Методическая разработка интегрированного урока по химии и географии «Алюминий и его производство» (9 класс)
Методическая разработка интегрированного урока по химии и географии "Алюминий и его производство",
9 класс.
Автор работы: Мосеева Наталья Викторовна
Цель: создание условий для усвоение знаний об алюминии как химическом элементе и простом веществе, способах его производства.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- уметь характеризовать химический элемент - алюминий по Периодической системе Д.И. Менделеева;
- знать физические и химические свойства алюминия;
- знать крупные месторождения бокситов в РФ и уметь находить их на карте;
- объяснять связь областей применения алюминия с его свойствами;
- знать крупные предприятия по производству алюминия, объяснять факторы их размещения;
Метапредметные:
- формировать коммуникативные навыки, умение работать в паре, группе;
- описывать химический эксперимент на основе наблюдений;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
Личностные:
- формировать ценности здорового и безопасного образа жизни;
- продолжить воспитание положительной мотивации обучения через проведение лабораторной работы, использование ИКТ – технологий.
Тип урока: Урок открытия новых знаний. Форма работы обучающихся: фронтальная беседа, индивидуальная, парная.Оборудование: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости кислот, солей и оснований, инструктивные карты к лабораторной работе, образцы алюминиевой фольги и проволоки, географический атлас 9 класс.
Реактивы: алюминий (гранулы), раствор гидроксида натрия, раствор серной кислоты.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Организационно-мотивационный этап | |
Мотивационный этап | Рассмотрите изображения на слайде. Что их объединяет? Сформулируйте тему и цель урока (слайд 1,2). | Рассматривают изображения. Объясняют, что в состав входит алюминий. Называют тему урока, формулируют цель, ставят задачи. |
Актуализация знаний | Дайте характеристику данного химического элемента по Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. План характеристики химического элемента (слайд 3 ) 1. Положение в ПС (номер группы, подгруппа, период) 2. Строение атома (количество протонов, нейтронов, заряд ядра) 3. Электронная и графическая формула атома. 4. Степень окисления. | Дают характеристику алюминия по плану, выполняют самопроверку по слайду 4.
|
| Операциональный этап | |
Изучение нового материала | Рассмотрите диаграмму "Распространенность химических элементов в земной коре" (слайд 5). Назовите, какое место занимает алюминий по распространенности в земной коре среди всех химических элементов и среди металлов. В каком виде алюминий встречается в природе - в свободном виде или в виде соединений? Важнейшими минералами алюминия, имеющих промышленное значение являются бокситы, которые получили свое название от деревни Бокс на юге Франции. Найдите на карте и выпишите в тетрадь крупнейшие месторождения бокситов в РФ. | Рассматривают диаграмму, называют, что алюминий по распространенности в земной коре занимает 3 место среди всех химических элементов и 1 место среди металлов. Отвечают на вопрос : в виде соединений, так как данный металл является активным. Изучают природные соединения алюминия (слайд 6) . Выполняют задание по карте атласа: Северо-Онежское месторождение (Архангельская обл.), Средне- Тиманское месторождение (р. Коми), вблизи г. Североуральск (Свердловская обл.). Запасы бокситов в России не велики. |
| Рассмотрите образцы алюминиевой фольги и проволоки. Несколько раз согните и разогните проволоку. Опишите физические свойства алюминия. | Выполняют задание, описывают физические свойства алюминия: серебристо-белый металл, легкий, очень пластичный, обладает высокой электро- и теплопроводностью. |
| Алюминий - химически активный металл, но несмотря на это, он имеет широкое применение. Почему? | Ответ: алюминий покрыт тонкой, но очень прочной оксидной плёнкой, которая предотвращает металл от коррозии. |
| Изучите схему "Химические свойства алюминия" (слайд 7). Какое свойство в этой схеме отличает алюминий от типичных металлов? Выполните лабораторный опыт по инструкции "Взаимодействие алюминия с кислотой и щелочью." Вывод: алюминий проявляет амфотерные свойства. Амфоте́рность (от др.-греч. «двоякий, двойственный; обоюдный») . При изучении разных наук вы встречались с такими названиями: амфибия - земноводное, живущие и на суше и в воде; амфитеатр - арена и зрительный зал; амфора - сосуд, совмещающий и кувшин и вазу1 (слайд 8). | Ответ: взаимодействие со щелочью. Выполняют лабораторный опыт. Составляют уравнения реакций. Делают вывод, что алюминий взаимодействует и с кислотами и со щелочами. |
| В начале XIX века алюминий считался одним из самых дорогих металлов. Наполеон III устроил однажды банкет, на котором члены монаршей семьи и наиболее почетные гости были удостоены чести есть алюминиевыми ложками и вилками. Гостям же попроще пришлось пользоваться обычными для императорского двора золотыми и серебряными приборами. К тому же, только у сына Наполеона III была очень дорогая по тем временам алюминиевая погремушка2. Так в 1854 г стоимость 1 кг алюминия составляла 1200 рублей, что в 270 раз дороже серебра, а в 1899 г - 1 рубль. Чем это можно объяснить? Современный метод получения, был разработан независимо американцем Ч. Холлом и французом П. Эру в 1886 году. Он заключается в растворении оксида алюминия Al2O3 в расплаве криолита Na3AlF6 с последующим электролизом: эл.ток 2Al2O3 → 4 Al + 3 O2 Производство алюминия требует больших затрат электроэнергии, поэтому алюминиевые заводы строят вблизи электростанций. Изучите карту атласа "Цветная металлургия", выпишите в тетрадь крупнейшие центры производства алюминия. Объясните факторы их размещения. Алюминий имеет широкое применение, в основном он используется для получения сплавов (дюралюмин и др.), которые занимают второе место по широте применения после сплавов железа. Соотнесите "Область применения алюминия и его сплавов" и "свойство алюминия" (слайд 9). Домашнее задание: 1. Составьте уравнения реакций согласно схеме (слайд 7). 2. Что такое алюмотермия? 3. Используя интернет-ресурсы подготовьте сообщение "Алюминиевая посуда: плюсы и минусы". | Отвечают на вопрос: были найдены технологии его получения в больших количествах. Выполняют задание по карте атласа: Братск, Красноярск, Ачинск, Саяногорск, Шелехов, Волгоград (факторы размещения: источники дешевой электроэнергии - крупнейшие ГЭС страны). Выполняют задание в рабочем листе. |
| Рефлексивно-оценочный этап | |
Рефлексия деятельности | Вернемся к изображениям, которые были показаны в начале урока. Что бы ещё вы добавили после сегодняшнего урока? Закончите фразу: Сегодня на уроке я узнал….. Для себя открыл новое…. Мне показалось интересным…. Ещё я хотел бы узнать… | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Приложение 1
Рабочий лист к уроку.
Тема урока:
Характеристика химического элемента:
1) _______ группа , ___________ период;
2) _______ электронов ; ________ протонов, ________ нейтронов, заряд ядра _______.
3) Электронная и графическая формула______________________
4) Степень окисления _________.
Распространенность алюминия в земной коре.
Алюминий по распространенности в земной коре занимает _______ место среди всех химических элементов и _____ место среди металлов.
Крупнейшие месторождения бокситов в РФ:
1)___________________________________
2)___________________________________
3)___________________________________
Физические свойства алюминия:
Химические свойства алюминия
Лабораторный опыт "Взаимодействие алюминия с кислотой". Поместите гранулу алюминия в пробирку, прилейте 1-2 мл раствора серной кислоты. Опишите признаки химической реакции. Составьте уравнение реакции.
Лабораторный опыт "Взаимодействие алюминия с щелочью". Поместите гранулу алюминия в пробирку, прилейте 1-2 мл раствора гидроксида натрия. Опишите признаки химической реакции. Составьте уравнение реакции.
Получение алюминия в промышленности:
Уравнение реакции:__________________________
Крупнейшие центры производства алюминия:_______________________________________________________
Факторы размещения: _________________________________________________________________
Применение алюминия и его сплавов:
Область применения Свойство алюминия
Посуда Высокая электропроводность
Самолетостроение, автомобилестроение Высокая теплопроводность
Линии электропередачи Нетоксичность
Строительство Легкость
Прочность
Коррозионная устойчивость
2 Маркина И.В. Современный урок химии. Технологии, приемы, разработки учебных занятий. - Ярославль, 2008 г. с. 143