12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чирко Елена Ивановна40

Активные методы обучения на уроках русского языка в 1 классе начальной школы

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я вспомню,

Вовлеки меня в процесс – и я пойму,

Отойди – и я буду действовать.

Китайская пословица


Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) 3 поколение)

В настоящее время перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению.

Стандарт существенно изменяет роль учителя, которому необходимо выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым ребёнком конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность.

Главная задача учителя – развить у обучающихся интерес к учению, научить учиться. Этому могут способствовать активные методы обучения (АМО).

Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века.

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Яна Амоса Коменского, Жана Жака Руссо, Иоганна Генриховича Песталоцци, Константина Дмитриевича Ушинского и других.

Активные методы обучения (АМО) – это методы, характеризующиеся высоким уровнем активности обучающихся, их включенностью в учебный процесс, активизирующие и стимулирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач.

АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

1. Методы начала урока

2. Методы выяснения целей, ожиданий, опасений

3. Методы презентации учебного материала

4. Методы организации самостоятельной работы

5. Методы релаксации, методы подведения итогов

Есть и отрицательные стороны АМО:

1. АМО не могут преодолеть нежелание ученика участвовать в процессе обучения.

2. Для некоторых обучающихся АМО создают внутренний дискомфорт, т.к. обучение строится по-другому.

3. При выступлении участника от группы может доминировать одно мнение, хотя мнений может быть выслушано много.

4. Для некоторых детей работа в команде – способ ничего не делать.

5. Если учитель не владеет методикой АМО, то процесс обучения не получится.

Положительные стороны. Переходя от этапа к этапу обучающийся учится:

видеть проблему;

задавать вопросы;

выдвигать гипотезы;

проверять гипотезы;

давать определения понятиям;

классифицировать;

наблюдать явления;

делать выводы;

доказывать и защищать свои идеи;

работать с первоисточниками и дополнительной литературой.

На уроках русского языка в начальной школе можно использовать активные методы обучения:

1. Кластер

2. Проблемные ситуации

3. Творческие работы

4. Метод проектов

5. Работа с текстом

6. Драматизация

7. Синквейн

8. Лэпбук

В начале урока для создания эмоционального настроя можно использовать Активные методы обучения:

Метод «Комплименты», который позволяет не только выяснить настроение, психологическое состояние учащихся, но и улучшить его, создать ситуацию успеха. Сказать друг другу комплимент.

Методы «Цепочка», «Приветствие»: ребята здороваются друг с другом за руку, но не просто так, а фантазируя при этом. Происходит контакт глазами – это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки.

Метод «Поздоровайся локтями»: поздороваться как можно с большим числом одноклассников, назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями, что способствует созданию неформальной обстановки в начале урока и установлению контакта между учащимися.

В основной части урока:

Метод «Доска объявлений»: ребята пишут на листочках определение понятия, прикрепляют к доске. Идёт обсуждение, затем сравнивают определение с учебником или словарём. Так же можно составлять алгоритм проверки безударной гласной, парной звонкой – глухой согласной и др.

Метод «Можно я задам вопрос?» Отрабатывается умение задавать вопросы по определённой теме, по тесту учебника. Можно отрабатывать вопросы частей речи в 1-2 классах. Показывается карточка со словом, задай вопрос, определи часть речи. (Например: пальто, идёт, красивый, синица, петь, волшебный). Тему синонимы и антонимы.

Метод «Ульи» обсуждение в группе 1-2 минуты определённого вопроса.

Метод «Светофор»: у всех зелёная и красная карточка. Если ученики согласны с написанием, то зелёная карточка, если нет – красная. Отработка правил жи – ши, чк, чн, нщ, рщ. Безударной гласной проверяемой ударением, парной звонкой – глухой согласной, удвоенной согласной, написание собственных имён существительных.


Чтобы на уроке отвечали все дети, а ни одни и те же, использую метод «Волшебный мешочек». Фамилии и имена учеников записаны на листочках, лежат в мешочке, учитель или ребята достают лист, к доске идёт тот, чью фамилию достали. Можно использовать не только на русском языке. Повышается концентрация внимания у всех обучающихся, начинают внимательно слушать.

Метод «Цепочка». Сочини сказку или рассказ. Один начинает, следующий продолжает так, чтобы предложения были связаны по смыслу. В итоге должен получиться текст.

Можно использовать метод «Творческая мастерская» В группе сочинить сказку, рассказ, загадку.

Метод «Познакомимся с игрушкой», «Создание текста». Первое знакомство со структурой текста. Использую 10 занятий. Учимся задавать вопросы, находить опорные слова, составлять предложения, связывать предложения по смыслу, выделять начало, основную часть и заключение текста.

ФГОСом определена проектная деятельность по каждому предмету.

Использую американский метод «Составление лэпбука». Работа в группах.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе «наколенная книга».

У нас в стране лэпбукинг считается методом новым и, пока еще, не получил широкого распространения. Но это самый популярный метод домашнего обучения, используемый родителями по всему миру.

Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую нужно проработать. Учебный материал интересно оформлен в разных мини-книжечках, кармашках, окошечках, книжках-гармошках, коробках с подарками и т.п.

Лэпбук, прежде всего – это средство обучения! От постоянного контакта с книгой ребенок усваивает материал быстрее.

В 1 классе составляли лэпбук по теме «Безударные гласные», «Парные звонкие – глухие согласные».

Для релаксации применяю метод «Физкультминутка», «Ленивая кошечка» (потянуться как кошечка), «Стряхиваем воду с пальцев» и др.

Для рефлексии метод «Ромашка» ученики отвечают на вопросы, которые записаны на лепестке ромашки. Метод «ХИМС» ( Хорошо, Интересно, Мешало, Возьму с собой).

Для развития критического мышления, внимательного отношения к этапам урока использую метод «Мудрая сова». В конце урока ученик говорит о достигнутой им цели, определяет, что нужно закрепить, выделяет для себя вопрос, на который дома нужно будет найти более полный ответ.

Учителю надо утвердиться в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности. Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» (Дьёрдь Пойа).


Список литературы:

1. Абрамова Т.А. Игротехнические приёмы. Рекомендации для игровых занятий в школе. СПб: Образование, 1992

2. Зарукина Е.В., Логинова Н.А., Новик М.М. Активные методы обучения: Рекомендации по разработке и применению. Учебно – методическое пособие, СПб: СПбГИЭУ, 2010

3. Минич О.А. Хаткевич О.А. «Педагогические игры» М.2005

4. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Научно – методическое пособие – М: Высшая школа, 1991

5. Эльконин Д.Б. «Психология игры» М.1999
















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.