Урок химии в 10 классе на тему «Алкены»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18
г. Владикавказ
Урок химии в 10 классе
«Алкены»
Учитель химии первой квалификационной категории
Хасцаева Фатима Рамазановна
Тип урока: Урок обобщения знаний. Урок разработан с использованием элементов технологий ИКТ, проблемно-диалогического обучения, технологии смыслового чтения.
В соответствии с требованиями ФГОС на уроке идет формирование и развитие УУД:
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о свойствах и применении алкенов как классе органических соединений.
Задачи:
Образовательная:
Напомнить особенности строения молекулы этилена и как следствие строения повторить их химические свойства;
формирование умения записывать уравнения реакций с органическими веществами.
Развивающие:
развивать у обучающихся познавательный интерес и творческие способности;
Способствовать развитию умений классифицировать и обобщать изучаемые факты;
Развивать умения работать с текстом учебника, с дополнительными источниками.
Воспитательные:
формировать интерес к изучению химии;
способствовать развитию навыков коммуникативной культуры.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Познавательные: делать анализ и отбор информации;
развитие умения работать с текстом учебника.
Регулятивные: уметь анализировать, обобщать, использовать
информацию, находить общие и характерные
особенности соединений, уметь их объяснять и делать
выводы; выделять главное, вести поиск, анализ.
Коммуникативные: развитие навыков коммуникативной культуры.
Используемые педагогические технологии и методы обучения: технология проблемного обучения, технология
развивающего обучения, здоровьесберегающие
технологии.
Материальное обеспечение урока: компьютер, проектор, электронная презентация по теме урока,
демонстрационное оборудование и реактивы.
Тип урока: обобщающий урок
План урока.
1.Организационный момент.
2.Строение алкенов.
3.Номенклатура и изомерия.
4.Сравнительная характеристика алканов и алкенов.
5.Химические свойства алкенов
6.Получение и применение алкенов.
Этапы проведения урока
1.Организационный этап-2 мин.
2.Систематизация и обобщение-20 мин.
3.Закрепление материала-5 мин.
4.Этап подведения итогов урока (рефлексия)-5 мин.
5.Выдача задания для самостоятельной работы – 3 мин.
2.Актуализация знаний.
Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Алкены».
Давайте мы с вами вместе попробуем выяснить цель нашего сегодняшнего урока:
-проверить свои знания по теме «Алкены»
-показать свои умения обобщать, анализировать и систематизировать свои знания.
Девизом к нашему уроку я взяла слова великого русского писателя М.Горького «Химия-это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут именно в этой области».
Слайд№2
Первый этап нашего урока называется «Знание-сила»
Слайд №3 и он проходит под девизом; «Величие человека-в его способности мыслить». Слайд№4
Второй этап урока называется «Органика на практике»
Слайд№5
Но чтобы говорить о применении веществ, нужно знать свойства веществ. Поэтому девизом к этому этапу урока я подобрала слова «Не зная свойств вещества, нельзя говорить о его применении».
У вас на столах лежит лист самооценки, который вы будете заполнять в ходе урока.
Слайд№7
3.Систематизация и обобщение знаний.
1.Строение.
Вспомните определение алкенов. Они же непредельные, они же олефины. Имеют свою визитную карточку-общую формулу
Слайд№8,9.
В молекулах имеется двойная связь.
Слайд№10.
Дать название углеводороду. Вспоминаем номенклатуру алкенов.
Какие виды изомерии характерны для алкенов?
Слайды№11,12.
В химии существует правило трех «с»: состав-строение свойства.
Слайд№13
Вашему вниманию предлагается таблица по сравнительной характеристике алканов и алкенов, которую нам с вами нужно заполнить.
Слайд№14.
Проверяем правильность заполнения.
Слайд№15
А сейчас перейдем к свойствам. Если алканы – химические ленивцы , которые вступают в химические реакции только в жестких условиях(температура, катализатор, солнечный свет), то алкены –прямая противоположность и слывут как химические трудоголики, вступая в реакции присоединения и окисления.
Какими химическими свойствами обладают алкены?
Слайд№16
Объяснить, опираясь на строение, химические свойства этиленовых углеводородов и механизм присоединения на примере гидрирования.
Написать уравнение реакции горения этилена.
Дать определение реакции полимеризации.
Слайд№17.
Перечислим способы получения алкенов:
а)промышленные способы
б)лабораторные.
Слайды№18-26
Выполнение эксперимента «получение этилена в лабораторных условиях и изучение его свойств.
Вопрос:
-С помощью какой реакции можно получить этилен в лабораторных условия?
-Зачем необходимо присутствие концентрированной серной кислоты?
А теперь поговорим о применении алкенов, основываясь на их свойствах.
Слайды№27,28.
4.Закрепление материала.
Осуществить цепочку превращений
Слайд№29 и записать соответствующие уравнения реакций.
4.Проведение итогов, оценки за работу.
Рефлексия.
Проводится совместное обобщение изученного материала в виде составления синквейна.
Слайд№30.
Подводя итоги урока, я хочу сказать, что в целом с задачей урока вы справились.
Урок свой я хочу закончить словами Ю.Либиха.
Слайд№31
Демонстрируется слайд №32.
Литература:
1.Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений .Габриелян О.С. М. Дрофа.2017 г.
2.О.С. Габриелян. Химия 10 класс: Настольная книга учителя. М.Дрофа,2007г.
3.Кульневич С.В. , Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 3.
Проблемные уроки. Издательство «Учитель». 2006 г.
Ковалева Галина Валентиновна