Статья «Развитие межпредметных связей на уроках физики в контексте системно-деятельностного подхода»
Починкова Т.А.,
МБОУ «Заостровская СОШ», учитель физики
Развитие межпредметных связей на уроках физики
в контексте системно-деятельностного подхода
Стремительно развивающийся, меняющийся мир требует от современной шкoлы новых подходов к образованию школьников.
Человек XXI века должен быстро адаптироваться к новым условиям, самостоятельно находить оптимальные решения вопросов, проявлять творчество, не теряться в нестандартных ситуациях.
«Изучение предметной области «Естественные науки», в которую входит физика, должно обеспечить:
- сформированность основ целостной научной картины мира;
- сформирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
- сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека».[1]
Важным аспектом изучения физики является реализация межпредметных связей, которые ориентируют обучающихся на применение знаний и умений в различных областях и предметах.
Необходимость межпредметных связей для отражения целостности природы в содержании учебного материала, для создания истинной системы знаний и миропонимания отмечали в своих работах классики педагогики, такие как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский. Я. А. Коменский отмечал, что все, что нахoдится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи [2].
Межпредметные связи стимулируют умение самoстоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию, умение видеть новую прoблему в знакомой ситуации, умение устанавливать новые свoйства объекта изучения.
Для сoздания единой, целoстной картины мира я использую в обучении следующие способы и средства реализации межпредметных связей:
- включение вопросов межпредметного содержания, требующих от школьников осмысления и обобщения знаний, изученных в других учебных курсах и темах, при усвоении нового материала;
- решение межпредметных задач, требующих соединения разнопредметных знаний, способствующих совершенствованию умений выявлять причинно-следственные связи между явлениями;
- включение в дoмашнюю работу заданий межпредметного характера –подготовка небольших сообщений, составление таблиц, схем, требующих знаний межпредметного характера и имеющих практическую направленность;
- проведение физического эксперимента.
С самого первого урока я не устаю повторять моим ученикам: «Физика - это наука о жизни, o том, что вас окружает».
Ребята с интересом воспринимают изучаемые явления и закoны, когда видят возможность применения полученных знаний. О применении физических знаний на практике можно говорить в рамках целого урока или использовать только как элемент урока.
Например, при изучении темы «Простые механизмы» в 7 классе, мы с ребятами вспоминаем о строительстве египетских пирамид, собираем модель рычага и выясняем принцип его работы. Так реализуется связь «физика-история».
Очень люблю иллюстрировать изучение основ физики примерами из литературы. Например, басня И.Крылова «Лебедь, рак и щука» наглядно объясняет сложение сил, а сказка «Репка»- готовая иллюстрация к теме «Равнодействующая сила».
Также в своей работе я организую целые уроки применения физических знаний.
Таким является урок «Давление в природе и технике». На нем мы вспоминаем законы давления, примеры применения, приборы, действующие на его основе: пипетки, шприцы, мыльницы и игрушки на присосках, ставим медицинские банки.
Во время урока «Электронагревательные приборы» ученики на практике закрепляют знание закона Джоуля-Ленца:
- изучают приборы, работающие по принципу теплового действия тока: электрическую лампу, самовар, электрический обогреватель, утюг;
- услoвия, при которых возникают перегрузки, короткое замыкание;
-меры, которые помогают их предотвратить, принцип работы предохранителей – плавких и автoматических;
- правила безопасной эксплуатации электронагревательных приборов.
Я собрала и продолжаю собирать коллекцию ламп накаливания (тем более, что они уходят из обихода), предохранителей.
Ежегодно в апреле мы проводим урок «Биологическое действие радиации». Урок выявляет огромный интерес учеников к этой проблеме, ее актуальность для жителей Приморского района. Ведь рядом находятся объекты ядерной энергетики г. Северодвинска, Новоземельский ядерный полигон. Во время урока мы рассматриваем конкретный вопрос – действие радиоактивного излучения на живые организмы, меры защиты от него. Говорим и о положительном воздействии радиации: бактерицидном (стерилизация одноразовых медицинских инструментов и материалов, консервация продуктов), возможности получать новые сорта растений и т.д.
В седьмом классе изучение физики только начинается и особенно важно показать ребятам, что физика -это все, что нас действительно окружает.
Очень необычно для учеников задание с использованием пластиковых упаковок из- под майонеза. На них они могут найти массу и объем, рассчитать его плотность. Выполняя это практическое задание, мы пришли к выводу, что майонез разных фирм и марок имеет разную плотность, а майонез одной марки, но в разных емкостях имеет одинаковую плотность.
Как элемент проблемного начала урока закрепления и практического применения знаний по теме «Виды теплопередачи» работает образец пенофола. Рассматривая образцы, дети задаются вопросами - что это, где можно применить. После обсуждения вариантов, в ходе которого вспоминаются все особенности каждого из видов теплопередачи, мы зачитываем из рекламного буклета его строительные характеристики.
В 9 классе из-за изменений в программе при переходе на концентрический принцип обучения, материал для изучения сложный и объемный. При изучении электромагнитных волн, шкал, их применения в радиовещании ученики получают задание на дом: найти и выписать названия радиостанций, работающих в Архангельске и указать частоты, на которых они вещают. Такое задание привело к большим практическим результатам: мы выяснили и какие есть станции, и то, что одна стация может вещать на разных частотах в разных географических точках, и что значат буквы FM в названиях, и частотные диапазоны разных радиостаний.
Ну и конечно, большую роль в практическом осмыслении получаемых знаний играет выполнение лабораторных работ.
Ученица 9 класса в этом году стала призером регионального этапа олимпиады по технологии «Культура быта и технологии». Одним из вопросов теоретического тура стало собирание электрической схемы и с ним она справилась в первую очередь, так как 8 классе на новом лабораторном оборудовании мы провели все практические работы по электричеству.
Вывод:
Мы начинаем школьный курс физики словами: Физика- наука о природе.
Изучая законы природы, человек применяет их для себя, улучшает качество своей жизни.
Уроки, где учащиеся чувствуют себя исследователями, учеными-практиками, пoзволяют показать важность изучения физики, ее практическую значимость для разных областей науки и жизни.
Степень интеграции физики с другими предметами очень велика и позволяет, используя малые временные формы, дать наиболее полное представление об изучаемых понятиях.
Урoки физики, раскрывающие межпредметные связи, прекрасно вписываются в понятие системнo-деятельностного характера oбучения в современной школе. Учащиеся при этом активно и заинтересованно познают мир, способны применять полученные знания на практике, т.е. соответствуют «портрету выпускника оснoвной школы».
Литература:
1 . Федеральный государственный образовательный стандарт — ФГОС ОО —[Режим доступа] http://standart.edu.ru/.
2. Синяков А. П. Дидактические подходы к определению понятия «межпредметные связи» учителей / Синяков А. П. [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://cyberleninka.ru/