12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гладунова Татьяна Алексеевна35

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»





Технологическая карта урока Истории России

в 9 классе

по теме:

«Александр II: начало правления.

Крестьянская реформа 1861 года»







Разработала:

учитель истории и обществознания

Гладунова Татьяна Алексеевна





Исилькуль, 2019



Тема: Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 года.

Цель: сформировать представление о крестьянской реформе 1861 г

Задачи: рассмотреть причины отмены крепостного права в России; обсудить период правления императора Александра II; охарактеризовать основные положения крестьянской реформы; показать суть взглядов политических сил, участвующих в обсуждении проекта крестьянской реформы

Формируемые метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия: ставить учебные задачи под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; оценивать работу одноклассников.

Личностные универсальные учебные действия: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России,уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории.

Познавательные универсальные учебные действия: смысловое чтение; выделять главное, существенное; выделение главной мысли; умение определять понятия, поиск определений, понятий; поиск ответов на вопросы; сравнивать факты; создавать обобщения, устанавливать аналогии; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения;

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Педагогические технологии: проблемного обучения, элементы технологии критического обучения, групповая форма работы.

Оборудование: карта «Отмена крепостного права в России в 1861 г.»

Основные понятия: временнообязанный крестьянин, выкупные платежи, отрезки, прирезки, капитализация оброка, мировой посредник, уставные грамоты

Форма урока: урок «открытия» нового знания

Учебник: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., Токарева А.Я., История России, 9 класс, Часть 1, М., Просвещение, 2018.



Проектирование плана и хода урока

Этап                              

Деятельность учителя                      

Деятельность учащихся                                     

Организационный момент

Включение в деловой ритм.

Добрый день, ребята. Настроились на полноценную работу. Тихо садимся. Ребята на партах у вас лежат рабочие листы , в которых мы будем работать в течение всего урока. Подпишите их.

Подготовка класса к работе.                

Мотивирование к учебной деятельности.





2 минуты

Слайд №1

Давайте прочтем отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Элегия», написанное в 1874г. Определите, о каком событии идёт речь в стихотворении?

Я видел красный день: в России нет раба!

И слёзы сладкие я пролил в умиленье …

«Довольно ликовать в наивном увлеченье, -

Шепнула Муза мне, - Пора идти вперёд:

Народ освобождён, но счастлив ли народ? …»

Вопрос учителя: Ребята скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Перед вами два слова : реформа и революция .

Обращение к классу: Ребята! Что менее болезненно для общества? (реформа). Почему?

Реформа - постепенное преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни.

Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил в речи перед представителями московского дворянства 30 марта 1856 года.

Слайд №2

«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам.

Я убежден, что и вы одного мнения со мной, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

Исходя из выше сказанного сформулируйте тему урока.

Объявляется тема урока «Александр II: Начало правления. Крестьянская реформа 1861 года» и записывается в тетради.

Слайд №3 Тема урока

Слушают

Анализируют

Отвечают на вопросы



Ставят цели, формулируют

 (уточняют) тему урока.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Актуализация знаний ,фиксация затруднений в деятельности

Постановка учебной задачи

1 минута

Учитель: Крепостничество господствовало в России в течение нескольких столетий; с момента его отмены прошло 158 лет.Ребята, почему же отмена крепостного права находится, и думаю, будет находиться в центре внимания историков еще долгие годы?

(Почему отмена крепостного права в 1861 году считается одной из важнейших вех в истории России?)

А сейчас давайте откроем стр. 117 учебника и сверимся: совпали ли наши версии с проблемным вопросом, поставленным авторами










Построение проекта выхода из затруднения



3 минуты












Давайте попытаемся вместе наметить пути исследования этой проблемы.

Как вы считаете, что мы должны сделать для того, чтобы исследовать проблему.

Ответы учащихся фиксируются на доске в виде кластера, они выбирают наиболее рациональную последовательность изучения материала. После изучения темы необходимо возвращение к поставленным вопросам для определения результативности работы. Примерные вопросы:

Слайд №4

1. «Царь – Освободитель».

2. Предпосылки реформы.

3. Причины отмены крепостного права.

4.Подготовка крестьянской реформы 1861г.

5. Основные положения крестьянской реформы 1861г.

6. Значение отмены крепостного права.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).
















Работа в парах с проверкой по эталону

Составление психологического портрета Александра 2.

- Не для кого из нас не секрет, как порой велика бывает роль личности в истории и как часто от личности история зависит…

19 февраля 1855г. на российский престол вступил старший сын Николая I – Александр II.

Каким же был Александр II? Работая в парах с текстом пункта п.1 параграфа 16 (стр.117) и дополнительным материалом (приложение), нарисуйте психологический портрет императора . Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности?

Слайд № 5

Составляют портрет личности, анализирую дополнительную литературу и текст учебника

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Слайд № 6

Самостоятельная работа

Задание 1.

Впервые Александр II  официально заявил о необходимости отмены крепостного права в России 30 марта 1856 г. в своей речи перед представителями московского дворянства

Но некоторые меры по решению крестьянского вопроса были предприняты ранее правящими императорами.

Год

Император

Что предпринято в рамках крестьянского вопроса

1797 г

Павел I

Указ о трехдневной барщине

1803 г

Александр I

Указ о “вольных хлебопашцах”

1816–1819 гг.

Александр I

Закон о полной отмене крепостного права в 3-х прибалтийских губерниях (Эстляндии, Курляндии, Лифляндии)

1842 г.

Николай 1

Закон Николая I об “обязанных крестьянах” (реформа Киселева)

1847 г.

даровал крепостным право выкупа на свободу в случае продажи имения их владельца

Самостоятельно заполнить таблицу, сверить с эталоном

Слайд № 7

- Александр II считает необходимой отмену крепостного права? За принятием такого важного решения стоят определенные факторы, которые побудили императора к действию.

Выполняют задания на соотнесение факторов и сфер



Самостоятельная работа с учебником

Несмотря на разные взгляды, большинство историков среди причин отмены крепостного права называют две основные. Прочитайте п.2 параграфа и запишите их в рабочий лист.

Главные причины:

1. крепостное право тормозило развитие страны;

2. необходимость ослабления социального напряжения в стране.

Слайд № 8

Учащиеся работают с учебником, называют две главные причины:

1. крепостное право тормозило развитие страны;

2. необходимость ослабления социального напряжения в стране.



Подготовка реформы шла несколько лет.

Заполнить таблицу с помощью учебника.

Год

Событие

1857г.

Создание секретного комитета

1857г.

Издание рескрипта об учреждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы.

1858г.

Секретный комитет был преобразован в Главный комитет.

1859г.

Учреждены Редакционные комиссии.

Они занимались рассмотрением материалов, представленными губернскими комитетами, и составлением на из основе общего проекта закона об освобождении крестьян.

Во главе Ростовцев Я.И.

1860г.

Роспуск редакционных комиссий. Передача документов вначале в Главный комитет, а затем в Государственный совет.



Учащиеся определяют этапы подгоьовки реформы

Физминутка

2 минуты

Ребята, а сейчас чтобы наши глазки отдохнули всё внимание на экран и глазками следим за движением фигур, выполняя движения.





Слайд № 9

Рассказ учителя

19 февраля 1861 г- император Алесандр 2 подписал манифест , возвещавший отмену крепостного права .

По реформе крестьяне получили :

Личную свободу свободу перемещения, заключения брака, гражданских сделок, торговли, перехода в другие сословия)

Крестьяне получили землю, но она не сразу становилась их собственностью

Слайд № 10

t1599822575aa.gif

Слайд № 11

Вся земля делилась на три территориальной полосы:

1. нечерноземная,

2. черноземная,

3. степная.

В каждой полосе устанавливалась своя норма наделов для крестьян.

Слайд № 12

Отрезки

Прирезки

Мировые посредники

Уставная грамота







Читая п.5 определить значение реформы (если есть время проговариваем, а затем распределяем) Если нет-вывожу на экран и распределяем

Распределить прогрессивные и отрицательные черты реформы

Слайд № 13



Таблица№3 «Значение отмены крепостного права»

Прогрессивные черты

Отрицательные черты

Сделала крестьян лично свободными

Реформа открыла путь новым экономическим отношениям

Способствовала созданию рынка рабочей силы

1.Временнообязанное состояние крестьян

2. Большая часть участников реформы не были готовы к проведению реформы (аргументируйте: помещики не использовали технику, агрокультурные приемы)

Крестьяне: неграмотны и бедны

3.Надел земли крестьяне не получали в

собственность. А что можно было сделать с ней? (землю можно было покупать, арендовать, передавать по наследству)

Слайд № 14 (проверка)

Мы можем сказать , что реформа носила противоречивый характер?

С одной стороны- давали свободу, с другой стороны- необходимо было выкупать землю.



Рефлексия и самооценка

Можем ли мы считать, что поставленные в начале урока задачи достигнуты? Почему ?

Слайд № 15

И теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока:

- Почему отмена крепостного права в 1861 году считается одной из важнейших вех в истории России?

А теперь я попрошу вас поработать с оценочными листами и оценить свою работу по критериям и поставить себе итоговую отметку за урок.

Почему такая оценка? В чем у вас были затруднения?

Заслушать оценки нескольких человек

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Домашнее задание

Слайд № 16

Всем : §16., вопросы и задания для работы с текстом – вопрос 7,

На выбор :

По рубрике «Историки спорят»: выбрать одно высказывание и в подтверждение его привести не менее трёх аргументов.

ИЛИ



Написать «письмо» императору Александру II от имени освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьян на свободу.







Рабочий лист урока

Ф.И. __________________________________________________________

Тема урока : «Александр 2: Начало правления. Крестьянская реформа 1861 года»

П

Александр 2

ортрет Александра 2

t1599822575ab.gift1599822575ab.gift1599822575ab.gif

t1599822575ab.gift1599822575ab.gift1599822575ab.gift1599822575ab.gif







Определить предпосылки отмены крепостного права и самостоятельно заполнить таблицу

Год

Император

Что предпринято в рамках крестьянского вопроса

1797 г

Павел I


1803 г

Александр I



1816–1819 гг.

Александр I




1842 г.

Николай 1




1847 г.






6. Распределить прогрессивные и отрицательные черты реформы

1.Способствовала созданию рынка рабочей силы

2.Большая часть участников реформы не были готовы к проведению реформы

3. Временнообязанное состояние крестьян

4. Сделала крестьян лично свободными

5. Надел земли крестьяне не получали в собственность

6. Реформа открыла путь новым экономическим отношениям

Таблица «Значение отмены крепостного права» 

1. Вследствие незаинтересованности работника в результатах производства сохранялась низкая производительность труда.

2. Крайне низкие темпы развития страны, застой и растущее отставание России от индустриально развитых стран Европы

3. Нарастание социальных конфликтов:

увеличилось число покушений недовольных крестьян на жизнь помещиков (с 1836 по 1851 г. было убито 139 помещиков);

произошел рост крестьянских волнений (в 1850 -1856 гг. их было 215, а в 1856 – 1860 гг. – 833).

4. Свое влияние оказывал и опыт передовых европейских стран, где складывалось гражданское общество, утверждались свободы и права человека.

5. Крепостное право ничем не отличалось от рабства.

6. Бедность подавляющей массы населения, ее низкая покупательная способность тормозило развитие рынка сбыта продукции.

7. Вырос дефицит бюджета в результате Крымской войны.

8. В надежде на получение свободы крестьяне целыми уездами устремлялись в города и записывались в годы Крымской войны в ополчение. Приходилось силой выдворять их обратно в поместье.

9. Выступление либеральной интеллигенции в защиту крестьян.

10. Случаи жестокого обращения с крестьянами.

11. Активизировалась общественно-политическая жизнь в стране.

А) Экономические

Б) Социальные

В) Духовные

Г) Политические

3. Задание: распределить факторы отмены крепостного права по сферам:



А

Б

В

Г































Найдите в тексте параграфа п. 2. с. 118 главные причины отмены крепостного права и запишите их в рабочий лист

1.

2.














5. Заполнить таблицу с помощью учебника



Год

Событие

1857г.


1857г.


1858г.


1859г.


1860г.




.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.