Статья «Уроки технологии как средство здоровьесбережение учащихся при выборе профессии»
Уроки технологии как средство здоровьесбережения учащихся
при выборе профессии.
Чигарских И. А.,2017
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 70», Киров.
Аннотация.
Уроки технологии играют важную роль в осуществлении профориентационной работы в школе. Содержание предмета даёт благоприятную возможность осуществлять просвещение, консультирование в рамках урока и формирование у обучающихся осознанного выбора профессии с учётом здоровьесбережения. Построение и реализация системы профориентационной работы педагога с учётом здоровьесбережения учащихся основывается на включении дополнительного содержания к основному. Элементы занимательности позволяют формировать устойчивый интерес обучающихся к своему здоровью при выборе будущей профессии. Так, в разделе «Кулинария» обязательное содержание урока «Профессии, связанные с получением и обработкой пищевых продуктов» целесообразно дополнить сведениями по здоровьесбережению и занимательными заданиями для обучающихся. В статье представлена модель урока для обучающихся 7-8 классов, дополнительный материал к урокам и тесты по здоровому питанию и профориентации в соответствии с темами раздела «Кулинария» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии.
Ключевые слова: технология, профориентация, здоровьесбережение.
Модель урока «Кулинарных дел мастера» 7 класс
Объект проектирования: профессии работников пищевой промышленности.
Концептуалные основы:
-знакомство с описанием профессий поможет в будущем в выборе профессии;
- специалисты в медицине: диетолог и нутрициолог обеспечивают организацию работы по здоровому питанию.
Техники и технологии, используемые на уроке:
- проблемный вопрос о качестве общественного питания; важности и престижности рабочих профессий, необходимости работы специалистов по здоровому питанию на этапе актуализации знаний;
- ролевая игра «Выбери профессию» на этапе практической работы;
- цифровой образовательный ресурс - презентация «Кулинарных дел мастера»;
- объяснительно-иллюстративный метод обучения на этапе изучения нового материала;
- частично-поисковый метод при тестировании на этапе первичного усвоения знаний и разгадывании кроссворда на этапе закрепления знаний.
Тема урока: «Кулинарных дел мастера»
Цели учителя:
- организация деятельности детей по формированию знаний о профессиях пищевой отрасли; изучению отличительных особенностей основных кулинарных профессий; расширение кругозора в профориентации;
- развитие у учащихся творческого мышления, грамотной речи и познавательного интереса;
- воспитание у учащихся интереса к выбору профессии и культуре труда, убеждённость в необходимости качественного результата труда.
Цели учащихся:
- познакомиться с описанием профессий пищевой промышленности;
- выбрать по описанию понравившуюся профессию и выполнить практическое задание по данной профессии;
- усвоить особенности профессий пищевой промышленности.
Тип занятия: изучение и закрепление нового материала.
Структурные элементы урока:
1. Актуализация знаний учащихся о профессиях пищевой промышленности.
2. Мотивация: полезная пища на предприятиях общественного питания зависит от качества работы и квалификации специалистов по питанию.
3. Изучение нового материала в виде беседы с аудио и видео сопровождением (презентация). Знакомство с классификаторов профессий.
4. Первичная проверка понимания - тестирование (установление соответствия между понятиями и описаниями профессий).
5. Закрепление нового материала в форме кроссворда.
6. Включение учащихся в практическую игровую деятельность по выполнению творческих заданий для каждой профессии.
6. Представление учащимися индивидуальных результатов.
7. Оценка и самооценка деятельности на уроке.
8. Домашнее задание.
Прогнозируемый результат: ознакомление учащихся с профессиями пищевой промышленности и расширение кругозора учащихся.
Дополнительный материал к урокам по профориентации раздела Кулинария.
Приложение 1.
Профессии пищевой промышленности.
Аппаратчик пищевого производства
Работает на предприятиях, которые занимаются пастеризацией разнообразных видов герметически упакованной, фасованной продукции . Контролирует качество продуктов при помощи автоматизированной системы управления технологическими процессами, которая включает в себя автоматические регуляторы, контрольно-измерительные приборы, систему защиты и сигнализации.
Аппаратчик пастеризации и охлаждения молока.
Работает на предприятиях по переработке молока, выпуска молочной продукции, хладокомбинатах. Контролирует качество молока и молочных продуктов с помощью автоматизированной системы управления технологическим процессом, включающей в себя контрольно-измерительные приборы, автоматические регуляторы, систему сигнализации и защиты. Работа противопоказана людям с заболеваниями: сердечно-сосудистой системы; органов пищеварения; почек; мочевых путей; органов дыхания; опорно- двигательного аппарата; нервной системы; аллергическими заболеваниями; заболеваниями носящие инфекционный характер; низкий уровень слуха.
Валеолог. От лат. Valeo - здравствовать - специалист, который занимается вопросами сохранения здоровья человека. Работает в области эргономики, охраны труда и психогигиены. Специалист может работать в научных лабораториях Институтах новых технологий в области образования, институтах повышения квалификации работников образования и т.п.
Эта работа противопоказана людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и всех видов нервно-психических расстройств.
Профессию можно получить в учебных заведениях высшего профессионального образования.
Врач-инфекционист. Инфекционные болезни — раздел клинической медицины, изучающий причины возникновения, механизмы развития и клинические проявления инфекционных болезней, вызываемых болезнетворными микроорганизмами, а также разрабатывающий методы их лечения и профилактики. Специалист в этой области называется инфекционистом. Выявляет, диагностирует и лечит больных с инфекционными заболеваниями, а также проводит профилактические мероприятия по предупреждению дальнейшего распространения инфекционных болезней среди населения.
Рано распознает больных с инфекционными заболеваниями, оказывает медицинскую помощь при неотложных состояниях, проводит противоэпидемические мероприятия в инфекционных очагах и диспансеризацию лиц после перенесения таких заболеваний.
Официант занимается обслуживанием посетителей в кафе, ресторанах, принимает заказы посетителей и получает расчет за услуги. Убирает после ухода посетителей столы и заново их сервирует. Несет материальную ответственность за сохранность выручки и посуды.
Повар. Специалист-кулинар, занимающийся приготовлением разнообразных блюд. Знает правила хранения продуктов и организовывает их хранение соответственно санитарно-гигиеническими нормам. Помнит уже существующие и изобретает собственные рецепты приготовления разнообразных блюд. Придает им эстетический вид. Работает в помещении в условиях повышенной температуры.
Пчеловод. Присматривает за пчелами целый год. Ремонтирует пчеловодческий инвентарь и ульи, изготовляет рамки для новых сот. Создает новые семьи пчел. Переводит пчел на опыление и медосбор сельскохозяйственных культур. Заменяет и выводит маток. Перерабатывает восковое сырье и откачивает мед. Проводит племенную работу. Осуществляет ветеринарные и санитарно-гигиенические мероприятия. Готовит пчелам корм на зимний период.
Тестодел- работник, готовящий из муки тесто. Должен знать правила эксплуатации и принцип работы опрокидывательных и тестомесильных машин, сорта муки, правила и способы готовки теста, методы определения его готовности к разделке.
Технолог общественного питания. Рассчитывает количество продуктов для получения готовых блюд, определяет их качество, составляет меню, отвечает за качество готовых блюд и исправность оборудования, распределяет обязанности между поварами и контролирует их работу.
Шев-повар - контролирует производственные процессы на кухне ресторана.
Титестер - дегустатор чая, оценивает по 50-60 образцов в день. Он должен оценивать чай по вкусу, цвету листьев, аромату заварки.
Приложение 2.
Что нужно знать о здоровье, выбирая профессию?
Все мы знаем, что проблема профессионального самоопределения является сложной в жизни каждого молодого человека, однако особенно труден выбор профессии для лиц, имеющих хронические заболевания или отклонения в состоянии здоровья. Это связано как с неосведомленностью многих подростков о необходимости учитывать состояние здоровья при выборе профессии и наличии каких-либо законодательных ограничений при этом, так и c переоценкой своих сил и возможностей, нежеланием считаться с имеющимися нарушениями здоровья как причиной этих ограничений. Кроме того, многие молодые люди недостаточно осведомлены о санитарно-гигиенических особенностях труда в разных, в том числе и наиболее массовых профессиях. О возможном отрицательном влиянии производственных факторов на течение имеющихся у них заболеваний и нуждаются в квалифицированной помощи врачей и физиологов. Не имея четких представлений о характере профессий, а также не учитывая состояние здоровья, многие подростки делают ошибки в своем профессиональном выборе.
С чем же связано ограничение возможности выбора профессии при наличии каких либо заболеваний? Во-первых, сама профессия предъявляет определенные требования к состоянию здоровья, и, прежде всего, к анализаторам. Например, работа с мелкими деталями требует хорошей остроты зрения. Имеется также целая группа работ, при выполнении которых необходимо различение цвета, т.е. требуется сохранность функции цветоощущения. С другой стороны, известно, что любая профессиональная деятельность осуществляется в определенных производственных условиях, которые в ряде случаев оказывают отрицательное влияние на организм и могут привести к обострению имеющихся заболеваний. К неблагоприятным производственным факторам относятся большие физические нагрузки, вынужденная рабочая поза, значительное нервно-психическое напряжение, неблагоприятный микроклимат (высокие или низкие температуры, повышенная влажность), пыль, шум, вибрация, токсические вещества. Для того, чтобы помочь молодым людям, имеющим хронические заболевания или функциональные отклонения в состоянии здоровья, правильно выбрать профессию и избежать негативного влияния производственных факторов на организм, в центре профориентации осуществляется профессиональное консультирование, включающее подбор профессий и специальностей для профессионального обучения с учетом состояния здоровья. Ниже приводится примерный перечень противопоказанных факторов производственной среды и трудового процесса, влияние которых необходимо учитывать при выборе профессии подросткам, имеющим хронические заболевания и отклонения в состоянии здоровья.
Болезни |
Противопоказанные факторы производственной среды и трудового процесса |
органов дыхания |
неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия (повышенные температура, влажность, давление воздуха, пониженная температура), пыль, токсические вещества раздражающего и сенсибилизирующего действия, значительное нервно-эмоциональное и физическое напряжение |
сердечно-сосудистой системы |
выраженное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, предписанный темп работы, длительная ходьба, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические факторы, токсические вещества, повышенные уровни шума и вибрации, работа на высоте |
нервной системы |
значительное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, контакт с токсическими веществами, повышенная опасность травматизма, шум, вибрация |
органов пищеварения |
значительное физическое напряжение, токсические вещества, шум, вибрация, неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия, вынужденное положение тела, связанное с напряжением брюшного пресса, невозможность соблюдения режима питания |
почек |
значительное физическое напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, вынужденная рабочая поза, воздействие вибрации, контакт с токсическими веществами, невозможность соблюдения режима питания |
костно-мышечной системы |
значительное физическое напряжение (подъём и переноска тяжестей), длительное пребывание на ногах, длительное фиксированное положение тела с отсутствием возможности перемены положения для снятия напряжения с группы длинных мышц спины |
органа зрения |
работа, связанная с повышенным напряжением зрения, вынужденная (резко согнутая) рабочая поза, значительное физическое напряжение; работы, в которых не допускается использование корригирующих очков |
органа слуха |
работа, требующая хорошего слуха; повышенные уровни интенсивности шума и вибрации |
кожи |
токсические и раздражающие кожу вещества, пыль, неблагоприятные метеорологические условия; необходимость в процессе работы постоянного увлажнения, загрязнения и охлаждения рук. |
Приложение 3.
Кроссворд «Профессии пищевой промышленности».
Впишите ответы по вертикали в кроссворд.
1.Кто изготавливает изделия из различных видов пищевого сырья - торты, пирожные, печенье, рулеты, кексы и т.п.? (Кондитер)
2.Он знает всё о продукте: его состав, цвет и вкус, страну изготовления, срок годности и технологию производства. (Дегустатор)
3. Кто составляет рацион лечебного питания? (Диетолог)
4. Он составляет меню, заявки на продукты и полуфабрикаты; определяет готовность блюд и изделий по внешнему виду, запаху, цвету, вкусу. Производит художественное оформление блюд. (Официант)
5. Специалист по питанию, который изучает законы влияния пищи и процесса потребления на здоровье человека. (Нутрициолог)
6. Он владеет технологией приготовления пищи и эксплуатацией оборудования. (Повар)
7.Специалист по выпеканию хлеба и хлебобулочных изделий разных сортов. (Пекарь)
Приложение 4.
Тестовые задания к разделу
1.Установить соответствие между названием и характеристикой профессии:
1. Повар |
А. Специалист по выпеканию хлеба и хлебобулочных изделий разных сортов. |
2. Кондитер |
Б. Владеет технологией приготовления пищи и эксплуатацией оборудования. |
3. Дегустатор |
В. Составляет меню, заявки на продукты и полуфабрикаты. Определяет готовность блюд и изделий по внешнему виду, запаху, цвету, вкусу. Производит художественное оформление блюд. |
4. Диетолог |
Г. Контролирует соблюдение последовательности и качества операций, сопровождающих процесс приготовления пищи. |
5. Пекарь |
Д. Знает все о продукте: его состав, цвет и вкус, страну изготовления, срок годности и технологию производства. |
6.Официант |
Е. Составляет рацион лечебного питания. |
7.Технолог по приготовлению пищи |
Ж. Изготавливает изделия из различных видов пищевого сырья - торты, пирожные, печенье, рулеты, кексы и т.п. |
Ответ: 1 - Б, 2 - Ж, 3 - Д, 4 - Е, 5 - А, 6 - В, 7- Г.
Отметьте знаком «+» правильный ответ
2. Верно ли утверждение?
Нутрициолог – специалист, который занимается подбором различных видов питания и их обоснованием.
а) да; б) нет.
Ответ: а
3. Специальность нутрициолога можно получить в:
а. кулинарном техникуме; б. медицинской академии;
в.медицинском колледже.
Ответ: б
Отметьте знаком «+» правильные ответы
4. Профессии, в которых необходимо медицинское образование.
а. дегустатор;
б. ехнолог;
в. диетолог;
г. нутрициолог.
Ответ: в, г.
5. К основным профессиям общественного питания относятся:
а. повар; б. кондитер;
в. бармен; г. мясник.
Ответ: а, б.
6. К профессиям по производству пищевых продуктов относятся:
а. тестомес; б. пчеловод;
в. рыбак; г. птицевод.
Ответ: б, в, г.
7. К профессиям по обработке пищевых продуктов и приготовлению блюд относятся:
а. официант; б. технолог;
в. диетолог; г. пекарь.
Ответ: б, г.
Отметьте знаком «+» правильный ответ
8. Диетолог выполняет работу по:
а. оформлению блюд; б. приготовлению блюд;
в. составлению рациона лечебного питания.
Ответ: в.
Отметьте знаком «+» правильные ответы
9. Повар работает в условиях повышенной:
а. температуры; б. физической нагрузки;
в. внимательности; г. запылённости.
Ответ: а, б, в.
10. Специалистами по сохранению здоровья человека через питание являются:
а. диетолог; б. дегустатор;
в. валеолог; г. нутрициолог.
Ответ: а, в, г.
Список литературы
1. Барылкина Л.П., С.Е. Соколова. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы:5-9 класс-М. 2006 г.
2. Бочкарева Н. А. Здоровое питание для школьников.: Самара. 2007
3.http://festival.1september.ru/articles/508737/
4. http://www.profvibor.ru/node/255353. http://ryabininasite.ucoz.ru/
5. http://tehno.langmmc.edusite.ru/p3aa1.html
6. http://www.edu.ru/abitur/act.22/index.php