Статья на тему «Методика сотрудничества педагога с родителями»
Статья «Методика сотрудничества педагога с родителями»
Муравьева Л.П., учитель математики
МАОУ Лицея №13, г.Химки
Работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы. Кризис семейного воспитания сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями. Повышенная тревожность родителей в вопросе успешности обучения своих детей обостряет у них страхи перед школой, которые, в свою очередь, проявляются в определенных формах поведения, не всегда оказывающих позитивное влияние на детей.
Семья играет важную роль в развитии личности ребёнка. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности. Именно в семье закладывается фундамент воспитанности, образа жизни, моральных устоев, а в школе эти качества развиваются. Положительный результат воспитания ребенка зависит от контакта педагога с семьей учащегося.
Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.
В этой статье я бы хотела рассказать, какие методы работы с родителями я использую, какие формы считаю наиболее эффективными.
В своей практической работе с родителями учащихся стараюсь использовать коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия.
В совместной деятельности с родителями положительно зарекомендовали себя такие формы и методы, как родительские собрания, беседы, консультирования, беседы с родителями по телефону, смс-информирования, встречи родителей с администрацией школы, учителями-предметниками класса, коллективные творческие дела, дни открытых дверей, лектории.
Одной из принятых форм в своей работе с родителями использую родительские собрания. Собрания с родителями проводятся по плану, как правило, одно собрание в четверти. Родительские собрания необходимы в работе классного руководителя с целью решения следующих задач: выработка и принятие единых требований для обучения учащихся; организация работы по оказанию родительской поддержки по реализации воспитательных программ и проектов; определение основных направлений взаимодействия родителей с деятельностью учащихся, их учителями-предметниками. На классных родительских собраниях важно не просто информировать родителей об итогах успеваемости и посещаемости, фактах нарушения дисциплины, отставания в учебе, а вместе с ними выяснить причины, заинтересованно обсудить пути преодоления каких-либо негативных явлений, наметить конкретные меры. Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях — соблюдение единства требований семьи и школы. Актуальной проблемой остается нравственное воспитание подрастающих поколений, различные аспекты которой необходимо постоянно обсуждать на родительских собраниях. Здесь, думаю, уместно добавить, что родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. Темы собраний должны учитывать возрастные особенности детей. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся. В рамках родительских собраний использую как форму общения - родительский лекторий, стараюсь проводить их не только в форме лекций, где идёт знакомство родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей, но и форме практической, где родители активно обсуждают те или иные вопросы воспитания.
Хотелось также отметить ещё одну форму общения, как день открытых уроков. В эти дни провожу уроки в нетрадиционной форме. Проведение таких уроков даёт возможность познакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, с требованиями учителя.
Но не все вопросы можно решить на родительских собраниях, лекториях, открытых уроках есть ситуации, которые можно решить только при помощи индивидуальных консультаций. Консультации назначаются по мере необходимости. Вопросы определяются в процессе повседневной воспитательной работы, когда возникает острая необходимость в общении с родителями, чтобы проанализировать и выявить причины негативного поведения, обучения учащихся и соответственно определить пути решения для их устранения. При необходимости стоит и привлекать и других родителей для решений совместных педагогических ситуации, где уже и возникает групповая работа.
Взаимосвязанная деятельность с родителями проявляется и в совместном проведении досуга. Формы такого досуга широки и многообразны. Они могут быть связаны с проведением экскурсий, проведением совместных мероприятий как физкультурно-оздоровительных мероприятий, так и развлекательных – проведение праздников (по плану).
В заключении хотелось также упомянуть ИКТ технологии при взаимодействии с родителями. Применение ИКТ в организации эффективного взаимодействия с семьёй обосновано необходимостью соответствовать требованиям современного информационного общества. Использование телекоммуникаций позволяет регулярно информировать родителей о ходе обучения и воспитания ребенка, организуя при этом индивидуальный диалог. Родители также приобретают возможность сообщать учителю сведения, необходимые для коррекции обучения каждого школьника.
Во многих случаях оперативность в информировании родителей и педагогов оказывает решающее влияние на повышение эффективности обучения и воспитания школьников. Как правило, виртуальные контакты родителей со школой и родителей между собой формируют неформальное общение родителей и педагогов, что способствует комплексности и взаимной связи учебных и воспитательных воздействий, реализуемых в школе и дома.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Но, используя различные способы и методы взаимодействия, можно достичь плодотворных результатов.