Статья на тему «Формы и методы сотрудничества с родителями обучающихся»

6
3
Материал опубликован 6 December 2020 в группе


Управление образования администрации г.Березники

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр «Каскад»


Формы и методы

сотрудничества с родителями

обучающихся


Автор доклада:

Кузнецова Галина Ивановна,

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»



БЕРЕЗНИКИ 2020


Содержание

Введение - 3

1. Содержание и формы работы по просвещению родителей - 5

1.1. Родительское собрание - 6

1.2. Родительские университеты - 10

1.3. Тематические и индивидуальные консультации - 11

1.4. Тренинги - 12

2. Формы привлечения родителей к участию в образовательном

процессе - 13

3. Заключение - 13

4. Список использованной литературы - 14

Приложение - 14


Введение

Актуальнocть. В закoне Роccийской Федерации «Oб oбразовании» говоритcя: «Рoдители являютcя первыми педагoгами. Oни обязаны заложить ocновы физичеcкого, интеллектуальнoгo и нравcтвеннoгo развития личноcти ребёнка уже в младенчеcкoм возраcте».

Пoнятие «вocпитание» cегодня раccматривается с разных позиций, даютcя разнooбразные oпределения вocпитательной кoнцепции, у каждoго автoра еcть cвoё видение. Тем не менее, в рoccийской культуре и педагoгике cмысл вocпитания всегда был cвязан с духoвным роcтoм и cтанoвлением человека, нравcтвенным фoрмированием и развитием личноcти.

Для ребёнка духoвным центрoм, нравcтвенным оcнованием является cемья, её ценнoсти, уcтoи, oтношения – cемейный уклад. Пoэтому не случайно в пocледние годы ocобую важность и значимоcть приобретает рабoта образовательного учреждения c cемьёй.

Педагогичеcкий coюз педагога и родителей – могучая вocпитательная cила.

«Без cемьи мы – я имею ввиду школу – были бы беccильны» (В.А. Cухoмлинcкий)

Coтрудничество педагoга c рoдителями являетcя залoгом уcпешной вocпитательной деятельноcти c обучающимиcя, так как cемья oказывает значительное влияние на развитие личнocти ребёнка.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач любого образовательного учреждения.

Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику ребенка, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей.

Сегодня многие родители, чтобы обеспечить семью, вынуждены работать на двух, трех работах. Им физически не хватает времени на воспитание детей. А у родителей, которые имеют время и желание заниматься с детьми, часто отсутствуют элементарные знания. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка.

На протяжении многих веков социальный мир семьи являлся сильнейшим фактором формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить и не учитывать в образовательном воспитательном процессе учреждений дополнительного образования детей.

В системе дополнительного образования детей в настоящее время разрабатываются новые модели взаимодействия семьи и образовательного учреждения дополнительного образования детей. При этом процесс такого партнерства, сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, спецификой деятельности педагогического коллектива, учреждения дополнительного образования детей.

Если массовая школа является обязательной и родители редко появляются там, даже если их вызывают, то в формировании круга интересов у ребенка в сфере дополнительного образования они чаще проявляют самый непосредственный интерес.

Во-первых, родители вовлекаются в творческую жизнь детей: через поиск и покупку особых материалов и инструментов, формы, нужных детям для профильных занятий, посредством интереса к творческим успехам своего ребенка, посещения выставок, смотров, концертов, соревнований.

Во-вторых, опросы выяснили, что учреждения дополнительного образования детей решают две важные для родителей и детей внутрисемейные проблемы. Чем старше ребенок, тем больше заботит родителей проблема полезного заполнения свободного времени, группа общения, в которую попадает их дитя, его духовное и творческое развитие. Со стороны детей это дружба и общение на основе общего творческого дела.

В учреждениях дополнительного образования неожиданно обнаруживается, что именно здесь подростки нашли себе подлинных товарищей, чему бывают рады и родители.

Педагогов системы дополнительного образования и родителей их воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, о создании атмосферы доверии и личностного успеха в совместной деятельности.

Частой проблемой для педагога являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь образовательного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни УДО важно не потому, что так хочет педагог, а потому, что это важно для развития их ребёнка.

Поэтому, данные методические рекомендации разработаны с целью – практической помощи педагогам в работе по организации сотрудничества с родителями.

Надеюсь, что они станут актуальными, своевременными и нужными для педагогов дополнительного образования.


1. Содержание и формы работы по просвещению родителей

Содержание сотрудничества педагога с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в объединении и учреждении.

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей:

- родительские университеты;

- конференции;

- круглый стол;

- индивидуальные и тематические консультации;

- родительские собрания;

- тренинги.

Вовлечь родителей  в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности организации совместной досуговой деятельности:

- дни творчества обучающихся и их родителей, мастер-классы;

- открытые занятия;

- семейные конкурсы, соревнования, фестивали;

- семейные походы, лагерь выходного дня»;

- помощь родителей в организации и проведении коллективных творческих дел и укрепление материально-технической базы объединения.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

- участие родителей в работе совета учреждения дополнительного образования;

- участие родителей в работе родительского комитета объединения.

Индивидуальные формы:

- консультации для родителей;

- беседы с родителями;

- посещение семей воспитанников.

Групповые формы:

- родительский комитет;

- семейная гостиная;

- групповые тренинги;

- «круглый стол» для родителей;

- открытые занятия в кружковых объединениях;

- встречи со специалистами, интересными для части родителей людьми;

- анкетирование родителей.

Массовые формы:

- родительские собрания;

- традиционные праздники;

- семейные конкурсы и соревнования;

- «День открытых дверей»;

- концерты, выставки;

- «КВН», «Брейн-ринг» и т.п.;

- совместные походы и экскурсии.


1.1. Родительское собрание

Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание.

Родительские собрания могут быть:

- организационными;

- текущими и тематическими;

- итоговыми.

Родительское собрание закономерно считается в среде педагогов не менее сложным «жанром», чем открытые занятия. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, – педагоги и родители – для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны – детей.

Этапы родительского собрания.

I этап. Организация родительского собрания. Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки собрания и приглашения на него всех участников. При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы, презентации и видеоматериалы, освещающие кружковую жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети показали наиболее высокую активность и успехи в соревновательно-конкурсной деятельности, а также тем родителям, кто принимал активное участие в жизни объединения и учреждения. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания. Мне не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречал элегантный приветливый педагог в праздничном, чисто убранном помещении.

II этап. Подготовка сценария и проведение собрания. Сценарий и проведение собрания – предмет творчества педагога. Педагог лучше знает родителей его воспитанников, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:

- Анализ учебных достижений в объединении. В этой части родительского собрания педагог знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности в объединении; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в кружке. Педагог делится наблюдениями о поведении воспитанников в значимых для них ситуациях (на занятиях, в очных конкурсах или соревнованиях, на учебной судоводительской или судоремонтной практике, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид воспитанников, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию учреждения дополнительного образования как института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов» воспитанников.

- Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей – одна из важнейших задач педагога. Неплохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.

- Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, мероприятия и т.д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах:

- Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющие проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и педагог должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласна!», «Давайте попробуем вместе справиться с этой ситуацией».

III этап. Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к поведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать также персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т.д.


Эффекты микрогрупповых собраний.

Второй по значимости формой поставим микрогруповую работу с родителями. В этом случае на встречу мы приглашаем только тех родителей, чьи дети имеют сходные личностные (поведенческие) или учебные проблемы. Также разумно пригласить на эту встречу специалиста-профессионала в данной сфере.

Первый эффект. Очень тяжело первый раз проговорить вслух наболевшее. Но, если родители озвучат свою проблему и услышат, что в других семьях практически такое же состояние дел, то у них уже «камень с души упадет» — они не одиноки в этой проблеме!

Второй эффект. На микрогрупповом собрании в разговор вступают и те родители, которые уже сумели справиться с проблемой. Они делятся своим опытом (даже негативным), и у остальных родителей формируется убеждение в том, что все получится и все исправимо. Это позволяет им не «пережевывать эмоции», а перейти к поиску конкретных шагов для выхода из проблемной ситуации.

Третий эффект. Мы собираем не всех родителей объединения — только часть. Поэтому разговор получается кулуарный, приватный. Родители уверены в том, что другие мамы и папы не узнают о проблемах их детей.

Кстати, такие микрогрупповые собрания можно практиковать и между группами или объединениями родственного профиля.


Нетрадиционные формы родительских собраний.

У каждого педагога есть свои апробированные формы родительских собраний. В нашем объединении «Рулевые-мотористы» уже более 25 лет практикуется такая форма, как выездное родительское собрание на теплоходе «Юнга Камы». Важно, что в поездку мы приглашаем самое ближнее окружение ребенка – родители, братья и сестры, бабушки и дедушки. За 3-4 часа, проведенных на борту теплохода в теплой, дружеской обстановке, удается многое – организовать общение педагогов с родителями, в том числе непродолжительные индивидуальные консультации, показать, чему научились юнги за время обучения (вахты на руле, у трапа, в машинном отделении), провести экскурсии для гостей по помещениям теплохода, организовать семейное спортивное мероприятие во время «зеленой стоянки» в сосновом бору Огурдино, небольшой концерт силами курсантов объединения, чаепитие у костра с песнями нашей пионерского детства и комсомольской юности (еще пока возможно, но уже подросло поколение родителей, которые только в кино или по рассказам своих родителей знают о пионерах и комсомольцах), организовать получасовую «детскокотеку» для всех желающих во время возвращения теплохода к месту высадки пассажиров.

Советы психологов по организации собрания:

- Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

- Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов.

- Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

- Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

- Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

- Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

- Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).

- В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

- Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

- Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

- Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.

- Давать негативную оценку всему коллективу.

- Избирать для общения назидательный тон.

И еще раз – будьте предельно корректны и тактичны.

Тематика родительских собраний определяется педагогом на основе изучения целей и задач работы учреждения с родителями и исходя из запросов родителей кружка.


Правила подготовки родительского собрания:

Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

Правило второе. Родительское собрание должно проводится в удобное для родителей время.

Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен.

Правило четвертое. Общение педагога и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.


1.2. Родительские университеты

Интересной и продуктивной формой роботы с родителями являются родительские университеты (родительский клуб). Назначение родительских университетов в учреждении – психолого-педагогическое просвещение родителей. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами не только учреждения, но и ВУЗов, на взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в воспитательной работе.

Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские диспуты и ток-шоу.

Конференция – форма просвещения родителей, которая расширяет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Конференции родителей проводятся в моем объединении «Рулевые-мотористы» не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовятся фотовыставки, выставка литературы по теме конференции, выставки работ воспитанников, музыкальные программы, экскурсии по учреждению т.д. Темы конференции должны носить конкретный и практический характер. Различные службы учреждения разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.

Тематика родительских конференций

Физическое здоровье ребенка – залог успешности учебной деятельности.

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» (Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни).

Внутренняя и внешняя культура ребенка. От чего она зависит?

Игра в жизни ребенка.

Права и обязанности ребенка в семье, в социуме.

Культура общения с компьютером.

Книга и ее роль в жизни семьи.

Вредные привычки и как с ними бороться.

Причины детских суицидов.

Хорошие родители. Кто они?

Одаренный ребенок в семье.

Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год?

Первые книжки ребенка.

Друзья моего ребенка.

Праздники нашей семьи.

Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.

Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.

Фотографии нашего детства.

Как научиться говорить спасибо своему ребенку?

Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские конференции сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.

«Круглый стол» для родителей воспитанников стал традиционной формой общения и сотрудничества семьи и учреждения доп.образования.


1.3. Тематические и индивидуальные консультации

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации педагога, если педагог видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации. Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовиться. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребенком, с его ближайшим окружением, причем делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Не всякий педагог может провести такую консультацию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску решения в трудной ситуации.

Требования к проведению консультации

Консультация проводится по запросам родителей, ребенка, педагога.

Проблема, которая будет обсуждаться, педагогу хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей.

В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и свое отношение к проблеме.

Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.

Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.

В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах.

В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.

Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.

Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.


1.4. Тренинги

Одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги. Тренинги – это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении психолога. Педагог беседует с воспитанниками и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, изменяют я – позицию детей и взрослых; способствует пониманию интересов потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности. Однако очень важно помнить, что тренинги имеет право организовывать и проводить только специалист, имеющий специальное для этого разрешение.


2. Как вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс

Поскольку родители являются социальными заказчиками, они имеют право активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в объединениях.

Одной из форм участия родителей является деятельность родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете, Устава учреждения. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей объединения. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями, организации в кружке мероприятий. Заседания родительского комитета проходят по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц.

Родителей можно привлекать к проведению мероприятий. Эти мероприятия могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.

Родители успешно могут участвовать в работе жюри массовых мероприятий, быть участниками КВНов, и соревнований, конференций проектных и исследовательских работ, конкурсов, мастер-классов и дней творчества. Все зависит от того, насколько педагог сумел привлечь родителей к сотрудничеству.

Педагог, привлекая родителей к участию в воспитательной работе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни кружка. Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными – грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими воспитанниками и множество различных необычных форм поощрения, например, специальные дополнительные пригласительные билеты на экскурсию на теплоходе «Юнга Камы» (стандартный пригласительный на выездное родительское собрание включает пять человек из числа челнов семьи обучающегося, в данном случае состав может быть увеличен до 7-8 человек).


3. Заключение

Таким образом, только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов. Помнить, что дети – самое дорогое в жизни.

Каждая встреча с педагогом должна стать для родителей не только полезной и результативной, но и ЖЕЛАННОЙ!




4. Список использованной литературы

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: «ВАКО», 2004, 272с.

Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. Родительские собрания. – Волгоград: Учитель, 2005.-208с.

Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М., Аргументы и факты 1993.

Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., Знание, 1981.

Соловейчик С. Педагогика для всех. М., 1987.

Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.




Приложение

Советы родителям

Любой ребенок-отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля – заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом.

Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства у ребенка есть сейчас, надо уметь их видеть.

Не скупись на похвалу.

Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение.

Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.

Всякое повышение требований надо начинать с похвалы, даже авансом.

Ставьте перед ребенком достижимые цели.

Вместо приказаний просить совета или помощи, как у равного или старшего.

Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.

При необходимости наказания помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.

Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают.

Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одергивание, требования просто не нужны.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Галина Ивановна, спасибо за Ваш результативный опыт работы с родителями!

6 December 2020

Спасибо, Раиса Поликарповна! "Велосипед" я, конечно, не изобрела, всего лишь обобщила. Хотелось поподробнее рассказать про Родительский клуб, про совместные походы выходного дня , про квесты.... Но, поняла, что если все начну описывать, да ещё и с фотоприложениями, то... Страниц 50 статья получится. Когда - нибудь так и сделаю.

7 December 2020

Конечно, надо Вам продолжить эту работу, Галина Ивановна! Например, для аттестации подготовить материал.

7 December 2020