Инклюзивное образование - веление времени
Инклюзивное образование-веление времени.
В новых социальных условиях от педагогов требуется учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, ограниченных возможностей. «Инклюзивное образование важно для всех членов общества: и для людей с ограниченными возможностями, и для тех, у кого нет проблем со здоровьем», – такое мнение высказал 15 октября 2014 года в Казани на пленарном заседании форума ОНФ «Качественное образование во имя страны» Президент России Владимир Путин. Сегодня в российском образовании вводится инклюзивное образование.
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ), «инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Здесь невозможно руководствоваться традиционными педагогическими умениями и навыками. Необходимо формирование инклюзивной компетентности учителей как составляющей их профессиональной компетентности. Она включает в себя два основных показателя:
1) профессиональная
2) психологическая готовность.
Профессиональная готовность состоит из информационной готовности, применения и знания современных педагогических технологий, знания основ психологии и коррекционной педагогики, готовности педагога моделировать и варьировать урок, знания индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, осуществления профессионального взаимодействия, обучения и самообучения
Психологическая готовность включает в себя: эмоциональное восприятие детей разных групп, готовность учителя включать детей с различными типами нарушений в урочную деятельность, удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.
Инклюзивное или включенное обучение означает совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья или детей-инвалидов и типично развивающихся сверстников в пределах одного класса по разным образовательным маршрутам. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет право на получение начального и среднего образования по месту жительства. Это означает, что каждый учитель должен быть готов обучать такого ребенка и для этого необходимо обладать определенным уровнем сформированности инклюзивной компетентности.
Важная роль учителя заключается в том, что он, используя накопленный педагогический опыт, взаимодействует с «особыми» детьми в процессе обучения. Такие дети делают первые успехи, адаптируются и социализируются в обществе.
Также немаловажным является включенность в образовательный процесс родителей и «особых» детей и родителей типично развивающихся сверстников.
Учитель массовой школы должен стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию.
Литература.
1.Алехина С.В.”Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании”.//Психологическая наука и образование.М.,2011
2.Хафизуллина И.Н.” Формирование инклюзивной компетенции будущих учителей в процессе профессиональной подготовки”. Астрахань.2018