Статья на тему «Формы и методы сотрудничества с родителями обучающихся»
Управление образования администрации г.Березники
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр «Каскад»
Формы и методы
сотрудничества с родителями
обучающихся
Автор доклада: Кузнецова Галина Ивановна, педагог дополнительного образования МАУ ДО ДЮЦ «Каскад» |
БЕРЕЗНИКИ 2020
Содержание
Введение - 3
1. Содержание и формы работы по просвещению родителей - 5
1.1. Родительское собрание - 6
1.2. Родительские университеты - 10
1.3. Тематические и индивидуальные консультации - 11
1.4. Тренинги - 12
2. Формы привлечения родителей к участию в образовательном
процессе - 13
3. Заключение - 13
4. Список использованной литературы - 14
Приложение - 14
Введение
Актуальнocть. В закoне Роccийской Федерации «Oб oбразовании» говоритcя: «Рoдители являютcя первыми педагoгами. Oни обязаны заложить ocновы физичеcкого, интеллектуальнoгo и нравcтвеннoгo развития личноcти ребёнка уже в младенчеcкoм возраcте».
Пoнятие «вocпитание» cегодня раccматривается с разных позиций, даютcя разнooбразные oпределения вocпитательной кoнцепции, у каждoго автoра еcть cвoё видение. Тем не менее, в рoccийской культуре и педагoгике cмысл вocпитания всегда был cвязан с духoвным роcтoм и cтанoвлением человека, нравcтвенным фoрмированием и развитием личноcти.
Для ребёнка духoвным центрoм, нравcтвенным оcнованием является cемья, её ценнoсти, уcтoи, oтношения – cемейный уклад. Пoэтому не случайно в пocледние годы ocобую важность и значимоcть приобретает рабoта образовательного учреждения c cемьёй.
Педагогичеcкий coюз педагога и родителей – могучая вocпитательная cила.
«Без cемьи мы – я имею ввиду школу – были бы беccильны» (В.А. Cухoмлинcкий)
Coтрудничество педагoга c рoдителями являетcя залoгом уcпешной вocпитательной деятельноcти c обучающимиcя, так как cемья oказывает значительное влияние на развитие личнocти ребёнка.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач любого образовательного учреждения.
Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику ребенка, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей.
Сегодня многие родители, чтобы обеспечить семью, вынуждены работать на двух, трех работах. Им физически не хватает времени на воспитание детей. А у родителей, которые имеют время и желание заниматься с детьми, часто отсутствуют элементарные знания. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка.
На протяжении многих веков социальный мир семьи являлся сильнейшим фактором формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить и не учитывать в образовательном воспитательном процессе учреждений дополнительного образования детей.
В системе дополнительного образования детей в настоящее время разрабатываются новые модели взаимодействия семьи и образовательного учреждения дополнительного образования детей. При этом процесс такого партнерства, сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, спецификой деятельности педагогического коллектива, учреждения дополнительного образования детей.
Если массовая школа является обязательной и родители редко появляются там, даже если их вызывают, то в формировании круга интересов у ребенка в сфере дополнительного образования они чаще проявляют самый непосредственный интерес.
Во-первых, родители вовлекаются в творческую жизнь детей: через поиск и покупку особых материалов и инструментов, формы, нужных детям для профильных занятий, посредством интереса к творческим успехам своего ребенка, посещения выставок, смотров, концертов, соревнований.
Во-вторых, опросы выяснили, что учреждения дополнительного образования детей решают две важные для родителей и детей внутрисемейные проблемы. Чем старше ребенок, тем больше заботит родителей проблема полезного заполнения свободного времени, группа общения, в которую попадает их дитя, его духовное и творческое развитие. Со стороны детей это дружба и общение на основе общего творческого дела.
В учреждениях дополнительного образования неожиданно обнаруживается, что именно здесь подростки нашли себе подлинных товарищей, чему бывают рады и родители.
Педагогов системы дополнительного образования и родителей их воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, о создании атмосферы доверии и личностного успеха в совместной деятельности.
Частой проблемой для педагога являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь образовательного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни УДО важно не потому, что так хочет педагог, а потому, что это важно для развития их ребёнка.
Поэтому, данные методические рекомендации разработаны с целью – практической помощи педагогам в работе по организации сотрудничества с родителями.
Надеюсь, что они станут актуальными, своевременными и нужными для педагогов дополнительного образования.
1. Содержание и формы работы по просвещению родителей
Содержание сотрудничества педагога с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в объединении и учреждении.
Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей:
- родительские университеты;
- конференции;
- круглый стол;
- индивидуальные и тематические консультации;
- родительские собрания;
- тренинги.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности организации совместной досуговой деятельности:
- дни творчества обучающихся и их родителей, мастер-классы;
- открытые занятия;
- семейные конкурсы, соревнования, фестивали;
- семейные походы, лагерь выходного дня»;
- помощь родителей в организации и проведении коллективных творческих дел и укрепление материально-технической базы объединения.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:
- участие родителей в работе совета учреждения дополнительного образования;
- участие родителей в работе родительского комитета объединения.
Индивидуальные формы:
- консультации для родителей;
- беседы с родителями;
- посещение семей воспитанников.
Групповые формы:
- родительский комитет;
- семейная гостиная;
- групповые тренинги;
- «круглый стол» для родителей;
- открытые занятия в кружковых объединениях;
- встречи со специалистами, интересными для части родителей людьми;
- анкетирование родителей.
Массовые формы:
- родительские собрания;
- традиционные праздники;
- семейные конкурсы и соревнования;
- «День открытых дверей»;
- концерты, выставки;
- «КВН», «Брейн-ринг» и т.п.;
- совместные походы и экскурсии.
1.1. Родительское собрание
Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание.
Родительские собрания могут быть:
- организационными;
- текущими и тематическими;
- итоговыми.
Родительское собрание закономерно считается в среде педагогов не менее сложным «жанром», чем открытые занятия. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, – педагоги и родители – для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны – детей.
Этапы родительского собрания.
I этап. Организация родительского собрания. Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки собрания и приглашения на него всех участников. При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы, презентации и видеоматериалы, освещающие кружковую жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети показали наиболее высокую активность и успехи в соревновательно-конкурсной деятельности, а также тем родителям, кто принимал активное участие в жизни объединения и учреждения. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания. Мне не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречал элегантный приветливый педагог в праздничном, чисто убранном помещении.
II этап. Подготовка сценария и проведение собрания. Сценарий и проведение собрания – предмет творчества педагога. Педагог лучше знает родителей его воспитанников, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:
- Анализ учебных достижений в объединении. В этой части родительского собрания педагог знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности в объединении; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.
- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в кружке. Педагог делится наблюдениями о поведении воспитанников в значимых для них ситуациях (на занятиях, в очных конкурсах или соревнованиях, на учебной судоводительской или судоремонтной практике, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид воспитанников, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию учреждения дополнительного образования как института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов» воспитанников.
- Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей – одна из важнейших задач педагога. Неплохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.
- Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, мероприятия и т.д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах:
- Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющие проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и педагог должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласна!», «Давайте попробуем вместе справиться с этой ситуацией».
III этап. Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к поведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать также персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т.д.
Эффекты микрогрупповых собраний.
Второй по значимости формой поставим микрогруповую работу с родителями. В этом случае на встречу мы приглашаем только тех родителей, чьи дети имеют сходные личностные (поведенческие) или учебные проблемы. Также разумно пригласить на эту встречу специалиста-профессионала в данной сфере.
Первый эффект. Очень тяжело первый раз проговорить вслух наболевшее. Но, если родители озвучат свою проблему и услышат, что в других семьях практически такое же состояние дел, то у них уже «камень с души упадет» — они не одиноки в этой проблеме!
Второй эффект. На микрогрупповом собрании в разговор вступают и те родители, которые уже сумели справиться с проблемой. Они делятся своим опытом (даже негативным), и у остальных родителей формируется убеждение в том, что все получится и все исправимо. Это позволяет им не «пережевывать эмоции», а перейти к поиску конкретных шагов для выхода из проблемной ситуации.
Третий эффект. Мы собираем не всех родителей объединения — только часть. Поэтому разговор получается кулуарный, приватный. Родители уверены в том, что другие мамы и папы не узнают о проблемах их детей.
Кстати, такие микрогрупповые собрания можно практиковать и между группами или объединениями родственного профиля.
Нетрадиционные формы родительских собраний.
У каждого педагога есть свои апробированные формы родительских собраний. В нашем объединении «Рулевые-мотористы» уже более 25 лет практикуется такая форма, как выездное родительское собрание на теплоходе «Юнга Камы». Важно, что в поездку мы приглашаем самое ближнее окружение ребенка – родители, братья и сестры, бабушки и дедушки. За 3-4 часа, проведенных на борту теплохода в теплой, дружеской обстановке, удается многое – организовать общение педагогов с родителями, в том числе непродолжительные индивидуальные консультации, показать, чему научились юнги за время обучения (вахты на руле, у трапа, в машинном отделении), провести экскурсии для гостей по помещениям теплохода, организовать семейное спортивное мероприятие во время «зеленой стоянки» в сосновом бору Огурдино, небольшой концерт силами курсантов объединения, чаепитие у костра с песнями нашей пионерского детства и комсомольской юности (еще пока возможно, но уже подросло поколение родителей, которые только в кино или по рассказам своих родителей знают о пионерах и комсомольцах), организовать получасовую «детскокотеку» для всех желающих во время возвращения теплохода к месту высадки пассажиров.
Советы психологов по организации собрания:
- Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
- Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов.
- Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
- Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
- Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
- Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
- Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).
- В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
- Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
- Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит:
- Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.
- Давать негативную оценку всему коллективу.
- Избирать для общения назидательный тон.
И еще раз – будьте предельно корректны и тактичны.
Тематика родительских собраний определяется педагогом на основе изучения целей и задач работы учреждения с родителями и исходя из запросов родителей кружка.
Правила подготовки родительского собрания:
Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
Правило второе. Родительское собрание должно проводится в удобное для родителей время.
Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен.
Правило четвертое. Общение педагога и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
1.2. Родительские университеты
Интересной и продуктивной формой роботы с родителями являются родительские университеты (родительский клуб). Назначение родительских университетов в учреждении – психолого-педагогическое просвещение родителей. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами не только учреждения, но и ВУЗов, на взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в воспитательной работе.
Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские диспуты и ток-шоу.
Конференция – форма просвещения родителей, которая расширяет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Конференции родителей проводятся в моем объединении «Рулевые-мотористы» не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовятся фотовыставки, выставка литературы по теме конференции, выставки работ воспитанников, музыкальные программы, экскурсии по учреждению т.д. Темы конференции должны носить конкретный и практический характер. Различные службы учреждения разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.
Тематика родительских конференций
Физическое здоровье ребенка – залог успешности учебной деятельности.
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» (Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни).
Внутренняя и внешняя культура ребенка. От чего она зависит?
Игра в жизни ребенка.
Права и обязанности ребенка в семье, в социуме.
Культура общения с компьютером.
Книга и ее роль в жизни семьи.
Вредные привычки и как с ними бороться.
Причины детских суицидов.
Хорошие родители. Кто они?
Одаренный ребенок в семье.
Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год?
Первые книжки ребенка.
Друзья моего ребенка.
Праздники нашей семьи.
Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.
Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.
Фотографии нашего детства.
Как научиться говорить спасибо своему ребенку?
Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские конференции сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.
«Круглый стол» для родителей воспитанников стал традиционной формой общения и сотрудничества семьи и учреждения доп.образования.
1.3. Тематические и индивидуальные консультации
Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации педагога, если педагог видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации. Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовиться. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребенком, с его ближайшим окружением, причем делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Не всякий педагог может провести такую консультацию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску решения в трудной ситуации.
Требования к проведению консультации
Консультация проводится по запросам родителей, ребенка, педагога.
Проблема, которая будет обсуждаться, педагогу хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей.
В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и свое отношение к проблеме.
Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.
Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.
В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах.
В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.
Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.
Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.
1.4. Тренинги
Одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги. Тренинги – это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении психолога. Педагог беседует с воспитанниками и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, изменяют я – позицию детей и взрослых; способствует пониманию интересов потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности. Однако очень важно помнить, что тренинги имеет право организовывать и проводить только специалист, имеющий специальное для этого разрешение.
2. Как вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс
Поскольку родители являются социальными заказчиками, они имеют право активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в объединениях.
Одной из форм участия родителей является деятельность родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете, Устава учреждения. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей объединения. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями, организации в кружке мероприятий. Заседания родительского комитета проходят по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц.
Родителей можно привлекать к проведению мероприятий. Эти мероприятия могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.
Родители успешно могут участвовать в работе жюри массовых мероприятий, быть участниками КВНов, и соревнований, конференций проектных и исследовательских работ, конкурсов, мастер-классов и дней творчества. Все зависит от того, насколько педагог сумел привлечь родителей к сотрудничеству.
Педагог, привлекая родителей к участию в воспитательной работе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни кружка. Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными – грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими воспитанниками и множество различных необычных форм поощрения, например, специальные дополнительные пригласительные билеты на экскурсию на теплоходе «Юнга Камы» (стандартный пригласительный на выездное родительское собрание включает пять человек из числа челнов семьи обучающегося, в данном случае состав может быть увеличен до 7-8 человек).
3. Заключение
Таким образом, только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов. Помнить, что дети – самое дорогое в жизни.
Каждая встреча с педагогом должна стать для родителей не только полезной и результативной, но и ЖЕЛАННОЙ!
4. Список использованной литературы
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: «ВАКО», 2004, 272с.
Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. Родительские собрания. – Волгоград: Учитель, 2005.-208с.
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М., Аргументы и факты 1993.
Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., Знание, 1981.
Соловейчик С. Педагогика для всех. М., 1987.
Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.
Приложение
Советы родителям
Любой ребенок-отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля – заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом.
Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства у ребенка есть сейчас, надо уметь их видеть.
Не скупись на похвалу.
Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение.
Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.
Всякое повышение требований надо начинать с похвалы, даже авансом.
Ставьте перед ребенком достижимые цели.
Вместо приказаний просить совета или помощи, как у равного или старшего.
Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.
При необходимости наказания помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.
Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают.
Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одергивание, требования просто не нужны.
Трефилова Раиса Поликарповна
Кузнецова Галина Ивановна
Трефилова Раиса Поликарповна