Статья «Альтернативные информационные технологии для поддержки малого бизнеса»
Альтернативные информационные технологии для поддержки малого бизнеса
Для выбора ИТ-решений была рассмотрена архитектура предприятия существующего салона красоты «Шпилька», согласно методическому пособию [1].
Многие салоны красоты для записи клиентов используют сайт, а в основных контактах чаще указывают социальные сети. Современные салоны иногда используют чат-бота для формирования рассылок клиентам об акциях салона. Предлагаемое мной ИТ-решение объединяет сайт, который используют для записи в салон и чат-бота, который занимается рассылкой. Более того данный бот сам формирует расписание сотрудников салона сразу в Google-Calendar, с помощью интеграции.
Чем чат-бот удобнее сайта? Чтобы разобраться в этом вопросе, проанализируем все плюсы и минусы каждого варианта с помощью матрицы принятия решения [2].
В первую очередь, разработка сайта обойдется салону гораздо дороже, нежели разработка чат-бота, при том, что по функциональности чат-бот не уступает сайту. Более того, в чат-боте можно настроить интеграцию с другими сервисами, с помощью этого можно добиться автоматизации сразу двух бизнес-процессов при минимальных затратах салона красоты.
Итог – это сумма по всем параметрам у каждого предлагаемого решения по автоматизации записи клиента в салон.
Лидирует чат-бот, но это не окончательный результат.
Таблица 1.
Оценка IT-решений по назначенным параметрам для автоматизации процесса «запись клиента»
№ | IT-решение | Параметры оценки | |||||
Функциональность | Интеграция с календарем | Стоимость | Удобный интерфейс | Корректность работы | Итог | ||
1 | Сайт | 5 | 3 | 2 | 5 | 4 | 19 |
2 | Чат-бот | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 24 |
Распределим коэффициенты значимости, чтобы узнать более точный результат.
Самыми значимыми коэффициентами являются «Стоимость», «Интеграция с календарем» и «Функциональность».
Итоговая оценка чат-бота составляет 9,8. Основанием для выбора является IT-решение, которое набрало самую высокую оценку.
Таблица 2.
Оценка систем, умноженная на коэффициент значимости для IT-решений
№ | IT-решение | Параметры оценки | |||||
Функциональность | Интеграция с календарем | Стоимость | Удобный интерфейс | Корректность работы | Итог | ||
1 | Сайт | 2 | 1 | 0,2 | 2 | 2 | 7,2 |
2 | Чат-бот | 2 | 2 | 1,8 | 2 | 2 | 9,8 |
Для наглядности работы чат-бота и демонстрации его функциональности, рассмотрим следующие скриншоты реального диалога с существующим чат-ботом в социальной сети ВКонтакте.
Как только клиент напишет «привет», бот ему выдаст стартовое меню, в котором можно узнать цены, комбо + акции, записаться в салон или завершить диалог нажав на кнопку «Выход». Рисунок 1 демонстрирует начало диалога с ботом и стартовое меню.
Рисунок 1. Начало диалога с чат-ботом
Диалог будет продолжаться или завершится в зависимости от выбора клиента.
На рисунке 2 представлены разные варианты развития диалога.
Рисунок 2. Результаты нажатия на кнопки «узнать цены», «комбо + акции» и «выход»
Если клиент нажимает на кнопку «Записаться в салон», чат-бот выдает форму записи. В форме записи, бот узнает на какую услугу предпочитает записаться клиент, к какому мастеру и когда.
На рисунке 3 показана форма записи клиента, на какие вопросы отвечает клиент.
Рисунок 3. Меню записи, ответы клиента
Именно после сообщения бота «подождите пожалуйста…» происходит передача с данных клиента веб-хуку, который потом в свою очередь запускает работу сценария по определенному пути, в зависимости от ответов клиента.
На рисунке 4 представлены диалоги, два разных пользователя хотят записаться на один и тот же день, но один пользователь успел сделать это раньше.
На рисунке 5 показано событие, которое создал google-calendar с именем клиента, название услуги и мастера, событие создано именно на ту дату, которую запрашивал клиент.
Рисунок 4. Запись разных клиентов на одну и ту же дату
Рисунок 5. Запись клиента, автоматически созданное событие в google calendar
Как можно заметить, чат-бот не уступает сайту по функциональности, даже превосходит его в некоторых моментах. Это современное решение, которое поможет как набирающим популярность, салонам, так и известным имидж-студиям автоматизировать процесс записи клиентов удобным способом. Данное ИТ-решение облегчит работу администратору, мастерам. Упростит процесс записи клиентам, у которых нет времени висеть на телефонной линии, бот отвечает в течении 1-2 минут.
Расчет инвестиционной привлекательности проекта методом NPV
На данный момент салон только окупает расходы, после внедрения системы ожидается повышение прибыли уже на втором месяце, с каждым месяцем она будет увеличиваться, оттоки денежных средств тоже могут увеличиваться в зависимости от повышения стоимости аренды и расходных материалов, но в таком случает повысятся и цены на оказания услуги.
Индекс прибыльности показывает, на сколько привлекательным будет внедрение проекта, если индекс прибыльности больше 1, значит директор компании может с легкостью принимать решение о внедрении проекта в свой бизнес.
В случае салона красоты, внедрение с минимальными затратами, только оплата интернета для поддержания записи через чат-бота и календаря на Google Web Service.
Таблица 3.
Расчет инвестиционной привлекательности методом NPV
NPV | |||||||
Ставка дисконтирования, r = 10 |
|
|
| ||||
Период (месяц) | Притоки | Оттоки | Фактор | Прибыль | |||
0 |
|
| 1 | 0 | |||
1 | 20000 | 20000 | 0,9090909 | 0 | |||
2 | 25000 | 20000 | 0,8264463 | 4132,23 | |||
3 | 30000 | 20100 | 0,7513148 | 7513,15 | |||
4 | 45000 | 20200 | 0,6830135 | 16938,7 | |||
5 | 50000 | 20500 | 0,6209213 | 18317,2 | |||
Сумма | 170000 | 100800 | - | 46826,2 | |||
Индекс прибыльности (PI) | 5,28 | - | - | - |
Индекс прибыльности значительно больше единицы – проект инвестиционно-привлекательный. Данное решение повысит прибыль салона уже за второй месяц, после внедрения [3,4].
Список литературы:
А.Ф. Галимянов, Ф.А. Галимянов Архитектура информационных систем: учебно-методическое пособие – Казань – 2019 – URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/150691/F_Arkhitektura_informacionnykh_sistem.pdf?sequence=-1 (15.05.2021). – Текст: электронный.
Матрица принятия решений [Электронный ресурс] – URL: http://robotosha.ru/no-rubric/decision-matrix.html/ (23.06.2021)
Инвестиционная привлекательность проектов, связанных с новыми продуктами [Электронный ресурс] – URL: https://ostec-group.ru/group-ostec/pressroom/articles/kachestvo/investitsionnaya- privlekatelnost- proektov- svyazannykh-s-novymi-produktami-ponyatiya-i-metody-otsenki/ (16.05.2021)
Чистый дисконтированный доход или NPV [Электронный ресурс] – URL: https://finswin.com/projects/ekonomika/npv.html (30.04.2021)