Аналитический отчет по итогам деятельности учителя-дефектолога за учебный год

7
0
Материал опубликован 22 June 2022

Аналитическая записка

по итогам деятельности учителя дефектолога МАОУ СШ № 3

Сидорова Татьяна Владиславовна за 2021-2022 учебный год.

1. Статистическая информация:

Цель коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога: оказание специализированной своевременной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающим трудности в обучении и освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

всесторонне изучить (диагностировать) особенности психофизического развития ребенка с целью определения оптимального образовательного маршрута;

составить индивидуально-ориентированную адаптированную образовательную программу на каждого ребенка;

осуществлять коррекцию в соответствии с индивидуальными и возрастными нормами;

формировать предпосылки к полноценному усвоению общеобразовательной программы;

отслеживать динамику развития ребенка в ходе коррекционной деятельности;

оказывать консультативную помощь родителям ребенка и педагогам в развитии и коррекции;

взаимодействовать с организациями системы образования и здравоохранения с целью оказания помощи учащимся.


Для решения поставленных задач применялись следующие формы и методы:

1. Индивидуальное обследование детей.

2. Консультирование детей, родителей, педагогов.

3. Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и групповые).

За 2021-2022 учебный год проделана следующая работа:

Первичную диагностику прошли 18 обучающихся. Охвачено коррекционно-развивающимися занятиями 18.

В течении учебного года было проведено 354 индивидуальных занятий и 20 групповых.

Принципы работы на занятиях:

принцип системности – системность и комплексность коррекционной работы реализуется в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие;

принцип развития – предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка;

принцип комплексности – устранение психических нарушений должно опираться на взаимосвязь всех специалистов ОУ. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей;

принцип доступности – обеспечивается подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами;

принцип последовательности и концентричности – коррекционная работа строится так, чтобы способствовать развитию ВПФ: внимания, памяти, восприятия, мышления.

Проведенно 13 консультаций для педагогов, 12 индивидуальных и 3 групповых консультаций для родителей.

Основные вопросы обращений на консультацию:

оказание помощи педагогам и родителям в вопросах обучения и воспитания ребенка с ОВЗ;

разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;

консультативная и информационная дефектологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде.

2. Аналитическая информация.

2.1. Анализ деятельности учителя дефектолога по основным направлениям:

Основные направления работы на 2021-2022 уч.год:

Диагностическое

Коррекционное

Аналитическое

Консультативно-просветительское и профилактическое

Организационно-методическое

1. Диагностическое направление:

определение особенностей познавательной и учебной деятельности, определение уровня умственного развития;

динамическое наблюдение за развитием ребенка в процессе учебной деятельности; изучение программных умений, знаний, навыков;

определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребенка;

составление по результатам полученных данных индивидуальных карт динамического развития учащегося, планирование коррекционных мероприятий.

Первичную диагностику прошли: 18 чел. Охвачено коррекционно-развивающими занятиями: 18 чел. В том числе:

2 кл. – 3 чел.; 3 кл. – 3 чел.; 4 кл. – 1 чел.; 5 кл. – 2 чел.; 6 кл. – 3 чел.;

7 кл. – 2 чел.; 8 кл. – 3 чел.; 9 кл.- 1 чел.

Из них 16 человек имеют диагноз ЗПР (задержка психического развития), 1 чел. – УО( умственная отсталость, вар.И9.1) , 1 чел. – слабослышащий( вариант АООП 2.2(1 отделение).

По результатам первичной диагностики у обучающихся были выявлены следующие нарушения:

интеллектуальная недостаточность;

нарушения познавательной сферы;

низкие учебные возможности;

недостаточная интеллектуализация речи (неспособность речи осуществлять регуляторные функции). В результате наблюдается длительное сохранение аффективных форм реагирования, характерных для инфантильной психики;

нарушение пространственно-временных представлений;

нарушение всех видов ВПФ;

низкий самоконтроль.

у всех обучающихся дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень развития элементарных математических представлений.

Диагностики, первичная и промежуточная, были проведены в положенные сроки, были отработаны запросы классных руководителей. По данным диагностики для каждого обучающегося был выбран индивидуальный и дифференцированный подход. По данным дефектологического обследования для занятий с учащимися были сформированы две подгруппы(3 кл. и 8 кл.), также все обучающиеся занимались индивидуально. Была составлена рабочая программа, в которую вошли план коррекционно-развивающих занятий, расписание занятий, график работы учителя-дефектолога.

По результатам диагностики, некоторые родители обучающихся были приглашены на индивидуальную консультацию, на которой им были даны рекомендации пройти дообследование ребенка у врача-специалиста: невропатолога, детского психиатра, отоларинголога, офтальмолога, остеопата (по результам диагностики). Были также даны рекомендации по обучению и воспитанию детей родителям и педагогам.



2. Коррекционное направление:

В коррекционную деятельность учителя-дефектолога входит:

преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно-развивающего процесса;

проведение индивидуальных, подгрупповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся.

Основные направления коррекционной работы:

сенсомоторное развитие (развитие мелкой моторики);

развитие пространственно-временных представлений;

нормализация деятельности школьника;

формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;

обогащение активного словаря, развитие связной речи;

формирование универсальных умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала;

коррекция отдельных сторон психической деятельности;

проведение индивидуальных собеседований с учащимися по повышению учебной мотивации.

Коррекционная работа проводилась на индивидуальных и групповых занятиях:

I. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с обучающимися, включала следующие направления:

а) формирование и развитие ВПФ посредством программного материала (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);

б) формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи;

в) формирование приёмов умственной деятельности;

г) совершенствование всех параметров речевого развития;

д) формирование функций программирования и контроля собственной деятельности;

е) коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

II. Групповая коррекционно-развивающая работа велась по следующим направлениям:

а) развитие умственной деятельности;

б) развитие познавательной сферы;

в) коррекция нарушений письменной речи;

г) развитие ВПФ посредством программного материала;

д) формирование функций программирования и контроля собственной деятельности;

е) совершенствование коммуникативных навыков.

Занятия носили комплексный характер и направлены также на развитие:

зрительного и слухового восприятия и узнавания;

основных мыслительных операций;

общей и мелкой моторики;

коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы;

обогащение словаря.

Для повышения качества коррекционной работы выполнялись следующие условия:

формирование универсальных учебных действий на всех этапах учебного процесса;

обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, мышления.

3. Аналитическое направление:

анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценка его эффективности;

осуществление анализа внутренних образовательных программ и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям учащихся;

междисциплинарное сотрудничество со специалистами школьного консилиума.

4. Консультативно-просветительское направление:

оказание помощи педагогам и родителям в вопросах обучения и воспитания ребенка с ОВЗ;

разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;

консультативная и информационная дефектологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде.

Деятельность учителя-дефектолога предполагает оказание консультативной помощи администрации, педагогам, родителям. Консультации проходили в индивидуальном и групповом порядке(на собраниях). Основная часть консультативной деятельности проводилась по запросу педагогов и родителей.

Всего проведено в течение года 3 групповых и 12 индивидуальных консультаций для родителей. Родители получили рекомендации по обучению и воспитанию детей. По результатам диагностики, некоторые родители обучающихся были приглашены на индивидуальную консультацию, на которой им были даны рекомендации пройти дообследование ребенка у врача-специалиста: невропатолога, детского психиатра, отоларинголога, офтальмолога, остеопата (по результам диагностики).

Для педагогов проведено 13 индивидуальных консультаций.

Основными задачами консультирования являлось:

повышение компетенции педагогов, родителей в вопросах обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ;

информирование о результатах проведенных диагностик; рекомендации по оптимальным способам обучения и воспитания обучающихся.

В течение года осуществлялось тесное взаимодействие со специалистами школы (логопеды, тьюторы и др.) по проблеме отслеживания динамики развития обучающихся и оказания взаимообратной консультативной помощи.

Таким образом, можно сделать вывод, что правильно выстроенная система коррекционной работы учителя-дефектолога, взаимодействуя с родителями, учителями и специалистами школы, приводит к успешной реализации инклюзивного образования, а именно – принятие индивидуальности каждого отдельного обучающегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.

5. Организационно-методическое направление:

участие в заседаниях школьного консилиума, методических объединений;

оформление документации, разработка и составление методических материалов, учебных картотек;

участие в проектировании и реализации образовательной развивающей среды в соответствии с программой развития школы.

По результатам работы школьного консилиума 8 детей были направлены на прохождение ПМПК. Были также даны рекомендации по обучению и воспитанию детей.

Совместно с коллегами был составлен перечень документации учителя-дефектолога. В него вошли:

Протокол обследования.

Дефектологическое представление на учащихся.

Список учащихся, зачисленных на индивидуальные и подгрупповые занятия к учителю-дефектологу.

Карта динамического развития ребенка.

Журнал посещаемости занятий.

Рабочая программа учителя-дефектолога.

Расписание коррекционных занятий.

График работы специалиста.

6. Анализ деятельности по использованию в своей профессиональной деятельности:

В свою работу с родителями и педагогами стараюсь внедрить и современные формы сотрудничества. С согласия родителей провожу фотосьемку различных моментов дефектологических занятий и предоставляю фото отчеты для родителей (группы в Телеграм, VK, через облачные носители).

При изучении нового упражнения или задания, с ребенком предварительно разучивали на занятии и снимали видеоматериал. Для закрепления упражнений, родителям на личную почту отправляю ссылки на видеоматериал с индивидуального урока (через Я.Диск, Облако), чтобы родителям было понятно, как заниматься дома.

Опытом и результатами своей педагогической деятельности делюсь на личной странице сайта урок.рф.

В течение 2021-2022 учебного года принимала участие в педагогических конкурсах и конференциях в очном и заочном формате.

Международный педагогический конкурс «Конкурс педагогических разработок с применением здоровьесберегающих технологий» Номинация «Коррекционная педагогика»: конкурсная работа конструкт урока «Весеннее путешествие». Победитель (I место) 12.04.2022г.(заочное участие)

Всероссийская педагогическая конференция «Тенденции и перспективы развития современного образования» Секция конференции: Общее начальное образование. Тема выступления участника конференции:» Коррекция высших психических функций в процессе занятий по ДОП «Логоритмика» 08.04.2022г.(заочное участие)

Дипломант II степени в ХIII Областном фестивале творчества работников образования Свердловской области «Грани таланта», номинация «Вокал» (очное участие)05.04.2022г..

Получены Благодарственные письма за активное участие и подготовку детей:

Благодарственное письмо №RS 338-182912 за активное участие и подготовку победителей Международного конкурса для детей и молодежи «Фестиваль Талантов для детей ОВЗ». Российский Инновационный Центр Образования 29.03.2022г.

Благодарственное письмо за вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения и высокий уровень подготовки участников творческих мероприятий, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945г. Международный образовательный портал «Фестиваль Талантов», март 2022г.

Регулярно посещаю ГМО учителей-дефектологов г.Красноуфимска, на которых обсуждаем вопросы и проблемы, а также делимся опытом своей работы.

Мои воспитанники Ансамбль «Ладушки»(4 «А» класс, дети ОВЗ – вар. 7.2, ЗПР), в течении 2021-2022г занимались по внеурочной программе образования «Ладушки», с результатами обучения принимали участие в конкурсах и фестивалях, где занимали призовые места:

Лауреат I степени Международного конкурса для детей и молодежи: Мы помним. Международный образовательный портал «Фестиваль Талантов», март 2022г.(заочно)

Лауреат I степени Международного конкурс для детей и молодежи «Фестиваль талантов для детей ОВЗ: Номинация «Музыкальное творчество» Российский Инновационный Центр Образования 29.03.2022г.(заочно)

Победитель (I место) ХVI Международного конкурса для детей и молодежи «Достойная смена». Номинация: «Музыкальное творчество».ИРСО «Сократ», 02.04.2022г(заочно)

Лауреат II степени Всероссийского конкурса ко дню победы «Героям войны посвящается…». Номинация: «Музыкальное творчество», категория участников 1-4 классы. Международный образовательный портал «Фестиваль Талантов», март 2022г.(заочно)

Решина Анастасия 8 класс(ЗПР): Лауреат I степени, Международный конкурс для детей и молодежи: Фестиваль талантов для детей ОВЗ. Номинация: «Изобразительное творчество». Российский Инновационный Центр Образования 17.04.2022г.(заочно)

7.Иные направления работы учителя-дефектолога.

В течение года были разработаны дидактические материалы, конспекты занятий, картотека упражнений для развитии мелкой моторики, картотека дыхательных упражнений.

На следующий год планирую разработать диагностический комплект для дефектологического обследования детей.

3. Результаты повышения профессиональной компетентности учителя дефектолога и предъявления собственной успешной деятельности педагогическому сообществу.

Курсы повышения квалификации:

КПК АНО ДПО «ВГАППССС» 28.01.2022г. – 19.08.2022г.

«Логоритмика: коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста» 108ч.

КПК АНО ДПО «ВГАППССС» 02.03.2022г. – 24.03.2022г.

«Алгоритмизация и содержание деятельности учителя-дефектолога в рамках психолого-педагогической комиссии(ПМПК) и психолого-педагогического консилиума(ППк)» 108ч.

КПК АНО ДПО «ВГАППССС» 02.03.2022г.-31.03.2022г.

«Инновационные технологии в специальном(дефектологическом) образовании в условиях реализации ФГОС» 144ч.

КПК АНО ДПО «ВГАППССС» 04.03.2022г. – 30.04.2022г.

«Нейропсихологические технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста» 144ч.

Участие в конкурсах и конференциях.

Международный педагогический конкурс «Конкурс педагогических разработок с применением здоровьесберегающих технологий» Номинация «Коррекционная педагогика»: конкурсная работа конструкт урока «Весеннее путешествие». Победитель (I место) март 2022г.

Всероссийская педагогическая конференция «Тенденции и перспективы развития современного образования» Секция конференции: Общее начальное образование. Тема выступления участника конференции:» Коррекция высших психических функций в процессе занятий по ДОП «Логоритмика» апрель 2022г.

Получены Благодарственные письма за активное участие и подготовку:

Благодарственное письмо за активное участие и подготовку победителей Международного конкурса для детей и молодежи.

Благодарственное письмо за вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения и высокий уровень подготовки участников творческих мероприятий.



4. Основные направления работы в деятельности учителя дефектолога в 2021-2022 уч. году:

Тема самообразования: «Использование нетрадиционных методов коррекции высших психических функций».

За 2021-2022 учебный год проделана следующая работа:

в течение 2021-2022гг первичную диагностику прошли 18 обучающихся, охвачено коррекционно-развивающимися занятиями 18. В том числе: 2 кл. – 3 чел.; 3 кл. – 3 чел.; 4 кл. – 1 чел.; 5 кл. – 2 чел.; 6 кл. – 3 чел.; 7 кл. – 2 чел.; 8 кл. – 3 чел.; 9 кл.- 1 чел. Из них 16 человек имеют диагноз ЗПР (задержка психического развития), 1 чел. – УО( умственная отсталость, вар.И9.1) , 1 чел. – слабослышащий( вариант АООП 2.2(1 отделение). По результатам диагностики, некоторые родители обучающихся были приглашены на индивидуальную консультацию, на которой им были даны рекомендации пройти дообследование ребенка у врача-специалиста: невропатолога, детского психиатра, отоларинголога, офтальмолога, остеопата (по результам диагностики).

в течение учебного года было проведено 354 индивидуальных и 20 групповых занятий с обучающимися.

проведено 13 консультаций для педагогов с целью повышения компетенции педагогов в вопросах обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ; информирования о результатах проведенных диагностик; рекомендации по оптимальным способам обучения и воспитания обучающихся. В течение года осуществлялось тесное взаимодействие со специалистами школы (логопеды, тьюторы и др.) по проблеме отслеживания динамики развития обучающихся и оказания взаимообратной консультативной помощи. Таким образом, можно сделать вывод, что правильно выстроенная система коррекционной работы учителя-дефектолога, взаимодействуя с родителями, учителями и специалистами школы, приводит к успешной реализации инклюзивного образования, а именно – принятие индивидуальности каждого отдельного обучающегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.

проведено 12 индивидуальных и 3 групповых консультаций для родителей. Родители получили рекомендации по обучению и воспитанию детей, а также получили материал для коррекции ВПФ, развития мелкой моторики.

в течение года велась работа по Организационно-методическое направлению: участие в заседаниях школьного консилиума, методических объединений; оформление документации, разработка и составление методических материалов, учебных картотек; участие в проектировании и реализации образовательной развивающей среды в соответствии с программой развития школы. По результатам работы школьного консилиума 8 детей были направлены на прохождение ПМПК. Были также даны рекомендации по обучению и воспитанию детей. Совместно с коллегами был составлен перечень документации учителя-дефектолога. В него вошли: протокол дефектологического обследования, дефектологическое представление на обучающихся, список обучающихся, зачисленных на индивидуальные и подгрупповые занятия к учителю-дефектологу, карта динамического развития обучающегося, журнал посещаемости занятий, рабочая программа учителя-дефектолога, расписание коррекционных занятий, график работы специалиста.

На следующий год планирую разработать диагностический комплект для дефектологического обследования детей.

На 2021-2022 учебный год на занятия были зачислены 18 человек. Один ученик выбыл из школы в связи с окончанием 9 класса. Итоговые экзамены успешно сданы:

ГВЭ по математике – 4;

ГВЭ по русскому языку – 4.

Остальные обучающие оставлены для продолжения занятий. По результатам работы школьного консилиума 8 детей были направлены на прохождение ПМПК.

Анализ проведенной работы за год показал, что некоторые ученики повысили свой уровень развития по некоторым параметрам. Часть обучающихся показала прежний результат. Имеется много причин, по которым им трудно подняться на более высокий уровень развития. Это и неусвоенный материал за прошлые классы, низкие учебные возможности, сниженный познавательный интерес, безынициативность. Недостаточное развитие всех ВПФ. У отдельных учащихся есть сопутствующие причины, по которым затруднено обучение (вариант 2.2. слабослышащий ребенок).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.