Анализ наличия межпредметных связей дисциплины ОБЖ СПО
DOC / 214 Кб
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ПЕРВОМАЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Анализ наличия межпредметных связей дисциплины ОБЖ (программы СПО) с общеобразовательными предметами учреждений ОО и дисциплинами СПО
Зам.директора по УПР, преподаватель ОБЖ
Евков А.А.
2022г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I.ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
II. РОЛЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ИЗУЧЕНИИ ОБЖ
III. ТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРЕДМЕТА ОБЖ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ И ДИСЦИПЛИНАМИ
IV. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРЕДМЕТА ОБЖ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ
ГЛОССАРИЙ СОКРАЩЕНИЙ
ИСТОЧНИКИ
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплину основы безопасности жизнедеятельности можно назвать
интегрированной, так как ее база комплексно формируется из
различных предметов и дисциплин разной направленности, целью которой является изучение опасностей, угрожающих человеку и разработка способов защиты от них в любых условиях существования человека и является не только самостоятельной дисциплиной в межпредметных связях, но и может являться связующим звеном между предметами и дисциплинами, что подчеркивает актуальность изучения данной темы.
В анализе наличия межпредметных связей дисциплины ОБЖ (программы СПО) с общеобразовательными предметами учреждений ОО и дисциплинами СПО будет рассмотрена односторонняя связь, а именно базирование ОБЖ СПО на выкладках других предметов и дисциплин.
Используя межпредметные связи в преподавании дисциплины
«Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), преподаватель должен обладать умением комплексного применения знаний на практике, а также их синтеза и переноса теоретических знаний и практических методов из одной науки в другую.
Объект анализа: процесс обучения ОБЖ в учреждении СПО.
Предмет анализа: наличие межпредметных связей дисциплины
ОБЖ в системе СПО с другими учебными предметами и дисциплинами.
Цель анализа: разработка рекомендаций по организации
межпредметных связей предмета ОБЖ с другими учебными предметами и дисциплинами.
Задачи анализа:
1. Определить наличие межпредметных связей в изучении ОБЖ;
2. Определить роль межпредметных связей в изучении ОБЖ;
3. Разработать рекомендации по организации межпредметных связей
дисциплины ОБЖ с другими предметами и дисциплинами общеобразовательного цикла.
I.ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
В работе будет использовано следующее определениее:
«Межпредметные связи – это дидактическое условие, сопутствующее
отражению в учебном процессе сформированности целостного
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, а также овладение учащимися навыками
познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности. В
результате знания становятся не только конкретными, но и обобщенными,
что дает учащимся возможность переносить эти знания в новые ситуации и
применять их на практике» [1].
Существует множество классификаций межпредметных связей, и
одна из них основывается на временном критерии, который будет использован в процессе анализа:
Предварительные;
Сопутствующие;
Последующие.
Фактическое применение таких связей способствует систематизации
знаний, дает возможность опираться на ранее пройденный материал по
родственным предметам и дисциплинам, самостоятельно выявлять перспективные знания, для дальнейшего их использования в изучении смежных тем.
В педагогике принято разделение межпредметных связей на три функции: образовательную, воспитательную и развивающую, которые объединяет принцип построения образовательного процесса, когда в задачах обучения требуется отражение применения, закрепления и обобщения знаний и умений, полученных обучающимися ранее при изучении других предметов. Это прямая связь дисциплины использующей базовые знания других предметов и дисциплин, соответствующая предварительны и сопутствующим межпредметным связям. В случае с последующими межпредметными связями, связь будет обратной.
II. РОЛЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ИЗУЧЕНИИ ОБЖ
ОБЖ – это учебная дисциплина, которая соединяет другие учебные дисциплины общей темой безопасного взаимодействия человека с окружающим его миром и рассматривает вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций и их последствий.
Она играет роль в формировании экологического мышления, навыков здорового и безопасного образа жизни, понимания рисков и угроз современного мира, знания правил и владении навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, умения действовать индивидуально и в группе в опасных и чрезвычайных ситуациях, что актуально для современного человека.
В содержании предмета ОБЖ можно выделить несколько основных
тематических направлений: государственная система обеспечения безопасности населения, обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья, основы обороны государства и воинская обязанность и основы медицинских знаний[2].
Данные тематические направления (связи) предмета ОБЖ можно выделить фрагментарно (отдельными темами или их частями) в других общеобразовательных предметах и дисциплинах, таких как: химия, физика, математика, биология и др.
Исходя из этого межпредметные связи должны быть неотъемлемой частью процесса изучения ОБЖ.
При использовании межпредметных связей в ОБЖ возможно решение таких проблемных задач как:
- развития способности у обучающихся установления и объяснения причинно-следственных связей явлений различной природы;
- формирования у обучающихся способности систематизировать и обобщать знания об общем объекте изучения, решать задачи в которых необходимо комплексное применение знаний, которые были получены при изучении разных предметов;
- способности вырабатывать ситуационный опыт;
- сокращать дублируемость изучаемого материала, что повышает объем
необходимой информации для создания наиболее полой структуры знаний и
умений у обучающихся.
Межпредметные связи являются способом формирования гармоничной, способной к саморазвитию личности, умеющей видеть целостную картину мира.
Рассматривая роль межпредметных связей в преподавании ОБЖ, можно сделать вывод о том, что данные связи помогут расширить информационное поле понятия «безопасность жизнедеятельности» и последовательно формировать у учащихся культуру безопасности.
III. ТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРЕДМЕТА ОБЖ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ И ДИСЦИПЛИНАМИ
ОБЖ является дисциплиной, которая опирается на знания множества различных наук, поэтому применение межпредметных связей ОБЖ возможно практически с каждым предметом образовательных программ общего и среднего профессионального образования.
Потребность обеспечения безопасности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ. Стремление к безопасности в процессе жизни человека как социального обьекта обусловило объединение людей в сообщества, формирование силовых структур (армии, полиции и различных служб охраны жизни и здоровья, в том числе от стихийных бедствий), а в конечном итоге предопределило образование многих международных организаций, деятельность которых глобализирована по вопросам всеобщей безопасности.
Одно из современных определений понятий безопасности уже обобщает риски и угрозы современного общества, природы, экологии в отношении не только отдельных индивидов, но и всего населения планеты: безопасность – это состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующееся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению (изучению), предупреждению, ослаблению, устранению (ликвидации) и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый (недопустимый объективно и субъективно) ущерб, закрыть путь для выживания и развития.
В связи с этим опасности и угрозы в настоящее время группируются по следующим признакам:
по направленности против определенных субъектов, их интересов и потребностей, а также против тех или иных объектов (в том числе природных);
по отношению к объектам воздействия – на внутренние и внешние;
по сферам действия (экология, экономика, политика, социальная область, сфера обороны, культурология и т.д.);
по масштабам (глобальные, региональные, государственные, местные и т.д.);
по способам и формам проявления (заявления, конкретные действия, совокупность обстоятельств, которые могут породить опасность в перспективе и требуют защитного реагирования, и т.д.);
по источникам и движущим силам (природные, обусловленные деятельностью людей и т.д.);
по ожиданию воздействия на объекты (время наступления опасности).
Если рассмотреть отдельные группы независимо друг от друга, будет понятно, что их все можно отнести к самым разнообразным направлениям научной и практической деятельности человека по изучению окружающего нас мира, технологических и социальных процессов связанных с жизнедеятельностью человека.
Предмет ОБЖ в значительной мере направлен на получение знаний и умений личной безопасности, однако без понимания источников рисков и угроз, как локального так и глобального характера, а следовательно и знакомства с ними, не возможно получить необходимые знания и умения, которые будут осознанными и эффективно применяемыми в повседневной жизни.
В связи с этим предмет ОБЖ, как и система безопасности в общем понимании, опирается на базовые знания отдельных наук, направлений жизнедеятельности человека как вида и последствий данной жизнедеятельности, и не может изучаться отдельно от этих знаний. Следовательно, в значительной мере ОБЖ опирается на межпредметные связи с другими дисциплинами, изучаемыми в программах общего образования, являясь обобщающим, конкретизирующим и направляющим инструментом для получения конкретизированных и обобщенных знаний в сфере безопасности жизнедеятельности.
Анализ программ общего и среднего профессионального образования выявил ряд дисциплин на отдельные темы которых в большей или меньшей степени опирается изучение предмета ОБЖ в СПО, а следовательно и наличие межпредметных связей между ними и ОБЖ. Результат анализа приведен на схеме 1.
Схема 1. Наличия межпредметных связей ОБЖ, как дисциплины преподаваемой в СПО, с дисциплинами общеобразовательного цикла общеобразовательных учебных заведений и учреждений СПО
Цветами на схеме 1 выделены предметы и дисциплины изучаемые в ОО и СПО:
Непосредственно ОБЖ как дисциплина СПО;
Дисциплины изучаемые в СПО;
Дисциплины изучаемые в ОО;
Дисциплины изучаемые в ОО и СПО.
Все предметы, изучаемые в системе ОО, однозначно будут отнесены к предшествующим межпредметным связям при работе, с которыми преподавателю ОБЖ в СПО при изучении многих тем достаточно выделить отдельные знания, полученные обучающимися при изучении других предметов и дисциплин, и соотнести их с понятиями безопасности жизнедеятельности.
Предметы, изучаемые в системе ОО и дисциплины СПО, являющиеся их продолжением, в большей части можно определить как предшествующие и сопутствующие. Действия преподавателя ОБЖ, в данном случае аналогичны работе с предшествующими связями. Конечно, в значительной мере это будет зависить от учебного плана, в котором изучение ОБЖ не будет опережать изучение общеобразовательных дисциплин программы СПО. В противном случае преподавателю ОБЖ будет необходимо давать базовые знания по непрочитанным темам «отстающих» дисциплин, что значительно снизит понимание обучающимися взаимосвязи понятий безопасности в контексте с дисциплиной, где необходимые для этого понятия не изучались. Соответственно эти связи перейдут в разряд перспективных.
Наиболее сложным материалом в изучении и понимании обучающимися ОБЖ будет, тот материал, который можно полностью или частично отнести к связям перспективным.
Рассмотрим базовые основы, на которые опираются отдельные темы дисциплины ОБЖ. Естественно полученные знания по предметам и дисциплинам, образующим с ОБЖ СПО межпредметные связи, не всегда будут полными, т.е достаточными, однако значительно упростят понимание и осознание отдельных направлений безопасности. Анализ соотношения отдельных тем предметов и дисциплин с темами (или их частями) программы ОБЖ СПО приведен в таблице 1.
Таблица 1. Соотношение отдельных тем предметов и дисциплин с темами программы ОБЖ СПО.
ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА (5-9 класс) предшествующие связи | ||
| темы курса ОБЖ СПО | элементы содержания программы ОО |
МАТЕМАТИКА | ||
| Тема 4.8. Военная топография. УПС (учебно-полевые сборы) | МАТЕМАТИКА Действия с натуральными числами: Сложение и вычитание, компоненты сложения и вычитания, связь между Дроби Десятичные дроби: Среднее арифметическое чисел: АЛГЕБРА Числа Рациональные числа: Действия с рациональными числами. Представление рационального числа СТАТИСТИКА И ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ Статистика: Табличное и графическое представление данных, столбчатые и круговые ГЕОМЕТРИЯ Измерения и вычисления Величины: Длина. Измерение длины. Единицы измерения длины. Величина угла. Градусная мера угла. Измерения и вычисления: Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний). Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, формулы длины окружности и площади круга. Расстояния: Расстояние между точками. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между фигурами. Геометрические построения: Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник. Простейшие Движения: |
ГЕОГРАФИЯ | ||
| Тема 4.8. Военная топография. УПС (учебно-полевые сборы) | География земли Источники географической информации: План и карта. Способы ориентирования на местности. Стороны горизонта. Определение направлений на местности. Компас. Понятие об азимуте. Классификация карт по масштабу. Условные знаки на карте. Географические атласы. Практическое значение карт. Географические координаты. Градусная сетка на глобусе и географической карте: параллели и меридианы. Понятие о географических координатах. Правила определения географической широты и географической долготы. Определение географических координат различных объектов. Использование инструментов и приборов. Природа земли и человек: Рельеф Земли. Основные формы рельефа – горы и равнины. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Изменение температуры с высотой. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях. Биосфера – живая оболочка Земли. Границы биосферы. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Физическая география Государство на карте мира. Географические исследования: Физико-географическое положение. Часовые пояса. Местное и поясное время. Топографические карты и приемы работы с ними. Признаки топографической карты, ее особенности, сферы применения. Градусная и прямоугольная сетки на топографических картах. Географические и прямоугольные координаты. Определение прямоугольных координат точек по топографической карте. Условные знаки топографических карт. Направления на топографических картах. Понятие об азимуте истинном и магнитном. Природные комплексы: Ландшафты и их классификация. Основные единицы физико-географического районирования, их характеристика. Карта физикогеографического районирования. Взаимодействие человека и природы: Антропогенная деятельность как негативный фактор изменения окружающей среды. Загрязнение атмосферного воздуха. Разрушение природных ландшафтов. Последствия нарушения равновесия в природных комплексах. Влияние экологической ситуации на население. |
ФИЗИКА | ||
| Тема 1.1. Актуальность и основные понятия ОБЖ. Тема 2.5. ОМП. Тема 4.8. Военная топография. Тема 5.2. Травмы и их виды. УПС (учебно-полевые сборы) | Механические явления Механические колебания и волны: Тепловые явления Строение вещества: Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское Законы теплообмена: Электромагнитные явления Электрическое поле: Элементарный электрический заряд. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Постоянный электрический ток Электрический ток: Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Магнитное поле: Электромагнитные колебания Электромагнитные колебания: Колебательный контур. Электрогенератор. Световые явления Свет – электромагнитная волна. Скорость света. Источники света. Закон прямолинейного распространения света. Законы отражения света. Квантовые явления Строение атома. Протон, нейтрон и электрон. Радиоактивность. Период полураспада. Альфа-излучение. Бета-излучение. Гамма-излучение. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Строение и эволюция Вселенной Знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звездного неба. Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звезд. |
ХИМИЯ | ||
| Тема 1.1. Актуальность и основные понятия ОБЖ. Тема 2.5. ОМП. Тема 5.5. Первая помощь при ожогах. Тема 5.8. Первая помощь при отравлениях. УПС (учебно-полевые сборы) | Вещество Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава. Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Химическая реакция Физические и химические явления. Химическая реакция. Понятие о скорости химических реакций. Тепловые эффекты при химических реакциях. Элементарные основы неорганической химии Волород. Кислород. Галогены. Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Аммиак, фосфор, углерод, углекислый и угарный газ. Химия и жизнь Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность. |
БИОЛОГИЯ | ||
| Тема 1.1. Актуальность и основные понятия ОБЖ. Тема 3.1. Здоровье и здоровый образ жизни. Тема 3.2. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Тема 3.3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Тема 3.4. Вредные привычки. Тема 3.6. Репродуктивное здоровье. Тема 5.1. Понятие первой помощи. Тема 5.2. Травмы и их виды. Тема 5.3. Первая помощь при синдроме длительного сдавливания. Тема 5.4. Понятие и виды кровотечений. Тема 5.7. Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Тема 5.8. Первая помощь при отравлениях. Тема 5.10. Основные инфекционные болезни. УПС (учебно-полевые сборы) | Живые организмы Биология – наука о живых организмах: Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Жизнедеятельность организмов: дыхание. Клеточное строение живых организмов: Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Среды жизни: Экология. Экологические факторы. Среды жизни. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Царство Грибы: Плесневые и шляпочные грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе, жизни человека. Первая помощь при отравлении. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Типы червей: Краткая характеристика типа плоские черви. Класс Планарии. Классы Сосальщики и Ленточные черви. Тип Круглые черви. Борьба с червями-паразитами. Человек и его здоровье Введение в науки о человеке: Место человека в органическом мире. Биологическая природа и социальная сущность человека. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Общие свойства организма человека и уровни его организации: Клетка, ее строение, химический состав, жизненные свойства. Клетки, ткани, органы, системы органов. Их взаимосвязь, как основа целостности многоклеточного организма. Строение тела человека. Организм – единое целое. Организм и среда. Нейрогуморальная регуляция функций организма: Механизм регуляции функций организма человека. Центральная и периферическая нервная система. Опора и движение: Опорно-двигательный аппарат: состав, строение, функции. Кость: состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Профилактика травматизма. Первая помощь себе и окружающим при травмах опорно-двигательного аппарата. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Кровь и кровообращение: Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость), значение ее постоянства. Состав и функции крови. Эритроциты. Переливание крови. Группы крови. Лейкоциты, их роль в защите организма. Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Предупреждение заболеваний сердечнососудистой системы. Дыхание: Дыхательная система: состав, строение, функции. Внешнее дыхание и внутреннее дыхание. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом. Болезни органов дыхания и их профилактика. Гигиена дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Пищеварение: Питание. Пища, как биологическая основа жизни. Пищеварительная система: состав, строение, функции. Заболевания желудочно-кишечного тракта, их предупреждение, профилактика гепатита и кишечных инфекций. Обмен веществ и энергии: Обмен веществ и превращение энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Выделение: Мочевыделительная система: состав, строение, функции. Заболевания орга- Размножение и развитие: Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем. Их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа. Здоровье человека и его охрана. Основы физиологии труда: Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Здоровье человека. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние Общие биологические закономерности Организменный уровень организации жизни: Вирусы. Заболевания, вызываемые вирусами и их профилактика. Биосферный уровень организации жизни: Ноосфера. Значение охраны биосферы для жизни на Земле. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА | ||
| Тема 1.1. Актуальность и основные понятия ОБЖ. Тема 3.1. Здоровье и здоровый образ жизни. Тема 3.2. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Тема 3.4. Вредные привычки. Тема 3.6. Репродуктивное здоровье. Тема 4.3. Особенности военной службы. Тема 5.1. Понятие первой помощи. Тема 5.2. Травмы и их виды. Тема 5.9. Первая помощь при отсутствии сознания. УПС (учебно-полевые сборы) | Знания о физической культуре Физическая культура (основные понятия): Физическое развитие человека. Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Здоровье и здоровый образ жизни. Физическая культура человека: Режим дня, его основное содержание и Физическое совершенствование Физкультурно-оздоровительная деятельность: Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. |
ОБЖ | ||
| Тема 1.1. Актуальность и основные понятия ОБЖ. Тема 2.1. Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Тема 2.2. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Тема 2.3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Тема 2.4. Гражданская защита. Тема 2.6. Инженерная защита населения. Тема 2.7. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы. Тема 2.8. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций. Тема 2.9. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. Тема 2.10. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. Тема 3.1. Здоровье и здоровый образ жизни. Тема 3.2. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Тема 3.3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Тема 3.4. Вредные привычки. Тема 3.5. Правила и безопасность дорожного движения. Тема 3.6. Репродуктивное здоровье. Тема 3.7. Правовые основы взаимоотношения полов. Тема 5.1. Понятие первой помощи. Тема 5.2. Травмы и их виды. Тема 5.4. Понятие и виды кровотечений. Тема 5.5. Первая помощь при ожогах. Тема 5.6. Первая помощь при воздействии низких температур. Тема 5.7. Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Тема 5.9. Первая помощь при отсутствии сознания. Тема 5.10. Основные инфекционные болезни. УПС (учебно-полевые сборы) | Основы безопасности личности, общества и государства. Основы комплексной безопасности. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Пожарная безопасность: Безопасность на дорогах: Безопасность на водоёмах: Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера Чрезвычайные ситуации природного характера: Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины). Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи). Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами). Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций. Защита населения от чрезвычайных ситуаций Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основные мероприятия, проводимые в Луганской Народной Республике, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Луганской Народной Республике. Общие понятия о терроризме и экстремизме. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Факторы, разрушающие здоровье: Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья: Брак и семья. Семейный кодекс Луганской Народной Республики. Семья и здоровый образ жизни человека. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. Первая помощь при неотложных состояниях Основы медицинских знаний: Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства. Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом Первая помощь при неотложных состояниях Правила оказания первой помощи: Первая помощь при массовых поражениях Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при |
ТЕХНОЛОГИЯ | ||
| Тема 1.1. Актуальность и основные понятия ОБЖ. Тема 2.10. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. Тема 3.3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Тема 5.8. Первая помощь при отравлениях. | Индустриальные технологии Формирование целостного представления о техносфере, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности; приобретение опыта разнообразной практической деятельности с техническими Кулинария Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах и порезах. Понятие о микроорганизмах; полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты; органолептические и лабораторные экспресс-методы определения качества пищевых продуктов; первая помощь при пищевых отравлениях. Кулинария (поход) Расчет количества и состава продуктов для похода. Обеспечение сохранности продуктов. Соблюдение правил санитарии и гигиены в походных условиях. Кухонный и столовый инвентарь, посуда для приготовления пищи в походных условиях. Природные источники воды. Способы обеззараживания воды. Способы разогрева и приготовления пиши в походных условиях. Соблюдение мер |
ПРОГРАММА СПО (соответствует 9-10 классу школы) предшествующие, сопутствующие и перспективные связи (в зависимости от структуры учебного плана) | ||
МАТЕМАТИКА | ||
| Тема 4.8. Военная топография. УПС (учебно-полевые сборы) | Основы тригонометрии Основные понятия: Геометрия Координаты и векторы: |
ФИЗИКА | ||
| Тема 1.1. Актуальность и основные понятия ОБЖ. Тема 2.5. ОМП. Тема 4.8. Военная топография. Тема 5.2. Травмы и их виды. УПС (учебно-полевые сборы) | Механика Механические колебания: Колебательное движение. Гармонические Электромагнитные колебания: Переменный ток. Физика атомного ядра: Естественная радиоактивность. Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление |
ХИМИЯ | ||
| Тема 1.1. Актуальность и основные понятия ОБЖ. Тема 2.5. ОМП. Тема 5.5. Первая помощь при ожогах. Тема 5.8. Первая помощь при отравлениях. УПС (учебно-полевые сборы) | Общая и неорганическая химия Основные понятия и законы химии: Химические знаки и формулы. Периодический закон Менделеева: Периодическая таблица химических элементов. Агрегатные состояния веществ и водородная связь: Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Вода. Растворы. Растворение: Вода как растворитель. Растворимость Оксиды и их свойства. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Химические свойства оксидов. Кислоты и их свойства: Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. ы получения кислоты. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Соли и их свойства: Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Органическая химия Белки: Химические свойства белков. Биологические функции белков. |
БИОЛОГИЯ | ||
| Тема 1.1. Актуальность и основные понятия ОБЖ. Тема 3.1. Здоровье и здоровый образ жизни. Тема 3.2. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Тема 3.3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Тема 3.4. Вредные привычки. Тема 3.6. Репродуктивное здоровье. Тема 5.1. Понятие первой помощи. Тема 5.2. Травмы и их виды. Тема 5.3. Первая помощь при синдроме длительного сдавливания. Тема 5.4. Понятие и виды кровотечений. Тема 5.7. Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Тема 5.8. Первая помощь при отравлениях. Тема 5.10. Основные инфекционные болезни. УПС (учебно-полевые сборы) | Химическая организация клетки: Клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Строение и функции клетки: Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.). Обмен веществ и превращение энергии в клетке: Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Индивидуальное развитие человека: Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. Биосфера и человек. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду. Правила поведения людей в окружающей природной среде. |
ЭКОЛОГИЯ | ||
| Тема 1.1. Актуальность и основные понятия ОБЖ. Тема 3.1. Здоровье и здоровый образ жизни. Тема 3.3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Тема 5.1. Понятие первой помощи. Тема 5.8. Первая помощь при отравлениях. УПС (учебно-полевые сборы) | Общая экология: Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Социальная экология: Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Понятие «загрязнение среды». Прикладная экология: Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Среда обитания человека: Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. Городская среда: Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека. |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА | ||
| Тема 1.1. Актуальность и основные понятия ОБЖ. Тема 3.1. Здоровье и здоровый образ жизни. Тема 3.2. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Тема 3.4. Вредные привычки. Тема 3.6. Репродуктивное здоровье. Тема 4.3. Особенности военной службы. УПС (учебно-полевые сборы) | Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала. Взаимосвязь общей культуры обучающихся и их образа жизни. Современное состояние здоровья молодежи. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Двигательная активность. Влияние экологических факторов на здоровье человека. О вреде и профилактике курения, алкоголизма, наркомании. Влияние наследственных заболеваний в формировании здорового образа жизни. Рациональное питание и профессия. Режим в трудовой и учебной деятельности. Активный отдых. Вводная и производственная гимнастика. Гигиенические средства оздоровления и управления работоспособностью: закаливание, личная гигиена, гидропроцедуры, бани, массаж. Материнство и здоровье. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка: Кроссовая подготовка. Прыжки. Метание гранаты весом 500 г (дев.) и 700 г (юн.). Гимнастика: Общеразвивающие упражнения. Упражнения для профилактики профессиональных заболеваний. Спортивные игры: (Все командные). Виды спорта по выбору: Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах. Элементы единоборства. |
Из сотношения данных приведенных в таблице 1 с программой ОБЖ СПО следует, что из 38 тем дисциплины ОБЖ СПО и учебно-полевых сборов (УПС) не имеют явных межпредметных связей 9 тем, что составляет всего около 24% общего обьема программы. Данные цифровые показатели свидетельствуют о значительной доле знаний из предметов и дисциплин, которые образуют межпредметные связи с ОБЖ СПО и в значительной мере являются базовыми знаниями, на которых строится изучение основ безопасности.
IV. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРЕДМЕТА ОБЖ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ
Межпредметные связи отражают комплексный подход к обучению и
воспитанию, а также дают возможность выделить и акцентировать взаимосвязи между изучаемыми дисциплинами.
Базирование преподавания дисциплины на межпредметных связях значительно влияет на все его составляющие и позволяет целенаправленно решать следующие вопросы:
- повышение эффективности познавательной деятельности учащихся,
включая обучение сложным обобщённым умениям и навыкам, общим для нескольких дисциплин;
- комплексная постановка задач и целей занятий;
- разработка комплексного содержания занятия, которая включает изучение общих и смежных понятий, основных идей базовых для ОБЖ дисциплин;
- использование средств познавательной деятельности учащихся, методов и форм учебной работы, наглядных пособий, между которыми устанавливается связь;
- совокупный анализ учебно-воспитательного процесса ряда дисциплин, между которыми устанавливается связь;
- комплексное поурочное и тематическое планирование, включающее
все аспекты организации обучения и предусматривающего взаимодействие
преподавателей различных дисциплин.
Исходя из проведенного анализа информации можно сделать вывод, что для успешной реализации межпредметных связей, в особенности сопутствующих, возможности уменьшения количества последующих, необходимы следующие условия:
Создание учебного плана, определяющего основные направления в содержании, методах и формах организации обучения на занятиях по дисциплинам, между которыми устанавливаются связи.
Реализация разработанной программы обучения, с возможностью
корректировки на основе обратной связи путем взаимосвязи преподавателей разных дисциплин (перенос тем в учебной программе для перевода последующей межпредметной связи в сопутствующую).
Использование межпредметных связей должно быть на уровне межпредметных заданий, состава учебного материала, интегративных форм контроля, и возможности проведения интегрированных занятий.
При создании единой программы обучения с использованием межпредметных связей должны соблюдаться определенные правила, способствующие успешному внедрению их в образовательный процесс:
Система межпредметных вопросов должна раскрывать общую учебную проблему. Проблемные вопросы должны быть равномерно распределены по всем рабочим программам.
Самостоятельная работа учащихся должна организовываться с использованием комплексных заданий, включающих использование знаний различных дисциплин.
Постепенное введение и усложнение задач, для решения которых
необходимо использование межпредметных связей.
Использование межпредметных связей на уроках ОБЖ, возможно в виде задания для самостоятельной работы с использованием информации другой
дисциплины, включение в изложение преподавателя материала другой
дисциплины, использование изучения вопросов межпредметного содержания, применение наглядных пособий по другим дисциплинам, постановка проблемных вопросов, решение количественных и качественных задач межпредметного содержания, сообщения, доклады и рефераты учащихся с использованием смежной информации из других дисциплин, решение ситуационных задач для которых требуется систематическое повторение ранее усвоенных знаний и умений и пр.
На основании изложенного можно выделить основные правила и требования к реализации межпредметных связей ОБЖ с другими дисциплинами:
Постановка межпредметных проблем и их самостоятельный поиск на
отдельных занятиях ОБЖ или смежных дисциплин.
Применение на занятиях межпредметных связей должно способствовать
развитию у учащихся установления и способности объяснения причинно-
следственных связей.
Четкая формулировка учебной задачи занятия с межпредметными связями, для решения которой необходимо заимствование знаний из других дисциплин.
Использование обратной связи межпредметных связей на уроках ОБЖ, а также использование информации о безопасности жизнедеятельности на смежных дисциплинах.
Усложнение межпредметных связей за счет использования двусторонних,
и затем многосторонних связей между дисциплинами.
Создание интегрированных уроков, разработка семинаров и конференций по смежным дисциплинам.
Межпредметные связи на занятиях ОБЖ должны формировать у учащихся
самостоятельность, творческую инициативу к решению возникающих проблем интегративного характера.
ГЛОССАРИЙ СОКРАЩЕНИЙ
СПО – среднее общее образование;
ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности;
ОО – общее образование;
УПС – учебно-полевые сборы;
ФК – физическая культура.
ИСТОЧНИКИ
1.Блинова Т.Л., Подход к определению понятия "Межпредметные
связи в процессе обучения" с позиции ФГОС СОО [Текст] / Т.Л. Блинова,
А.С. Кирилова / Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч.
конф. - М.: Буки-Веди, 2013. — С. 65-67.
2.Примерная программа по общеобразовательной учебной дисциплине для образовательных организаций (учреждений) среднего профессионального образования Луганской Народной Республики Основы безопасности жизнедеятельности, 2020г.
3.Примерные программы предметов и дисциплин для общеобразовательных и образовательных организаций (учреждений) среднего профессионального образования Луганской Народной Республики.