Аналитическая справка о результатах итогового сочинения (изложения) по русскому языку обучающихся 11 класса В написании итогового сочинения (изложения) по русскому языку участвовали 2 обучающихся 11 класса, что составило 100% от общего количества. Таблица 1. Анализ результата проверки по требованиям и критериям итогового сочинения (изложения) обучающихся 11 класса | Количество | % | Требования | Требование № 1 | Зачет | 2 | 100 | Незачет | 0 | 0 | Требование № 2 | Зачет | 2 | 100 | Незачет | 0 | 0 | Критерии | Критерий № 1 | Зачет | 2 | 100 | Незачет | 0 | 0 | Критерий № 2 | Зачет | 2 | 100 | Незачет | 0 | 0 | Критерий № 3 | Зачет | 1 | 50 | Незачет | 1 | 50 | Критерий № 4 | Зачет | 2 | 100 | Незачет | 0 | 0 | Критерий № 5 | Зачет | 2 | 100 | Незачет | 0 | 0 |
Написание сочинения проверяет умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему с опорой на литературный материал. При этом особое внимание уделяется умению выпускника грамотно аргументировать свои мысли и утверждения. Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами: 1. Выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать на выбранную тему. 2. Проверить речевые компетенции обучающегося, умение обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующие проблематике сочинения произведения для раскрытия темы. 3. Оценить практическую грамотность выпускника и фактическую точность его письменной речи. Исходя из задач формируются цели: 1. Проверка широты кругозора, умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы. 2. Владение речью. 3. Содействие формированию самосознания учащегося, развитие его речевой и читательской культуры. Обучающимся был предложен следующий комплект тем сочинений для проведения итогового сочинения в текущем учебном году в Свердловской области.
Комплект тем итогового сочинения НОМЕР | ТЕМА | №108. | Почему совесть не всегда спасает нас от неправильных поступков? | № 206. | Согласны ли Вы с утверждением, что повзрослеть – значит научиться нести ответственность за других? | № 313. | Как Вы понимаете мнение героя А.С. Грибоедова: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»? | № 412. | Идеал гражданственности в моем понимании. | № 504.
| В чем заключается нравственная ответственность ученого за результаты своей деятельности? | № 612. | Художественное произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое заставило меня переживать. |
Сочинение писали 2 человека. Были выбраны темы №206 и №412. Все обучающиеся 11-го класса, которые присутствовали на экзамене, получили «зачет» за работу. Выбор тем осуществлялся на основании индивидуальных предпочтений, большее предпочтение получили темы из раздела «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» и раздела « Семья, общество, Отечество в жизни человека». Это можно объяснить готовностью и способностью обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества. Работы проверялись в соответствии с критериями оценивания, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям. Требование № 1. Объем итогового сочинения Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). Требование № 2. Самостоятельность написания итогового сочинения Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объема собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям: 1. Соответствие теме. 2. Аргументация. Привлечение литературного материала. 3. Композиция и логика рассуждения. 4. Качество письменной речи. 5. Грамотность. Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев. Критерий № 1. Соответствие теме Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т. п.). «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 2. Аргументация. Привлечение литературного материала Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т. п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 3. Композиция и логика рассуждения Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 4. Качество письменной речи Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 5. «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Анализ сочинений по критерию №1 «Соответствие теме» Справились 100% выпускников. Выпускники размышляют над предложенной проблемой, строят высказывание на основе связанных с темой тезисов, опираясь на художественные произведения. Литературный материал используется как основа собственных размышлений. Анализ сочинений по критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Анализ представленных работ показал, что 100 % выпускников построили свои рассуждения на основе литературного материала и привели в качестве доказательств не менее двух произведений. По критерию № 2 «зачет» получили 100% обучающихся. Список привлекаемых авторов и произведений: А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (2) В. Кондратьев «Сашка» (1) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (1) Анализ сочинений по критерию № 3 .«Композиция и логика рассуждения» Умение логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, выдерживать композиционное единство сочинения-рассуждения выпускники продемонстрировали. Грубых логических ошибок, мешающих пониманию смысла высказывания, в работах участников сочинения не отмечено. Были допущены логические ошибки, связанные с непродуманностью структуры и композиции сочинения, а также с отсутствием смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением. Анализ сочинений показал логические нарушения и ошибки в композиции сочинения в целом: несоразмерно короткое и необоснованное заключение, не содержащее выводов и обобщений; нарушение логики при переходе от одной мысли к другой. Неумение выделить содержание смысловых частей сочинения, как правило, ведет к композиционным и логическим ошибкам. По критерию получили зачет 50% выпускников. Анализ сочинений по критерию № 4. «Качество письменной речи» Обучающиеся владеют навыком построения сочинения-рассуждения, умеют использовать различные лексические средства в соответствии с коммуникативным замыслом высказывания. Зачет получили 100% выпускников. Анализ сочинений по критерию № 5.«Грамотность» Экспертами отмечен средний уровень грамотности работ участников итогового сочинения. На первом месте грамматические ошибки. Типичные грамматические ошибки: Нарушение грамматических связей между словами и предложениями. Речевые ошибки: нарушение лексической сочетаемости слов.
|