Статья «Альтернативные информационные технологии для поддержки малого бизнеса»

1
0
Материал опубликован 29 March 2022 в группе

Альтернативные информационные технологии для поддержки малого бизнеса

Для выбора ИТ-решений была рассмотрена архитектура предприятия существующего салона красоты «Шпилька», согласно методическому пособию [1].

Многие салоны красоты для записи клиентов используют сайт, а в основных контактах чаще указывают социальные сети. Современные салоны иногда используют чат-бота для формирования рассылок клиентам об акциях салона. Предлагаемое мной ИТ-решение объединяет сайт, который используют для записи в салон и чат-бота, который занимается рассылкой. Более того данный бот сам формирует расписание сотрудников салона сразу в Google-Calendar, с помощью интеграции.

Чем чат-бот удобнее сайта? Чтобы разобраться в этом вопросе, проанализируем все плюсы и минусы каждого варианта с помощью матрицы принятия решения [2].

В первую очередь, разработка сайта обойдется салону гораздо дороже, нежели разработка чат-бота, при том, что по функциональности чат-бот не уступает сайту. Более того, в чат-боте можно настроить интеграцию с другими сервисами, с помощью этого можно добиться автоматизации сразу двух бизнес-процессов при минимальных затратах салона красоты.

Итог – это сумма по всем параметрам у каждого предлагаемого решения по автоматизации записи клиента в салон.

Лидирует чат-бот, но это не окончательный результат.

Таблица 1.

Оценка IT-решений по назначенным параметрам для автоматизации процесса «запись клиента»

IT-решение

Параметры оценки

Функциональность

Интеграция с календарем

Стоимость

Удобный интерфейс

Корректность работы

Итог

1

Сайт

5

3

2

5

4

19

2

Чат-бот

5

5

5

5

4

24

 

Распределим коэффициенты значимости, чтобы узнать более точный результат.

Самыми значимыми коэффициентами являются «Стоимость», «Интеграция с календарем» и «Функциональность».

Итоговая оценка чат-бота составляет 9,8. Основанием для выбора является IT-решение, которое набрало самую высокую оценку.

Таблица 2.

Оценка систем, умноженная на коэффициент значимости для IT-решений

IT-решение

Параметры оценки

Функциональность

Интеграция с календарем

Стоимость

Удобный интерфейс

Корректность работы

Итог

1

Сайт

2

1

0,2

2

2

7,2

2

Чат-бот

2

2

1,8

2

2

9,8

 

Для наглядности работы чат-бота и демонстрации его функциональности, рассмотрим следующие скриншоты реального диалога с существующим чат-ботом в социальной сети ВКонтакте.

Как только клиент напишет «привет», бот ему выдаст стартовое меню, в котором можно узнать цены, комбо + акции, записаться в салон или завершить диалог нажав на кнопку «Выход». Рисунок 1 демонстрирует начало диалога с ботом и стартовое меню.

 

t1648574673aa.jpg

Рисунок 1. Начало диалога с чат-ботом

 

Диалог будет продолжаться или завершится в зависимости от выбора клиента.

На рисунке 2 представлены разные варианты развития диалога.

 

t1648574673ab.jpg

Рисунок 2. Результаты нажатия на кнопки «узнать цены», «комбо + акции» и «выход»

 

Если клиент нажимает на кнопку «Записаться в салон», чат-бот выдает форму записи. В форме записи, бот узнает на какую услугу предпочитает записаться клиент, к какому мастеру и когда.

На рисунке 3 показана форма записи клиента, на какие вопросы отвечает клиент.

 

t1648574673ac.jpg

Рисунок 3. Меню записи, ответы клиента

 

Именно после сообщения бота «подождите пожалуйста…» происходит передача с данных клиента веб-хуку, который потом в свою очередь запускает работу сценария по определенному пути, в зависимости от ответов клиента.

На рисунке 4 представлены диалоги, два разных пользователя хотят записаться на один и тот же день, но один пользователь успел сделать это раньше.

На рисунке 5 показано событие, которое создал google-calendar с именем клиента, название услуги и мастера, событие создано именно на ту дату, которую запрашивал клиент.

 

t1648574673ad.jpg

Рисунок 4. Запись разных клиентов на одну и ту же дату

 

t1648574673ae.jpg

Рисунок 5. Запись клиента, автоматически созданное событие в google calendar

 

Как можно заметить, чат-бот не уступает сайту по функциональности, даже превосходит его в некоторых моментах. Это современное решение, которое поможет как набирающим популярность, салонам, так и известным имидж-студиям автоматизировать процесс записи клиентов удобным способом. Данное ИТ-решение облегчит работу администратору, мастерам. Упростит процесс записи клиентам, у которых нет времени висеть на телефонной линии, бот отвечает в течении 1-2 минут.

Расчет инвестиционной привлекательности проекта методом NPV

На данный момент салон только окупает расходы, после внедрения системы ожидается повышение прибыли уже на втором месяце, с каждым месяцем она будет увеличиваться, оттоки денежных средств тоже могут увеличиваться в зависимости от повышения стоимости аренды и расходных материалов, но в таком случает повысятся и цены на оказания услуги.

Индекс прибыльности показывает, на сколько привлекательным будет внедрение проекта, если индекс прибыльности больше 1, значит директор компании может с легкостью принимать решение о внедрении проекта в свой бизнес.

В случае салона красоты, внедрение с минимальными затратами, только оплата интернета для поддержания записи через чат-бота и календаря на Google Web Service.

Таблица 3.

Расчет инвестиционной привлекательности методом NPV

NPV

Ставка дисконтирования, r = 10

 

 

 

Период (месяц)

Притоки

Оттоки

Фактор

Прибыль

0

 

 

1

0

1

20000

20000

0,9090909

0

2

25000

20000

0,8264463

4132,23

3

30000

20100

0,7513148

7513,15

4

45000

20200

0,6830135

16938,7

5

50000

20500

0,6209213

18317,2

Сумма

170000

100800

-

46826,2

Индекс прибыльности (PI)

5,28

-

-

-

 

Индекс прибыльности значительно больше единицы – проект инвестиционно-привлекательный. Данное решение повысит прибыль салона уже за второй месяц, после внедрения [3,4].

 

Список литературы:

А.Ф. Галимянов, Ф.А. Галимянов Архитектура информационных систем: учебно-методическое пособие – Казань – 2019 – URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/150691/F_Arkhitektura_informacionnykh_sistem.pdf?sequence=-1 (15.05.2021). – Текст: электронный.

Матрица принятия решений [Электронный ресурс] – URL: http://robotosha.ru/no-rubric/decision-matrix.html/ (23.06.2021)

Инвестиционная привлекательность проектов, связанных с новыми продуктами [Электронный ресурс] – URL: https://ostec-group.ru/group-ostec/pressroom/articles/kachestvo/investitsionnaya- privlekatelnost- proektov- svyazannykh-s-novymi-produktami-ponyatiya-i-metody-otsenki/ (16.05.2021)

Чистый дисконтированный доход или NPV [Электронный ресурс] – URL: https://finswin.com/projects/ekonomika/npv.html (30.04.2021)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.