Статья «Знаете ли вы секреты использования современных образовательных технологий на уроках иностранного языка?»
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕКРЕТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА?
Мухина Ирина Алексеевна
учитель английского и немецкого языка,
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
г. Шадринск Курганской области
Хорошая технология неотличима от магии.
Артур Кларк
Действительно хорошая технология незаметна.
Гарри Шум
Мы учимся понимать и использовать новые технологии на протяжении всей жизни, которая предъявляет все новые, и новые требования.
Распространение новой позитивной школьной практики использования современных технологий в работе учителя заслуживает особого внимания в наши дни.
[Современными технологиями называют педагогические технологии, ставшие популярными в последнее время:
- ИКТ или ММ – технологии,
- ТРИЗ,
- интерактивные технологии,
- проектная технология,
- исследовательская технология или технология проведения учебных исследований,
- АМО и технология модерации и т.д.
Попробуем объяснить это более доступным языком. Современные технологии – это педагогические технологии нового поколения. В чем собственно их новизна или инновационность?]
[Вопрос о месте, которое занимают технологии в современной педагогике, не является однозначно решенным. Представление о месте технологий зависит от того, какое значение вкладывается в это понятие.
Все созданные и используемые сегодня технологии разделяются на два вида: промышленные и социальные. К промышленным технологиям относятся технологии переработки природного сырья (нефть, руда, древесина) или полученных из него полуфабрикатов (готовый металл, прокат, детали изделий и т.п.). Социальной технологией называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, который подвергается изменению – одно или несколько его свойств (например, технология обучения учащихся, построенная на основе компьютерных программных средств). Вместе с тем, когда вся их новизна современных образовательных технологий сводится лишь к привлечению технологических устройств, сложно говорить о новом качественном уровне образования. Конечно же, в наше время различные тестирующие программы и компьютерные презентации – неотъемлемая часть образовательного процесса. Но следует помнить, что инновационные образовательные технологии включают определенные методы и приемы, которые направлены на максимально эффективное развитие практических навыков, знаний и умственных способностей обучающихся. Кроме того, не вызывает сомнения тот факт, что инновационные образовательные технологии, несмотря на свой показательный успех в отдельных коллективах обучающихся или же определенных дисциплинах, все же не всегда должны и могут быть перенесены в массовое обучение. Прежде всего, потому, что они изначально точечно направлены на определенные категории учеников, к тому же часто требуют непосредственного участия и руководства своего «создателя».]
Нельзя не сказать, что учителя иностранных языков регулярно используют современные образовательные технологии на своих уроках для создания комфортной образовательной среды, обеспечивающей получение учащимися образования в соответствии с их способностями, возможностями и потребностями через применение современных подходов к организации образовательного процесса. Педагоги непрерывно совершенствуют свой профессиональный уровень. Они ставят перед собой задачи по оптимизации урока за счёт использования современных инновационных педагогических технологий обучения иностранному языку в рамках действия ФГОС; по совершенствованию технологии и методики работы с талантливыми, творческими и одарёнными детьми. Учителя организуют и проводят первый этап предметной всероссийской олимпиады школьников, другие олимпиады на английском языке в системе, готовят к конкурсам, вовлекают обучающихся во внеклассную работу по предмету в рамках декады иностранных языков.
Обобщение, описание и распространение педагогического опыта учителей иностранного языка имеет огромное значение, так как учителя решают поставленные задачи через мероприятия различных уровней: школьный, муниципальный, областной, международный. Учителя участвуют в вебинарах, конференциях как очно, так и дистанционно: Мухина И. А. приняла активное участие в 351 онлайн-мероприятии, Кузьминых И. А. в 12-ти. Всего 363. Дистанционные образовательные технологии в самообразовании и повышении квалификации педагогов играют огромную роль. Применение дистанционных технологий способствует реализации системы непрерывного профессионального образования. Непрерывное самообразование учителя – главнейшее условие его профессионального роста. Самообразование для учителя очень важно, это гарант качественной работы, пожизненное обучение, ведь образование – это не просто диплом. Это – совокупность всех пройденных учебных курсов, практик, проектов, опыт работы, корпоративное обучение, повышение квалификации, самостоятельная учеба в свободное время и многое другое.
Одна из важных форм организации методической работы – открытые уроки. Открытый урок в отличие от обычного – специально подготовленная форма организации методической работы. В ходе такого занятия протекает реальный учебный процесс с использованием различных технологий. На открытом уроке учитель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт и начитает подготовку, используя
технологии конструирования педагогического процесса, проектирования и проведения открытого урока. Технологию проведения открытого урока предложили М.М. Поташник, М.В. Левит. Проведение открытых уроков и их посещение – возможность для учителя показать свое мастерство [Мастерство учителя – это синтез личностно-деловых качеств личности, определяющие высокую эффективность педагогического процесса.] и поучиться у других в рамках школы, города, России, разработать или апробировать авторские педагогические сценарии. Учителями школьного методического объединения посещено 24 урока, очно и онлайн в дистанционном режиме в изменившейся образовательной реальности – открытое пространство образования с учителем и без учителя. На всех уроках применялись общепедагогические технологии.
Обобщение передового опыта необходимо в педагогической деятельности учителя. Оно происходит на педсоветах, заседания школьного и городского методического объединения учителей в сотрудничестве с педагогическим ВУЗом, ШГПУ. Таким образом, межведомственное взаимодействие - площадка для обмена педагогическим опытом, где учителя обобщают свой педагогический опыт и транслируют его. Учителя МО могу т опубликовать свои наработки по организации образовательного процесса, поделиться опытом успешной работы. Методическая работа, являясь основой для организации и обеспечения качества образовательного процесса, формирования эффективной педагогической деятельности, создания благоприятной инновационной образовательной среды, важнейшим средством повышения профессионального мастерства педагогических работников связывает в единое целое всю систему работы субъектов образовательного пространства.
Методическая работа - важнейшее звено системы непрерывного образования членов МО. Повседневная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и учитель имеет возможность в ходе своей работы каждодневно на практике закреплять свои теоретические познания и совершенствовать уровень профессионального мастерства. К методической работе относится участие в конкурсах таких, как открытый региональный конкурс по методике преподавания немецкого языка как первого и второго иностранного на базе ФГБОУ «ШГПУ», финал которого состоялся 26.10.19, открытый городской конкурс-фестиваль «По дорогам немецких сказок» 23.10.19. Работая в сотрудничестве с преподавателями из ШГПУ, коллегами, родительской общественностью Мухина И.А. организовала сборную команду учащихся 9а, 9В, 8Г, 8А для участия в этом творческом проекте, продуктом которого стала сказка «Золушка» (роли на английском и немецком языке). В процессе успешного выступления подростки проявили свои твердые и мягкие навыки, были награждены дипломом в номинации «Маска». Проект стал успешным, потому что технологии, в том числе технология сотрудничества, способствовали достижению цели в театральной педагогике. Кроме этого, сам процесс доставлял удовольствие! А Мухина И.А. с коллегами И. А. Кузьминых, М. В. Кузьминых развивали потенциал детей (интеллект, талант и одаренность).
Учитель Мухина И. А реализовала творческий проект на 3-х языках русский, немецкий, английский языки «Города - побратимы» в сотрудничестве с 9А классом и преподавателями ШГПУ, которые организовали это мероприятие.
Учитель Мухина И. А. использовала в течение учебного года различные методы и формы работы: проблемно-развивающее обучение, работа в парах, проводила разноуровневые тесты, работала вместе с учащимися над созданием мини-проектов и годовых проектов. Проектная деятельность по предметам является обязательной по ФГОС. Её ученики 3-х, 6-х, 8-х, 9-х, 10-х классов творчески работали над проектами как индивидуально, так и в группах. Проекты по второму иностранному немецкому языку по темам: «Знакомство», «Хобби», «Моя семья», «Покупки», плакат по теме «Мой класс», оформление плаката по теме: «Животные», «Расписание уроков на немецком языке», «Семейное древо» были очень интересны учащимся. Они с удовольствием их выполняли. Годовые проекты защитили 3 человека по темам: «Великие люди Германии», «Мюнхен». По английскому языку в 8 классе темой годового проекта был выбран Стоунхендж.
Злобина А. 10 класс работала над учебно-исследовательским проектом по теме: «Театральное искусство как наука». Педагогическая технология проведения учебного исследования обучающимися названа одной из важнейших технологий ФГОС. Реализация исследовательской технологии является одним из способов достижения нового качества образования.
Мухина И. А. подготовила мать и дочь Абсатаровых, 8г класс, к исполнению песни “Yestеrday“ на английском языке. Во время карантина они выслали видеоролик, порадовали учителя. Видео опубликовано в сообществе ШМО учителей английского языка в ВК.
Кроме технологии проектной деятельности, которой педагоги в школе владеют давно, применялись инновационные дистанционные технологии.
[ЯКласс предлагает высокотехнологичное, современное решение для системы образования. Это — синергия лучших отечественных идей, разработок и практик разных стран. Сегодня весь мир переходит на компьютерное/онлайн-тестирование, что повышает эффективность и надёжность результатов и значительно снижает издержки. ЯКласс интегрирован с зарекомендовавшими себя на рынке инновационными решениями для удовлетворения нужд органов управления образованием, школ и родителей, а также предоставляет поддержку пользователям сервиса круглогодично]. Мухина И. А. проводила интеллектуальные марафоны на портале Якласс cреди учащихся 3-х классов в рамках декады иностранных языков по темам: « Алфавит», «Домашние питомцы», «Дикие животные». «Цвета », «Мир вокруг нас », «Окружающий мир». Обучающиеся 8-х классов участвовали в марафонах по темам «Чтение книг», «Настоящее простое время», «Страдательный залог».
Во время дистанционных уроков учитель формировала и выдавала домашние задания с автоматической (использование искусственного интеллекта) и ручной проверкой. 07.04.2020 Мухина И. А. получила от Якласса сертификат № 758249 в номинации «Апробатор электронных образовательных технологий», который подтверждает, что она осуществила экспериментальную деятельность с применением инновационного образовательного ресурса ЯКласс, разработанного и поддерживаемого Фондом развития интернет-инициатив при Президенте Российской Федерации и инновационным центром СКОЛКОВО, а именно: зарегистрировал(а) группу обучающихся и провел(а) ряд электронных проверочных (домашних) работ, таким образом профессионально освоив пользование автоматизированной системой контроля знаний.
Также Мухина И. А. вместе с учениками и их родителями работала на платформе для организации дистанционного обучения Skysmart. Платформа предоставила цифровые учебники и интерактивную рабочую тетрадь. Это проект онлайн-школы Skysmart, направленный на помощь учителям в организации дистанционного обучения. Платформа Skysmart включает в себя задания по материалам ИД «Просвещения», «Дрофа» (ФГОС) с 5 по 11 класс за 4 четверть по топовым предметам, среди которых есть и английский язык. Ознакомление с платформой произошло по ссылке
https://edu.skysmart.ru/teach.
[Для учителей и учеников
- бесплатно
- не требуется регистрации
- официальные материалы, утвержденные ФГОС
- учителя смогут за 5 минут отправить своим ученикам задания (в виде ссылки) в привычных мессенджерах - в чаты ВК и WhatsApp
- ученики смогут решать задания прямо с телефона, а после выполнения делиться своими результатами с родителями и друзьями
- автоматическая проверка заданий или проверка заданий учителем на выбор
- результат активности учеников виден моментально
- доступна с любого устройства: компьютер, планшет, телефон].
Платформа Skysmart очень помогла в дистанционном обучении.
Был выявлен только один недостаток в работе с платформой. Хитрые школьники заходили на платформу под псевдонимом. После выполнения задания, они получали распечатку с ошибками, а потом получали «5» под своим именем. Вскоре авторы платформы сделали удобный инструмент: «Не показывать ответы». Мухина И. А. получила сертификат за вклад в развитие цифрового образования в России, внедрение инновационных инструментов в образовательный процесс и активное использование интерактивной тетради в шестых, восьмых, десятых классах при обучении английскому языку.
Система непрерывного повышения квалификации расширяет горизонты возможностей в творческом росте учителей школы.
Мухина И.А повышала квалификацию на дистанционных курсах и получила 26 сертификатов на 49 часов. Очные курсы повышения квалификации состоялись в ШГПУ по теме: «Актуальные вопросы методики преподавания немецкого языка в образовательной организации», 36 академических часов, включающих в себя теорию и практику профессиональной переподготовки.
Технологии по развитию одаренности и таланта систематически применяли в течение всего учебного года. В школе проводилась декада английского языка, посвященного году Памяти и Славы в России.
Рекреация 3-го этажа была украшена тематическими постерами ( Мухина И. А. Беляева А. 8В). Учителями английского языка были подготовлены следующие мероприятия: выставка - конкурс творческих проектов по теме «Великая победа». Конкурс организовала и провела учитель английского языка Мухина И. А., ее коллега Максимова Ю. Продуктом конкурса стали рисунки учащихся 2-х — 4-х классов. В конкурсе рисунков активное участие принимали ученики 3Б класса. В этом классе классный руководитель Теребенина В. Н. уделяет огромное внимание патриотическому воспитанию, и она, в качестве ментора, вовлекла детей класса через развитие метапредметных УУД (английский, рисование) в участие в конкурсе. Выставка прошла в соц.сети ВК. на странице 3Б класса. Лучшие работы были размещены в сообществе «Учителя английского языка».
Учитель Мухина И. А. организовала выставку творческих работ по темам: «Всемирно-известные солдаты во Второй мировой войне», «75 годовщина Великой Победы», «Вклад моей семьи в победу над фашизмом» среди учащихся.
Е. А. Щербакова провела конкурс на лучшее монологическое высказывание по теме "Описание внешности" среди параллели 6-х классов. Мухина Ирина Алексеевна провела конкурс устной речи в формате чтения текса вслух и говорения по теме «Внешность и характер человека» в своих группах 6А и 6Б класса. Дети создавали аудиофайлы и высылали их в чат беседы в ВК.
Щербакова Е. А. провела конкурс на лучшего чтеца художественного текста среди 11 классов. Во всех конкурсах были выявлены победители и призёры. Все эти мероприятия, как и многие другие, помогли учащимся проявить и развить свои общеязыковые, интеллектуальные и познавательные способности. Учителя развивали знания, умения и навыки в различных видах речевой деятельности и расширяли кругозор учащихся, совершенствовали их УУД. путем вовлечения в олимпиады и конкурсы. В конкурсах происходило совершенствование речевой компетенции учащихся по всем видам речевой деятельности, практическое применение полученных умений и навыков для решения творческих задач, формирование творческой активности и творческого мышления учащихся. Таким образом, «месячник английского языка» — это яркое событие в нашей школе, которое продемонстрировало успешное сочетание урочной и внеурочной работы, высокий творческий потенциал учащихся в различных предметных областях: изобразительная, литературная с использованием английского и немецкого языка, театральная педагогика. Мероприятия способствовали развитию межпредметных связей. Образовательные события помогли учащимся проявить и развить свои общеязыковые, интеллектуальные и познавательные способности. Учителя совершенствовали свое педагогическое мастерство. Цель была достигнута. Учителя МО проводили работу с одаренными и талантливыми детьми в рамках олимпиад различных уровней. Это форма развития одаренности. Учителя уделяли большое внимание своевременному выявлению таких школьников, основываясь на наблюдениях педагогов, созданию развивающей среды, которая стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: – рассмотрение теоретических подходов к понятию «одаренность»; – изучение роли конкурсов и олимпиад в работе с одаренными детьми; – подготовка школьников к участию в конкурсах и олимпиадах. Для одаренных и талантливых обучающихся очень важно, чтобы результат их работы был оценен и замечен, как для них самих, так и для окружающих их людей. Участие в мероприятиях позволяет оценить уровень знаний участников и мотивировать их к более глубокому изучению предмета, выявлять наиболее способных и одаренных детей, способствовать становлению и развитию образовательных потребностей личности. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность обучающихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими. Внеурочные формы работы включали в себя проведение индивидуальных консультаций и подготовку к олимпиадам, конкурсам, викторинам. Результаты не всегда были высокие, но перспективы намечены и работа будет продолжена в следующем учебном году. Все учителя имеют победителей, призеров в различных уровнях олимпиадного движения. Стоит отметить работу Щербаковой Е. А. Олимпиада «Британский бульдог» международный уровень, 1м. – Выборова Дарья, 11класс. Кузьминых И. А. - Клюш Л.7Вкл.1 место в школе - похвальная грамота за высокий результат в конкурсе среди учащихсяся 7 класса Курганской области. Мухина Ирина Алексеевна вовлекла учащихся начального звена в дистанционную олимпиаду по английскому на проекте « Инфоурок» с 11 марта по 11 мая. Ученики 3-х классов приняли по ее приглашению учасите в бесплатном дистанционном конкурсе "Стоп коронавирус" на странице infourok.ru/stop. Среди участников есть победители и призёры. В методическом объединении учителями проводится системная работа по подготовке, проведению и вовлечению учащихся в данный вид деятельности. Улучшение работы с одаренными детьми – одно из основных требований ФГОС. Проблемой в работе ШМО остается вовлечение большего количества учащихся в конференции, конкурсы и олимпиады муниципального, регионального, всероссийского, международного уровней.
Проведение уроков ИКТ по предмету (интернет, мультимедиа)
№
п/п учитель икт интернет
1 Кузьминых И.А. 120 282
2 Мухина И. А. 657 870
3 Кузьминых М.В 296 294
4 Е.А.Щербакова 30 50
5 Максимова Ю. Ю. 559 176
7 Шеверова Н. А. 48 48
Итого 1710 1720
Учитель Мухина И. А. участвовала в инновационной деятельности: введено в учебный процесс изучение второго иностранного языка - немецкого в 8, 9-х классах. Тема инновационной площадки: «Изучение второго иностранного (немецкого) языка в условиях внедрения ФГОС». Коллеги в школе признали необходимость и успешность инновационной деятельности учителя Мухиной И.А. Мухина И. А. транслировала опыт своей работы в сборнике научно-методических трудов преподавателей школы и вуза «Педагогические исследования: сотрудничество школы и вуза», в выпуске 12, 2020г., опубликовав статью по теме: «Диссеминация педагогического опыта в условиях взаимодействия школы и педагогического вуза».
Из выше сказанного вытекает: учителя владеют современными образовательными технологиями и используют их на уроках иностранного языка, во внеурочной деятельности. Современные технологии (диджитализация) позволяют достаточно эффективно доставлять качественное образование для обучающихся: сетевые формы организации образовательного пространства электронного образования (e-learning) и наиболее эффективные электронные образовательные технологии (EdTech). Учащиеся Мухиной И. А демонстрировали высокий процент качества знаний и высокую мотивацию к изучению предмета «Иностранный язык». Она персонализировала обучение с цифровым УМК. Цифровой УМК - новое поколение электронных учебников корпорации Российский учебник. Мухина И. А. использовала цифровую образовательную платформу «Lecta» и работала в цифровой школе: применяя электронные образовательные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.
Цифровизация образования не предполагает тотального исключения учителей из процесса, но роль онлайнового образования выросла. Несмотря на это, очевидно, что никакие технологии не могут заменить учителя. В условиях дистанта учитель объединяет учеников общей целью урока при решении творчески поставленных задач. Ученик вспоминает не технологии, а учителя, его личность, его отношение к проблеме, к успеху ученика. А успех ученика – это двойной успех учителя. Симбиоз технологий и учителя, как личности, свидетельствует о том, что учитель – двигатель процесса и прогресса. Вот и весь секрет.
Список использованных источников:
https://ykl-upl.azureedge.net/upload/files/2016-brochure-yaklass.pdf
Сборник лучших работ Первого всероссийского профессионального конкурса «Методическая работа педагога» 2016 год.
Шершульский Владислав Иосифович Лекция «Перспективные ИКТ-технологии и образование» [Дата обращения 07.07.2020].
Поташник, Левит: Освоение ФГОС. Методические материалы для учителя. Издательство: Педагогическое общество России, 2016 г. Страниц: 208
Бёрджес Д. Обучение как приключение: Как сделать уроки интересными и увлекательными. - М., 2016. - С. 40.
Загорулько Р.В., Ракова Н.А., Шевцова Л.И. Педагогические системы и технологии: практический аспект. - Витебск, 2009. - С. 6-8.
Методические материалы «Исследовательская деятельность в образовательном процессе как способ достижения нового качества образования». © ДПО "Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки Образовательного портала «Мой университет" 2018-2019.С. 5,
Современные педагогические технологии : учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / Автор-составитель: О.И. Мезенцева; под. ред. Е.В. Кузнецовой; Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. – Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018. – 140 с
Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся // Преподавание истории в школе. 2012. №1. С. 7-13.
Кириллова С. Сингапурская методика «дружит» с ФГОС // Управление школой. 2014. №1 (571). С. 34-39.
Кочережко С.С. Критическое мышление: методы формирования и оценивания // Внутришкольная система оценки качества образования: опыт применения технологий мониторинга результатов освоения образовательной программы и индивидуальных достижений обучающихся: сборник статей по материалам семинаров МБОУ «Гимназия №1» г. о. Самара. - Самара, 2016. - С. 119-148.
Основные результаты международного исследования PISA-2015. С. 16. [Электронный ресурс] // URL: http://www.centeroko.ru/public.htm (дата обращения: 10.01.2017).
Хуторской А.В. Что такое современный урок [Электронный ресурс]
// Интернет-журнал «Эйдос». 2012. №2. URL: http://www.eidos.ru/journal
/2012/0529-10.htm (дата обращения: 10.01.2017).
Кияйкина Наталья Федоровна
October5
Старшов Михаил Александрович
October5