Статья на тему «Методика сотрудничества педагога с родителями»
Статья на тему: «Методика сотрудничества педагога с родителями»
Подготовила:
Дубровина Юлия Олеговна
Учитель начальных классов
Средняя школа №62
г. Ярославль
Ярославль, 2022 год.
«Из всех творений самое прекрасное –
получивший прекрасное воспитание человек»
Эпиктет
Семья и школа два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Учителя и воспитатели – одни из первых помощников родителей, в чьих руках дети становятся любознательными, активными и творческими. В ФГОС НОО уделяется большое внимание работе с родителями, так как они являются главными воспитателями своих детей. Но воспитывать детей невозможно без определенных знаний по педагогике и психологии. Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями на фоне кризисов, ухудшением состояния психического и физического здоровья детей.
Всей своей работой учителя доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательном и образовательном процессе важно не потому, что этого хочет учитель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Для того чтобы вызвать у родителей интерес к учебному процессу недостаточно прочитать им лекцию или провести простое родительское собрание на интересующие проблемы. Родители должны принимать самое активное участие в жизни детей, поэтому педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников.
Взаимоотношения с родителями лучше всего выстраивать поэтапно. Для повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества работы педагогу необходимо постоянно поддерживать в себе интерес к новым педагогическим технологиям и научным разработкам, находиться в непрерывном поиске идей. Смысл инновационной работы педагогов с родителями заключается в созданной благоприятной и эмоциональной почве. Родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более открытыми для восприятия помощи.
Следовательно, педагогу сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей. Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников, их социальный состав и даже настрой. [2]
На сегодняшний день многие родители, чтобы обеспечить семью, вынуждены работать на двух или даже трёх работах. Им физически не хватает времени на воспитание детей, а у родителей, которые имеют время и желание заниматься с детьми, часто отсутствуют элементарные знания. Таким образом, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребёнка.
Содержание сотрудничества педагога с родителями включает два основных направления:
психолого-педагогическое просвещение родителей (индивидуальные и тематические консультации, семинар, родительские собрания, тренинги и другое);
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (совместные дни творчества детей и их родителей, открытые занятия и уроки, помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий, а также участие родителей в работе родительского комитета). [3]
Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности:
ФОРМЫ | |
ТРАДИЦИОННЫЕ | НЕТРАДИЦИОННЫЕ |
Родительские собрания, индивидуальные консультации, открытые уроки и помощь в проведении внеклассных мероприятий. | Родительские конференции, практикумы, которые проводятся в школе, родительские чтения и родительские вечера. |
Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагогов с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь. У каждой цепочке взаимодействия такой как «педагог + родитель», «педагог + ребёнок + родитель», «ребёнок + родитель» существуют свои функции, которые отображаются в схеме.
Чаще всего учителя взаимодействуют с родителями в начальной школе, организовывая родительские собрания или индивидуальные консультации, так как дети в данном возрасте, не всегда могут самостоятельно решить свои проблемы. Многие учителя задаются одним и тем же вопросом «Как же сделать так, чтобы уставший и хмурый родитель, оказавшийся на собрании, вышел с него с какими-то другими мыслями?» На помощь придут игры, тренинги, которые можно провести на родительских собраниях, а также памятки, сделанные учителем по теме собрания.
Для эффективного взаимодействия с родителями, я использую несколько разнообразных упражнений во время родительского собрания либо на индивидуальных консультациях, которые помогают обогащать позитивный опыт общения с родителями, развивать умение лучше понимать проблему и находить, а также реализовать правильное поведение в какой – либо ситуации.
1. Упражнение «Расскажи о себе в трёх словах» лучше всего использовать при первом знакомстве с родителями. Задание: каждый участник называет три слова, которые, по его мнению, лучше всего и наиболее полно его характеризуют.
2. Упражнение «Три зеркала». Для начала нужно заготовить листы бумаги овальной или круглой формы (на каждого родителя 3 шт.). Далее предложить родителям в первом зеркале нарисовать себя маленькими и испуганными, во втором - большими и весёлыми, в третьем - счастливыми. Затем нужно задать вопросы: В какое зеркало чаще всего хочется смотреться? В каком зеркале вы более симпатичны? На кого вы больше всего похожи в том или ином зеркале? Такого рода упражнение помогает снять эмоциональное напряжение.
3. Упражнение «Ромашка чувств». Учитель говорит: «Уважаемые мамы и папы! Перед вами, на доске, находится цветок – ромашка, на лепестках которой написаны самые разнообразные чувства: позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Подумайте и назовите то «чувство», которое вас переполняет более всего уже длительный период времени». Родители выбирают «чувство», обдумывают свой выбор, называют его, обосновывая, чем оно вызвано. Такого рода упражнение позволяет акцентировать внимание на важность событий, выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания. [5]
4. Анкетирование родителей по теме собрания.
5. Изготовление памяток с советами на тему собрания.
Чтобы не создавать конфликтных ситуаций, а наоборот, взаимодействовать, родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил сотрудничества друг с другом. Можно выделить множество советов и рекомендаций, как для родителей, так и для учителей.
Таблица 1.
СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ |
Любой ребёнок заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом. Всегда помните, что родитель и учитель делают одно дело – воспитывают ребёнка. Помните, что у ребёнка есть не только недостатки, но и множество достоинств, нужно уметь их видеть. Хвалите ребёнка персонально даже за мелочь, а критикуйте как можно более безразлично. Ставьте перед ребёнком достижимые цели. Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты. Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают, обоснуйте своё решение спокойным тоном, не кричите. Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одергивание, требования просто не нужны. [6] Старайтесь чаще обращать внимание на ребёнка, уделять хотя бы 5 минут свободного времени. «Когда ребёнка пугают, порют и всячески огорчают, тогда он с самых малых лет начинает чувствовать себя одиноким» Дмитрий Писарев. Всегда поступайте так, чтобы ваши дети достаточно уважали вас, но не боялись. |
Таблица 2.
СОВЕТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ |
Установите доброжелательные и доверительные отношения с родителями. Помните, что для них собственный ребёнок – это самый лучший ребёнок в мире, несмотря на его успехи и неудачи в школе. Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребёнка, основанный на доверии к его личности. Постоянно информируйте родителей о процессе обучения, успехах и продвижении в развитии ребёнка. Привлекайте родителей к участию в совместной деятельности с детьми, как в школе, так и вне школы. Не стесняйтесь рассказать о случившейся проблеме родителю, попросить помощи, если она необходима. Не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей. Не критикуйте ученика, он может потерять интерес к учёбе. Если ребёнка высмеивают при классе или посторонних, он может стать замкнутым. Похвалите ребёнка за его старание. Если ребёнок растет в упреках, он учится жить с чувством вины; если ребёнок растет в терпимости, он учится понимать других; если ребёнок растет в честности, он учится быть справедливым. [7] |
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». В заключение хочется отметить, что воспитательный процесс, несомненно, будет успешным, а сотрудничество с родителями – плодотворным, если следовать словам В.А. Сухомлинского «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
Источники:
https://aromschastya.ru/citaty-o-vospitanii
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-sotrudnichestvo-pedagoga-s-roditelyami-568424.html
http://detsad-kitty.ru/metod/prez/print:page,1,38916-pedagogicheskij-proekt-povyshenie-urovnya.html
https://infourok.ru/treningovye-igry-i-uprazhneniya-dlya-roditelskih-sobranij-6049284.html
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-sotrudnichestvo-pedagoga-s-roditelyami-568424.html
https://multiurok.ru/files/vzaimodeistvie-s-roditeliami-obuchaiushchikhsia.html