Актуальность профориентационной работы
Актуальность профориентационной работы
Бытует мнение, что целью первого полученного образования, не зависимо, высшего или среднего профессионального образования – понять, чем ты не хочешь заниматься всю оставшуюся жизнь. И действительно можно увидеть такую тенденцию, что уже взрослые люди, поступают еще раз учиться по другой профессии, потому что поняли, что первое их образование - это не то, чего они хотели, и они сожалеют о своем первом выборе, который они выбрали не подумав. Одни говорят, что пошли на эту специальность, так как так захотели их родители, вторые, что они бы и хотели бы получить желаемую профессию, но им не хватило например балов, а платно не потянули бы родители, ну а третьи, что они пошли туда куда пошли их друзья, для того чтобы было весело и не скучно учиться. Но лишь они начинают учиться, они понимают, что совершили ошибку. Соответственно студенты перестают на подсознательном уровне готовиться к занятиям, находят множество причин, появляются прогулы, и как итог не сданная сессия и отчисление, но это один из вариантов стечения обстоятельств, но в основном они не бросают учебное заведение, а продолжают свое обучение до получения диплома. А уже после того как завершают обучение задумываются о получении, профессии. Которая им по душе. Конечно же, для это нужны средства и время. Современный мир диктует нам все более быстрый темп жизни, и свободного времени все меньше, не даром говорится «время бесценно». Поэтому вопросы, связанные с определением будущей профессии, уже давно являются одними из самых актуальных в обществе. Она все чаще становится предметом исследований ученых, представляет интерес для специалистов в различных областях. И, конечно же, большое внимание этому уделяют сами родители и ученики, которым предстоит определиться с выбором своего жизненного пути, своего будущего.
В мире много профессий, на высококонкурентном рынке труда нелегко сделать правильный выбор. С каждым годом происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и мире, и соответственно меняется рынок труда. Повышенные требования к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи. Профессиональная ориентация – это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема[2,c.85]. Актуальность и необходимость проведения качественной профориентационной работы неоднократно отмечена Президентом России В. В. Путиным. Ушли в прошлое советская система государственного планирования и управления персоналом, распределения специалистов по окончания вуза и обеспечение их социальными гарантиями. Но профессиональная ориентация в ней строилась на принципах учета возможностей человека, создания условий для реализации и совершенствования его профессиональных навыков. Она была подчинена интересам общества и государства. Молодое поколение было больше ориентировано на свое будущее, особенно на будущую профессиональную деятельность.
Главная цель профориентационной работы – это оказание помощи выпускникам с выбором будущей профессии. В пути к этой цели принимают участие многие субъекты, а именно – школы, средние профессиональные и высшие образовательные учреждения, центры психологической помощи родителям и детям, центры занятости населения и оказания содействия в трудоустройстве.
Кроме классных часов посвященных будущему выбору профессии, анкетирования, диагностики, экскурсий на предприятия, школьных олимпиад, игр, тренингов посвящённых практическому применению и закреплению теории и навыков ориентирования в мире профессий, оказать серьёзную помощь в профессиональном самоопределении и успешном выборе профессии могут такие вещи как:
Профильное обучение, направленное на выявление талантов и склонностей к тем или иным видам деятельности, принимая во внимание текущие и планируемые потребности рынка труда.
Увеличение количества практических занятий из разных сфер деятельности, как исследовательских, так и рабочих.
Формирование у детей профессиональных навыков, которые будут востребованы в любой будущей практической деятельности.
Оказание системной, полноценной помощи и сопровождения учащихся на всём пути выбора профессии и учебного профиля: от первого интереса в детстве до выбора высшего учебного заведения и программ повышения квалификации и дополнительного образования.
Проведение профориентационной работа с родителями, в ходе которой они будут повышать свой уровень знаний по психолого-педагогическим вопросам профессионального самоопределения молодежи, и учиться видеть наклонности и способности своих детей[1,с.187].
Привлечение молодежи к посещению учебных заведений, которые ежегодно проводят дни открытых дверей, также посещение районных и городских фестивалей, мастер-классов.
Привлечение самого широкого круга социальных партнёров-представителей профессий для создания интересной и разнообразной среды для получения образования. Это могут быть различные кружки по интересам или хобби, совместная работа с уже успешными специалистами, практики, экскурсии на предприятия, мастерские при школах и тому подобные вещи.
В России проблема актуальности профориентации стоит довольно остро и имеет большой ряд неразрешённых противоречий между потребностями, желаниями государства, общества и отдельно взятых людей, а системная работа в этом направлении либо не ведётся совсем или ограничивается работой нескольких заинтересованных этим направлением людей.
Молодое поколение, которое смогло правильно сделать свой выбор и которые получают удовлетворение от своей работы, показывают высокую производительность труда — важный стратегический ресурс для государства и общества, который гарантирует стабильность и рост. Подготовка таких кадров — является главной задачей всей образовательной системы государства. Только комплексный подход к решению профессионального выбора молодежи будет способствовать успеху профориентационной деятельности.
Разработав, при помощи и активном участии государства, общую кадровую политику можно решить большую часть вопросов и снять наиболее серьёзные проблемы опираясь на наиболее успешные отечественные и международные практики, адаптируя их к современным реалиям России.
И в заключение добавлю, не так важно закладывать в ребенке любовь к той или иной профессии, как необходимо развивать в нем выявленные, присущие ему способности, склонности и таланты. Нужно ориентировать выпускника школы на завтрашний день, научить его работать и получать удовлетворение от своей деятельности. Ведь всем известно, что человек, выбравший правильно свое профессиональное назначение в жизни, никогда не будет «просто работать», он будет жить жизнью, наполненной радостью и удовлетворением от выбранной профессии.
Список используемой литературы:
1.http://proforientir42.ru
2. Захаров , Н.Н. Профессиональная ориентация школьников/Н.Н.Захаров. – М.:Просвещение, 2017-272 с.
3.http://nsportal.ru/npo-spo/sotsialnye-nauki/library/2019/05/05/aktualnye-voprosy-professionalnoy-orientatsii-shkolnikov