План самоанализа урока

9
0
Материал опубликован 8 April 2016

Самоанализ урока 

1. Какова характеристика реальных учебных возможностей обучающихся? Какие особенности обучающихся при планировании данного урока?

2.Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?

3.Какие задачи решались на уроке:

образовательные,

воспитательные,

задачи развития?

Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности группы, отдельных групп обучающихся?

4.Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса,изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами урока?

5.На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?

6.Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

7.Какое сочетание форм обучения избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

8.Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

9.Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?

10.За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность обучающихся в течение урока?

11.За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения? Как было реализовано воспитательное влияние личности педагога?

12.Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе обучающихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузки обучающихся?

13.Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

14.Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Когда педагог планирует восполнение нереализованного?

 

Схема психолого-педагогического анализа урока

1.Группа

2.Фамилия, имя, отчество педагога.

3. Дата проведения урока.

4. Смена, номер урока по расписанию.

5. Какой урок по счету у преподавателя в данный день.

6. Цель урока.

7. Тип урока (комбинированный, обобщение, закрепление знаний, повторение), его вид.

8. Методы обучения, их соответствие возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

9. Методы опроса (фронтальный, индивидуальный, групповой, самостоятельная работа, работа с карточками, применение ТСО, с использованием специальных

тестов и программ). Мотивы учения (интеллектуальные, социально-значимые, непосредственно –побуждающие).

10.Поведение педагога на уроке (контакт с группой, увлеченность, самообладание, находчивость, умение перестраивать работу на уроке, зависимость от конспекта и программы.)

11.Стиль общения и работы педагога.

12.Характеристика познавательных процессов обучающихся во время учебной деятельности на уроке: восприятия, осмысления, закрепления, развития внимания, воображения, мышления, памяти.

13.Характеристика качества усвоения знаний: работа над понятиями, выделение главного, усвоение теории и ее связи с практикой, формирование убеждений, точность знаний.

14.Характеристика интеллектуальной атмосферы урока.

15.Как развивает педагог познавательную активность и интересы обучающихся. Как реализуется проблемное обучение, создание творческих ситуаций и заданий.

Какие используются формы обучения.

16.Характеристика эмоциональной атмосферы урока: отношение обучающихся к работе на уроке, положительный, оптимистический настрой на урок, влияние эмоциональности урока на работоспособность обучающихся, формирование у обучающихся ответственного отношения к учению.

17.Заинтересованность, влюбленность и увлеченность педагога своей профессией.

18.Характеристика развития обучающихся в процессе обучения: какие системные умения и навыки были приобретены или закреплены, какие способности при этом развивались, какие нравственные качества воспитывались в ходе урока (ответственность, организованность, самоконтроль, самодисциплина, трудолюбие, воля)?

19.Внешний вид, культура речи, выразительность невербального поведенческого портрета педагога.

20.Общая оценка урока (достижение поставленной цели, результативность урока, педагогическая обоснованность форм обучения, целесообразность применяемых методик и технологий, решение педагогических ситуаций и задач в ходе урока).

21.Рекомендации по совершенствованию деятельности педагога, обобщение его опыта с целью совершенствования своей работы на практике.

 

Показатели оценочных компонентов урока

1.1.Целеполагание и мотивация учебной деятельности на уроке.

1. Сообщение цели урока обучающимся, пояснение цели урока и значения изучаемого материала.

2. Мотивация каждого задания на уроке и учебных действий обучающихся.

3. Развитие познавательного интереса у обучающихся на уроке (занимательные ситуации, опора на личный опыт обучающихся, использование дополнительных фактов из научно-популярной литературы).

4. Проблемно-творческое построение урока (ознакомление с нерешенными проблемами науки, обсуждение гипотез, раскрытие исторических сведений, постановка проблемно-творческих заданий).

5. Создание и реализация авторской мотивационно-личностной системы обучения и развития обучающихся

1.2.Научно-методический уровень преподавания

1. Изложение материала соответствует программе и стандарту образования.

2. Понятийный аппарат раскрывается в соответствии с современными научными воззрениями и требованиями методики.

3. Осуществляется интеграция предметных знаний и сведений из смежных дисциплин.

4. При сохранении общей научной логики изложения дается авторское конструирование учебного материала:

-основные понятия темы объединяются в блоки;

-выделение взаимосвязей в материале урока;

-изменение традиционной логики изложения материала.

1.3. Гуманистическая направленность обучения

1. Ставятся общие цели развития личности.

2. Приобщение обучающихся к гуманистическим ценностям и идеям.

3. Формирование умений общения на гуманистической основе.

4. Выработанные системные умения стали основой саморазвития и самопознания личности.

5. Использование авторских методик гуманистического преподавания.

1.4. Уровни педагогических технологий

1. Владение набором традиционных приемов и методов.

2. Отбор и адаптация приемов работы на уроке применительно к имеющимся условиям.

3. Творческое применение имеющихся педагогических инноваций, педагогических достижений па уроке:

-составление опорных схем, конспектов;

 -работа со структурно-логическими схемами, картами;

-использование обучающих программ;

-составление заданий и задач с развивающим содержанием.

4. Использование собственных оригинальных технологических приемов, методик, разработок для создания среды развития обучающегося на уроке.

1.5. Уровни личностно-ориентированного взаимодействия в среде обучения на уроке

1. Организация фронтального и группового обучения на уроке.

2. Осуществление учета индивидуальных особенностей обучающихся, коррекция их знаний и опыта.

3. Владение средствами элементарной диагностики уровней готовности к обучению, их интересов и способностей:

—использование программ и тестов коррекции;

—дополнительных заданий;

—материалов повышенной сложности.

4. Применение на уроке средств диагностики и коррекции индивидуальных особенностей группы при реализации разноуровневого подхода.

5. Творческое преобразование среды развития обучающегося на основе собственных инновационных методик.

1.6. Организация дифференцированного обучения

1. Выделение базовых идей и материала для углубления знаний.

2. Использование дифференцированных дидактических материалов при организации практических работ.

3. Применение уровневых упражнений, заданий с развивающим содержанием, заданий разной степени сложности.

4. Авторские разработки для дифференцированного обучения.

5. Использование авторских учебных материалов и пособий для дифференцированного обучения.

1.7. Формирование у обучающихся умений самостоятельного учебного труда

1. Организация работы с учебником по ходу объяснения учебного материала.

2. Формирование умений самостоятельно пополнять знания при работе с источниками информации.

3. Формирование специальных умений но предмету:

-оформлять и анализировать опыт и задания;

-строить умозаключение;

-выдвигать гипотезу.

4. Разработаны авторские приемы организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

5. Предложена и реализована авторская система развивающего обучения.

1.8. Системность и целостность обучения

1. Урок рассматривается как целостная единица учебного процесса. Осуществляется достижение целей урока.

2. В процессе целеполагания раскрываются общие цели темы (раздела) во взаимосвязи с целями урока.

3. Используются дидактические механизмы системного построения уроков:

-выделение блоков информации в теме;

-укрупнение дидактической единицы информации;

-зачетная система.

4. Вносятся собственные разработки в системное построение уроков и систематизацию знаний.

5. Предложена авторская система изучения темы (раздела) курса, разработаны дидактические, средства ее реализации:

-обобщающие таблицы;

-комплексные задания;

-рейтинговая оценка знаний по блокам.

1.9. Анализ культуры речи педагога на уроке

1.Лексическое богатство речи педагога.

2.Орфоэпическая грамотность и соблюдение актов нормативного произношения, правильность ударений.

3.Стиль изложения учебного материала.

4.Реализация функций речевой деятельности педагога (управленческой, информационной, организаторской, познавательной, стимулирующей).

1.10. Решение педагогических задач на уроке

1.Постановка цели.

2.Учет и анализ всех обстоятельств и условий педагогических ситуаций.

3.Выбор методов и средств, для достижения поставленной педагогической цели.

4.Оперативность решения педагогических задач и адекватность реагирования на незапланированные ситуации общения.

1.11. Культура педагогического общения

1.Личность педагога

-субъект педагогического общения (проявление духовно-нравственных качеств, профессионализм, коммуникативных умений и навыков).

2.Подготовленность к общению на уроке.

3.На начальном этапе урока постановка целей и доведение их до сознания обучающихся.

4.Управление общением во время урока. Наличие обратной связи.

5.Анализ осуществленного общения.

6.Умение предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.

 

Схема анализа просмотренного урока

Педагог____________________ Группа_______ Дата_____________

Тема урока________________________________________________

Ход урока

Анализ совместной деятельности

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

 

Общий вывод:

1. Определить цели урока (обучающие, развивающие, воспитывающие)

2. Осуществить поэлементный анализ содержания учебного материала урока, выделив: понятия, правила, прикладные знания, дополнительный материал, сформированные у обучающихся специальные умения и навыки; определить виды познавательной деятельности (репродуктивной, поисковой), как реализуется интеграция межпредметных связей.

3. Проанализировать:

а) уровни личностно-ориентированного взаимодействия на уроке (осуществление

фронтального, группового, индивидуального обучения на уроке);

б) используемые на уроке методы, средства и формы обучения и воспитания, диагностики,

коррекции знаний и оценочной деятельности педагога

 

I.Конспект урока

Группа

Тема урока

Цели урока

Оборудование, наглядность

Используемая литература

Тип урока

Предполагаемый план проведения занятий

Этапы урока

Время

1. Организация начала урока2 мин.

2. Проверка дом. задания10 мин.

3. Актуализация знаний 5 мин.

4. Изучение нового материала15 мин.

5. Обобщение и систематизация знаний 6 мин.

6. Информация о домашнем задании 5 мин.

7. Подведение итогов урока 2 мин.

Ход урока

(описать)

Самоанализ проведенного урока:

1. Цели занятия

2. Пути их достижения

3. Полученные результаты

4. Причины, обусловившие удачи и трудности занятия

Комментарии
Комментариев пока нет.