12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Журмилова Светлана васильевна53
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Ардон
0

Конспект урока «Кислоты их классификация и свойства»



Тема урока: Кислоты их классификация и свойства.

Цель урока:

  • Рассмотреть свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.
  • Развивать умение групповой и индивидуальной работы.

Задачи:

Образовательная: изучить химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации.

Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций):

а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу, умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

б) коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;

в) информационных: выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.

Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.

Оборудование:

Реактивы (10%-ный раствор соляной кислоты, гидроксида натрия, раствор карбоната натрия, нитрата серебра, хлорида цинка, лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый);

лабораторное оборудование (штатив с пробирками, пипетки);

дидактический материал (таблица растворимости, плакат “Химические свойства кислот”, рабочие карты, );

ТСО: видеоаппаратура, презентация.

Структура урока

Организационный момент.

Химическая разминка.

Актуализация знаний.

Целеполагание и мотивация

Изучение нового материала

Закрепление

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

 

Ход урока:

Организационный момент.

2 мин.

Приветствие. На доске записан эпиграф: «Химии ни коим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции.(М.В.Ломоносов)» Как вы понимаете это высказывание?

 

Актуализация знаний.

3 мин.

О чем говорили на предыдущих уроках?

Что такое электролитическая диссоциация?

Какие вещества называют электролитами?

Положительный ион это?

Отрицательный ион?

Реакции ионного обмена?

Условия протекания этих реакций?

 

Химическая разминка

3 мин.

2 мин.

У вас на столах рабочие листы. Подпишите пожалуйста их. Сейчас мы проведем химическую разминку. Ваше задание написать электролитическую диссоциацию следующих веществ. Взаимопроверка. Поменялись с соседями рабочими листами и проверяем

 

Целеполагание и мотивация

(3 мин.)

Мы продолжаем говорить об ЭД. Для того чтоб узнать тему нашего сегодняшнего урока мы с вами поиграем «Убери лишнее.»

СаО

Сu(ОН)2

К NО3

H3PO4

ВаО

NаОН

Н NО3

Na2O

К2О

НСI

CаСО3

Al2O3

Н2SiО3

Zn(ОН)2

ВаCI2

MgO

В каждом столбце выберите лишнее на ваш взгляд и зачеркните. К какому классу неорганических соединений относятся все зачеркнутые вами вещества? Значит о чем мы будем говорить на уроке? А что вы знаете о кислотах? Где в жизни вы с ними встречаетесь? Все ли кислоты одинаковые? Следовательно кислоты можно классифицировать. Запишите тему урока в рабочих листах.

 

Изучение нового материала (5 мин)

Существует несколько классификаций кислот. Откройте учебник на стр.235 таблица 10. Вы должны различать понятия летучести и устойчивости. Посмотрите на слайд 7 может ли кто-нибудь попытаться объяснить эти два понятия? Дайте полную характеристику 4 –м кислотам из таблицы.( 4 ряда)

Кислоты имеют сходство и различия, а что объединяет все кислоты? (они кислые) А если мы имеем дело с неорганическими кислотами, которые нельзя попробовать на вкус, то как мы определим что это кислота? (с помощью индикатора) (слайд 7)

Сильные и слабые, кислородсодержащие безкислородные и т.д.

Практическая часть урока (10мин)

Мы с вами возвращаемся к нашему эпиграфу«Химии ни коим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции.(М.В.Ломоносов)», и наступило время практической части нашего урока, без которой не возможна сама химия. Но прежде чем приступить к работе, что должны вспомнить?

Вы поделены на группы, каждая из которой выполнит практическое задание, а затем мы выслушаем представителей всех команд и сделаем выводы о свойствах кислот. Записи ведете в рабочих листах.

Лаборатория №1

Взаимодействие с основаниями.

Налейте в пробирку 2 мл р-ра гидроксида натрия(NaOH) и добавьте к нему 1-2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете? К раствору щелочи с фенолфталеином добавляйте по каплям соляную кислоту (HCl). Что наблюдаете? Образование какого в-ва привело к изменению окраски индикатора? Запишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Получите нерастворимое основание гидроксид железа(III) (Fe(OH)3) налейте в пробирку 1 мл раствора сульфата железа (III) (Fe2(SO4)3) и добавьте к нему 3-4 капли раствора гидроксида калия. Добавьте в пробирку с гидроксидом железа 1-2 мл соляной кислоты. Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Лаборатория №2

Взаимодействия с оксидами металлов.

В пробирку поместите немного (объёмом со спичечную головку) порошка оксида меди(II). Отметить цвет вещества.

Налейте в пробирку с оксидом меди(II) 1-2 мл раствора серной кислоты. Для ускорения реакции слегка нагрейте (не доводя до кипения) содержимое пробирки. Что наблюдаете?

Напишите молекулярное и ионные уравнения реакции оксида меди(II) с серной кислотой.

Лаборатория№3

Взаимодействие кислот с металлами.

Поместите в четыре пробирки металлы(гранулы или кусочки проволоки) :в 1-ю-цинк,во 2-ю-алюминий,в 3-ю-свинец,в 4-ю –медь.

Налейте в 1-ю и 3-ю пробирки по 2 мл раствора серной кислоты ,а во2-ю и 4-ю-по 2 мл соляной кислоты.

Сделайте вывод о том, в каких пробирках произошли химические реакции.

Сформулируйте вывод о возможности взаимодействия кислот с металлами. Запишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Лаборатория№4

Взаимодействие кислот с солями.

В трёх пробирках слейте попарно по 1-2 мл растворов веществ:

1-я пробирка- соляной кислоты и силиката натрия Na2SiO3;

2-я пробирка- серной кислоты и карбоната калия K2CO3;

3-я пробирка – соляной кислоты и хлорида бария BaCl2.

Сформулируйте вывод о возможности взаимодействия кислот с солями, вписав пропущенные слова в предложение : «Кислоты взаимодействуют с солями , если в результате реакции образуется …или…».

Выслушали и записали отчеты лабораторий.

Итак какой вывод мы с вами можем сделать?(слайд 15)

ТБ

Индикаторов

Отчеты лабораторий.

Закрепление

Выполните тест в электронном виде на ноутбуках. Количество полученных баллов проставьте в рабочих листа.

 

Рефлексия

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.

У первого спросил: - Что ты делал целый день?

И тот с ухмылкою ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил: ” А ты что делал целый день? ”- И тот ответил: ” Я

добросовестно выполнял свою работу. “

А третий улыбнулся его лицо засветилось радостью и удовольствием и

он ответил “ А я принимал участие в строительстве Храма.“

Поставьте в своих рабочих листах как вы себя чувствуете после урока.

 

Домашнее задание

§ 39, Р.Т. стр 181-184

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/u1458664046.pptx (кислоты)
Здесь будет файл: /data/edu/files/w1458664083.docx (приложение к уроку рабочий лист)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.