12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Екатерина Ерофеева43
Пермский край
1

Конспект урока по теме «Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.»

Конспект урока по теме «Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.»

Класс 9

Цель урока: сформировать представление о крестьянской реформе 1861 г

Задачи урока: 

1.рассмотреть причины отмены крепостного права в России;

2. охарактеризовать основные положения крестьянской реформы;

3. определите недостатки и преимущества реформы.

4. охарактеризовать значение реформы.

Оборудование:

- учебник «История России. 9 класс. Часть 1» под ред. А. Торкунова («Просвещение», 2017).

- презентация к уроку «Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.»


Ход урока


1.Мотивационный этап.

На слайде изображение императора Николая 1.

- Чей портрет вы видите?

- С какими проблемами оставил Николай 1 государство своему наследнику?

Проигранная Крымская компания (военно-техническая отсталость);

Незавершенный промышленный переворот;

Наличие социальных противоречий (крестьянские бунты и др.)

- Какая на ваш взгляд основная проблема стояла перед российским обществом и властью в этот период?

Крепостная зависимость крестьян, необходимость ее отмены.

- Именно этому вопросу и будет посвящен наш с вами урок. Давайте попытаемся

вместе наметить пути исследования этой проблемы.

1. Выявить причины отмены крепостного права.

2. Рассмотреть положение реформы.

3. Определить значение реформы.


У каждой реформы есть свои предпосылки для реализации. Были ли попытки отмены крепостного до 1861года? Отвечают дети.


2. Стадия «Осмысления».

Для вас не секрет, что в истории многое зависит от личности. В апреле 1855 года на престол вступил император Александр 2.

Далее выступает учащийся с заранее подготовленным дома заданием, а классу предлагается задание отметить, что им импонирует в личности Александра 2, на основе услышанной информации.

Далее происходит небольшое обсуждение.​​​​​​​

Давайте обратимся к нашему плану (он зафиксирован на доске).

Каковы же, на ваш взгляд, были причины отмены крепостного права? Учащиеся высказывают предположения. Они фиксируются на доске. После чего учитель предлагает воспользоваться учебником и дополнить причины.

незаинтересованность крестьян в результатах собственного труда – снижение с/х производства;

возрастающие волнения крестьян (50-60гг.)

торможение развития промышленности (нехватка рабочих рук);

Россия последняя христианская, европейская держава, где оставалось рабство → нравственно-социальное отставание;

поражение в Крымской войне.

- Как же велась подготовка реформы? В 1859 г. Были созданы Редакционные комиссии, задачей которых было рассмотрение всех проектов, подготовленных местными комитетами, и оставление на их основе единого для всей страны закона. Возглавил Редакционные комиссии Я. Ростовцев.


- 19 февраля 1861 г. Император Александр 2 подписал Манифест об отмене крепостного права.

Учащиеся работают с текстом учебника с. 119 -121 и заполняют таблицу в тетради.


До реформы

После реформы

Личные права



Вопрос о собственности земли



Какие повинности, обязанности были у крестьян?



Кто управлял крестьянской общиной?




Продолжаем работу с положениями крестьянской реформы. Посмотрите на карту с. 122 определите на каких территориях были распространены прирезки, на каких – отрезки? Объясните с чем это связанно. Ответы учащихся.


3. Закрепление.

Определите недостатки и преимущества реформы. Ответы учащихся. А теперь предлагаю воспользоваться учебником и дополнить ваши ответы.

Учащиеся выполняют упражнение «Дерево познания», отмечая положительные и отрицательные стороны реформы.


Некрасов о реформе написал следующие слова: «Порвалась цепь великая,
порвалась – расскочилася: одним концом по барину, другим – по мужику!..»


Попробуйте составить небольшую речь о положениях реформы от имени помещика и от имени крестьянина, отметив, что у вас вызывает трудности или недовольство, или недоумение. Что бы вы хотели изменить в положениях реформы.


4. Рефлексия.

Предлагаю проголосовать и составить эмоциональный портрет урока. Красная карточка- негативное отношение, отрицательные эмоции, ответ «нет». Зеленая карточка – положительное отношение, позитивные эмоции, ответ «да».

- Посмотрите на план нашего урока. Удалось ли в полной мере его реализовать?

- Отмена крепостного права положительное или отрицательное событие в истории России?

- Хотелось бы вам внести изменения в условия освобождения крестьян?


5.Домашнее задание.

Задание 1 для всех: п. 16, вопросы после параграфа устно.

Задание 2: Составить свой проект отмены крепостного права.








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.