Аналитическая справка по результатам пробного ОГЭ по математике
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по результатам пробного ОГЭ по математике
в общеобразовательных организациях Поволжского округа
На основании распоряжения Поволжского управления от 29.11.2021г. № 275-р «О проведении пробного экзамена по математике для обучающихся 9-ых и 11-ых классов в общеобразовательных организациях, подведомственных Поволжскому управлению» 9 декабря 2021 года проводился пробный ОГЭ по математике.
Цель проведения пробного экзамена: ознакомить обучающихся с процедурой проведения государственной итоговой аттестации; оценить уровень знаний обучающихся по математике; определить учебные дефициты в подготовке обучающихся по предмету, определить группу «риска» обучающихся для организации индивидуальной работы по подготовке к ГИА.
Пробный экзамен по математике проводился в форме основного государственного экзамена в общеобразовательных учреждениях Поволжского округа с привлечением общественных наблюдателей. Процедура проведения экзамена в образовательных учреждениях была максимально приближена к процедуре проведения государственной итоговой аттестации.
В пробном экзамене по математике приняли участие 1765 девятиклассников. Анализ количественных результатов выполнения работы позволил установить, что только 1050 обучающихся справились с работой. Успеваемость составила 59,5%. 719 человек не освоили образовательный стандарт (40,7%). На «4» и «5» работу выполнили 241 человек, что составило 14% от общего количества, выполнявших работу. Самые высокие показатели качества знаний (от 33% до 49%) показали школы ГБОУ ООШ №21 г. Новокуйбышевска, ГБОУ ООШ п. Ровно-Владимировка, ГБОУ СОШ №3 г. Новокуйбышевска, ГБОУ ООШ №4 г. Новокуйбышевска, ГБОУ СОШ №7 "ОЦ" г. Новокуйбышевска. 100% успеваемость в школе ГБОУ ООШ с.Яблоновый Овраг.
Основные результаты пробного экзамена по математике
в сравнении по АТЕ
АТЕ | Кол-во участников | Полученные отметки | Успеваемость | Качество | |||
«5» | «4» | «3» | «2» | ||||
г. Новокуйбышевск | 754 | 15 | 135 | 383 | 221 | 71% | 20% |
Волжский район | 1011 | 5 | 86 | 422 | 498 | 51% | 9% |
Поволжский округ | 1765 | 20 | 221 | 805 | 719 | 59% | 14% |
Результаты в разрезе образовательных учреждений
ОУ | Количество учащихся, выполнявших работу | Кол-во | Успеваемость, % | Качество, % |
гимназия № 1 | 63 | 18 | 81 | 29 |
СОШ №3 | 43 | 16 | 81 | 37 |
ООШ №4 | 26 | 11 | 81 | 42 |
СОШ №5 "ОЦ" | 68 | 14 | 75 | 21 |
ООШ №6 | 57 | 1 | 44 | 2 |
СОШ №7 "ОЦ" | 92 | 45 | 87 | 49 |
СОШ №8 "ОЦ" | 72 | 7 | 63 | 10 |
ООШ №9 | 23 | 0 | 74 | 0 |
ООШ №11 | 53 | 7 | 51 | 13 |
ООШ №12 | 6 | 0 | 50 | 0 |
ООШ №13 | 10 | 0 | 0 | 0 |
ООШ №15 | 36 | 0 | 67 | 0 |
ООШ №17 | 23 | 2 | 70 | 9 |
ООШ №18 | 33 | 1 | 58 | 3 |
ООШ №19 | 42 | 11 | 90 | 26 |
ООШ №20 | 62 | 2 | 65 | 3 |
ООШ №21 | 45 | 15 | 91 | 33 |
ООШ п.Верхняя Подстепновка | 17 | 1 | 76 | 6 |
СОШ с.Воскресенка | 21 | 1 | 76 | 5 |
СОШ с.Дубовый Умет | 37 | 1 | 27 | 3 |
СОШ с.Курумоч | 77 | 6 | 53 | 8 |
СОШ с.Лопатино | 24 | 0 | 21 | 0 |
СОШ пгт Петра-Дубрава | 49 | 11 | 59 | 22 |
СОШ с.Подъем-Михайловка | 15 | 0 | 20 | 0 |
СОШ п. Просвет | 32 | 1 | 22 | 3 |
ООШ п.Ровно-Владимировка | 6 | 2 | 83 | 33 |
СОШ с. Рождествено | 31 | 7 | 58 | 23 |
СОШ пгт Рощинский | 76 | 8 | 55 | 11 |
ООШ п.Самарский | 3 | 0 | 0 | 0 |
СОШ с.Сухая Вязовка | 16 | 1 | 81 | 6 |
СОШ №1 п.г.т.Смышляевка | 132 | 6 | 40 | 5 |
ООШ №2 пгт Смышляевка | 22 | 2 | 77 | 9 |
СОШ №3 пгт Смышляевка | 57 | 13 | 86 | 23 |
СОШ №1 пгт Стройкерамика | 77 | 6 | 51 | 8 |
ООШ п.Спиридоновка | 6 | 0 | 0 | 0 |
СОШ с.Черноречье | 21 | 0 | 48 | 0 |
СОШ п.Черновский | 21 | 5 | 67 | 24 |
СОШ Южный город | 267 | 20 | 47 | 8 |
ООШ с.Яблоновый Овраг | 4 | 0 | 100 | 0 |
% | 1765 | 241 | 59 | 14 |
Успеваемость ниже 75% показали следующие общеобразовательные учреждения
г. Новокуйбышевск | Волжский район |
ГБОУ ООШ № 6 г. Новокуйбышевска | СОШ с.Дубовый Умет |
ГБОУ СОШ № 8 «ОЦ» г. Новокуйбышевска | СОШ с.Курумоч |
ГБОУ ООШ № 9 г. Новокуйбышевска | СОШ с.Лопатино |
ГБОУ ООШ № 11 г. Новокуйбышевска | СОШ пгт Петра-Дубрава |
ГБОУ ООШ № 12 г. Новокуйбышевска | СОШ с.Подъем-Михайловка |
ГБОУ ООШ № 15 г. Новокуйбышевска | СОШ п. Просвет |
ГБОУ ООШ № 17 г. Новокуйбышевска | СОШ с. Рождествено |
ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевска | СОШ пгт Рощинский |
ГБОУ ООШ № 20 г. Новокуйбышевска | СОШ №1 п.г.т.Смышляевка |
| СОШ №1 пгт Стройкерамика |
| СОШ с.Черноречье |
| СОШ п.Черновский, |
| СОШ Южный город. |
Нулевую успеваемость по предмету показали обучающиеся образовательных учреждений: ГБОУ ООШ №13 г. Новокуйбышевска, ГБОУ ООШ п. Самарский, ГБОУ ООШ п. Спиридоновка.
59 человек (3%) набрали от 8 до 12 баллов, однако получили неудовлетворительный результат, в связи с тем, что для прохождения аттестационного порога необходимо набрать не менее 8 баллов, из которых не менее 2 баллов за решение заданий модуля «Геометрия». Такой результат был продемонстрирован в следующих образовательных учреждениях:
г. Новокуйбышевск | Волжский район |
ГБОУ ООШ № 6 г. Новокуйбышевска | СОШ с.Дубовый Умет |
ГБОУ СОШ № 8 «ОЦ» г. Новокуйбышевска | СОШ с.Курумоч |
ГБОУ ООШ № 9 г. Новокуйбышевска | СОШ с.Лопатино |
ГБОУ ООШ № 11 г. Новокуйбышевска | СОШ пгт Петра-Дубрава |
ГБОУ ООШ № 12 г. Новокуйбышевска | СОШ с.Подъем-Михайловка |
ГБОУ ООШ № 15 г. Новокуйбышевска | СОШ п. Просвет |
ГБОУ ООШ № 17 г. Новокуйбышевска | СОШ с. Рождествено |
ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевска | СОШ пгт Рощинский |
ГБОУ ООШ № 20 г. Новокуйбышевска | СОШ №1 п.г.т.Смышляевка |
| СОШ №1 пгт Стройкерамика |
| СОШ с.Черноречье |
| СОШ п.Черновский, |
| СОШ Южный город. |
Результаты пробного экзамена по математике определил уровень объективности выставления отметок общеобразовательными организациями округа по итогам I триместра. Показатели даны в диаграмме.
По итогам пробного экзамена выявлена необъективная индивидуальная оценка учебных достижений по математике обучающихся 9-х классов Поволжского округа (58,0%). Самый высокий процент несоответствия результатов пробного экзамена триместровым отметкам в следующих общеобразовательных организациях: ГБОУ ООШ 13 г. Новокуйбышевска (100%), ГБОУ ООШ п. Самарский (100%), ГБОУ ООШ п. Спиридоновка (100%), ГБОУ СОШ с.Дубовый Умет (95%), ГБОУ СОШ с.Курумоч (94%), ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика (83%), ГБОУ СОШ п.Черновский (81%), ГБОУ СОШ п. Просвет (75%), ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный (75%).
114 обучающихся школ Поволжского округа (6,5%) имеют расхождение в отметке, полученной по итогам пробного экзамена, более чем в два балла в сравнении с результатом I триместра, так в ГБОУ СОШ с. Дубовый умет – 43%, ГБОУ СОШ с. Курумоч - 26%, ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика – 21%. Руководителям ОО, показавшим соответствие отметок за пробный ОГЭ триместровым отметкам менее 65%, необходимо провести анализ причин, приведших к несоответствию, проанализировать объективность выставления отметок.
Результаты потенциальных претендентов
на аттестат особого образца
Среди 107 потенциальных претендентов на аттестат особого образца участие в пробном экзамене приняли 98 обучающихся, что составило 92%.
АТЕ | Кол-во участников | Полученные отметки | Успеваемость | Качество | |||
«5» | «4» | «3» | «2» | ||||
г. Новокуйбышевск | 38 | 9 | 25 | 3 | 1 | 97% | 89% |
Волжский район | 60 | 2 | 21 | 34 | 3 | 95% | 38% |
Поволжский округ | 98 | 11 | 46 | 37 | 4 | 96% | 58% |
Только 11 обучающихся из 98 (11%) получили отметку «отлично» по результатам пробного экзамена. 4 претендента на аттестат особого образца по результатам пробного экзамена получили неудовлетворительный результат, это обучающиеся ГБОУ СОШ № 7 «ОЦ» г. Новокуйбышевска, ГБОУ СОШ "ОЦ "Южный город" пос. Придорожный и ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" п.г.т. Смышляевка.
В следующих образовательных учреждениях ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" п.г.т. Смышляевка, ГБОУ СОШ "ОЦ "Южный город" пос. Придорожный, ГБОУ СОШ № 8 "ОЦ" г. Новокуйбышевска, ГБОУ ООШ № 20 г. Новокуйбышевска, ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Дубовый Умет, ГБОУ СОШ с. Курумоч, ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Лопатино, ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Подъем-Михайловка, ГБОУ СОШ пос. Просвет, ГБОУ СОШ пос. Черновский отметка, полученная на пробном экзамене расходится с отметкой, полученной по итогам I триместра на два балла и выше.
В ГБОУ СОШ № 5 "ОЦ" г. Новокуйбышевска, ГБОУ СОШ № 7 "ОЦ" г. Новокуйбышевска, ГБОУ ООШ № 19 г. Новокуйбышевска три обучающихся показали на пробном экзамене результат выше полученного результата по итогам I триместра.
ОО | Количество заявленных ОУ претендентов | Количество претендентов, участвовавших в пробном экзамене | Количество претендентов, подтвердивших отметку | |
чел. | % | |||
ГБОУ гимназия №1 | 3 | 3 | 2 | 67 |
ГБОУ СОШ № 3 г. Новокуйбышевска | 8 | 3 | 1 | 33 |
ГБОУ ООШ № 4 г. Новокуйбышевска | 5 | 5 | 1 | 20 |
ГБОУ СОШ № 5 "ОЦ" г. Новокуйбышевска | 4 | 3 | 2 | 67 |
ГБОУ СОШ № 7 "ОЦ" г. Новокуйбышевска | 12 | 12 | 9 | 75 |
ГБОУ СОШ № 8 "ОЦ" г. Новокуйбышевска | 3 | 2 | 0 | 0 |
ГБОУ ООШ № 11 г. Новокуйбышевска | 5 | 5 | 4 | 80 |
ГБОУ ООШ № 17 г. Новокуйбышевск | 1 | 1 | 0 | 0 |
ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевска | 0 | |
| |
ГБОУ ООШ № 19 г. Новокуйбышевска | 3 | 3 | 2 | 67 |
ГБОУ ООШ № 20 г. Новокуйбышевска | 1 | 1 | 0 | 0 |
ГБОУ ООШ п. Верхняя Подстепновка | 1 | 1 | 0 | 0 |
ГБОУ СОШ с. Воскресенка | 3 | 3 | 1 | 33 |
ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Дубовый Умет | 1 | 1 | 0 | 0 |
ГБОУ СОШ с. Курумоч | 8 | 8 | 1 | 13 |
ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Лопатино | 1 | 1 | 0 | 0 |
ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава | 3 | 3 | 0 | 0 |
ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Подъем-Михайловка | 1 | 1 | 0 | 0 |
ГБОУ СОШ пос. Просвет | 2 | 2 | 0 | 0 |
ГБОУ с. Рождествено | 3 | 2 | 0 | 0 |
ГБОУ СОШ "ОЦ" п.г.т. Рощинский | 2 | 2 | 1 | 50 |
ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" п.г.т. Смышляевка | 12 | 12 | 2 | 17 |
ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" п.г.т. Стройкерамика | 1 | 1 | 0 | 0 |
ГБОУ СОШ пос. Черновский | 1 | 1 | 0 | 0 |
ГБОУ СОШ "ОЦ "Южный город" пос. Придорожный | 23 | 22 | 1 | 5 |
| 107 | 98 | 27 | 28 |
Самый высокий процент (от 100% до 80%) несоответствия результатов пробного экзамена претендентов на аттестат особого образца триместровым отметкам в следующих общеобразовательных организациях:
ГБОУ СОШ № 8 «ОЦ» г. Новокуйбышевска, ГБОУ ООШ № 17 г. Новокуйбышевск, ГБОУ ООШ № 20 г. Новокуйбышевска, ГБОУ ООШ п. Верхняя Подстепновка, ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Дубовый Умет, ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Лопатино, ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава, ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Подъем-Михайловка, ГБОУ СОШ пос. Просвет, ГБОУ с. Рождествено, ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" п.г.т. Стройкерамика, ГБОУ СОШ пос. Черновский, ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный, ГБОУ СОШ с. Курумоч ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" п.г.т. Смышляевка, ГБОУ ООШ № 4 г. Новокуйбышевска.
Администрациям школ ГБОУ гимназия №1, СОШ № 7, №8, ООШ №20, п.Верхняя Подстепновка, с. Воскресенка, с. Дубовый Умет, с.Курумоч, с.Лопатино, с.Подъем-Михайловка, п.Просвет, с.Рождествено, №1 пгт Смышляевка, п.Черновский, «Южный город» необходимо проанализировать объективность выставления отметок у обучающихся, претендующих на аттестат с отличием, но получивших на пробном экзамене «2» и «3». Руководителям школ №3, №5, №8, с.Рождествено, «Южный город» при проведении повторного пробного ОГЭ отдельно проанализировать результаты обучающихся, претендующих на аттестат с отличием в 2022г.
Краткая характеристика работы.
Предэкзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 19 заданий, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение работы по математике отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
При проверке базовой математической компетентности обучающимся необходимо продемонстрировать владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, приёмов решения задач и проч.), умение пользоваться математической записью, применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях.
Задания части 2 направлены на проверку владения материалом на повышенном и высоком уровнях. Задания расположены по нарастанию трудности: от относительно простых до сложных, предполагающих свободное владение материалом и высокий уровень математической культуры.
Распределение заданий работы по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл |
Базовый | 19 | 19 |
Повышенный | 4 | 8 |
Высокий | 2 | 4 |
Итого | 25 | 31 |
Часть 1 состоит из заданий базового уровня сложности (Б). В КИМ задания по уровню сложности распределяются следующим образом: 8 заданий с предполагаемым процентом выполнения 80–90, 7 заданий с предполагаемым процентом выполнения 70–80 и 4 задания с предполагаемым процентом выполнения 60–70. Часть 2 состоит из заданий повышенного (П) и высокого (В) уровней сложности.
В КИМы с 2021г. включён блок практико-ориентированных заданий, подобные задачи предлагаются в международном исследовании PISA.
Результат выполнения практико-ориентированных задач на пробном ОГЭ по математике (задания 1-5) показан в таблице:
ОО | Пробный ОГЭ, % | |||
0 баллов | I уровень/ Задания 1-2 | II уровень/ Задания 1-4 | III уровень/ Задания 1-5 | |
гимназия № 1 СОШ №3 | 29 | 52 | 10 | 10 |
СОШ №3 | 14 | 53 | 26 | 7 |
ООШ №4 | 0 | 31 | 35 | 35 |
СОШ №5 "ОЦ" | 28 | 34 | 28 | 10 |
ООШ №6 | 67 | 32 | 2 | 0 |
СОШ №7 "ОЦ" | 12 | 40 | 38 | 10 |
СОШ №8 "ОЦ" | 19 | 56 | 19 | 6 |
ООШ №9 | 39 | 52 | 9 | 0 |
ООШ №11 | 38 | 49 | 13 | 0 |
ООШ №12 | 83 | 17 | 0 | 0 |
ООШ №13 | 100 | 0 | 0 | 0 |
ООШ №15 | 81 | 19 | 0 | 0 |
ООШ №17 | 35 | 48 | 13 | 4 |
ООШ №18 | 24 | 9 | 64 | 3 |
ООШ №19 | 36 | 55 | 10 | 0 |
ООШ №20 | 52 | 47 | 2 | 0 |
ООШ №21 | 7 | 47 | 29 | 18 |
ООШ п.Верхняя Подстепновка | 59 | 41 | 0 | 0 |
СОШ с.Воскресенка | 43 | 52 | 5 | 0 |
СОШ с.Дубовый Умет | 70 | 22 | 8 | 0 |
СОШ с.Курумоч | 47 | 38 | 12 | 4 |
СОШ с.Лопатино | 67 | 29 | 4 | 0 |
СОШ пгт Петра-Дубрава | 0 | 37 | 31 | 33 |
СОШ с.Подъем-Михайловка | 73 | 27 | 0 | 0 |
СОШ п. Просвет | 75 | 25 | 0 | 0 |
ООШ п.Ровно-Владимировка | 17 | 33 | 33 | 17 |
СОШ с. Рождествено | 42 | 35 | 19 | 3 |
СОШ пгт Рощинский | 50 | 36 | 9 | 5 |
ООШ п.Самарский | 33 | 67 | 0 | 0 |
СОШ с.Сухая Вязовка | 19 | 75 | 6 | 0 |
СОШ №1 п.г.т.Смышляевка | 63 | 30 | 5 | 2 |
ООШ №2 пгт Смышляевка | 0 | 27 | 64 | 9 |
СОШ №3 пгт Смышляевка | 0 | 14 | 68 | 18 |
СОШ №1 пгт Стройкерамика | 57 | 31 | 9 | 3 |
ООШ п.Спиридоновка | 83 | 17 | 0 | 0 |
СОШ с.Черноречье | 33 | 62 | 5 | 0 |
СОШ п.Черновский | 14 | 38 | 43 | 5 |
СОШ Южный город | 55 | 37 | 7 | 1 |
ООШ с.Яблоновый Овраг | 0 | 0 | 100 | 0 |
Итого | 41 | 37 | 16 | 5 |
Процент выполнения данных заданий в ГБОУ ООШ № 6 г. Новокуйбышевска, ГБОУ ООШ № 12 г. Новокуйбышевска, ГБОУ ООШ № 13 г. Новокуйбышевска, ГБОУ ООШ № 15 г. Новокуйбышевска, ГБОУ ООШ п. Верхняя Подстепновка, ГБОУ СОШ с.Лопатино, ГБОУ СОШ с.Подъем-Михайловка, ГБОУ СОШ п. Просвет, ГБОУ ООШ п. Самарский составил менее 8%, несмотря на то, что данные задания напрямую связаны с формированием функциональной грамотности и во всех образовательных организациях Поволжского округа с сентября 2021 года идёт усиленная подготовка к решению задач подобного типа. Руководителям ОО необходимо провести сравнительный анализ выполнения заданий 1-5 на пробном ОГЭ и мониторинговых исследованиях по ФГ, взять на контроль проведение занятий по развитию ФГ.
Анализ наиболее распространенных ошибок
участников пробного экзамена
| уровень сложности | Основные проверяемые требования | Справились с заданием |
1 | Б | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели | 51 |
2 | Б | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели | 31 |
3 | Б | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели | 23 |
4 | Б | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели | 14 |
5 | Б | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели | 17 |
6 | Б | Уметь выполнять вычисления и преобразования | 53 |
7 | Б | Уметь выполнять вычисления и преобразования | 70 |
8 | Б | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь выполнять преобразования алгебраических выражений | 61 |
9 | Б | Уметь решать уравнения, неравенства и их системы | 60 |
10 | Б | Уметь работать со статистической информацией, находить частоту и вероятность случайного события, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели | 49 |
11 | Б | Уметь строить и читать графики функций | 69 |
12 | Б | Осуществлять практические расчёты по формулам; составлять несложные формулы, выражающие зависимости между величинами | 10 |
13 | Б | Уметь решать уравнения, неравенства и их системы | 53 |
14 | Б | Уметь строить и читать графики функций, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели | 78 |
15 | Б | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | 60 |
16 | Б | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | 19 |
17 | Б | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | 51 |
18 | Б | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | 70 |
19 | Б | Проверить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения | 39 |
20 | П | Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы | 15 |
21 | П | Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций, строить и исследовать простейшие математические модели | 3 |
22 | В | Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций, строить и исследовать простейшие математические модели | 1 |
23 | П | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | 4 |
24 | П | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | 1 |
25 | В | Проверить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения | 0 |
Наиболее трудными для обучающихся стали задания базового уровня:
№ 10, в котором необходимо уметь работать со статистической информацией, находить частоту и вероятность случайного события, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели
№ 12, в котором необходимо было осуществлять практические расчёты по формуле;
№ 16, в котором необходимо уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами
№ 19, в котором необходимо было оценить логическую правильность рассуждений, распознать ошибочные заключения.
Задания базового уровня обучающимися были выполнены в объеме менее 50% в следующих образовательных учреждениях:
г. Новокуйбышевск | Волжский район |
ГБОУ ООШ № 6 г. Новокуйбышевска | ООШ п. Верхняя Подстепновка |
ГБОУ СОШ № 8 «ОЦ» г. Новокуйбышевска | СОШ с.Дубовый Умет |
ГБОУ ООШ № 9 г. Новокуйбышевска | СОШ с.Курумоч |
ГБОУ ООШ № 11 г. Новокуйбышевска | СОШ с.Лопатино |
ГБОУ ООШ № 12 г. Новокуйбышевска | ООШ п. Спиридновка |
ГБОУ ООШ № 13 г. Новокуйбышевска | СОШ с.Подъем-Михайловка |
ГБОУ ООШ № 15 г. Новокуйбышевска | СОШ п. Просвет |
ГБОУ ООШ № 17 г. Новокуйбышевска | ООШ п. Самарский |
ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевска | СОШ №1 п.г.т.Смышляевка |
ГБОУ ООШ № 20 г. Новокуйбышевска | СОШ №1 пгт Стройкерамика |
| СОШ с.Черноречье |
| СОШ Южный город. |
Наиболее трудными среди заданий повышенного (П) и высокого (В) уровней сложности оказались:
№ 21, в котором необходимо было уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнение, строить и исследовать простейшую математическую модель;
№ 23, в котором необходимо было уметь выполнять действия с геометрическими фигурами;
№ 25, в котором необходимо было проверить доказательные рассуждения при решении задач.
Задание № 25 выполнили только 4 учащихся из образовательных учреждений ГБОУ ООШ № 3 г. Новокуйбышевска, ГБОУ ООШ № 21 г. Новокуйбышевска, ГБОУ СОШ «ОЦ» Южный город» пос. Придорожный, набрав от 1 до 2-х баллов.
При выполнении заданий повышенного и высокого уровня обучающиеся демонстрируют крайне низкую алгебраическую культуру на повышенном уровне. Они не умеют переносить известные способы действий в изменённую ситуацию, увеличение же количества шагов в решении или необходимость синтезировать знания из разных разделов резко снижают результативность. Эти же проблемы возникают при решении уравнений и на повышенном уровне.
Выводы:
Анализ результатов выполнения пробного экзамена позволил выделить несколько недостатков в подготовке обучающихся 9-ых по математике.
1. Недостаточное формирование вычислительных навыков.
2. Низкая мотивированность учащихся к обучению.
3. Низкий уровень развития навыков самостоятельной работы.
4. Невнимательное чтение условия задачи.
5. Слабо развито логическое мышление, самоконтроль.
6. Недостаточно внимание уделено освоению заданий с практическим содержанием.
Рекомендации:
Ресурсному Центру:
Включить в план работы ТУМО учителей математики анализ пробного экзамена по математике;
Рассмотреть на заседаниях ТУМО учителей математики методическое сопровождение тем, вызвавших у обучающихся 9-х классов затруднения в выполнении пробного экзамена по математике.
Администрации ОО:
Проанализировать результаты пробного экзамена в 9-х классах на заседаниях педсоветов, методического совета, ШМО учителей математики.
Включить в план работы ШМО учителей математики разбор заданий, повышенного и высокого уровня.
Провести административные диагностические работы и проанализировать результат в динамике.
Провести сравнительный анализ выполнения заданий 1-5 на пробном ОГЭ и мониторинговых исследованиях по ФГ, взять на контроль проведение занятий по развитию ФГ.
Учителям математики всех образовательных учреждений:
для обеспечения прочного овладения всеми учащимися основными элементами содержания не только на базовом, но и на повышенном уровне, необходимо шире включать в учебный процесс устные упражнения;
развивать у обучающихся навык смыслового чтения, умение анализировать текстовые задачи, составляя различные математические модели;
совершенствовать методический инструментарий, используя задачи не только как средство отработки технических приемов и алгоритмов, но и как средство формирования и развития интеллектуальных навыков учащихся (рассматривать решение сложных задач, решать одну задачу несколькими способами);
разработать индивидуальные маршруты по работе с обучающимися «группы риска» с учетом выявленных предметных дефицитов;
применять в обучении дифференцированный подход: со слабоуспевающими учащимися в первую очередь закрепить достигнутые успехи, предоставляя им возможность выполнять 15 – 20 минутную самостоятельную работу, в которую включены задания на отрабатываемую тему; с мотивированными учащимися проводить разбор методов решения задач повышенного уровня сложности различными приемами и способами;
тренировать учащихся, постепенно увеличивая объём и сложность заданий, постепенно увеличивая скорость их выполнения, направляя их на поиск оптимальных путей решения математических задач;
сконцентрировать свои усилия в учебном процессе на формирование у слабых учащихся базовых математических умений, необходимых для получения аттестата об основном общем образовании продолжения их дальнейшего образования;
использовать дистанционные формы обучения (онлайн-тесты, задания сайта www.statgrad.org);
продумывать методику повторения, обобщения и систематизации изучаемого и изученного материала и осуществлять целенаправленную подготовку учащихся на основе использования открытого банка заданий ОГЭ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge);
привести в соответствие внутреннюю систему оценки качества обучения по математике и при выставлении отметок по результатам II триместра учитывать результаты пробного экзамена по математике и административных контрольных работ.
Учителям математики ГБОУ ООШ № 6 г. Новокуйбышевска, ГБОУ ООШ № 12 г. Новокуйбышевска, ГБОУ ООШ № 13 г. Новокуйбышевска, ГБОУ ООШ № 15 г. Новокуйбышевска, ГБОУ ООШ п. Верхняя Подстепновка, ГБОУ СОШ с.Лопатино, ГБОУ СОШ с.Подъем-Михайловка, ГБОУ СОШ п. Просвет, ГБОУ ООШ п. Самарский
выявить причины невыполнения обучающимися заданий 1-5;
провести индивидуально-групповые консультации с обучающимися по алгоритму выполнения заданий 1-5;
провести диагностическую работу, содержащую задания 1-5 и проанализировать полученные результаты;
провести сравнительный анализ выполнения заданий 1-5 на пробном ОГЭ и мониторинговых исследованиях по ФГ, взять на контроль проведение занятий по развитию ФГ.
Учителям математики ГБОУ СОШ № 8 «ОЦ» г. Новокуйбышевска, ГБОУ ООШ № 9 г. Новокуйбышевска, ГБОУ ООШ № 12 г. Новокуйбышевска, ГБОУ ООШ № 15 г. Новокуйбышевска, ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевска, СОШ с. Рождествено, СОШ пгт Рощинский, СОШ с.Черноречье
проанализировать выполнение обучающимися заданий модуля «Геометрия»;
провести индивидуально-групповые консультации с обучающимися по заданиям модуля «Геометрия»;
провести диагностическую работу, содержащую задания модуля «Геометрия», и проанализировать полученные результаты.
ГБОУ ООШ № 11 г. Новокуйбышевска, ГБОУ ООШ № 17 г. Новокуйбышевск, ГБОУ ООШ № 20 г. Новокуйбышевска, ГБОУ ООШ п. Верхняя Подстепновка, ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Дубовый Умет, ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Лопатино, ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава, ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Подъем-Михайловка, ГБОУ СОШ пос. Просвет, ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" п.г.т. Стройкерамика, ГБОУ СОШ пос. Черновский, ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" п.г.т. Смышляевка , ГБОУ СОШ с. Курумоч, ГБОУ ООШ № 4 г. Новокуйбышевска
постоянно осуществлять сопровождение обучающихся, претендующих на аттестат особого образца, и своевременно устранять пробелы в обучении у данной категории детей.
Директор Буренова Т.А.
Исполнитель:
Луговова Е.В., старший методист