Статья «Уроки технологии как средство здоровьесбережение учащихся при выборе профессии»

16
0
Материал опубликован 18 February 2017 в группе

Уроки технологии как средство здоровьесбережения учащихся

при выборе профессии.

Чигарских И. А.,2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 70», Киров.

Аннотация.

Уроки технологии играют важную роль в осуществлении профориентационной работы в школе. Содержание предмета даёт благоприятную возможность осуществлять просвещение, консультирование в рамках урока и формирование у обучающихся осознанного выбора профессии с учётом здоровьесбережения. Построение и реализация системы профориентационной работы педагога с учётом здоровьесбережения учащихся основывается на включении дополнительного содержания к основному. Элементы занимательности позволяют формировать устойчивый интерес обучающихся к своему здоровью при выборе будущей профессии. Так, в разделе «Кулинария» обязательное содержание урока «Профессии, связанные с получением и обработкой пищевых продуктов» целесообразно дополнить сведениями по здоровьесбережению и занимательными заданиями для обучающихся. В статье представлена модель урока для обучающихся 7-8 классов, дополнительный материал к урокам и тесты по здоровому питанию и профориентации в соответствии с темами раздела «Кулинария» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии.

 Ключевые слова: технология, профориентация, здоровьесбережение.

Модель урока «Кулинарных дел мастера» 7 класс

Объект проектирования: профессии работников пищевой промышленности.

Концептуалные основы:

-знакомство с описанием профессий поможет в будущем в выборе профессии;

- специалисты в медицине: диетолог и нутрициолог обеспечивают организацию работы по здоровому питанию.

Техники и технологии, используемые на уроке:

- проблемный вопрос о качестве общественного питания; важности и престижности рабочих профессий, необходимости работы специалистов по здоровому питанию на этапе актуализации знаний;

- ролевая игра «Выбери профессию» на этапе практической работы;

- цифровой образовательный ресурс - презентация «Кулинарных дел мастера»;

- объяснительно-иллюстративный метод обучения на этапе изучения нового материала;

- частично-поисковый метод при тестировании на этапе первичного усвоения знаний и разгадывании кроссворда на этапе закрепления знаний.

Тема урока: «Кулинарных дел мастера»

Цели учителя:

- организация деятельности детей по формированию знаний о профессиях пищевой отрасли; изучению отличительных особенностей основных кулинарных профессий; расширение кругозора в профориентации;

- развитие у учащихся творческого мышления, грамотной речи и познавательного интереса;

- воспитание у учащихся интереса к выбору профессии и культуре труда, убеждённость в необходимости качественного результата труда.

Цели учащихся:

- познакомиться с описанием профессий пищевой промышленности;

- выбрать по описанию понравившуюся профессию и выполнить практическое задание по данной профессии;

- усвоить особенности профессий пищевой промышленности.

Тип занятия: изучение и закрепление нового материала.

Структурные элементы урока:

1. Актуализация знаний учащихся о профессиях пищевой промышленности.

2. Мотивация: полезная пища на предприятиях общественного питания зависит от качества работы и квалификации специалистов по питанию.

3. Изучение нового материала в виде беседы с аудио и видео сопровождением (презентация). Знакомство с классификаторов профессий.

4. Первичная проверка понимания - тестирование (установление соответствия между понятиями и описаниями профессий).

5. Закрепление нового материала в форме кроссворда.

6. Включение учащихся в практическую игровую деятельность по выполнению творческих заданий для каждой профессии.

6. Представление учащимися индивидуальных результатов.

7. Оценка и самооценка деятельности на уроке.

8. Домашнее задание.

Прогнозируемый результат: ознакомление учащихся с профессиями пищевой промышленности и расширение кругозора учащихся.

Дополнительный материал к урокам по профориентации раздела Кулинария.

Приложение 1.

Профессии пищевой промышленности.

Аппаратчик пищевого производства

Работает на предприятиях, которые занимаются пастеризацией разнообразных видов герметически упакованной, фасованной продукции . Контролирует качество продуктов при помощи автоматизированной системы управления технологическими процессами, которая включает в себя автоматические регуляторы, контрольно-измерительные приборы, систему защиты и сигнализации.

Аппаратчик пастеризации и охлаждения молока.


Работает на предприятиях по переработке молока, выпуска молочной продукции, хладокомбинатах. Контролирует качество молока и молочных продуктов с помощью автоматизированной системы управления технологическим процессом, включающей в себя контрольно-измерительные приборы, автоматические регуляторы, систему сигнализации и защиты. Работа противопоказана людям с заболеваниями: сердечно-сосудистой системы; органов пищеварения; почек; мочевых путей; органов дыхания; опорно- двигательного аппарата; нервной системы; аллергическими заболеваниями; заболеваниями носящие инфекционный характер; низкий уровень слуха.

Валеолог. От лат. Valeo - здравствовать - специалист, который занимается вопросами сохранения здоровья человека. Работает в области эргономики, охраны труда и психогигиены. Специалист может работать в научных лабораториях Институтах новых технологий в области образования, институтах повышения квалификации работников образования и т.п.

Эта работа противопоказана людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и всех видов нервно-психических расстройств.

Профессию можно получить в учебных заведениях высшего профессионального образования.

Врач-инфекционист. Инфекционные болезни — раздел клинической медицины, изучающий причины возникновения, механизмы развития и клинические проявления инфекционных болезней, вызываемых болезнетворными микроорганизмами, а также разрабатывающий методы их лечения и профилактики. Специалист в этой области называется инфекционистом. Выявляет, диагностирует и лечит больных с инфекционными заболеваниями, а также проводит профилактические мероприятия по предупреждению дальнейшего распространения инфекционных болезней среди населения.
Рано распознает больных с инфекционными заболеваниями, оказывает медицинскую помощь при неотложных состояниях, проводит противоэпидемические мероприятия в инфекционных очагах и диспансеризацию лиц после перенесения таких заболеваний.

Официант занимается обслуживанием посетителей в кафе, ресторанах, принимает заказы посетителей и получает расчет за услуги. Убирает после ухода посетителей столы и заново их сервирует. Несет материальную ответственность за сохранность выручки и посуды.

Повар. Специалист-кулинар, занимающийся приготовлением разнообразных блюд. Знает правила хранения продуктов и организовывает их хранение соответственно санитарно-гигиеническими нормам. Помнит уже существующие и изобретает собственные рецепты приготовления разнообразных блюд. Придает им эстетический вид. Работает в помещении в условиях повышенной температуры.

Пчеловод. Присматривает за пчелами целый год. Ремонтирует пчеловодческий инвентарь и ульи, изготовляет рамки для новых сот. Создает новые семьи пчел. Переводит пчел на опыление и медосбор сельскохозяйственных культур. Заменяет и выводит маток. Перерабатывает восковое сырье и откачивает мед. Проводит племенную работу. Осуществляет ветеринарные и санитарно-гигиенические мероприятия. Готовит пчелам корм на зимний период. 

Тестодел- работник, готовящий из муки тесто. Должен знать правила эксплуатации и принцип работы опрокидывательных и тестомесильных машин, сорта муки, правила и способы готовки теста, методы определения его готовности к разделке.

Технолог общественного питания. Рассчитывает количество продуктов  для получения готовых блюд, определяет их качество, составляет меню, отвечает за качество готовых блюд и исправность оборудования, распределяет обязанности между поварами и контролирует их работу.

Шев-повар - контролирует производственные процессы на кухне ресторана.

Титестер - дегустатор чая, оценивает по 50-60 образцов в день. Он должен оценивать чай по вкусу, цвету листьев, аромату заварки.

 

Приложение 2.

Что нужно знать о здоровье, выбирая профессию?

Все мы знаем, что проблема профессионального самоопределения является сложной в жизни каждого молодого человека, однако особенно труден выбор профессии для лиц, имеющих хронические заболевания или отклонения в состоянии здоровья. Это связано как с неосведомленностью многих подростков о необходимости учитывать состояние здоровья при выборе профессии и наличии каких-либо законодательных ограничений при этом, так и c переоценкой своих сил и возможностей, нежеланием считаться с имеющимися нарушениями здоровья как причиной этих ограничений. Кроме того, многие молодые люди недостаточно осведомлены о санитарно-гигиенических особенностях труда в разных, в том числе и наиболее массовых профессиях. О возможном отрицательном влиянии производственных факторов на течение имеющихся у них заболеваний и нуждаются в квалифицированной помощи врачей и физиологов. Не имея четких представлений о характере профессий, а также не учитывая состояние здоровья, многие подростки делают ошибки в своем профессиональном выборе.

С чем же связано ограничение возможности выбора профессии при наличии каких либо заболеваний? Во-первых, сама профессия предъявляет определенные требования к состоянию здоровья, и, прежде всего, к анализаторам. Например, работа с мелкими деталями требует хорошей остроты зрения. Имеется также целая группа работ, при выполнении которых необходимо различение цвета, т.е. требуется сохранность функции цветоощущения. С другой стороны, известно, что любая профессиональная деятельность осуществляется в определенных производственных условиях, которые в ряде случаев оказывают отрицательное влияние на организм и могут привести к обострению имеющихся заболеваний. К неблагоприятным производственным факторам относятся большие физические нагрузки, вынужденная рабочая поза, значительное нервно-психическое напряжение, неблагоприятный микроклимат (высокие или низкие температуры, повышенная влажность), пыль, шум, вибрация, токсические вещества. Для того, чтобы помочь молодым людям, имеющим хронические заболевания или функциональные отклонения в состоянии здоровья, правильно выбрать профессию и избежать негативного влияния производственных факторов на организм, в центре профориентации осуществляется профессиональное консультирование, включающее подбор профессий и специальностей для профессионального обучения с учетом состояния здоровья. Ниже приводится примерный перечень противопоказанных факторов производственной среды и трудового процесса, влияние которых необходимо учитывать при выборе профессии подросткам, имеющим хронические заболевания и отклонения в состоянии здоровья.

Болезни

Противопоказанные факторы производственной среды и трудового процесса

органов дыхания

неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия (повышенные температура, влажность, давление воздуха, пониженная температура), пыль, токсические вещества раздражающего и сенсибилизирующего действия, значительное нервно-эмоциональное и физическое напряжение

сердечно-сосудистой системы

выраженное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, предписанный темп работы, длительная ходьба, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические факторы, токсические вещества, повышенные уровни шума и вибрации, работа на высоте

нервной системы

значительное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, контакт с токсическими веществами, повышенная опасность травматизма, шум, вибрация

органов пищеварения

значительное физическое напряжение, токсические вещества, шум, вибрация, неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия, вынужденное положение тела, связанное с напряжением брюшного пресса, невозможность соблюдения режима питания

почек

значительное физическое напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, вынужденная рабочая поза, воздействие вибрации, контакт с токсическими веществами, невозможность соблюдения режима питания

костно-мышечной системы

значительное физическое напряжение (подъём и переноска тяжестей), длительное пребывание на ногах, длительное фиксированное положение тела с отсутствием возможности перемены положения для снятия напряжения с группы длинных мышц спины

органа зрения

работа, связанная с повышенным напряжением зрения, вынужденная (резко согнутая) рабочая поза, значительное физическое напряжение; работы, в которых не допускается использование корригирующих очков

органа слуха

работа, требующая хорошего слуха; повышенные уровни интенсивности шума и вибрации

кожи

токсические и раздражающие кожу вещества, пыль, неблагоприятные метеорологические условия; необходимость в процессе работы постоянного увлажнения, загрязнения и охлаждения рук.

Приложение 3.

Кроссворд «Профессии пищевой промышленности».

Впишите ответы по вертикали в кроссворд.

1.Кто изготавливает изделия из различных видов пищевого сырья - торты, пирожные, печенье, рулеты, кексы и т.п.? (Кондитер)

2.Он знает всё о продукте: его состав, цвет и вкус, страну изготовления, срок годности и технологию производства. (Дегустатор)

3. Кто составляет рацион лечебного питания? (Диетолог)

4. Он составляет меню, заявки на продукты и полуфабрикаты; определяет готовность блюд и изделий по внешнему виду, запаху, цвету, вкусу. Производит художественное оформление блюд. (Официант)

5. Специалист по питанию, который изучает законы влияния пищи и процесса потребления на здоровье человека. (Нутрициолог)

6. Он владеет технологией приготовления пищи и эксплуатацией оборудования. (Повар)

7.Специалист по выпеканию хлеба и хлебобулочных изделий разных сортов. (Пекарь)

Приложение 4.

Тестовые задания к разделу

1.Установить соответствие между названием и характеристикой профессии:

1. Повар

А. Специалист по выпеканию хлеба и хлебобулочных изделий разных сортов.

2. Кондитер

Б. Владеет технологией приготовления пищи и эксплуатацией оборудования.

3. Дегустатор

В. Составляет меню, заявки на продукты и полуфабрикаты. Определяет готовность блюд и изделий по внешнему виду, запаху, цвету, вкусу. Производит художественное оформление блюд.

4. Диетолог

Г. Контролирует соблюдение последовательности и качества операций, сопровождающих процесс приготовления пищи.

5. Пекарь

Д. Знает все о продукте: его состав, цвет и вкус, страну изготовления, срок годности и технологию производства.

6.Официант

Е. Составляет рацион лечебного питания.

7.Технолог по приготовлению пищи

Ж. Изготавливает изделия из различных видов пищевого сырья - торты, пирожные, печенье, рулеты, кексы и т.п.

Ответ: 1 - Б, 2 - Ж, 3 - Д, 4 - Е, 5 - А, 6 - В, 7- Г.

Отметьте знаком «+» правильный ответ

2. Верно ли утверждение?

Нутрициолог – специалист, который занимается подбором различных видов питания и их обоснованием.

а)  да; б)  нет.

Ответ: а

3. Специальность нутрициолога можно получить в:

а.  кулинарном техникуме; б. медицинской академии;

в.медицинском колледже.

Ответ: б

Отметьте знаком «+» правильные ответы

4. Профессии, в которых необходимо медицинское образование.

а.  дегустатор;

б.  ехнолог;

в.  диетолог;

г.  нутрициолог.

Ответ: в, г.

5. К основным профессиям общественного питания относятся:

а.  повар; б.  кондитер;

в.  бармен; г.  мясник.

Ответ: а, б.

6. К профессиям по производству пищевых продуктов относятся:

а.  тестомес; б.  пчеловод;

в.  рыбак; г.  птицевод.

Ответ: б, в, г.

7. К профессиям по обработке пищевых продуктов и приготовлению блюд относятся:

а.  официант; б.  технолог;

в.  диетолог; г.  пекарь.

Ответ: б, г.

Отметьте знаком «+» правильный ответ

8. Диетолог выполняет работу по:

а.  оформлению блюд; б.  приготовлению блюд;

в.  составлению рациона лечебного питания.

Ответ: в.

Отметьте знаком «+» правильные ответы

9. Повар работает в условиях повышенной:

а. температуры; б.  физической нагрузки;

в.  внимательности; г. запылённости.

Ответ: а, б, в.

10. Специалистами по сохранению здоровья человека через питание являются:

а.  диетолог; б.  дегустатор;

в.  валеолог; г.  нутрициолог.

Ответ: а, в, г.

Список литературы

1. Барылкина Л.П., С.Е. Соколова. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы:5-9 класс-М. 2006 г.

2. Бочкарева Н. А. Здоровое питание для школьников.: Самара. 2007

3.http://festival.1september.ru/articles/508737/

4. http://www.profvibor.ru/node/255353. http://ryabininasite.ucoz.ru/

5. http://tehno.langmmc.edusite.ru/p3aa1.html

6. http://www.edu.ru/abitur/act.22/index.php

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.