Конспект урока химии в 8 классе «Кислоты их классификация и свойства»
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: Кислоты их классификация и свойства.
Цель урока:
- Рассмотреть свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.
- Развивать умение групповой и индивидуальной работы.
Задачи:
Образовательная: изучить химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации.
Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций):
а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу, умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
б) коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;
в) информационных: выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.
Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.
Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.
Оборудование:
Реактивы (10%-ный раствор соляной кислоты, гидроксида натрия, раствор карбоната натрия, нитрата серебра, хлорида цинка, лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый);
лабораторное оборудование (штатив с пробирками, пипетки);
дидактический материал (таблица растворимости, плакат “Химические свойства кислот”, рабочие карты, );
ТСО: видеоаппаратура, презентация.
Структура урока
Организационный момент.
Химическая разминка.
Актуализация знаний.
Целеполагание и мотивация
Изучение нового материала
Закрепление
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент. 2 мин. |
Приветствие. На доске записан эпиграф: «Химии ни коим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции.(М.В.Ломоносов)» Как вы понимаете это высказывание? |
|||||||||||||||||
Актуализация знаний. 3 мин. |
О чем говорили на предыдущих уроках? Что такое электролитическая диссоциация? Какие вещества называют электролитами? Положительный ион это? Отрицательный ион? Реакции ионного обмена? Условия протекания этих реакций? |
|||||||||||||||||
Химическая разминка 3 мин. 2 мин. |
У вас на столах рабочие листы. Подпишите пожалуйста их. Сейчас мы проведем химическую разминку. Ваше задание написать электролитическую диссоциацию следующих веществ. Взаимопроверка. Поменялись с соседями рабочими листами и проверяем |
|||||||||||||||||
Целеполагание и мотивация (3 мин.) |
Мы продолжаем говорить об ЭД. Для того чтоб узнать тему нашего сегодняшнего урока мы с вами поиграем «Убери лишнее.»
В каждом столбце выберите лишнее на ваш взгляд и зачеркните. К какому классу неорганических соединений относятся все зачеркнутые вами вещества? Значит о чем мы будем говорить на уроке? А что вы знаете о кислотах? Где в жизни вы с ними встречаетесь? Все ли кислоты одинаковые? Следовательно кислоты можно классифицировать. Запишите тему урока в рабочих листах. |
|||||||||||||||||
Изучение нового материала (5 мин) |
Существует несколько классификаций кислот. Откройте учебник на стр.235 таблица 10. Вы должны различать понятия летучести и устойчивости. Посмотрите на слайд 7 может ли кто-нибудь попытаться объяснить эти два понятия? Дайте полную характеристику 4 –м кислотам из таблицы.( 4 ряда) Кислоты имеют сходство и различия, а что объединяет все кислоты? (они кислые) А если мы имеем дело с неорганическими кислотами, которые нельзя попробовать на вкус, то как мы определим что это кислота? (с помощью индикатора) (слайд 7) |
Сильные и слабые, кислородсодержащие безкислородные и т.д. |
||||||||||||||||
Практическая часть урока (10мин) |
Мы с вами возвращаемся к нашему эпиграфу«Химии ни коим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции.(М.В.Ломоносов)», и наступило время практической части нашего урока, без которой не возможна сама химия. Но прежде чем приступить к работе, что должны вспомнить?
Вы поделены на группы, каждая из которой выполнит практическое задание, а затем мы выслушаем представителей всех команд и сделаем выводы о свойствах кислот. Записи ведете в рабочих листах. Лаборатория №1 Взаимодействие с основаниями. Налейте в пробирку 2 мл р-ра гидроксида натрия(NaOH) и добавьте к нему 1-2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете? К раствору щелочи с фенолфталеином добавляйте по каплям соляную кислоту (HCl). Что наблюдаете? Образование какого в-ва привело к изменению окраски индикатора? Запишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде. Получите нерастворимое основание гидроксид железа(III) (Fe(OH)3) налейте в пробирку 1 мл раствора сульфата железа (III) (Fe2(SO4)3) и добавьте к нему 3-4 капли раствора гидроксида калия. Добавьте в пробирку с гидроксидом железа 1-2 мл соляной кислоты. Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде. Лаборатория №2 Взаимодействия с оксидами металлов. В пробирку поместите немного (объёмом со спичечную головку) порошка оксида меди(II). Отметить цвет вещества. Налейте в пробирку с оксидом меди(II) 1-2 мл раствора серной кислоты. Для ускорения реакции слегка нагрейте (не доводя до кипения) содержимое пробирки. Что наблюдаете? Напишите молекулярное и ионные уравнения реакции оксида меди(II) с серной кислотой. Лаборатория№3 Взаимодействие кислот с металлами. Поместите в четыре пробирки металлы(гранулы или кусочки проволоки) :в 1-ю-цинк,во 2-ю-алюминий,в 3-ю-свинец,в 4-ю –медь. Налейте в 1-ю и 3-ю пробирки по 2 мл раствора серной кислоты ,а во2-ю и 4-ю-по 2 мл соляной кислоты. Сделайте вывод о том, в каких пробирках произошли химические реакции. Сформулируйте вывод о возможности взаимодействия кислот с металлами. Запишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде. Лаборатория№4 Взаимодействие кислот с солями. В трёх пробирках слейте попарно по 1-2 мл растворов веществ: 1-я пробирка- соляной кислоты и силиката натрия Na2SiO3; 2-я пробирка- серной кислоты и карбоната калия K2CO3; 3-я пробирка – соляной кислоты и хлорида бария BaCl2. Сформулируйте вывод о возможности взаимодействия кислот с солями, вписав пропущенные слова в предложение : «Кислоты взаимодействуют с солями , если в результате реакции образуется …или…». Выслушали и записали отчеты лабораторий. Итак какой вывод мы с вами можем сделать?(слайд 15) |
ТБ Индикаторов Отчеты лабораторий. |
||||||||||||||||
Закрепление |
Выполните тест в электронном виде на ноутбуках. Количество полученных баллов проставьте в рабочих листа. |
|||||||||||||||||
Рефлексия |
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: - Что ты делал целый день? И тот с ухмылкою ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: ” А ты что делал целый день? ”- И тот ответил: ” Я добросовестно выполнял свою работу. “ А третий улыбнулся его лицо засветилось радостью и удовольствием и он ответил “ А я принимал участие в строительстве Храма.“ Поставьте в своих рабочих листах как вы себя чувствуете после урока. |
|||||||||||||||||
Домашнее задание |
§ 39, Р.Т. стр 181-184 |
Здесь будет файл: /data/edu/files/u1458664046.pptx (кислоты)
Здесь будет файл: /data/edu/files/w1458664083.docx (приложение к уроку рабочий лист)