12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мосеева Наталья Викторовна35

Методическая разработка интегрированного урока по химии и географии "Алюминий и его производство",

9 класс.

Автор работы: Мосеева Наталья Викторовна

Цель: создание условий для усвоение знаний об алюминии как химическом элементе и простом веществе, способах его производства.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- уметь характеризовать химический элемент - алюминий по Периодической системе Д.И. Менделеева;

- знать физические и химические свойства алюминия;

- знать крупные месторождения бокситов в РФ и уметь находить их на карте;

- объяснять связь областей применения алюминия с его свойствами;

- знать крупные предприятия по производству алюминия, объяснять факторы их размещения;

Метапредметные:

- формировать коммуникативные навыки, умение работать в паре, группе;

- описывать химический эксперимент на основе наблюдений;

- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

Личностные:

- формировать ценности здорового и безопасного образа жизни;

- продолжить воспитание положительной мотивации обучения через проведение лабораторной работы, использование ИКТ – технологий.

Тип урока:  Урок открытия новых знаний. Форма работы обучающихся: фронтальная беседа, индивидуальная, парная.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости кислот, солей и оснований, инструктивные карты к лабораторной работе, образцы алюминиевой фольги и проволоки, географический атлас 9 класс.

Реактивы: алюминий (гранулы), раствор гидроксида натрия, раствор серной кислоты.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Организационно-мотивационный этап


Мотивационный этап

Рассмотрите изображения на слайде. Что их объединяет?

Сформулируйте тему и цель урока (слайд 1,2).

Рассматривают изображения. Объясняют, что в состав входит алюминий.

Называют тему урока, формулируют цель, ставят задачи.

Актуализация

знаний

Дайте характеристику данного химического элемента по

Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

План характеристики химического элемента (слайд 3 )

1. Положение в ПС (номер группы, подгруппа, период)

2. Строение атома (количество протонов, нейтронов, заряд ядра)

3. Электронная и графическая формула атома.

4. Степень окисления.

Дают характеристику алюминия по плану, выполняют самопроверку по слайду 4.


Операциональный этап


Изучение нового материала

Рассмотрите диаграмму "Распространенность химических элементов в земной коре" (слайд 5).

Назовите, какое место занимает алюминий по распространенности в земной коре среди всех химических элементов и среди металлов.



В каком виде алюминий встречается в природе - в свободном виде или в виде соединений?





Важнейшими минералами алюминия, имеющих промышленное значение являются бокситы, которые получили свое название от деревни Бокс на юге Франции.



Найдите на карте и выпишите в тетрадь крупнейшие месторождения бокситов в РФ.





Рассматривают диаграмму, называют, что алюминий по распространенности в земной коре занимает 3 место среди всех химических элементов и 1 место среди металлов.

Отвечают на вопрос : в виде соединений, так как данный металл является активным.

Изучают природные соединения алюминия (слайд 6) .









Выполняют задание по карте атласа: Северо-Онежское месторождение (Архангельская обл.), Средне- Тиманское месторождение (р. Коми), вблизи г. Североуральск (Свердловская обл.). Запасы бокситов в России не велики.


Рассмотрите образцы алюминиевой фольги и проволоки. Несколько раз согните и разогните проволоку. Опишите физические свойства алюминия.

Выполняют задание, описывают физические свойства алюминия: серебристо-белый металл, легкий, очень пластичный, обладает высокой электро- и теплопроводностью.




Алюминий - химически активный металл, но несмотря на это, он имеет широкое применение. Почему?

Ответ: алюминий покрыт тонкой, но очень прочной оксидной плёнкой, которая предотвращает металл от коррозии.


Изучите схему "Химические свойства алюминия" (слайд 7).

Какое свойство в этой схеме отличает алюминий от типичных металлов?

Выполните лабораторный опыт по инструкции "Взаимодействие алюминия с кислотой и щелочью."





Вывод: алюминий проявляет амфотерные свойства. Амфоте́рность (от др.-греч. «двоякий, двойственный; обоюдный») . При изучении разных наук вы встречались с такими названиями: амфибия - земноводное, живущие и на суше и в воде; амфитеатр - арена и зрительный зал; амфора - сосуд, совмещающий и кувшин и вазу1 (слайд 8).



Ответ: взаимодействие со щелочью.



Выполняют лабораторный опыт. Составляют уравнения реакций.

Делают вывод, что алюминий взаимодействует и с кислотами и со щелочами.

   


В начале XIX века алюминий считался одним из самых дорогих металлов. Наполеон III   устроил однажды банкет, на котором члены монаршей семьи и наиболее почетные гости были удостоены чести есть алюминиевыми ложками и вилками. Гостям же попроще пришлось пользоваться обычными для императорского двора золотыми и серебряными приборами. К тому же, только у сына Наполеона III была очень дорогая по тем временам алюминиевая погремушка2.

Так в 1854 г стоимость 1 кг алюминия составляла 1200 рублей, что в 270 раз дороже серебра, а в 1899 г - 1 рубль. Чем это можно объяснить?

Современный метод получения, был разработан независимо американцем Ч. Холлом и французом П. Эру в 1886 году. Он заключается в растворении оксида алюминия Al2O3 в расплаве криолита Na3AlF6 с последующим электролизом:

       эл.ток

2Al2O3 → 4 Al + 3 O2


Производство алюминия требует больших затрат электроэнергии, поэтому алюминиевые заводы строят вблизи электростанций.


Изучите карту атласа "Цветная металлургия", выпишите в тетрадь крупнейшие центры производства алюминия. Объясните факторы их размещения.







Алюминий имеет широкое применение, в основном он используется для получения сплавов (дюралюмин и др.), которые занимают второе место по широте применения после сплавов железа.

Соотнесите "Область применения алюминия и его сплавов" и "свойство алюминия" (слайд 9).

Домашнее задание:

1. Составьте уравнения реакций согласно схеме (слайд 7).

2. Что такое алюмотермия?

3. Используя интернет-ресурсы подготовьте сообщение "Алюминиевая посуда: плюсы и минусы".













Отвечают на вопрос: были найдены технологии его получения в больших количествах.















Выполняют задание по карте атласа:

Братск, Красноярск, Ачинск, Саяногорск, Шелехов, Волгоград (факторы размещения: источники дешевой электроэнергии - крупнейшие ГЭС страны).









Выполняют задание в рабочем листе.







Рефлексивно-оценочный этап


Рефлексия деятельности


Вернемся к изображениям, которые

были показаны в начале урока.

Что бы ещё вы добавили после

сегодняшнего урока?

Закончите фразу:

Сегодня на уроке я узнал…..

Для себя открыл новое….

Мне показалось интересным….

Ещё я хотел бы узнать…

  Осуществляют самооценку     собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Приложение 1

Рабочий лист к уроку.

Тема урока:

Характеристика химического элемента:

1) _______ группа , ___________ период;

2) _______ электронов ; ________ протонов, ________ нейтронов, заряд ядра _______.

3) Электронная и графическая формула______________________

4) Степень окисления _________.

Распространенность алюминия в земной коре.

Алюминий по распространенности в земной коре занимает _______ место среди всех химических элементов и _____ место среди металлов.

Крупнейшие месторождения бокситов в РФ:

1)___________________________________

2)___________________________________

3)___________________________________

Физические свойства алюминия:



Химические свойства алюминия

Лабораторный опыт "Взаимодействие алюминия с кислотой". Поместите гранулу алюминия в пробирку, прилейте 1-2 мл раствора серной кислоты. Опишите признаки химической реакции. Составьте уравнение реакции.



Лабораторный опыт "Взаимодействие алюминия с щелочью". Поместите гранулу алюминия в пробирку, прилейте 1-2 мл раствора гидроксида натрия. Опишите признаки химической реакции. Составьте уравнение реакции.



Получение алюминия в промышленности:

Уравнение реакции:__________________________

Крупнейшие центры производства алюминия:_______________________________________________________

Факторы размещения: _________________________________________________________________

Применение алюминия и его сплавов:

Область применения                                                          Свойство алюминия

Посуда                                                                    Высокая электропроводность

Самолетостроение, автомобилестроение                      Высокая теплопроводность

Линии электропередачи                                             Нетоксичность

Строительство                                                          Легкость

                                                                              Прочность

                                                                              Коррозионная устойчивость

 1 Маркина И.В. Современный урок химии. Технологии, приемы, разработки учебных занятий. - Ярославль, 2008 г. с. 145

2 Маркина И.В. Современный урок химии. Технологии, приемы, разработки учебных занятий. - Ярославль, 2008 г. с. 143

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.