Конспект урока химии в 9 классе «Аммиак. Физические свойства»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение.
(9 класс)
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала
Цель: сформировать у учащихся основные представления об аммиаке.
Задачи:
• Образовательная: обеспечить усвоение учащимися на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания строения, физических и химических свойств, применения аммиака; развить умения по составлению окислительно-восстановительного баланса уравнений реакций; закрепить знания учащихся об элементах подгруппы азота.
• Развивающие: вести работу над общеучебными умениями: сравнивать, обобщать, делать выводы, логически рассуждать, наблюдать, анализировать, выражать знания с помощью химической символики и терминологии.
• Воспитательные: воспитывать интерес учащихся к урокам химии, воспитывать умение соблюдать технику безопасности при встрече с аммиаком в быту,а также в кабинете химии, наблюдательность при просмотре видеосюжета.
В результате учащиеся должны:
• знать: строение молекулы аммиака, лабораторный и промышленный способ его получения, физические и химические свойства аммиака, области его применения;
• уметь записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства аммиака.
Методы: лекция, беседа, самостоятельное изучение материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация к уроку, учебник.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Организационный момент | Постановка цели и задач урока | | |
2. Этап повторения пройденного материала (введение в тему) | На прошлых уроках вы познакомились с основной характеристикой подгруппы азота. Мы видели, что теоретические знания могут позволить предсказать свойства вещества, как физические, так и химические. Сейчас я попрошу вас дать характеристику элементу азоту по плану: 1.Положение в ПСХЭ Д. И. Менделеева. 2.Заряд ядра и состав атома 3.Электронная формула 4.Высшая и низшая степени окисления 5.Тип химической связи в простом веществе 6.Тип кристаллической решетки простого вещества 7.Распространение в природе Физические свойства азота: Химические свойства азота: | Проговаривают: 1.Положение в ПСХЭ Д. И. Менделеева 2 период VА группа № 7 2.Заряд ядра и состав атома - +7 ; 3.Электронная формула [He] 2s2 2p3 4.Высшая и низшая степени окисления - +5, -3 5.Тип химической связи в прост. веществе – ковал. непол. 6.Тип кристаллической решетки простого вещества - молекулярная 7.Распространение в природе - в свободном виде и в виде нитратов. Азот – газ без цвета и запаха, немного легче воздуха. Растворимость его в воде незначительна. Низкие температуры плавления и кипения. При обычных условиях азот – малоактивен. Это объясняется прочностью химических связей в его молекуле. При высоких температурах связи между атомами азота ослабляются, и азот становится реакционноспособным. Реакция с кислородом: N2 + O2 ↔ 2NO – Q Реакция с водородом: N2 + 3H2 ↔ 2NH3 | |
| |||
3. Этап изложения нового материала 4. Этап организации самостоятельной работы учащихся |
Получение аммиака (практическая работа): http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b1a915ff-ba50-e3cc-c3bf-62f523839dd2/view/ 1. В лаборатории: для получения аммиака в лаборатории используют действие сильных щелочей на соли аммония: NH4Cl+ Ca(OH)2→ CaCl2+2NH3+2H2O При получении аммиака держите пробирку - приёмник дном кверху, так как аммиак легче воздуха: 2. В промышленности: промышленный способ получения аммиака основан на прямом взаимодействии водорода и азота: N2+ 3H2 ↔ 2NH3+ Q (Fe, T, P) Физические свойства аммиака (слайд): NH3 аммиак – бесцветный газ с резким запахом, почти в два раза легче воздуха, очень хорошо растворим в воде. При обычных условиях в одном объеме воды растворяется около 700 объемов аммиака. При повышенном давлении аммиак сжижается. Жидкий аммиак имеет большую теплоту испарения. Поэтому его применяют в холодильных устройствах. ЯДОВИТ! Химические свойства аммиака (слайд): Видео - Эксперимент Взаимодействие аммиака с концентрированными кислотами http://school-collection.edu.ru/catalog/res/37ed4656-d373-180a-8e85-3707ff3cab0e/view/ Видео - Эксперимент Растворение аммиака в воде. "Фонтан" http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bed08f9d-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/ Видео - Эксперимент Растворение аммиака в воде http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c739e753-ecdd-db99-7b9f-29c205abeb99/view/ Применение аммиака По объемам производства аммиак занимает одно из первых мест; ежегодно во всем мире получают около 100 миллионов тонн этого соединения. Аммиак выпускается в жидком виде или в виде водного раствора – аммиачной воды, которая обычно содержит 25% NH3. Огромные количества аммиака далее используются для получения азотной кислоты, которая идет на производство удобрений и множества других продуктов. Аммиачную воду применяют также непосредственно в виде удобрения, а иногда поля поливают из цистерн непосредственно жидким аммиаком. Из аммиака получают различные соли аммония, мочевину, уротропин. Егоприменяют также в качестве дешевого хладагента в промышленных холодильных установках. Аммиак используется также для получения синтетических волокон, например, нейлона и капрона. В легкой промышленности он используется при очистке и крашении хлопка, шерсти и шелка. В нефтехимической промышленности аммиак используют для нейтрализации кислотных отходов, а в производстве природного каучука аммиак помогает сохранить латекс в процессе его перевозки от плантации до завода. Аммиак используется также при производстве соды по методу Сольве. В сталелитейной промышленности аммиак используют для азотирования – насыщения поверхностных слоев стали азотом, что значительно увеличивает ее твердость. Медики используют водные растворы аммиака (нашатырный спирт) в повседневной практике: ватка, смоченная в нашатырном спирте, выводит человека из обморочного состояния. Для человека аммиак в такой дозе не опасен. | Записывают в тетрадь. Учащиеся у доски расставляют коэффициенты в реакциях методом электронного баланса. | |
5. Этап закрепления | Сегодня мы познакомились с аммиаком. На следующем уроке расширим эти знания при выполнении практической работы. №1. Осуществить превращения по схеме: а) Азот→ Аммиак → Оксид азота (II) б) Нитрат аммония → Аммиак → Азот в) Аммиак → Хлорид аммония → Аммиак → Сульфат аммония Для ОВР составить е-баланс, для РИО полные, ионные уравнения. №3. Какая масса хлорида аммония получится при взаимодействии 3 моль аммиака с соляной кислотой? | | |
6. Этап комментирования домашнего задания | 1. Учебник: § 19 (с. 47), вопросы 8, 9, 12 (с. 55) 2. Решить задачу: Какой объем кислорода потребуется для сжигания 34 г. аммиака? | Записывают домашнее задание в тетрадь. |
Приложение к плану-конспекту урока
Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства.
Получение, применение.
Таблица 1.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР