружки по интересам или хобби, совместная работа с уже успешными специалистами, практики, экскурсии на предприятия, мастерские при школах и тому подобные вещи.

В России проблема актуальности профориентации стоит довольно остро и имеет большой ряд неразрешённых противоречий между потребностями, желаниями государства, общества и отдельно взятых людей, а системная работа в этом направлении либо не ведётся совсем или ограничивается работой нескольких заинтересованных этим направлением людей.

Молодое поколение, которое смогло правильно сделать свой выбор и которые получают удовлетворение от своей работы, показывают высокую производительность труда — важный стратегический ресурс для государства и общества, который гарантирует стабильность и рост. Подготовка таких кадров — является главной задачей всей образовательной системы государства. Только комплексный подход к решению профессионального выбора молодежи будет способствовать успеху профориентационной деятельности.

Разработав, при помощи и активном участии государства, общую кадровую политику можно решить большую часть вопросов и снять наиболее серьёзные проблемы опираясь на наиболее успешные отечественные и международные практики, адаптируя их к современным реалиям России.

И в заключение добавлю, не так важно закладывать в ребенке любовь к той или иной профессии, как необходимо развивать в нем выявленные, присущие ему способности, склонности и таланты. Нужно ориентировать выпускника школы на завтрашний день, научить его работать и получать удовлетворение от своей деятельности. Ведь всем известно, что человек, выбравший правильно свое профессиональное назначение в жизни, никогда не будет «просто работать», он будет жить жизнью, наполненной радостью и удовлетворением от выбранной профессии.


Список используемой литературы: ​​​​​​​

1.http://proforientir42.ru

2. Захаров , Н.Н. Профессиональная ориентация школьников/Н.Н.Захаров. – М.:Просвещение, 2017-272 с.

3.http://nsportal.ru/npo-spo/sotsialnye-nauki/library/2019/05/05/aktualnye-voprosy-professionalnoy-orientatsii-shkolnikov



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.