12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пименов Александр Николаевич761
Учитель истории и обществознания, преподаватель основ православной культуры
Россия, Тульская обл., Тула
0

Самоанализ урока «Общество людей»

Самоанализ урока

I. Тема урока «Общество людей».

II. Обоснование целей урока.

1. В 6  классе МБОУ СОШ № учатся 27 человек: 14 мальчиков, 13 девочек. Успеваемость по обществознанию и истории хорошая, неуспевающих по предметам нет. Ученики очень любознательны, на уроках обществознания и истории проявляют большую активность, по всем вопросам стремятся высказывать свою точку зрения, любят задавать дополнительные вопросы, умеют выделять главное, отвечать на поставленные вопросы. Мотивация учения в классе: ученики стараются запоминать новый материал, накапливать знания, применять их в своей практической деятельности. В классе есть ученики, которые ориентируются на родителей и учатся, чтобы их не огорчать, руководствуясь моральными мотивами. Поэтому дифференцированность класса по уровню обученности и мотивации различна. Темп деятельности на уроке достаточно активный, хотя он зависит от некоторых субъективных причин (усталость, подготовка к уроку), а также от конкретных психологических качеств личности.

2. Совершенно очевидно, что в 6 классе, как правило, не дается ни специальной терминологии, ни развернутого научного определения
обществоведческих понятий. Это обстоятельство мотивировано и
возрастными психологическими особенностями учащихся, и задачами курса обществознания для 6 класса. Тем не менее, эти понятия раскрываются на определенном, достаточно серьезном научном уровне, с полнотой и глубиной, доступной для усвоения детьми 11-12-летнего возраста.

3. Материально-техническое обеспечение кабинета хорошее: 
1) рабочие места обучающихся: письменные столы со стульями; 
2) рабочее место учителя – письменный стол, стул, компьютерный стол с оборудованием (компьютер, доска с подсветкой, мультимедийная установка); 
3) специальная мебель для размещения библиотечного фонда кабинета – учебной, методической, научной и художественной литературы, справочников и энциклопедий, изданий периодической печати и т. д.; 
4) информационная зона: «Готовимся к ЕГЭ», «Внимание, скоро олимпиада!», «Учимся учиться», «Календарь исторических дат», «Сегодня в истории»).

4. Индивидуальные особенности учителя: недостаточный опыт в профессиональной педагогической деятельности.

Целевая установка урока

Образовательная:

раскрывают определение понятия «общество»;

раскрывают сущность общества как формы совместной деятельности людей;

сравнивают различные группы людей, умеют определять вид группы.

Воспитательная:

оценивают поведение людей с точки зрения социальных норм.

Развивающая:

продолжение формирования у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников.

Основные понятия урока: общество, группы временные и постоянные, групп большие и маленькие, историческая судьба и историческая память в группе.

Оборудование: Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Е.С.Корольковой, Н.Г.Суворовой 2-е изд.— М., 2012; презентация «Общество людей».

III. Обоснование отбора содержания и выбора методов и форм работы и структуры урока.

Объём отобранного материала полностью соответствует его реальному усвоению учащихся на уроке. Содержание урока построено в соответствии с требованиями программы, по которой работает учитель. (Программа курса «Обществознание», авторы Е.С. Королькова, Н.Г. Суворова, издательство «Академкнига/Учебник» для основной школы. Программа соответствует Государственному стандарту образования.)

Шестиклассники (дети 11-12 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов.

В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. 

Специфика интересов подростков заключается в том, что эти интересы во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками: общие увлечения дают повод для общения, его содержание и средства. Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет к проблемам, связанным с так называемым «отходом подростка от школы». Школа, учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Однако подобное снижение значимости учения у ребенка требует от взрослых особого к нему внимания. Поэтому необходимо заинтересовать весь класс, что позволит совместно обсудить основные понятия урока.

Знания, которые учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех, которые он получал в начальной школе. Там знания в основном соответствовали повседневному опыту ребенка, в средних классах школы связь школьных знаний с окружающей действительностью, как правило, опосредована. Для того, чтобы научиться видеть эту связь, требуются специальные усилия. Школьнику необходимо усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями.

Урок был достаточно рационально построен. Тип урока: комбинированный. Основными элементами этого урока являются:

а) организация учащихся к занятиям;

б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке;

в) введение учителем нового материала и организации работы учащихся по его осмыслению и усвоению;

г) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;

д) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению;

е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока. Для изучения нового материала было выделено достаточное количество времени, это примерно 20 минут. Для закрепления материала и подведения итогов и вывода урока было уделено около 8 минут.

Самостоятельная мыслительная деятельность учащихся достаточно хорошо организована и проработана. Ученикам предлагается работа над определениями урока и запись их в тетради. Урок сопровождается презентацией «Общество людей». Таким образом, методы наглядности значительно увеличивают эффективность восприятия нового материала и его запоминание (например, метод сравнения: на экране появляется фотография звёздного неба, которая позволяет общество сравнить со звёздным небом, что способствует лучшему усвоению учащимися данного понятия). Затем ученики получают задание – перечертить схему «Группы» и по ходу урока её заполнять.

Активность учеников нельзя поставить на высокий уровень. Ученики больше стремились записать под диктовку, готовый вариант. Но всё же следует отметить, что обратная связь с аудиторией была установлена. Это выражалось в следующем: ученики давали достаточно чёткие ответы на поставленные учителем вопросы, а так же сами задавали вопросы, приводили примеры.

Основным заданием, с помощью, которого раскрывается тема урока, является работа над новыми понятиями, заполнение схемы по основным видам групп общества, что способствует достижению необходимого уровня знаний на данном уроке.

При изучении новой темы учителем за основу был взят метод устного изложенияописание (изложение существенных черт, признаков основных видов общественных групп).

Весь материал был достаточно полно представлен, раскрыт и полностью усвоен учащимися. Что было выражено в стремлении сделать вывод урока совместно с учителем, а также активное участие учащихся в определении групп из перечисленных обществ.

Что касается структуры урока, то следует отметить следующее. Урок был начат с проверки домашнего задания (ученики устно отвечали на поставленные учителем вопросы по предыдущеё теме «Зачем человеку люди»). Всего времени на организационный момент и проверку домашнего задания было отведено около 12 минут.

Следующий элемент - изучение нового материла. На изучение нового материала было отведено примерно 23 минуты. Для подведения итогов, общего вывода урока и объяснения домашнего задания было выделено 10 минут. Закрепление материала было проведено в форме беседы, обсуждения новых понятий и определения групп из перечисленных обществ людей.

В домашнем задании, наряду с изучением параграфа школьного учебника, учащимся предлагается выучить все понятия и записи в тетради, а также выполнить все задания и ответить на вопросы после параграфа.

IV. Анализ организации учебно-воспитательной работы на уроке.

1) В начале урока учитель поприветствовал учеников, отметил отсутствующих на уроке. Затем учителю удалось овладеть вниманием класса. Для проверки домашнего задания был избран устный опрос, чтобы способствовать развитию у учащихся способности грамотно и лаконично излагать суть изученного материала. Перед тем, как приступить к опросу, ученикам было дано несколько минут для повторения материала, а также пояснены основные вопросы, по которым будет проходить проверка, чтобы у учеников не возникло дополнительных вопросов к учителю. В ходе опроса учителем был отмечен хороший уровень подготовки большинства учеников класса: дети верно излагали суть заданного вопроса, отвечали на дополнительные вопросы, заданные учителем. Однако не все ученики участвовали в процессе опроса по причине ограниченности материала. Задействованы были больше половины учеников класса как в ответе на основные вопросы, так и при ответе на вопросы, которые задавал учитель классу. Минусом в работе стоит ответить отсутствие со стороны учащихся дополнительных вопросов к отвечающему ученику. После проверки домашнего задания был осуществлён переход к изучению нового материала. Учитель коротко напомнил ученикам главные моменты предыдущей темы, связал её с новой и назвал тему урока, которая была представлена на одном из слайдов презентации. Психологически подготовил учеников к изучению нового материала.

2-3) Изучение нового материала учитель старался организовать не на воспроизводящем уровне, а на преобразующем воспроизведении, учитывая особенности класса в целом и индивидуальные особенности отдельных учащихся. Некоторые ученики при изучении интересующей их темы очень активно включаются в работу, удачно отвечают на наводящие вопросы, делают предположения. Учитывая эти особенности, учитель старался, как можно больше задействовать класс, задавал вопросы, касающиеся как изучаемой темы на уроке, так и предыдущих тем, с ней связанных. Так же в работе применялась аналогия с окружающей каждого ученика жизнью, для лучшего понимания и восприятия материала. Ученики высказывали различные мнения и предположения. Если они были верны, учитель стремился поощрять учеников, хвалил, самым активным ставил оценки. Если ответы были не совсем правильными, учитель давал возможность ещё подумать над вопросом. Менее активных учеников учитель больше задействовал на работе. Ответы учеников оценивались по степени старательности и в зависимости от индивидуальных усилий. Отдельные ученики к середине урока начинают заниматься посторонним делом, на учитель реагирует тем, что задаёт вопросы, включая их тем самым в работу. Если они не отвечают, им становится стыдно, и они стремятся исправиться.

V. Формирование познавательной деятельности учащихся.

1) С учётом личностно-ориентированного подхода к определению сущности содержания образования, на данном уроке, помимо овладения определённым учебным содержанием темы, была попытка формирования:

а) опыта познавательной деятельности, фиксируемой в форме результатов – знания по теме «Общество людей»;

б) опыта творческой деятельности в форме умений принимать свои решения в новых ситуациях (при ответе на вопросы учителя).

2) Опираясь на возрастные особенности учащихся в ходе изучения нового материала, развитие познавательных умений (умение отвечать на вопросы, умение давать самостоятельную оценку по определённой проблеме, высказывая при этом собственные суждения с помощью беседы учителя с учениками). На уроке мною были поставлены вышеуказанные цели, при реализации которых использовались различные методы и приёмы обучения, которые выбирались, исходя из содержания материала, возрастных особенностей класса, уровня обученности класса и отдельных учеников.

Содержание учебного материала является научным, включает в себе факты, понятия. Отобранный учебный материал способствует формированию ценностных ориентаций у школьников, целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём и доступной по содержанию для школьников.

Тема урока «Общество людей» является продолжением предыдущей темы «Зачем человеку люди», которые вместе являются главой учебника «Человек среди людей». Предыдущие темы логически подводили учащихся к данной теме, по ним мы изучали основные понятия и категории, знания которых поможет в изучении представленной темы.

Урок «Общество людей» является составной частью курса «Обществознание» в 6 классе. Следовательно, на данном уроке должны быть решены задачи как конкретного урока, так и курса в целом, например, такие, как формирование умения не только воспроизводить информацию, содержащуюся в устном изложении учителя или конкретном параграфе учебника, но и давать самостоятельную оценку полученной информации, формулировать свою точку зрения по проблеме и отстаивать её правильность.

В процессе объяснения темы, мною ставились вопросы для актуализации знаний учащихся. Для более полного понимания темы материал был представлен при помощи слайдов презентации.

Изучение темы происходило согласно плану. Пункты плана были связаны между собой и подкреплялись выводами, которые учащиеся пытались сформулировать сначала самостоятельно, затем мною корректировались.

Класс проявил активность во время проведения урока. Практически все были заняты и отвечали на поставленные мною вопросы, обращённые как к классу, так и к отдельному ученику.

Учащиеся достаточно полно освоили материал, что было выявлено в процессе закрепления нового материала.

В конце занятия мною был сделан вывод урока, были озвучены и повторены основные новые термины темы.

Всё же присутствовали некоторые недостатки в проведение урока. Так, прежде всего для меня возникла сложность в организации мотивации учеников.

VI. Коммуникативный анализ урока.

К ученикам обращался на «ты», называя имя ученика и фамилию, диалог с классом вёл, стоя у доски, также проходил по рядам, постоянно контролируя детей. Учитель ни разу не присел за весь урок, использовал жестикуляции. В общении старался использовать метод смены интонации голоса, тем самым привлечь и заострить внимание учащихся на особенно важном для понимания материале. Демонстрировал доброжелательное отношение к учащимся (улыбался, хвалил). При общении постоянно смотрел на класс, сосредотачивая взгляд на отдельных учениках, занимающихся посторонним делом. На уроке избрал демократический стиль педагогического общения, тон общения – одобряющий. Своё недовольство выражал в основном мимикой, не повышая интонации, делал замечания учащимся, нарушающим дисциплину. Владение коммуникативной техникой. Стремился подробно останавливаться на некоторых сложных вопросах и понятиях, все значимые понятия, схемы, классификации были продемонстрированы в презентации. Тем самым учитель экономит время на уроке, упрощает работу учащимся и акцентирует внимание в основном на беседе, как превалирующем методе на уроке.

Контроль и оценивание усвоения материала осуществляется в течение всего урока. В начале урока осуществляется контроль ранее пройденного материала. Контроль усвоения нового материала проводится обычно после объяснения. Оценивая учебную деятельность ребёнка на уроке в соответствии с поставленной задачей и индивидуальными особенностями ученика, в конце урока учителем выставляются отметки.

На уроке при объяснении нового материала учитель применял как словесный метод обучения, используя приём повествования, рассуждения, так и наглядный, т. е. слайды презентации. В конце урока учитель проверил уровень усвоения учениками нового материала и закрепил все полученные знания учеников, используя фронтальный опрос. После чего сделал краткий вывод по изученной теме, обобщая всё сказанное на уроке. На все поставленные вопросы ученики дали положительные ответы, из чего можно сделать вывод о том, что новый материал был усвоен и понят, но естественно, нельзя делать такой вывод, говоря о каждом ученике в отдельности в силу различных индивидуальных особенностей и дифференциации класса.

VII. Общие выводы к уроку.

На данном уроке учитель показал знание фактического материала, грамотную, лексически богатую речь, организованность и решительность.

Были правильно, на мой взгляд, подобраны использованные приёмы работы и методы обучения, показавшие свою эффективность и целесообразность.

Урок представлял собой целостное, завершённое педагогическое явление с высоким развивающим эффектом. По-моему, на данном уроке цели реализованы были частично. В силу ограниченности времени на уроке. Работа по реализации поставленных перед уроком целей будет продолжаться учителем-предметником на последующих уроках в рамках изучения предмета «Обществознание».

Таким образом, урок построен логично, каждый этап его взаимосвязан с предшествующим, познавательная деятельность учащихся организована на доступном для них уровне и была направлена на решение образовательно-воспитательных задач и развитие познавательного интереса учащихся.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.