Конспект урока истории в 9 классе «Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.»
Конспект урока по теме «Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.»
Класс 9
Цель урока: сформировать представление о крестьянской реформе 1861 г
Задачи урока:
1.рассмотреть причины отмены крепостного права в России;
2. охарактеризовать основные положения крестьянской реформы;
3. определите недостатки и преимущества реформы.
4. охарактеризовать значение реформы.
Оборудование:
- учебник «История России. 9 класс. Часть 1» под ред. А. Торкунова («Просвещение», 2017).
- презентация к уроку «Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.»
Ход урока
1.Мотивационный этап.
На слайде изображение императора Николая 1.
- Чей портрет вы видите?
- С какими проблемами оставил Николай 1 государство своему наследнику?
Проигранная Крымская компания (военно-техническая отсталость);
Незавершенный промышленный переворот;
Наличие социальных противоречий (крестьянские бунты и др.)
- Какая на ваш взгляд основная проблема стояла перед российским обществом и властью в этот период?
Крепостная зависимость крестьян, необходимость ее отмены.
- Именно этому вопросу и будет посвящен наш с вами урок. Давайте попытаемся
вместе наметить пути исследования этой проблемы.
1. Выявить причины отмены крепостного права.
2. Рассмотреть положение реформы.
3. Определить значение реформы.
У каждой реформы есть свои предпосылки для реализации. Были ли попытки отмены крепостного до 1861года? Отвечают дети.
2. Стадия «Осмысления».
Для вас не секрет, что в истории многое зависит от личности. В апреле 1855 года на престол вступил император Александр 2.
Далее выступает учащийся с заранее подготовленным дома заданием, а классу предлагается задание отметить, что им импонирует в личности Александра 2, на основе услышанной информации.
Далее происходит небольшое обсуждение.
Давайте обратимся к нашему плану (он зафиксирован на доске).
Каковы же, на ваш взгляд, были причины отмены крепостного права? Учащиеся высказывают предположения. Они фиксируются на доске. После чего учитель предлагает воспользоваться учебником и дополнить причины.
незаинтересованность крестьян в результатах собственного труда – снижение с/х производства;
возрастающие волнения крестьян (50-60гг.)
торможение развития промышленности (нехватка рабочих рук);
Россия последняя христианская, европейская держава, где оставалось рабство → нравственно-социальное отставание;
поражение в Крымской войне.
- Как же велась подготовка реформы? В 1859 г. Были созданы Редакционные комиссии, задачей которых было рассмотрение всех проектов, подготовленных местными комитетами, и оставление на их основе единого для всей страны закона. Возглавил Редакционные комиссии Я. Ростовцев.
- 19 февраля 1861 г. Император Александр 2 подписал Манифест об отмене крепостного права.
Учащиеся работают с текстом учебника с. 119 -121 и заполняют таблицу в тетради.
До реформы | После реформы | |
Личные права | ||
Вопрос о собственности земли | ||
Какие повинности, обязанности были у крестьян? | ||
Кто управлял крестьянской общиной? |
Продолжаем работу с положениями крестьянской реформы. Посмотрите на карту с. 122 определите на каких территориях были распространены прирезки, на каких – отрезки? Объясните с чем это связанно. Ответы учащихся.
3. Закрепление.
Определите недостатки и преимущества реформы. Ответы учащихся. А теперь предлагаю воспользоваться учебником и дополнить ваши ответы.
Учащиеся выполняют упражнение «Дерево познания», отмечая положительные и отрицательные стороны реформы.
Некрасов о реформе написал следующие слова: «Порвалась цепь великая,
порвалась – расскочилася: одним концом по барину, другим – по мужику!..»
Попробуйте составить небольшую речь о положениях реформы от имени помещика и от имени крестьянина, отметив, что у вас вызывает трудности или недовольство, или недоумение. Что бы вы хотели изменить в положениях реформы.
4. Рефлексия.
Предлагаю проголосовать и составить эмоциональный портрет урока. Красная карточка- негативное отношение, отрицательные эмоции, ответ «нет». Зеленая карточка – положительное отношение, позитивные эмоции, ответ «да».
- Посмотрите на план нашего урока. Удалось ли в полной мере его реализовать?
- Отмена крепостного права положительное или отрицательное событие в истории России?
- Хотелось бы вам внести изменения в условия освобождения крестьян?
5.Домашнее задание.
Задание 1 для всех: п. 16, вопросы после параграфа устно.
Задание 2: Составить свой проект отмены крепостного права.